Индивидуальные методы воздействия на осужденных

Наиболее распространенным индивидуальным методом воздействия сотрудников на осужденных в пенитенциарных учреждениях является беседа.

Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации, изучения личности и воздействия на нее (в психоанализе, бихевиоризме, нейролингвистическом программировании, гештальттерапии, логоте-рапии, трансактном анализе, дианетическом и других направлениях).

Часто это важнейшее, а иногда и единственное средство взаимодействия персонала пенитенциарного учреждения и осужденных, особенно психолога, социального работника и начальника отряда. Поэтому следует обращать особое внимание на психологическую сторону бесед, совершенствование приемов и способов их проведения.

В беседе с осужденным ставятся задачи:

а) выяснить, как он намерен отбывать уголовное наказание, собирается ли работать или учиться;

б) разъяснить ему права и обязанности и т.п.

Типы (виды) бесед, их цель и структурное содержание, техника и методика проведения могут быть различными.

Например, в рамках трансактного анализа беседы ведутся по темам:

1. Деньги.

2. Семейные обеды.

3. Половые роли.

4. Кризис.

5. Темы и роли родительских сценариев.

6. Отношение к детям.

Беседа всегда обусловлена особенностями личности осужденного, поводом для ее проведения, временем и местом проведения, ситуацией, складывающейся в ее ходе. Несмотря на различия, все беседы служат одной цели – оказать помощь осужденному в решении жизненно важных для него проблем.

Данное обстоятельство не всегда правильно оценивается, однако обладает большим психологическим смыслом. Любой человек, нередко интуитивно, осознает, как с ним говорят: ради формы или по существу, искренне или фальшиво, желая добра или равнодушно и т.д. В соответствии с этим он определяет свою стратегию и тактику в беседе.

В рамках клинической модели неотъемлемыми составляющими беседы являются:

1) активизирование сфер, в которых возникли проблемы;

2) конфронтация и ее осознание клиентом;

3) интерпретация, чтобы клиент ее понял;

4) завершающий этап – подведение итогов.

Беседы, проводимые персоналом учреждения, можно разделить на две основные группы (вида).

Беседа направленная (фокусированная) имеет своей целью сосредоточить внимание осужденного на строго определенных фактах или явлениях. Сотрудник заранее знает, что ему нужно уточнить, выяснить, какую информацию получить или сообщить, какие ошибочные взгляды, установки осужденного необходимо иметь в виду в индивидуальной работе с ним. Деловитость, лаконичность, строгость – отрицательные черты индивидуальной беседы.

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...

... деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) социальной направленности, предусматривающей ресоциализацию осужденных в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня ... стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Привлечение общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу ...

Программа и методы проведения индивидуальной беседы с осужденными (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, Е.Н. Казакова, 2000):

1. Начало беседы.

1.1. Цели:

– установление психологического контакта;

– пробуждение интереса к беседе;

– «перехват» инициативы.

По первым двум-трем предложениям беседы определяют внутреннее отношение к ней собеседника.

1.2. Методы начала беседы.

1.2.1. Метод снятия напряженности (позволяет установить тесный контакт – это достигается высказыванием нескольких теплых слов).

1.2.2. Метод «зацепки» (поиск для осужденного интересующего его события).

1.2.3. Метод стимулирования игры воображения (постановка множества вопросов).

1.2.4. Метод прямого подхода (без вступления).

1.3. Общие рекомендации к началу беседы.

1.3.1. Обозначить цели беседы, определить последовательность вопросов.

1.3.2. Быть беспристрастным и объективным к собеседнику.

1.3.3. С самого начала беседы нужно постараться поставить себя на место собеседника.

Психологический контакт прерывается на словесном уровне (исчерпана тема разговора или сказана фраза: «Извините, тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, понижение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т.п.).

Наиболее распространенная ошибка в общении – сосредоточение внимания только на словесном уровне.

Беседа проходит несколько стадий развития.

1-я стадия – ориентировка в окружающих условиях и выбор объекта: встреча с партнером, осмысливание возможных затруднений при ведении разговора с ним.

2-я – привлечение к себе внимания объекта. Не продолжайте беседу, пока не убедитесь, что партнер обратил на вас внимание и хочет понять, с чем вы пришли к нему.

3-я – пристройка (приспособление) к объекту, или, по словам Станиславского, зондирование души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта.

4-я – передача своих видений объекту и воздействие на него, то есть попытка заставить партнера «увидеть внутренним зрением, что и как видит сам общающийся субъект».

5-я – восприятие отклика партнера на воздействие.

Беседа воспитательная (терапевтическая) ставит своей целью помощь осужденному в осознании его затруднений, их преодолении, выяснении причины негативного отношения к действиям администрации и т.д. Этот вид бесед имеет иной психологический смысл: важны не столько ответы осужденного на вопросы, сколько его поведение (тон, скорость, обдуманность, наличие колебаний, запинок, неуверенности, неопределенности).

Нередко данный тип беседы недооценивается. Между тем именно она выступает чаще всего средством воспитательного воздействия (табл. 18).

Таблица 18

Стадии индивидуальной беседы

1-я стадия Структурирование, достижение взаимопонимания (структурирование ситуации определяет тему взаимодействия психолога с клиентом, дает информацию о его возможностях, решает проблему установления контакта)
2-я стадия Сбор информации по теме, решение вопроса об идентификации потенциальных возможностей клиента (причина прихода, видение своей проблемы, возможности ее решения)
3-я стадия Выяснение желаемого результата. Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, что произойдет, когда будет достигнут желаемый результат, дает рекомендации
4-я стадия Выработка альтернативных решений, исследование личностной динамики клиента
5-я стадия Обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Психолог предпринимает попытки изменить мысли, действия и чувства клиента в повседневной жизни

В процессе беседы одна сторона предлагает сюжет, темп, ритм, скорость, содержание, другая – с большим или меньшим согласием принимает предложение. Если вы обмениваетесь мыслями и видением с партнером, то ваши глаза должны улавливать тончайшие изменения его микромимики.

Беседы могут быть различными: целыми или обрывочными; фокусированными и нефокусированными; воспитательными и обыденными; удачными и неудачными и т.п.

У каждого сотрудника пенитенциарного учреждения вырабатываются свои привычки и установки ведения бесед с осужденными. Каждый из осужденных, в свою очередь, вырабатывает более или менее сознательную систему самозащиты от всего, что исходит от персонала учреждения (опасности, соблазна, боязни зависимости и т.п.).

Система самозащиты осужденных часто основывается на советах окружающих: «не раскрывайся перед администрацией»; «если нужно отвечать, то говори много, но не по существу». Нередко такого рода маскировка превращает беседы в разговоры с глухонемыми.

К сожалению, иногда проведение индивидуальной беседы с осужденными частью персонала учреждения воспринимается как необходимая служебная функция или, в лучшем случае, как умение вызывать на разговор. Однако процедура ведения даже самой простой беседы довольно сложная.

Затрудняет проведение беседы проявление осужденным признаков болезненно ранимого самолюбия, неверия в будущее, смирения перед унижением. Все это приводит к возникновению подозрительности, поэтому первая задача проводящего беседу – добиться интереса и доверия: чаще улыбаться, знать имя и отчество, поздравить с днем рождения или другим важным событием, знать приемы обаяния (Д. Карнеги, 1991).

При оценке поведения осужденного во время беседы необходимо учитывать четыре важных фактора:

1) наличие интереса к беседе;

2) реакцию;

3) внимательность;

4) проявление самоконтроля:

а) взгляд на часы, нетерпеливая зевота;

б) сосредоточенность или рассеянность;

в) поверхностный интерес;

г) малая подвижность или высокая;

д) концентрация внимания (рассеянность, беспокойство в движениях, частое переключение внимания с предмета беседы на другое).

Любая индивидуальная беседа проводится с соблюдением ряда правил:

1. Поставьте перед собой конкретные задачи.

2. Заранее составьте план беседы.

3. Определите время, необходимое для достижения поставленной цели.

4. Выберите место и время проведения беседы с учетом особенности личности осужденного.

5. Прежде чем начать беседу с осужденным, создайте атмосферу взаимного доверия.

6. От начала до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели.

7. Будьте на высоте положения.

8. Зафиксируйте полученную информацию.

9. Прекращайте беседу после выполнения намеченной цели.

При проведении беседы с осужденным изберите тактику индивидуальной беседы:

1. Создайте с самого начала атмосферу доверительности.

2. Вопросы задавайте в корректной форме, чтобы они не выводили осужденного из равновесия.

3. Будьте объективны, исключайте иронию и грубость.

4. В ходе беседы не делайте письменных пометок.

5. Проявляйте (даже внешне) готовность оказать помощь в решении волнующих вопросов.

6. Справки, уточнения делайте со ссылками на нормативные источники и соответствующие документы.

7. В присутствии осужденного наметьте конкретные мероприятия, необходимые для решения возникшей проблемы.

8. Поставьте осужденного в известность о том, что ваши выводы предварительны и требуют дальнейшей проработки или же они окончательны.

9. Обоснуйте, что необходимо сделать осужденному и в какой последовательности, в какие сроки и когда он должен снова прийти на беседу.

10. Сформулируйте результаты беседы. Акцентируйте внимание осужденного на пунктах, по которым достигнуты взаимопонимание и договоренность, что должно вызвать у него состояние удовлетворенности (В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, Е.Н. Казакова, 1997).

Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, часто не имеют возможности выговориться, как правило, у них нет «исповедника». Осужденному кажется, что если он выговорится, ему станет легче.

Осужденному нужно покаяться, поэтому в местах лишения свободы необходимы священник, психолог, которые больше слушали бы и меньше говорили.

Успешность индивидуальной беседы зависит от степени контакта между беседующими. При этом для сотрудника очень важно:

а) понять позицию осужденного, его отношение к беседе;

б) проявлять склонность к сотрудничеству, например, в знаках расположения к осужденному (оживление, улыбка, приветливость, внимание, снисходительность к ошибкам).

Контакт устанавливается быстрее, если осужденный является «заказчиком» беседы, то есть заинтересован в ней. Если он не заинтересован, вероятна реакция противодействия, самозащиты: грубый отказ, отговорки без поводов, безразличие.

В каждом человеке сосуществуют одновременно «родитель», «взрослый» и «ребенок» (Э. Берн).

Если человек проявляет уверенность в себе, в своей правоте, осознает свое превосходство и право наказывать других за проступки, в нем говорит «родитель» (безапелляционный тон).

Он предпочитает, чтобы партнер ответил ему с позиции «ребенка», и наоборот. Большинство людей не любит, когда к ним обращаются с позиции «родителя».

Если человек демонстрирует деловое, разумное и всегда спокойное отношение к происходящему, стремится быть с окружающими на равных, то он выступает в роли «взрослого». Он предпочитает, чтобы ему отвечали с позиции «взрослого».

Существует только один путь убедить кого-либо что-то сделать – это заставить другого захотеть это сделать, чтобы он нашел в задаче что-то полезное и для себя, а не только для вас, тогда он возьмется за ее осуществление.

Не начинайте с заявлений: «Сейчас я тебе докажу». Это все равно что сказать: «Я умнее тебя».

Не начинайте беседу с вопросов, по которым вы расходитесь, а начинайте с вопросов согласия. Заставьте собеседника говорить «да», удерживайте от «нет». Старайтесь, чтобы люди с удовольствием делали то, что вы хотите.

Признаками доверительных отношений служат: стремление беседовать без лишних свидетелей с глазу на глаз, ожидание от сотрудника понимания, поддержки и даже сочувствия, уверенность в конфиденциальности, психологическая раскованность, внешне проявляющаяся в мышечном тонусе, позе, адекватном восприятии шуток.

Важнейшими качествами сотрудника, способствующими достижению контакта, являются: умение располагать к себе, доброжелательность, корректность, тактичность и умение слушать.

Итак, беседа сложна, психологически насыщенна. Важно уметь говорить, но важнее слушать, завоевав доверие. Улавливать, что говорят, а не как говорят (в беседах используется 25% способности слушать).