61. Проблема межличностных отношений

Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы.

62. Психология семьи как малой группы.

Семья – группа людей, связанных брачными или (и) кровно-родственными отношениями, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.

Как мы знаем, всякое общение начинается прежде всего с восприятия человека человеком, с предварительной оценки его, формирующей эмоционально-интеллектуальное отношение к нему. В этом процессе играют роль и полученные о человеке сведения, и жизненный опыт, и другие еще не известные факторы, порождающие непосредственное эмоциональное отношение – симпатию или антипатию.

Где-то в человеческой психике существует как бы набор цветных стеклышек: радостно – оранжевых, безжизненно-синих, ядовито-зеленых, тоскливо-черных и т.д. Установка может быть выработана всевозможными способами и средствами, в том числе и словесным воздействием. Например, показывая портрет молодого мужчины, одной группе испытуемых говорили: «Сейчас вы увидите портрет героя», а другой – «Сейчас вам покажут фотоснимок преступника». В итоге ощущения передавались совершенно противоположные.

10 стр., 4907 слов

Межличностный конфликт как социально-психологический феномен

... место трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, а значит, в межличностных отношениях конфликы неизбежны. В некоторых случаях без такихконфликтов не может быть ... участников конфликта создает конфликтную ситуацию. Участники конф­ликта связаны определенными межличностными отношениями, претендуют на единоличное манипулирование объектом. Конфликтная ситуация понимается как противоречивая ...

Общение супругов, подчиняясь общим закономерностям общения людей друг с другом, имеет и свои особенности. Обусловлены они прежде всего обязательным совместным проведением всей жизни, кроме рабочего времени. Традиция заставляет их почти все свободное время быть вместе.

Карл Маркс писал своей жене, что «постоянное общение порождает видимость однообразия», что «мелочи повседневной жизни» от этого «непомерно вырастают», в то время как глубокие страсти в результате близости своего объекта «принимают форму обыденных привычек». Стоит людям ненадолго расстаться, как все становится на свое место: казавшиеся раньше великими, важными неприятные мелочи снова оказываются мелочами, а «глубокие страсти… вырастают и вновь обретают присущую им силу под волшебным воздействием разлуки».

В наиболее полной форме эмоциональное отношение супругов периодически проходит пять стадий, отличающихся друг от друга и величиной эмоционального возбуждения

Первая стадия – период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки («герой).

На второй стадии наступает некоторое охлаждение: образ любимого все реже всплывает в его отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности к нему.

На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Это стадия привыкания.

Если на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается период, когда присутствие супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности – во внешности, поведении, привычках – воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок.

На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями.

64. Общение как восприятие людьми друг друга

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как <социальная перцепция>. Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы <читаем> другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности <прочтения> другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции; 2) изучение самого процесса межличностной перцепции.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

65. Социальные функции общения.

Под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности.

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области:

  • Социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного взаимодействия и влияния.
  • Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений.
  • Познавательную. Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач.
  • Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности.
  • Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий.
  • Социализации. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

66. Общение как коммуникация

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

3 стр., 1377 слов

Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...

... деятельностью // Технологические основы социально-культурной деятельности. — М.: МГУКИ, 2004. — 176 с. 19. Орлова Г. П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства. –Свердловск, 1989. – 246с. 20. Педагогика ... усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Дискуссия по актуальным ...

  • коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
  • интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
  • перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация:

Визуальные виды общения – это жесты, мимика, позы, кожные реакции, контакт глазами.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  • групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
  • конкуренция (соперничество),
  • конфликт.

Одной из теорий является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

67. Общение как взаимодействие.

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, при этом действие является основным содержанием общения.

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Наибольшую популярность и практическое применение схема, в которой выделяются три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния ведется разговор, определяются позиции и статус собеседника.

  • Родитель все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требует и за все отвечает.
  • Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит.
  • Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогичный.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

4 стр., 1573 слов

Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

... традиции. Следы варварского воспитания и обучения сохранялись Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего ... В XIX столетии завершается формирование классической педагогики нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповто В конце XVIII — первой половине XIX в. в ...

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии. «Контролеры» много говорят, их стратегией является стремление заставить партнера по общению принять свой план взаимодействия и навязать свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения. «Пониматели» больше молчат в разговоре; им свойственно слушать, наблюдать анализировать. Они пытаются понять собеседника, адаптироваться (подстроиться) к партнеру по общению.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Наиболее часто выделяются два типа взаимодействия: кооперация (сотрудничество), предусматривающая совместное достижение целей, и конкуренция (сталкиваюсь), предполагающая создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей.

68. Взаимосвязь педагогики с др.Науками

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях». В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

6 стр., 2767 слов

Человек как предмет педагогической антропологии 3

... дисциплин в системе наук об обучении и воспитании человека, своего рода теория педагогической деятельности. Если педагогическая антропология хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она ... педагогике", в которой человек рассматривается с точки зрения воспитания; во втором - воспитание рассматривается с точки зрения категории человека. На наш взгляд, в современной педагогической ...

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук; использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий.

69. Единство обучения и воспитания.

Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания — в роли методов стимулирования учения.

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающем обучении. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию обучения более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

В работах, посвященных проблеме развивающего обучения, выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе обеспечить осознание учащимися своих учебных действий.

Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мышления. Как было указано выше, оно должно охватить все сферы личности. Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функции обучения.

Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них — образовательная и воспитательная — являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства., в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства.

70. Виды воспитания и их специфика

Выделяются следующие виды воспитания человека:

По содержанию воспитания:

  • умственное
  • трудовое
  • физическое
  • нравственное
  • эстетическое
  • правовое
  • половое и полоролевое
  • экономическое
  • экологическое
  • и т. д.

По институциональному признаку:

  • семейное
  • религиозное
  • социальное (в узком смысле)
  • дизсоциальное (асоциальное)
  • коррекционное

По доминирующим принципам и стилю отношений (эта разделение не является ни общепринятым, ни чётким):

  • авторитарное
  • свободное
  • демократическое

В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как социальное воспитание — целенаправленное создание условий для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.

2 стр., 895 слов

Музыкальные занятия как комплексный процесс воспитания, обучения ...

... музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Задачи исследования: · показать, что обучение ... творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окруж........ ... и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, ...

71. Основные различия гуманитарной и авторитарной педагогики.

Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении,воспитании и образовании.

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается ценностному воспитанию. Цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.

В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм.

Авторитарный стиль — совокупность приёмов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели.

Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство включает высокое искусство обучения и воспитания, которое учитель постоянно оттачивает, шлифует, неустанно совершенствует, критически осмысливает свой опыт и осваивает лучший опыт коллег. С точки зрения мастерства обучения выделяют пять уровней работы учителя:

— самый низкий, репродуктивный;

— низкий, адаптивный;

— средний, локально-моделирующий;

— высокий, системно-моделирующий;

— самый высокий, системно-моделирующий”.

Авторитет к учителю приходит не сразу. Для этого нужно много времени общаться с учащимися и показать, проявить свои лучшие черты и качества в разных областях жизни и не только в чисто профессионально работе

72. Методы, приемы, средства педагогического воздействия

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один ... фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале ...

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • обучение;
  • стимулирование;
  • контроль и оценка.

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.

Метод воздействия на личность — это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду — форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

  • учебный процесс;
  • внеаудиторная работа;
  • семейное воспитание;
  • воспитательная деятельность молодежных организаций;
  • воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.

Рассмотрим названные выше методы воздействия на личность.

1. Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.

2. Упражнение и приучение.

Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

3. Обучение

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

4. Методы стимулирования

Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода.

73. Особенности педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе

Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза — формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

4 стр., 1648 слов

Индивидуальные методы воздействия на осужденных

... она выступает чаще всего средством воспитательного воздействия (табл. 18). Таблица 18 Стадии ... чувства клиента в повседневной жизни В процессе беседы одна сторона предлагает сюжет, темп, ... и т.п.). Наиболее распространенная ошибка в общении – сосредоточение внимания только на словесном ... отношение к ней собеседника. 1.2. Методы начала беседы. 1.2.1. Метод снятия напряженности (позволяет установить ...

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

1) взаимоотношения ведомый-ведущий;

2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом. Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.

Основные требования к отношениям «преподаватель-студент», «студент-студент» можно сформулировать следующим образом:

• взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;

• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;

• ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;

• использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.