Профориентация

Основные направления деятельности педагога-психолога

78,4% Выпускников минских школ (2001) собираются поступать в птуз, ссуз.

Профориентационная работа педагога-психолога учебного заведения связана не только с профессиональной адаптацией обучаемого, но и с ориентацией его на постоянное повышение квалификации, на освоение смежных профессий. Психолог УЗ в своей работе по профориентации должен уделять особое внимание развитию у учащихся, профессионально значимых качеств, ознакомлению обучаемых с требованиями профессии к психологическим и психофизиологическим особенностям будущих специалистов, развитию профессиональных склонностей и способностей. Для осуществления такой деятельности педагогу-психологу целесообразно руководствоваться имеющимися квалификационными характеристиками по некоторым специальностям и принимать участие в проектировании их по другим учебным специальностям и единым квалификациям.

Профориентационная работа включает в себя участие педагога-психолога в работе, связанной с выработкой рекомендаций по переводу учащихся на более высокую ступень обучения (училище – техникум), определения целесообразности формирования конкретного учащегося как специалиста среднего и высшего звена, учет его интересов и способностей.

Профориентационная работа педагога-психолога учебных заведений должна включать в себя:

1) профпрогноз, a также рекомендации по профессиональному и лич­ностному росту учащихся;

2) участие психолога в разработке и использование в его деятельности профессионально-квалификационных характеристик;

3) работу по профессиональному просвещению и профессиональному консультированию поступающих в учебные заведения, переводу обучаемых на последующие ступени обучения;

4) знакомство обучаемых с профессионально значимыми качествами личности рабочих и специалистов по соответствующим профессиям и спе­циальностям;

5) изучение и развитие профессиональных интересов и потребностей учащихся;

6) профессиональную работу с учетом потребностей регионального рынка труда в кадрах рабочих и специалистов;

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога профессионального обучения

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы профессионально-педагогической деятельности педагога 1.1 Личность педагога профессионально-педагогического обучения 1.2 Профессионально-педагогическая деятельность Глава 2. Исследование деятельности педагога профессионально-педагогического обучения 2.1 Разработка модели профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения ...

7) разработку рекомендаций по профпригодности и профессиональному самоопределению учащихся.

Профориентационная работа проводится педагогами-психологами всех категорий, а рекомендации по профессиональному росту разрабатываются специалистами первой и высшей категории.

Основные направления деятельности педагога-психолога

Психологическое просвещение

как первоначальных этап в приобщении педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.

Организацией психолого-просветительской работы в УЗ занимается непосредственно педагог-психолог. Эта работа организуется и проводится как в заранее запланированное время, так и в процессе текущего обращения обучаемых и педагогических работников. В ходе психологического просвещения педагог-психолог должен:

1) знакомить всех участников единого педагогического процесса УЗ с основами общей, педагогической, социальной, инженерной психологии и психологии труда;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших отечественных и зарубежных психологических исследований, в том числе в области социальной, инженерной психологии, психологии труда;

3) формировать у педагогических работников и учащихся потребность в психологических знаниях, умение и желание использовать их в жизни и профессиональной деятельности;

4) обосновывать важность овладения навыками психологической саморегуляции в профессиональной деятельности и общении;

5) знакомить руководителей учебного заведения с основами и современными достижениями психологии управления.

При проведении психологической просветительской работы могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения людей и другие формы работы.

Данное направление деятельности осуществляется педагогами-психологами всех категорий.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... педагогической психологии – образовательный процесс. Предмет педагогической психологии – взаимодействие субъектов образовательного процесса.   Задачи педагогической психологии Теоретические задачи:   1. раскрыть психологическое ... личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Некоторые особенности педагогических конфликтов. — ...

Основные направления деятельности педагога-психолога

Психопрофилактика

и предупреждение возможного неблагополучия в психическом, личностном и профессиональном развитии.

Психопрофилактическая работа педагогов-психологов в учебных заведениях предполагает использование психологических знаний в работе с учащимися для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта учащихся, особенно тех, кто входит в группы психологического риска, т. е. требует особого внимания в воспитании и развитии.

В психопрофилактике направление деятельности педагогов-психологов включает:

  1. организацию педагогических консилиумов с целью психологического анализа поведения и развития учащихся для наиболее полного раскрытая их индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, профессиональных интересов;

  1. работу по созданию благоприятного психологического климата в учебном заведении:

– оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый, руководитель-подчиненный):

– работа по улучшению форм общения педагогических работников с учащимися (взрослый-учащийся);

– консультация преподавателей, мастеров производственного обучения, родителей и др. по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

3) работу по развитию коммуникативных навыков педагогов, осуществление мер по предупреждению и снятию психологической перегрузки;

10 стр., 4623 слов

Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики»

Московский городской психолого-педагогический университет Факультет социальной психологии Курсовая работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ненормативной лексики» Выполнил студент Группы СО 2.1 Власов Иван Дмитриевич Научный руководитель Кожухарь Галина Сократовна Москва 2008 Оглавление Стр. Введение….…………………………………………………………….………….3 Глава1 ...

  1. анализ плана воспитательной работы УЗ, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям учащихся, актуальным задачам их развития, интересам и потребностям;

  1. изучение межличностных отношений в ученических группах с целью выявления трудных подростков, делинквентов, групп психологического риска;

6) изучение мотивационно-потребностной сферы и направленности личности, акцентуаций характера с целью предупреждения делинквентного (противоправного) поведения учащихся учебных заведений;

7) организацию взаимодействия с правоохранительными службами.

Данное направление работы осуществляется педагогами-психологами всех категорий.

Основные направления деятельности педагога-психолога

Психологическое консультирование

Состоит в помощи решения тех проблем, с которыми к психологу обращаются учащиеся, педагоги, администрация, родители.

Специфика психологического консультирования в учебных заведениях заключается в том, что в процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению основной задачи психологической службы УЗ, т.е. способствует максимальному психическому и личностному развитию каждого учащегося, а также их социальному и профессиональному развитию и становлению. При осуществлении консультативной работы педагог-психолог решает следующие задачи:

  1. консультирует руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения, родителей по проблемам обучения и воспитания учащихся;

  1. проводит индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, личностного и профессионального роста, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
  1. способствует повышению психологической культуры преподавателей, мастеров производственного обучения и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, родительских собраниях и т. п.;

4) консультирует руководителей УЗ по проблемам психологии управления педагогическим коллективом;

2 стр., 802 слов

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ»

Содержание. Введение. 3 1. Чем профессия психолога отличается от профессии педагога? 5 2. Деятельностный подход в отечественной психологии. 11 3. Основные особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии 14 Естественнонаучные принципы в психологии: 14 Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и ...

5) проводит консультационную работу по запросам следственных органов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних и т. п.

Психологическое консультирование проводят педагоги-психологи первой и высшей категории. При наличии специальной подготовки и соответствующего сертификата психологическое консультирование могут проводить педагоги-психологи других категорий.

Главный этический ориентир в работе психолога, профконсультанта – это постоянное культивирование права каждого человека на построение уникальной, полноценной творчес­кой жизни, но такого права, которое никак не ущемляло бы подобных прав других людей.

К сожалению развитие ценностно-нравственной основы профконсулъ-тационной работы в целом и в системе ПТО в частности связано с серь­езными проблемами и ограничениями, среди которых можно выделить сле­дующие:

1. Недостаточная разработанность теоретической основы профессионального самоопределения современной молодежи. Базовые положения профориентационной работы 80-х и начала 90-х годов уже не соответствуют противоречивой реальности наших дней, хотя определенную ценность они, безусловно, представляют.

2. Нехватка простых и увлекательных практических методик, пригод­ных к корректному использованию в профориентационной работе с учащимися и взрослыми.

3. Неготовность многих профконсультантов-практиков выходить на обсуждение мировоззренческих проблем. Кстати, кое-кто еще до сих пор убежден, что этими проблемами педологи вообще не должны заниматься, действуя только по принципу «здесь и теперь».

21 стр., 10460 слов

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

Министерство образования Российской Федерации ___________________________________________________ Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова Кафедра социальной и педагогической психологии Дипломная работа Гончар Н.В. "Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта". Курс 5/5, очно-заочное отделение Научный ...

4. Почти полное отсутствие в последние годы общепризнанных идеа­лов среди общественных и культурных деятелей, на которых могла бы ориентироваться молодежь. К сожалению, роль идеалов для подражания вряд ли могут выполнить «положительные литературные герои» или «ге­рои прошлых лет», поскольку сложности нашего времени слишком необычны.

Основные направления деятельности педагога-психолога

Психодиагностика

как углубленное проникновение педагога-психолога во внутренний мир учащихся.

В психодиагностических процедурах каждый из изучаемых параметров должен быть теоретически обоснован, практически значим, адекватен изучаемой деятельности. Педагог-психолог УЗ, проводя диагностическое обследование, должен иметь в виду, что необходимо определить цель диагностирования, понятийный (смысловой) аппарат исследования, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести отбор особенно важных материалов, создать психологический портрет, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить психологический диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание психокоррекционных и развивающих мероприятий с учащимися.

При проведении психодиагностической работы педагог-психолог УЗ может подбирать инструментарий диагностической технологии, обязательно соблюдая следующие этические нормы:

1) защита интересов учащегося: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными;

  1. ознакомление обследуемых с результатами исследования с представлением им возможности некоторой корректировки этих результатов;

  1. профессиональная компетентность педагога-психолога в диагностической работе: знание теоретических основ психодиагностики; ведение картотеки используемых методов; сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не должны попадать в руки непрофессионалов); сохранение в тайне результатов психодиагностического исследования.

Осуществляя психодиагностическую работу, педагог-психолог должен обеспечить:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

а) компетентную психологическую ориентацию учащихся на собственные цели, индивидуальные возможности и особенности, а также возможность получить максимальное число моделей поведения я действий на основе полученных знаний о себе;

б) избежание оценочных суждений по поводу действий любого клиента;

в) конфиденциальность в работе, четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту к пользователю;

г) реалистичность оценки возможностей и уровня собственной квалификации, а также ограничений в своей деятельности;

д) осознание и учет факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей и коррекционной работы;

е) самоценность обратившегося за помощью человека и адекватный для него словарь психологической информации;

ж) постоянную верификацию (проверку на истинность) положений психологической теории, технологий и использование как своего опыта, так и опыта коллег.

Психодиагностическую работу проводят педагоги-психологи всех категорий.

Основные направления деятельности педагога-психолога

Психокоррекция

как устранение отклонений в психическом, личностном и профессиональном развитии учащихся.

Психокоррекция – особо сложная сфера прикладкой работы, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. В связи с этим к педагогу-психологу предъявляются следующие требования:

  1. владение техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, создание психокоррекционных программ;

  1. осторожность и осмотрительность в выборе психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях;
  1. рекомендации, даваемые педагогом-психологом администрации, педагогическим работникам, учащимся, родителям, должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены;

  1. постоянный контакт с преподавателями, мастерами производственного обучения, другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ;
  1. знание содержания программ профессионального обучения учащихся по конкретным профессиям (специальностям), их учет в психокоррекционной работе.

Психокоррекция в УЗ проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной кормы в поведении и деятельности учащегося.

Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическую части. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая составляется на основе психологических рекомендаций педагогом-психологом совместно с куратором, преподавателем, мастером производственного обучения, родителями, руководством и другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать с учащимся, а выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением педагога-психолога.

В психокоррекциокной работе педагога-психолога УЗ можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную сферу норм и эталонов, в соответствии с которыми учащийся вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) функций.

Методы групповой психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, их рефлексивных навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих, взаимодействия в учебной группе, трудовом коллективе, на производстве.

В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Планы и программы психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, определенных в ходе психодиагностики и носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику будущей профессиональной деятельности.

Психокоррекционную работу проводят психологи высшей и первой категории, а для проведения тренингов необходим соответствующий сертификат.

Попова О.С., Сизанов А.Н., Павлова И.М. Организация и функционирование психологической службы в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях: концептуальные подходы.– Минск: РИПО, 1999.– 25 с.