Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

Крыловой О.А.

1020

Периодизация: XVII XIX века.

Глоссарий:

Ассоциация— закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.( Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.)

Вибрация (по Дж. Гартли)- материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. .( Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)

Суггестия (по Дж. Беркли)-ассоциации, которые складываются из опыта человека. .( Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.)

Персоналии:

Беркли Дж. (1685 — 1753)

— наиболее значительный английский ученый первой половины XVIII в., посвятивший всю свою творческую деятельность всецело защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Его теория познания опирается на идеи номинализма и феноменализма.

Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения («идеи ощущений»): зрительные, мышечные, осязательные и другие.  В «Опыте новой теории зрения» (1709) Беркли детально анализирует чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Он доказывает, что расстояние, величина, положение предметов являются не первичными, объективными (независимыми от субъекта) качествами предметов, а продуктом взаимодействия ощущений. Одни ощущения (зрительные — степень ясности, четкости видения предмета) связаны с другими (осязательными, мышечными, возникающими в результате напряжения глазных мышц при приближении или удалении предмета), и весь этот комплекс ощущений образует то, что, как говорит Беркли, принято считать якобы существующим независимо от сознания протяженным миром. Тем самым реальному геометрическому пространству противопоставляется чувственное знание о пространственных отношениях. Чувство дистанции, как указывает Беркли, не отражает реального расстояния, не передает образ внешнего мира, поскольку зависит от деятельности субъекта.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

Ощущения и восприятие. Виды нарушений. Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую. Без такого разграничения практически невоз­можно разобраться как в отдельных звеньях психического процесса, так и в симптомах болезненного нарушения психики. Познавательная сфера — это ощущение, ...

          В работе «Трактат о началах человеческого знания» (1710) Беркли отвергает учение Локка о первичных (объективных) и вторичных (субъективных) качествах. Он утверждает, что первичные качества не отличаются от вторичных — и те и другие находятся в разуме. Соотношение первичных и вторичных качеств он заменяет отношением осязательных и зрительных ощущений. Указанные ощущения связаны, согласно мнению Беркли, символическими знаковыми отношениями: одно служит знаком другого. По одним знакам можно предугадать другие. Все другие формы связей отвергаются.           Отрицается Беркли и физиологическая обусловленность ощущений и их ассоциаций. Существование идей в уме не означает их расположенность в голове, ибо пространства как такового не существует; оно — комплекс ощущений. Идеи могут относиться только к воспринимающему их уму. Это абсолютно феноменологическая концепция. (История психологии Олейник Ю.Н., Кольцова В.А)

Гартли Д. (1705-1757)

— основателей английской ассоциативной психологии.

 Концепция Гартли отражена в его основных трудах: «Некоторые предположения о движения ощущения и возникновении идеи» (1746) и «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749).

Д. Гартли был противником теории врожденных идей Декарта, отстаивал положение о материальности и реальности внешнего мира, пытался соединить теологическое видение мира с механистическим. Психика понимается им, с одной стороны, как результат воздействия на человека внешнего мира. Это отражается в описании механизма возникновения ощущений, подчеркивающего их опытное происхождение: «Впечатление от внешних объектов вызывает в нервах, на которые они воздействуют, — и, следовательно, на головной мозг — вибрации в малых и даже мельчайших элементарных частицах». С другой стороны, психика выступает у него как продукт работы организма: «Белое костномозговое вещество, спинной мозг и отходящие от него нервы являются непосредственным инструментом ощущений и движения». В духе механистических воззрений своего времени Д. Гартли рассматривает организм как своеобразную вибраторную машину. По мнению ученого, вибрации внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические корреляты этих вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

№ 1 Каков физиологический механизм описанного ниже явления? Как это явление называется? У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: «Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!». Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась. № ...

Тем самым психика получает в работах Гартли детерминистическое объяснение. В основе образования всех психических явлений лежит механизм ассоциаций. Но в отличие от Дж. Локка (создателя данной дефиниции), определявшего ассоциации как связи второго сорта, ложные и случайные сочетания («род сумасшествия») сравнительно со связями между мыслями, устанавливаемыми разумом, Гартли придал ассоциации силу всеобщего закона, применимого ко всем формам психической деятельности, уподобив его закону ньютоновского всемирного тяготения. В своем труде «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» Гартли доказывал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов посредством их ассоциаций (в силу смежности этих элементов во времени и частоты повторений их сочетаний).

Он указывал, что вибрации, возникающие в теле, обладают способностью сохраняться. Частое повторение ощущений оставляет «определенные следы, типы или образы, которые можно назвать простыми идеями ощущений». Эти простые идеи «путем ассоциаций превращаются в сложные». В связи с этим Гартли замечает, что, «усовершенствовав учение об ассоциации, однажды можно будет проанализировать все огромное разнообразие идей по частям, из которых они состоят».  Гартли выделяет мотивационные силы, регулирующие организацию поведения: чувства удовольствия и боли (страдания).

По законам ассоциации они соединяются с различными объектами. Соответственно задачу воспитания он видит в создании и закреплении у людей таких связей, которые отвращают их от безнравственных дел и доставляют удовольствие от совершения нравственных, социально ценных поступков. Устойчивость этих связей — основа формирования нравственной добродетельной личности и развития совершенного общества. Механизм ассоциаций, усложняясь, производит воображение, амбиции, эгоизм, симпатии, любовь к Богу и моральное чувство. Такова, по Гартли, основа этики. (История психологии Олейник Ю.Н., Кольцова В.А)

12 стр., 5527 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗЛИЧНЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, ОЩУЩЕНИЯМИ. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ

Лабораторная работа № 4. Не только ученым (прежде всего психологам) и художникам, но и обычным людям известно, что разные цвета и их сочетания оказывают различное эмоциональное воздействие на человека: могут вызвать веселость, радость или грусть, печаль, тоску; могут притягивать или отталкивать; возбуждать или успокаивать; беспокоить, волновать, пугать и шокировать, могут что-то выделять или ...

Юм Д.(1711-1776)

абсолютизировал идею эмпиризма, доведя ее до логического предела и отвергнув силу человеческого разума. Он утверждал, что природа сильнее разума, что «человек-философ» должен уступить «человеку-природе».

 В работе «Трактат о человеческой природе» (1739-1740) Юм говорит о необходимости применить экспериментальный метод к изучению человеческой природы. Только познав и объяснив «величие и силу человеческого разума», можно добиться прогресса во всех остальных областях знания. Содержание человеческого разума, по Юму, включает в себя перцепции, «восприятия», которые разделяются на 2 класса: «впечатления» и «идеи». В основу их различения положены 2 критерия: 1) сила и яркость, с которыми впечатления и идеи выступают в разуме человека; 2) порядок и временная последовательность их появления. 

Аффекты (страсти) изначально присущи человеческой природе»; они независимы от рассудка и не управляются им. Это — впечатления, происходящие от других восприятий. Прямые аффекты непосредственно зависят от удовольствия и боли (желание, неприязнь, печаль, радость, надежда, страх, отчаяние, спокойствие).

Косвенные — производны от них (гордость, покорность, честолюбие, тщеславие, любовь, ненависть, щедрость и т.д.).

Эмоции относятся Юмом к сфере личности, «Я». Воля тоже рассматривается им как вид впечатления, «которое мы пережимаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа». Свободу выбора он понимает как случайность, антитезу необходимости, а свободу — как спонтанность, отсутствие принуждения извне. Воля не подвластна разума, но зависима от игры страстей.(История психологии Олейник Ю.Н., Кольцова В.А)

6 стр., 2712 слов

Гуманистическая психология и массовое сознание

Гуманистическая психология и массовое сознание Если бы меня два года назад спросили, какого психотерапевтического направления я придерживаюсь в своей работе, я бы с гордостью ответил: «Конечно — гуманистического, потому что оно самое лучшее и самое правильное». Если бы меня спросили об этом сейчас, я бы не стал так восторженно обобщать, а скромно бы сообщил, что в своей работе я предпочитаю ...

Браун Т.(1605-1682)

— британский медик, один из крупнейших мастеров английской прозы эпохи барокко, автор литературных «опытов» на оккультно-религиозные и естественнонаучные темы.

Браун разработал девять вторичных законов — частоты, новизны, конституциональных различий между индивидами, длительности первоначального ощущения и др. Он доказывал, что чем чаще осознаются какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее и т. п., тем больше шансов на установление связи между ними. Поэтому в дальнейшем появление одного из них влечет за собой закономерно связанную вереницу других.  К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию следует отнести и идею Брауна о включении в комплексы, образующие ассоциации, особых ощущений, порождаемых работой мышц. С его точки зрения, мышечная чувствительность порождает уверенность в реальном существовании внешнего мира. О роли тактильных ощущений, прежде всего ощущения плотности, в осознании внешнего мира говорил еще Кондильяк, однако впервые целостная картина этого процесса взаимодействия органа чувств и мышцы в построении картины окружающего была развернута именно Брауном.  Важными моментами в его концепции было выделение в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущение отношений между отдельными состояниями сознания, а также положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, где образующие эти комплексы компоненты уже неразличимы. С этим было связано и положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия. 

Милль Дж.  (1773-1836)

По аналогии с физическими законами он разрабатывал и законы психики, назвав свою теорию ментальной физикой. При этом единицей психики, ментальным атомом становилось ощущение, лежащее в основе всех понятий. Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон (по аналогии с законом Спинозы), в котором отражен подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений».  Таким образом, он пришел к выводу, что существуют первичные состояния сознания (ощущения, ментальные атомы) и возникающие из них их копии. Из этих элементов образуются простые и сложные комплексы и «цепи» идей, когда в определенной последовательности, благодаря частоте повторений, одни состояния сознания вызывают другие. Смена одних идей другими, их объединение в комплексы — это своего рода «психическая физика», работа «машины ума». При этом Милль, исходя из аналогии с механическим соединением частиц, отрицал возможность растворения исходных элементов при соединении или появления принципиально нового комплекса элементов. Отличие сложных идей от простых он объяснял символизацией, вносимой словом. При этом само слово рассматривалось как один из элементов комплекса, соединенного с другими по закону ассоциации. (Марцинковская Т. История психологии)

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... грани своего предмета. 1. История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика 1.1. Учения о душе ... понимании основных психических процессов, от ощущений до мышления. Новое, основанное на ассоциации учение получает название ассоциационизма. ... противостоит ассоциационизму. Если ассоциационизм утверждает, что вся психика есть ассоциации, то новое учение проводит, мысль, согласно ...

Милль Дж. С. (1806-1873)

Милль-младший внес в это убеждение своего отца важные коррективы. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». 

Учение Милля о «ментальной (психической) химии» сыграло важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления в психологии, особенно в разработке проблем творческого мышления. Эти идеи были впоследствии положены Вундтом в основу одного из трех ведущих законов психической жизни, который получил название закона творческого синтеза.  Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:  1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);  2) смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно или в условиях непосредственной смены одного другим, сукцессивно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);  3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).  Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика» (1843).

3 стр., 1258 слов

Современные исследования и эволюция современных теорий

После упадка древнего мира на протяжении столетий не появлялось никакого тщательно продуманного систематического изучения пропаганды-до тех пор, пока Промышленная революция не привела к массовому производству и не породила надежды на чрезвычайно высокую прибыль благодаря массовому маркетингу. К началу 20-го века исследователи начали проводить исследования мотивации многих типов потребителей и их ...

Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуждений. Однако, что более важно, считал Милль, логика может стать и тем объективным и надындивидуальным методом, который поможет психологии изучить содержание сознания, особенности протекания познавательных процессов. Именно такой подход соединит психологию с объективной наукой и откроет перед ней путь к дальнейшему развитию в качестве естественной и точной дисциплины.  Другой путь соединения психологии с естествознанием предлагали ученые, связывающие ее дальнейшее развитие не с логикой, но с биологией, теорией эволюции. Как уже говорилось выше, эволюционная теория Ч.Дарвина оказала огромное влияние на психологическую науку. Открытие этой теории означало расширение предмета психологии, включение в него новых проблем, направленных на исследование вопросов взаимосвязи морфологии и функции, поведения и сознания и т. д. Однако самое большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появились два новых постулата — об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.  Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования -генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер психической жизни, связаны с эволюционной теорией. Именно эти положения привели к осознанию того, что генетический метод может стать основой особой области психологической науки, предметом которой как раз и является исследование генезиса психики, т. е. к появлению генетической, или возрастной, психологии. (Марцинковская Т. История психологии)

Бэн А.,  (1818-1903)

в работах «Ощущения и интеллект» (1855), «Эмоции и воля» (1859) доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Труды Бэна отличаются совершенно необычным для книг по психологии той эпохи богатством физиологического материала, стремлением возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией.  Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функциями». Это и позволяет путем изучения органов чувств и органов движений проникнуть в деятельность мозга, заставить его клетки и волокна открыть свой смысл и назначение. Он решительно отстаивал теорию «психофизического параллелизма», начало разработки которой связано с именем Лейбница. Однако Бэн рассматривал этот подход не как обособление души от тела, а как утверждение их неразделимости. Теорию взаимодействия он отвергал именно из-за того, что она строится на предположении, будто психика способна функционировать по отношению к телу в качестве самостоятельного агента, тогда как в действительности любой эффект в психической сфере относится не только к сознанию, но и к телу. Большое внимание Бэн уделял уровням психической деятельности, непосредственная связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна, — рефлексам, инстинктам, навыкам. Поэтому значительное место в общем строе психофизической деятельности отводилось в его теории мышечной системе. именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа, хотя этот факт и не получил теоретического обоснования, как в теории Спенсера.  Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в противоречие с причинной тенденцией в физиологии и психологии, где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декарта, рефлекс. Бэн же противопоставил рефлексу спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него служат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху. 

модель проб и ошибок(Марцинковская Т. История психологии)

Спенсер Г. (1820-1903)

Спенсер был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стремился трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. 

Он пересмотрел предмет психологии, определив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, он расширил область психического, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики — биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и современного человека и сделал вывод о том, что у современного человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в то время как у первобытных людей было больше развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны, они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов.  Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объективного метода, и способствовала созданию экспериментальной психологии. (Марцинковская Т. История психологии)

Тема 10. Естественно-научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Периодизация: середина – конец XIX века Глоссарий:

Психофизика психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками Стимула и интенсивностью ощущения , возникающего как ответ на этот стимул.( Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)

Психометрия—  – процесс, при котором факты или впечатления об индивиде или объекте воспринимаются через соприкосновение с предметом, связанным с источником впечатления.( Философский энциклопедический словарь. 2010.)

Время реакции

Френология- искусство определять нрав, характер, способности человека по форме черепа; при этом френологию часто неточно называют учением о черепе, которое носит название краниологии или краниоскопии; по своему научному характеру – спорная частная область учения о выражении и характерологии.( Философский энциклопедический словарь. 2010.)

Персоналии:

Вебер Э.Х.(1795-1878)

исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Вебером был открыт эффект температурной адаптации, выделены три вида кожных ощущений: ощущения давления, или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации. Исследования осязания, предпринятые Вебером, показали, что различные участки кожи обладают разной чувствительностью. На основании экспериментальных материалов он высказал гипотезу о сензитивности раннего детского возраста к билатеральному, т. е. относящемуся к обеим сторонам тела, переносу двигательных навыков.  Однако наибольшее значение имели проведенные Вебером в 30-х годах XIX в. исследования по изучению соотношения ощущений и внешних воздействий, которые их вызывают. Эти работы показали, что для восприятия разницы в двух ощущениях новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Эта величина представляет собой постоянную долю исходного раздражителя. (Марцинковская Т. История психологии)

Гельмгольц Г.(1821-1894)

-немецкий физик, врач, физиолог и психолог.

Будучи последователем кантианской философии, на основе принципа специфических энергий И. Мюллера и теории локальных знаков Р. Г. Лотце разрабатывал собственную теорию восприятия, «теорию иероглифов». В соответствии с этой теорией, субъективные образы не имеют сходства с объективными свойствами воспринимаемых предметов, но представляют собой лишь их знаки. Для него восприятие представлялось двухступенчатым процессом. В основе лежит ощущение, качество и интенсивность которого обусловлены врождёнными (априорными) механизмами, специфическими для данного органа восприятия. На основе этих ощущений уже в реальном опыте образуются ассоциации. Таким образом актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида «привычными способами», за счёт которых сохраняется постоянство видимого мира. Описал на основе этой концепции механизмы восприятия пространства, в котором на первый план выдвигалась роль мышечных движений.(Ярошевский. История психологии)

Дарвин Ч.(1809-1882)

одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмовэволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвалестественный отбор и неопределённую изменчивость. Роль силы, формировавшей понимание Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силы естественного отбора, сыграл искусственный отбор, достигший к тому времени значительного развития в английском сельском хозяйстве и сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора.

Существование эволюции было признано большинством учёных еще при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

Дондерс Ф. (1818-1889) 

— голландский физиолог. Повел эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов и начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Так были заложены основы психометрии. При этом измерялось время как простых, так и сложных реакций. Например, испытуемым предлагали дать как можно более быстрый двигательный ответ на определенный стимул либо как можно быстрее отреагировать на один из нескольких раздражителей, выбрать правильную двигательную реакцию в зависимости от стимула и т.д. Эти эксперименты, так же как изучение абсолютных и относительных порогов, стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии. 

Фехнер Г. (1801-1887).

представление о пороге ощущения, т. е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера-Фехнера).

Из своих опытов Фехнер вывел общую формулу: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула (раздражителя).

Фехнер тщательно разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений, чтобы можно было установить едва заметное различие между ощущениями.  Ему принадлежит авторство и других методов измерения различных ощущений (кожных, зрительных и др.).

Данное направление исследований назвали психофизикой,поскольку содержание этой науки определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.  Книга Фехнера «Основы психофизики» (1860) стала настольной во многих психологических лабораториях, в которых определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем исследований.  Наряду с психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспериментально-математический подход он применил к сравнению предметов искусства, пытаясь найти формулу, которая позволила бы определить, какие именно предметы и благодаря каким свойствам воспринимаются как приятные, а какие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, множества предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (в частности, изображений Мадонны) в надежде найти те количественные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства. Некоторые эксперименты Фехнера были впоследствии использованы отечественным психологом Г. И. Челпановым во время его работы в психофизической лаборатории Государственной академии художественных наук.  Работы Фехнера стали образцом для последующих поколений исследователей, которые, не ограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, различий в значениях эмоциональных состояний у отдельных индивидов. (Марцинковская Т. История психологии)

Ч. Белл(1784-1842)

 — шотландский физиолог и анатом, член Лондонского королевского общества.

Среди научных достижений одно из важнейших — открытие связи периферийной нервной системы с определёнными областями мозга. В 1811 году учёный формулирует теорию о том, что задние корешки спинного мозга отвечают за сенсорные функции, в то время как передние корешки отвечают за моторику. Теория Белла была в 1822 году подтверждена французским физиологом Франсуа Мажанди и функциональное разделение нервных ветвей спинного мозга сегодня известно как закон Белла-Мажанди.

В 1829 году за выдающийся вклад в развитие физиологии учёный был награждён медалью Королевского научного общества Великобритании. (История психологии Олейник Ю.Н., Кольцова В.А)

Ф. Мажанди(1783-1855)

знаменитый в своё время французский физиолог первой половины XIX столетия.

 Одним из первых применил экспериментальный метод в физиологии животных (экспериментальное направление было продолжено учеником М. — К. Бернаром).

Наиболее известны работы М. по физиологии нервной системы; в 1822 экспериментально доказал, что передние корешки спинного мозга являются эфферентными, или двигательными, а задние — афферентными, или чувствительными (см. Белла — Мажанди закон).

Исследовал трофическое влияние тройничного нерва на ткани глаза, чувствительность коры мозга к болевым раздражениям, значение подкорковых нервных центров в координации движений, свойства спинномозговой жидкости и механизм действия пищеварительного тракта (в том числе описал акт рвоты).

(Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона(1890—1907).)

Ф. Галь1758 — 1828)

австрийский анатом, указал на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы «умственные силы».

На границе XVIII — XIX вв. особую популярность приобретает френологическая система Ф. Галля, согласно которой каждой психологической способности соответствует определенный участок мозга, являющийся самостоятельным органом данной способности. Ф. Галль выделял 37 способностей души, для каждой из которых имеется свое место в «мозговой карте». Ошибка Ф. Галля состояла в том, что он пытался механически наложить систему психических способностей на морфологическую конструкцию мозга. При всей своей несостоятельности френология, как отмечают многие авторы, сыграла и позитивную роль в том отношении, что она устанавливала принадлежность психических функций материальному органу, а именно — головному мозгу, а также формировала и утверждала идею о специфической мозговой локализации. (Марцинковская Т. История психологии)

Флуранс М-Ж-П(1794-1867)

известный французский физиолог и врач.

Основные труды по возбудимости, строению и функциям: нервной системы, развитию костей и зубов, строению кожи и слизистых оболочек и др. Открыл (1822) наличие в продолговатом мозге дыхательного центра, название им жизненным узлом. Установил, что восприятие внешнего мира и произвольные движения связаны с большими полушариями головного мозга, но ошибочно полагал, что между отдельными участками больших полушарий не существует функциональных различий. Член Лондонского королевского общества (1835).( Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978)

Тема 11. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Периодизация: середина – конец XIX века

Глоссарий:

Интроспекция— метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания.( Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.)

Рефлекторная деятельность — это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. (Большой медицинский словарь)

Перцепция — является одним из орудий все большего познания человеком объективного мира, одним из компонентов сложной и исторически развивающейся деятельности, «отражающей объект» (Вундт В., Основы физиологической психологии, вып. 1—16, СПБ, без года [1908—14];)

Апперцепция(по Вундту) — особая внутренняя сила, локализованная в лобных долях головного мозга.( Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.)

Персоналии:

Вундт В.(1832- 1920)

 немецкий врач, физиолог ипсихолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты. .(Ярошевский. История психологии)

Сеченов И.М.(1829-1905)

выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист, психолог, патолог, анатом, гистолог, токсиколог, культуролог, антрополог, естествоиспытатель, химик, физико-химик, физик, биохимик, эволюционист, приборостроитель, военный инженер, педагог, публицист, гуманист, просветитель,философ и мыслитель-рационалист.

Иван Михайлович углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений— П. Л. Лавровым, Константином Кавелиным, Г. Струве. В 1873 году были опубликованы «Психологические этюды», объединившие «Рефлексы головного мозга» (4-е издание), возражения Кавелину и статью «Кому и как разрабатывать психологию». Сеченов применял психологию в педагогической и общественной деятельности, участвовал в работе новых судов присяжных в качестве присяжного заседателя и дружил со многими известными судебными деятелями, был мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в «… радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению», писал Михаил Ярошевский. Это была, по выражению Ивана Павлова, «… поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически».

В 1890-х годах Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания («Впечатления и действительность», 1890; «О предметном мышлении с физиологической точки зрения», 1894), существенно перерабатывает теоретико-познавательный трактат «Элементы мысли».

Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, Иван Михайлович развивает идеи о мышце как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно Сеченову, чувственные сигналы, посылаемые работающей мышцей, позволяют строить образы внешних предметов, а также соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой координации движений и элементарных форм мышления. Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия. Впервые «мышечное чувство» (проприоцепция) было открыто И. М. Сеченовым задолго до президента Британского королевского общества (аналог Академии наук) Шеррингтона, признававшего приоритет «русского учёного», но в 1932 году единолично награждённого после смерти нашего гения присуждаемой только живым исследователям Нобелевской премией за полученные им и И. М. Сеченовым результаты.

Сеченов отстаивает рационалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией. (История психологии Олейник Ю.Н., Кольцова В.А)

Тема 12. Функционализм и структурализм в американской психологии

Периодизация: конец XIX – начало ХХ века

Глоссарий:

Аналитическая интроспекция- Ментальный анализ, требующий исключительно высокоорганизованных самонаблюдений, с помощью которого структуралисты попытались определить мельчайшие (не поддающиеся дальнейшему дроблению) фундаментальные единицы — элементарные ощущения, или «ментальные молекулы» восприятия.( Национальная психологическая энциклопедия)

Ошибка стимула — ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, а не в терминах собственных ощущений и их качеств. Известный термин психологии интроспективной, отражающий ее атомистическую направленность.(Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.)

Вазомоторные реакции- защитные силы организма, когда под воздействием каких-то факторов сосуды меняют свой диаметр.(Медицинский справочник терминов).

Поток сознания- Понятие, отражающее движение сознания и его непрерывное изменение. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.)

Прагматизм- философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.( История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.)

Позитивизм-филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Персоналии:

Титченер Э.(1867-1927)

англо-американский психолог-экспериментатор.

Титченер впервые ввёл термин «структурализм» для обозначения исследовательского подхода Вундта, в противовесфункционализму Уильяма Джеймса. Он сам продолжал развивать данный подход, хотя и перенял от Вюрцбургской школыинтроспекционизм как метод изучения душевных процессов. Он пытался разложить психику на некоторые составные элементы, которых он насчитывал до 30000, и которые он сравнивал с химическими элементами. Вместе с тем, нельзя не оценить подробнейшие описания психических процессов и ощущений, составленные благодаря подобным изысканиям Титченера. В честь него также названа «иллюзия Титченера»: окружность, окружённая другими окружностями, кажется тем меньше, чем больше диаметр окружающих её окружностей.( Т.Лихи. История современной психологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 448 с.)

Джемс У.(1842-1910)

американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом[1]. С 1878 по 1890 гг. Джемс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознаниекак индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США. Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.( Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996.-№ 3.- С.79-91)

Ланге К.(1834-1900)

датский медик, физиолог, психиатр, психолог, философ, профессор патанатомии Копенгагенского университета (1885), почëтный доктор Лундского университета (1893).

В 1868 К. Ланге провëл исследования бульбарного синдрома, в 1874 — хронического полиомиелита.

Особую известность К. Ланге принесла его периферическая теория возникновения эмоций — сосудо-двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато-вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов. Эту теорию Ланге выдвинул, не будучи знакомым с теорией У. Джемса (1884), поэтому она получила название теории Джемса-Ланге.

Из всего спектра душевных движений он выделил и подробно исследовал то, что называл «наиболее резко выраженными и характерными эмоциями»: радость, грусть,страх, гнев, а также с некоторыми допущениями: смущение, нетерпение, разочарование. К. Ланге описывал основные черты «физиологии» и «физиогномии» эмоций, их физиологические и поведенческие компоненты.

Кроме того, К. Ланге открыл и первым описал психотропные свойства лития.( Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.)

Дьюи Дж.(1859- 1952)

— американскийфилософ и педагог, представитель философского направления прагматизм.

Дьюи развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания.

Три пути совершенствования опыта по Дьюи: 1.Социальная реконструкция, 2. Применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий», 3. Совершенствование мышления.

Социальная реконструкция — совершенствование самого общества — условие совершенствования опыта, поскольку значительная доля опыта накапливается внутри общества. Дьюи разработал теорию научного метода как инструмента успешной человеческой деятельности, достижения целей. Открытие, сделанное Дьюи при разработке теории научного метода и учении о проблематичной ситуации, состоит в том, что достоверное знание и правильное использование научного метода приводят к превращению проблематичной ситуации в решённую — ситуация приобретает иное качество — «следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания — познание изменяет само существование предмета познания».

Цель воспитания, по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания(Гуреева А. В. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. — Москва: Изд-во МГУ, 1983.)

Вудвордс Р.  (1869-1962)

— американский психолог, «отец американской психологии», представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией.

Первое влиятельное исследование Вудвортса по проблеме «переноса» в обучении было осуществлено совместно с Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале «Psychological Review» № 8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть «доктрину формальных дисциплин в образовании».

Другой важной работой Вудвортса было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г., Международная выставка в Сент-Луисе).

Вудвортс показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение. В 1918 г. В. публикует книгу «Динамическая психология» («Dynamic Psychology»), в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин «динамическая психология».

Считая исходную формулу бихевиоризма «стимул-реакция» неполной, Вудвортс включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами («стимул — организм — реакция).

Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование. В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов.

Результатом преподавательской деятельности Вудвортса был учебник «Психология» («Psychology», 1921), выдержавший пять переизданий (последнее в 1947), и «Экспериментальная психология» («Experimental Psychology», совм. с H. Schlosberg, 1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга Вудвортса «Contemporary Schools of Psychology» (1931, 1948, 1964).

В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует «узкие и жесткие» методики Э.Б. Титченера и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи Вудвортса получили в последнем крупном издании «Dynamics of Behavior» (1958).

Спенсер Г. (1820-1903)

Спенсер был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стремился трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. 

Он пересмотрел предмет психологии, определив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, он расширил область психического, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики — биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и современного человека и сделал вывод о том, что у современного человека по сравнению с дикарями сильнее развито мышление, в то время как у первобытных людей было больше развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны, они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов.  Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объективного метода, и способствовала созданию экспериментальной психологии. (Марцинковская Т. История психологии)

Тема 13. Развитие экспериментальной и прикладной областей психологии на рубеже XIX и хх веков

Периодизация: конец XIX – начало ХХ века

Глоссарий:

Умственный возраст— — понятие, введенноеА. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интеллектуального развития индивида

на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. 

Коэффициент интеллекта— количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. (Энциклопедия практической психологии)

Близнецовый метод — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. (Энциклопедия практической психологии)

Кривая забывания- Кривая забывания — или кривая Эббингауза, была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц. (Энциклопедия практической психологии)

Тест умственных способностей— любой тест, оценивающий уровень умственного развития. Обычно задания в таких тестах распределены по уровню сложности, каждое из которых стандартизировано. (Энциклопедия практической психологии)

Персоналии:

Бине А.(1857-1911)

— французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Стремился утвердить объективный метод исследования в психологии. Известен, прежде всего, как составитель (совместно с Т. Симоном в 1905году) первого практического психологического теста для диагностики детей с задержкой умственного развития], называвшегося «шкала умственного развития Бине — Симона» (аналога современного IQ-теста).

Позднее в 1916 шкала Бине — Симона была переработана Л. Терменом в «шкалу интеллекта Стэнфорд — Бине»

Гальтон Ф.(1822-1911)

английский исследователь, географ,антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик. Известен своими исследованиями человеческого интеллекта. Им он посвятил целую книгу «Исследование человеческих способностей и их развитие», в которой описаны основы психологического тестирования.Некоторые идеи, которые сейчас относятся к сфере евгеники, существовали и до Гальтона. Он впервые систематизировал их на основе эволюционного учения. Он также ввёл термин «евгеника». В своих исследованиях широко применял экспериментальные и статистические методы. Изобрёл ряд приборов и экспериментальных процедур («метод близнецов»,метод анализа образной памяти, ассоциативный метод).

Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения.( Иван Канаев. Фрэнсис Гальтон. — Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. — 136 с.)

Мюнстерберг Х.(1863-1916)

Немецкий психолог и философ.

стремился построить систему философии, в основе к-рой лежит понятие надиндивидуальной воли, проявляющейся в априорных «ценностях». Во вне-врем. и внепространств. мире «ценностей» действуют телеологич. и смысловые связи, подлежащие изучению со стороны «наук о духе»; последние противопоставляются наукам естественным. В психологии т. зр. М. была одним из вариантов психофизич. параллелизма. Эмпирич. психологию М. относит к наукам естественным, не распространяющимся на область психического. В этом плане сознание может быть разложено на отд. элементы – ощущения, в основе к-рых лежат моторные акты (Aktionstheorie).

M. был также одним из основателей прикладной психологии (сам М. пользовался термином «психотехника»).

М. принадлежат первые работы по определению проф. пригодности, а также работы о методах психологии.( Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.)

Симон Т.  (1873—1961)

— французский психолог, руководитель Педагогической лаборатории в Париже.

В 1905 году совместно с А. Бине разработал первую «шкалу умственного развития Бине — Симона» с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе.

Работал врачом в больнице, осуществляя контроль за госпитализацией детей с различными нарушениями. Ознакомление с трудами А.Бине побудило его к личному знакомству, приведшему к плодотворному сотрудничеству (совместно опубликовали более 20 статей).

Вместе с Бине, работая в рамках Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей, они создали, ставшую в дальнейшем всемирно известной, Шкалу измерения интеллекта, названную «шкалой Бине-Симона». Эта шкала включала в себя только 30 заданий в порядке возрастания трудности. Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена. В результате научных контактов с Симоном, Ж.Пиаже натолкнулся на тот факт, что ошибки детей при решении тестовых задач носят неслучайный характер. После смерти Бине в 1911 г. Симон, будучи специалистом прежде всего в медицине, перестал заниматься проблемой создания психодиагностических методик и полностью переключился на психиатрию.

Эббингауз Г.(1850-1909)

— немецкийпсихолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд — монография «О памяти».

Книга «О памяти» представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Своими опытами Эббингауз пытался проследить зависимость механической памяти от четырёх условий: 1. объёма заучиваемого материала, или числа слогов;2.числа сделанных повторений;3.промежутка времени между заучиванием ряда слогов и его воспроизведением;4.способа построения слоговых рядов.

Главнейшие результаты опытов следующие:1. Кривая забывания. Под влиянием времени ряды, однажды заученные, забываются, причём забывание сначала проходит очень быстро, а потом начинает происходить все медленнее и медленнее. При заучивании рядов устанавливается ассоциация между слогами или вообще фактами не только прямая, но и обратная, не только между смежными слогами, но и разделёнными один от другого большим или меньшим числом промежуточных членов.2. С увеличением количества заучиваемого материала увеличивается и количество работы, но увеличивается не прямо пропорционально, а в большей степени.3. В пределах 64-х повторений сбережение работы через 24 часа равняется приблизительно 1/2 первоначальной работы. (Энциклопедия практической психологии)

Зельцер О.(1881-1944)

разрабатывал решение творческих задач и ввел понятие «альтецепирующие цели»(планирование схемы решения задач)  -предтечь гештальдт психологии в Германии.

немецкий психолог, последователь Вюрцбургской школы. В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи, представленной в виде особого «проблемного комплекса» с элементом незавершенности, преодоление которой и составляет результат решения. Выработка «антиципирующей схемы» (см. антиципация) результата организует процесс мышления путем актуализации определенной системы интеллектуальных (см. интеллект) операций (дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства) как реализующих известные методы решения, так и ведущих к открытию новых. Трактовка мышления как процесса воссоздания целостности структуры проблемной ситуации оказала влияние на изучение мышления в гештальтпсихологии, а также на целый ряд исследований механизмов творческого мышления («Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности», 1924).

Кюльпе О. (1862- 1915)

— немецкий психолог и философ, представитель критического реализма. Автор работ по психологическим основаниям гносеологии. Основатель вюрцбургской школы психологии, один из создателей европейского направления функциональной психологии.

Кюльпе рассматривал акт сознания как обеспечивающий раскрытие объекта сознания в переживании субъекта. Акты сознания могут быть зафиксированы ретроспективно при помощи рефлексии, направленной на уже свершившийся акт. В психологии Кюльпе был одним из пионеров экспериментального метода в отношении высших психических процессов, таких как воля и мышление.( Кюльпе, Освальд // Новая философская энциклопедия/Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. советаВ. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.:Мысль, 2010. —ISBN 978-5-244-01115-9)

Заполнить таблицу: исторические корни эксперимента в психологии.

Эпоха личность

Бине А.

Гальтон Ф.

Эббингауз Г.

Мюнстерберг Х.

составитель (совместно с Т.Симоном в 1905году) первого практического психологического теста для диагностики детей с задержкой умственного развития.

«шкала умственного развития Бине — Симона» (аналога современного IQ-теста).

1883 г. он сформулировал свою идею измерения ума. Тестирование проводилось по семнадцатипоказателям, в числе которых были сила кисти и сила удара, острота объем легких; различение цветов, запоминание объектов и др.

-ставит задачу выяснить условия механической памяти(опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. ) Полученные автором результаты нашли блестящее подтверждение и дальнейшее развитие в работах гёттингенского профессора Георга Э. Мюллера (1850—1934)

принадлежат первые работы по определению проф. пригодности, а также работы о методах психологии.

8