Психолого-педагогические основы обучения в системе «Перспектива»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«___» ___________ 20__ г.

Протокол №____

Зав. кафедрой __________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Психолого-педагогические основы обучения в системе «Перспектива»

(дисциплина по выбору)

Направление подготовки: 50 100.62 Педагогическое образование

Профиль: Начальное образование

Заочная форма обучения на базе СПО

Составитель:

Махмутова Л.Г., к.п.н., доцент кафедры

Челябинск-2013

Оглавление

Пояснительная записка …3

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…6

Образовательные технологии …8

Материально-техническое обеспечение дисциплины …8

Содержание дисциплины …8

Рабочая (модульная) программа …9

Тематическое планирование дисциплины …9

Содержание рабочей (модульной) программы …10

Оценочные средства промежуточной и итоговой аттестации

по дисциплине …29

Методические материалы …32

  1. Учебная программа

    1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели освоения учебной дисциплины: сформировать у студентов представление о психолого-педагогических основах обучения младших школьников средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), содействовать формированию у студентов мотивационной готовности к реализации в образовательном процессе начальной школы учебно-методического комплекса «Перспектива».

13 стр., 6451 слов

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 2

... дисциплины Реализация содержания данной дисциплины предполагает использование разнообразных форм и методов активного и эвристического обучения ... ориентированного учебного процесса. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) Дисциплина включена ... и перспективы развития. Проектирование процесса формирования компетентностей будущего специалиста. Проектирование учебного процесса ...

Основные задачи курса:

  1. Познакомить студентов с концепцией учебно-методического комплекса «Перспектива»;
  2. Раскрыть особенности реализации системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»;
  3. Содействовать формированию мотивации к использованию студентами технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод (Л.Г. Петерсон);
  4. Сформировать представление о достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебная программа по дисциплине «Психолого-педагогические основы обучения в системе „Перспектива“» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование, профилю: Начальное образование. Данная дисциплина относится к профессиональному циклу и является дисциплиной по выбору (Б3.ДВ1).

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:

— Осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возраста, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

Соответствие целей освоения дисциплины и формируемой компетенции

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП**)

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1.

Осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1)

Знать:

специфику начального образования, особенности реализации педагогического процесса в условиях вариативного образования

Уметь:

проектировать образовательный процесс

Владеть:

способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, современными образовательными технологиями

Знать:

— особенности реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»,

— особенности реализации системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»,

— дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, систему дидактических принципов учебно-методического комплекса «Перспектива»;

Уметь:

— проектировать урок средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»,

— проводить мониторинг результатов образовательного процесса (уровня обученности и организационно-рефлексивных (регулятивных) универсальных учебных действий) в рамках реализации учебно-методического комплекса «Перспектива»

Владеть:

— современными образовательными технологиями (проектной, кейс-технологией, технологией развития критического мышления, «Дебаты», обучение в сотрудничестве)

— технологией организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод (Л.Г. Петерсон),

— технологией конструирования уроков деятельностной направленности (открытия новых знаний, рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля),

— технологией оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Компетенции

Разделы (модули) дисциплины

1

2

3

4

СК-1

+

+

+

+

По данному курсу предусмотрены аудиторная (лекционные и практические занятия) и внеаудиторная (самостоятельная) формы организации учебного процесса.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Трудоемкость в часах составляет:

  • аудиторной работы студентов — 10 часов (4 часа лекционных занятий, 6 часов практических занятий);
  • самостоятельной работы — 94 часа.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 104 часа.

Дисциплина изучается на 4 курсе бакалавриата во 2 семестре.

Текущая аттестация качества усвоения проводится путем оценки выполнения заданий на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы. В ходе текущей аттестации оценивается качество усвоения студентами содержания учебной программы и уровень сформированности специальной компетенции. В процессе ее используются разнообразные методики изучения профессионального продвижения студента при изучении педагогических дисциплин: фронтальные опросы на лекциях, задания для самостоятельной работы по узловым вопросам дисциплины, анализ выполнения практических заданий.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в форме зачета.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
  3. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.

Дополнительная литература

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  2. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко; ред. В. А. Сластенин, И. А. Колесникова. — М.: Академия, 2006. — 285 с.
  3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  4. Нечаев, М. П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы [Текст] / М. П. Нечаев // Завуч начальной школы. — 2006. — № 6. — С. 9−14.
  5. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2008. — 429 с.
  6. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  7. Петерсон, Л. Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. — 48 с.
  8. Петерсон, Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  9. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  10. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  11. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст]: монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. — М.: АПКиППРО: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 92 с.
  12. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по математике в учебно-методическом комплексе «Перспектива» (книгопечатная продукция, печатные пособия, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, технические средства обучения, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование)

Информационные ресурсы

  1. http://teacher.fio.ru — Учитель. ru
  2. http://vestnik.edu.ru- журнал «Вестник образования»
  3. http://www.direktor.ru — «Директор школы»
  4. http://www.edu.ru — Российское образование. Федеральный портал
  5. http://www.informika.ru/text/index.html — «informika», официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  6. http://www.lseptember.ru — Первое сентября
  7. http://www.metodisty.ru — профессиональное сообщество педагогов
  8. http://www.mon.gov.ru — Министерство образования РФ
  9. http://www.nsportal.ru — социальная сеть работников образования
  10. http://www.openclass.ru — Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  11. http://www.pedsovet.org — Всероссийский интернет-педсовет
  12. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  13. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  14. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  15. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  16. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты
  17. http://www.ug.ru — «Учительская газета»

Вспомогательные информационные источники

Журналы:

— «Начальная школа»;

— «Начальная школа плюс До и После»;

— «Завуч начальной школы»;

— «Современный урок»;

— «Педсовет»;

— «Школьные технологии».

  1. Образовательные технологии

В учебно-образовательном процессе используются: кейс-технология, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология эссе, технология проектной деятельности, технология «Дебаты», технология обучения в сотрудничестве.

1.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Изучение дисциплины не предусматривает использование лабораторного оборудования, специально оборудованных кабинетов, измерительных и вычислительных комплексов.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

— технические средства обучения (мультмедиапроектор, компьютер);

— раздаточный материалдля работы индивидуально и в подгруппах;

— конспекты и (или) записи уроков;

— материально-техническое обеспечение образовательного процесса по математике в учебно-методическом комплексе «Перспектива».

1.5. Содержание дисциплины

1. Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива»

Новое качество российского образования: условия перехода. Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст. Состав учебно-методического комплекса «Перспектива». Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС НОО. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива».

2. Реализация системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон) как средство реализации современных целей образования. Технология организации образовательного процесса, реализующая деятельностный метод. Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды. Типология уроков деятельностной направленности (открытия новых знаний, рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля).

Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (учебный процесс, воспитательный процесс, управление сохранением и поддержкой здоровья детей, создание информационной образовательной среды).

Система подготовки и методического сопровождения учителей.

3. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы фгос средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

Планируемые результаты начального общего образования. Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». Достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». Достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

4. Система мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

Основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива». Оценка достижения субъектами образовательного процесса запланированных результатов при освоении основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». Мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ. Мониторинг психического развития учащихся. Мониторинг организационно-рефлексивных УУД. Мониторинг деятельности учителя.

2.Рабочая (модульная) программа

2.1.Тематическое планирование дисциплины

№ модуля

Название модуля

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная (внеаудиторная)

работа

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1.

Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива»

22

2

-

-

20

2.

Реализация системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

30

2

2

-

26

3.

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ФГОС средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

26

-

2

-

24

4.

Система мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

26

-

2

-

24

Итого

104

4

6

-

94

2.2. Содержание рабочей (модульной) программы

Темы лекций и практических занятий

Название модуля

Тема лекции /

количество часов

Тема практического

занятия / количество часов

1.

Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива»

Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС НОО (2 часа)

-

2.

Реализация системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон) как средство реализации современных целей образования (2 часа)

Технология организации образовательного процесса, реализующая деятельностный метод (2 часа)

3.

Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ФГОС средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

-

Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (2 часа)

4.

Система мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

-

Оценка достижения планируемых результатов при освоении основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» (2 часа)

Тема раздела (модуля) 1. Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива». 22 часа

Учебная цель: знать особенности специально-разработанного в соответствии с ФГОС НОО учебно-методического комплекса «Перспектива»: цели, состав, особенности реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Лекции

Тема «Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса „Перспектива“ в контексте ФГОС НОО». 2 часа

План:

  1. Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
  2. Целевые установки учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС НОО.
  3. Компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС НОО.

Информационное сопровождение:

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  2. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  4. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  5. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  6. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты

Темы для самостоятельного изучения. 20 часов

Новое качество российского образования: условия перехода — 4 часа.

Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст — 6 часов.

Состав учебно-методического комплекса «Перспектива» — 4 часа.

Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Контрольные вопросы и задания по модулю

  1. Чем обусловлен переход к новым ФГОС? Каковы исторические предпосылки этого перехода?
  2. Что подразумевается под новым качеством российского образования?
  3. Перечислите основные положения ФГОС НОО.
  4. Как соотносится с ФГОС НОО учебно-методический комплекс «Перспектива»?
  5. Охарактеризуйте состав УМК «Перспектива». На Ваш взгляд, достаточно ли полно он представлен? Ответ обоснуйте.
  6. В чем заключается Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?
  7. Каковы особенности реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в УМК «Перспектива»?

Терминологический минимум модуля

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), учебно-методический комплекс, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебно-методический комплекс «Перспектива».

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  2. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  3. Петерсон, Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  5. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  6. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  7. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  8. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты

Тема раздела (модуля) 2. Реализация системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива». 30 часов

Учебные цели: знать особенности реализации системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива», дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, систему дидактических принципов учебно-методического комплекса «Перспектива»; овладеть технологией организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод (Л.Г. Петерсон), технологией конструирования уроков деятельностной направленности.

Лекции Тема «Дидактическая система деятельностного метода

„Школа 2000…“ (Л.Г. Петерсон) как средство реализации современных целей образования». 2 часа

План:

  1. Особенности деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон).
  2. Деятельностные шаги технологии деятельностного метода «Школа 2000…».
  3. Дидактические принципы реализации технологии деятельностного метода «Школа 2000…».

Информационное сопровождение:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  3. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст]: монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. — М.: АПКиППРО: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 92 с.
  4. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  6. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Практические работы Тема «Технология организации образовательного процесса,

реализующая деятельностный метод». 2 часа

План:

  1. Понятие педагогической технологии.
  2. Сущность и структура технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод.
  3. Реализация технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на учебных занятиях.

Информационное сопровождение:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  3. Петерсон, Л. Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. — 48 с.
  4. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст]: монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. — М.: АПКиППРО: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 92 с.
  5. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  6. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  7. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  8. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Темы для самостоятельного изучения. 26 часов

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС — 4 часа.

Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды — 6 часов.

Типология уроков деятельностной направленности (открытия новых знаний, рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля) — 6 часов.

Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (учебный процесс, воспитательный процесс, управление сохранением и поддержкой здоровья детей, создание информационной образовательной среды) — 8 часов.

Система подготовки и методического сопровождения учителей — 2 часа.

Контрольные вопросы и задания по модулю

  1. Какие подходы лежат в основе разработки ФГОС?
  2. Почему системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы ФГОС?
  3. Перечислите дидактические принципы обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватные требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды. Докажите, что они представляют систему.
  4. Какие типы уроков деятельностной направленности выделяет Л.Г. Петерсон? Чем обусловлен выбор этих типов?
  5. Охарактеризуйте каждый тип уроков деятельностной направленности.
  6. Что понимается под педагогической технологией?
  7. В чем сущность технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод?
  8. Опишите структуру технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод.
  9. Как реализуется технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на учебных занятиях? Приведите пример.

Терминологический минимум

Педагогическая технология, деятельность, учебная деятельность, универсальные учебные действия, урок, урок деятельностной направленности, деятельностный метод обучения, технология деятельностного метода обучения, информационно-образовательная среда.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2008. — 429 с.
  3. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  4. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  5. Петерсон, Л. Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. — 48 с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  7. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  8. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст]: монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. — М.: АПКиППРО: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 92 с.
  9. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  10. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  11. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  12. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Тема раздела (модуля) 3. Достижение планируемых результатов

освоения основной образовательной программы ФГОС средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». 26 часов

Учебные цели: знать особенности реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

Практические работы

Тема «Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». 2 часа

План:

  1. Место личностных результатов в ряду планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Характеристика личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  3. Обеспечение достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

Информационное сопровождение:

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Нечаев, М. П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы [Текст] / М. П. Нечаев // Завуч начальной школы. — 2006. — № 6. — С. 9−14.
  4. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  5. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  6. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  7. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  8. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  10. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  11. http://www.lseptember.ru — Первое сентября
  12. http://www.metodisty.ru — профессиональное сообщество педагогов
  13. http://www.openclass.ru — Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  14. http://www.pedsovet.org — Всероссийский интернет-педсовет
  15. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  16. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  17. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  18. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  19. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты
  20. http://www.ug.ru — «Учительская газета»

Темы для самостоятельного изучения. 24 часа

Планируемые результаты начального общего образования — 4 часа.

Достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» — 10 часов:

— в процессе формирования познавательных УУД (4 часа);

— в процессе формирования регулятивных УУД (3 часа);

— в процессе формирования коммуникативных УУД (3 часа).

Достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» — 10 часов:

— на занятиях по русскому языку (2 часа);

— на занятиях по математике (2 часа);

— на занятиях по литературному чтению (2 часа);

— на занятиях по окружающему миру (2 часа);

— на занятиях по технологии (2 часа).

Контрольные вопросы и задания по модулю

  1. Каковы планируемые результаты начального общего образования?
  2. Охарактеризуйте каждую из групп планируемых результатов начального общего образования.
  3. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  4. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  5. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  6. Приведите примеры достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии.

Терминологический минимум

Планируемые результаты начального общего образования, личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты, личностные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

  1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко; ред. В. А. Сластенин, И. А. Колесникова. — М.: Академия, 2006. — 285 с.
  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  4. Нечаев, М. П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы [Текст] / М. П. Нечаев // Завуч начальной школы. — 2006. — № 6. — С. 9−14.
  5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  6. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  7. Петерсон, Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  8. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  9. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  10. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  11. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  12. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  13. http://www.lseptember.ru — Первое сентября
  14. http://www.metodisty.ru — профессиональное сообщество педагогов
  15. http://www.openclass.ru — Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  16. http://www.pedsovet.org — Всероссийский интернет-педсовет
  17. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  18. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  19. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  20. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  21. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты
  22. http://www.ug.ru — «Учительская газета»

Тема раздела (модуля) 4. Система мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе

«Перспектива». 26 часов

Учебные цели: познакомиться с особенностями проведения мониторинга результатов образовательного процесса (уровня обученности и организационно-рефлексивных (регулятивных) универсальных учебных действий) в рамках реализации учебно-методического комплекса «Перспектива»; овладеть технологией оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

Практические работы Тема «Оценка достижения планируемых результатов при освоении

основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива». 2 часа

План:

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
  2. Оценка достижения личностных результатов в начальной школе средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».
  3. Оценка достижения метапредметных результатов в начальной школе средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».
  4. Оценка достижения предметных результатов в начальной школе средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».

Информационное сопровождение:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
  3. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  4. Петерсон, Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  6. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

Темы для самостоятельного изучения. 24 часа

Основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 2 часа.

Мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Мониторинг психического развития учащихся в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 4 часа.

Мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Мониторинг деятельности учителя в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Контрольные вопросы и задания по модулю

  1. Какова основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»?
  2. Как проводится оценка достижения планируемых результатов в начальной школе?
  3. Охарактеризуйте процедуру оценки достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в начальной школе средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».
  4. Что такое образовательный мониторинг?
  5. Охарактеризуйте мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  6. Охарактеризуйте мониторинг психического развития учащихся в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  7. Охарактеризуйте мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  8. Охарактеризуйте мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива».

Терминологический минимум

Оценка, оценка достижения планируемых результатов, образовательный мониторинг, мониторинг результатов образовательного процесса, мониторинг уровня обученности, мониторинг психического развития, организационно-рефлексивные УУД, мониторинг организационно-рефлексивных УУД, мониторинг деятельности учителя.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

  1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко; ред. В. А. Сластенин, И. А. Колесникова. — М.: Академия, 2006. — 285 с.
  2. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» [Текст]: метод. пособие / под ред. Л. Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
  5. Перспектива [Текст]: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  6. Петерсон, Л. Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  7. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  8. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6 [Текст]. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  9. http://www.lseptember.ru — Первое сентября
  10. http://www.metodisty.ru — профессиональное сообщество педагогов
  11. http://www.openclass.ru — Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества
  12. http://www.pedsovet.org — Всероссийский интернет-педсовет
  13. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  14. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  15. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  16. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  17. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты
  18. http://www.ug.ru — «Учительская газета»

Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Темы, кол-во часов

Вопросы

Форма сам.

работы

Литература

Форма

отчетности

Модуль «Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива»:

Новое качество российского образования: условия перехода — 4 часа.

Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст — 6 часов.

Состав учебно-методического комплекса «Перспектива» — 4 часа.

Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

  1. Чем обусловлен переход к новым ФГОС? Каковы исторические предпосылки этого перехода?
  2. Что подразумевается под новым качеством российского образования?
  3. Перечислите основные положения ФГОС НОО.
  4. Как соотносится с ФГОС НОО учебно-методический комплекс «Перспектива»?
  5. Охарактеризуйте состав УМК «Перспектива». На Ваш взгляд, достаточно ли полно он представлен? Ответ обоснуйте.
  6. В чем заключается Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России?
  7. Каковы особенности реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в УМК «Перспектива»?

Составление глоссария

Написание эссе

Анализ документа

Работа с УМК

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: метод. пособие / под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  2. Перспектива: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  3. Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  5. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  6. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  7. http://www.sch2000.ru— сайт Центрасистемно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  8. http://www.standart.edu.ru- Новые образовательные стандарты

— Глоссарий

— Эссе по темам «Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст», «Новое качество российского образования: условия перехода»

— Анализ реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

— Конспект «Состав учебно-методического комплекса «Перспектива»

Модуль «Реализация системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»:

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС — 4 часа.

Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды — 6 часов.

Типология уроков деятельностной направленности (открытия новых знаний, рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля) — 6 часов.

Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (учебный процесс, воспитательный процесс, управление сохранением и поддержкой здоровья детей, создание информационной образовательной среды) — 8 часов.

Система подготовки и методического сопровождения учителей — 2 часа.

  1. Какие подходы лежат в основе разработки ФГОС?
  2. Почему системно-деятельностный подход выбран в качестве методологической основы ФГОС?
  3. Перечислите дидактические принципы обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватные требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды. Докажите, что они представляют систему.
  4. Какие типы уроков деятельностной направленности выделяет Л.Г. Петерсон? Чем обусловлен выбор этих типов?
  5. Охарактеризуйте каждый тип уроков деятельностной направленности.
  6. Что понимается под педагогической технологией?
  7. В чем сущность технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод?
  8. Опишите структуру технологии организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод.
  9. Как реализуется технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на учебных занятиях? Приведите пример.

Подготовка к семинару

Составление глоссария

Конспектирование

Составление кластера

Анализ ситуаций

Анализ уроков

Проектирование уроков

Составление маркированного текста

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2008. — 429 с.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  4. Перспектива: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  5. Петерсон, Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. — 48 с.
  6. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  7. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  8. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии: монография / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. — М.: АПКиППРО: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 92 с.
  9. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  10. http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
  11. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  12. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

— Выступление на семинаре

— Глоссарий

— Кластер «Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды»

— Анализ ситуаций

— Анализ уроков

— Конспекты уроков

— Совместные проекты (в минигруппах) «Представление фрагментов занятий»

— Маркированный текст по теме «Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения»

Модуль «Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ФГОС средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»:

Планируемые результаты начального общего образования — 4 часа.

Достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» — 10 часов:

— в процессе формирования познавательных УУД (4 часа);

— в процессе формирования регулятивных УУД (3 часа);

— в процессе формирования коммуникативных УУД (3 часа).

Достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива» — 10 часов:

— на занятиях по русскому языку (2 часа);

— на занятиях по математике (2 часа);

— на занятиях по литературному чтению (2 часа);

— на занятиях по окружающему миру (2 часа);

— на занятиях по технологии (2 часа).

  1. Каковы планируемые результаты начального общего образования?
  2. Охарактеризуйте каждую из групп планируемых результатов начального общего образования.
  3. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  4. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  5. Как средствами УМК «Перспектива» достигаются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования?
  6. Приведите примеры достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии

Подготовка к семинару

Составление глоссария

Разработка проектов

Подготовка к дебатам

Анализ ситуаций

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…»: метод. пособие / под ред. Л.Г. Петерсон. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Нечаев, М.П. Планирование управленческой деятельности завуча начальной школы / М.П. Нечаев // Завуч начальной школы. — 2006. — № 6. — С. 9−14.
  4. Педагогические технологии: учеб. пособие / под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  5. Перспектива: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  6. Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  7. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.
  8. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2009. — 317 с.
  9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий. 2006. — В 2 т.
  10. «Школа 2000…» Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006. — 272 с.
  11. . ru — сайт издательства «Просвещение»
  12. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  13. http://www. sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»
  14. http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

— Выступление на семинаре

— Глоссарий

— Совместные проекты (в минигруппах) «Достижение планируемых результатов ООП НОО средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Дебаты по теме «Достижение планируемых результатов ООП НОО средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Анализ ситуаций

Модуль «Система мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»:

Основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 2 часа.

Мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Мониторинг психического развития учащихся в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 4 часа.

Мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

Мониторинг деятельности учителя в учебно-методическом комплексе «Перспектива» — 6 часов.

  1. Какова основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива»?
  2. Как проводится оценка достижения планируемых результатов в начальной школе?
  3. Охарактеризуйте процедуру оценки достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в начальной школе средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».
  4. Что такое образовательный мониторинг?
  5. Охарактеризуйте мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  6. Охарактеризуйте мониторинг психического развития учащихся в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  7. Охарактеризуйте мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  8. Охарактеризуйте мониторинг организационно-рефлексивных УУД в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

Подготовка к семинару

Составление глоссария

Конспектирование

Подготовка к деловой игре

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов и др. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с.
  3. Перспектива: сб. рабочих программ: система учебников «Перспектива»: 1−4 классы: пособие для общеобразоват. учреждений / Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, Л.Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 368 с.
  4. Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…» / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. — М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. — 112 с.
  5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva — сайт издательства «Просвещение» («Перспектива»)
  6. http://www.sch2000.ru — сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

— Выступление на семинаре

— Глоссарий

— Конспект «Мониторинг результатов образовательного процесса в рамках реализации учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Деловая игра

Оценочные средства промежуточной и итоговой аттестации по итогам освоения дисциплины Оценочные средства по всем формируемым компетенциям

Осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возраста, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1)

Знать:

— особенности реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»;

— особенности реализации системно-деятельностного подхода в учебно-методическом комплексе «Перспектива»;

— дидактические основы организации образовательного процесса деятельностного типа, систему дидактических принципов учебно-методического комплекса «Перспектива»;

Уметь:

— проектировать урок средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»;

— проводить мониторинг результатов образовательного процесса (уровня обученности и организационно-рефлексивных (регулятивных) универсальных учебных действий) в рамках реализации учебно-методического комплекса «Перспектива»;

Владеть:

— современными образовательными технологиями (проектной, кейс-технологией, технологией развития критического мышления, «Дебаты», обучение в сотрудничестве);

— технологией организации образовательного процесса, реализующей деятельностный метод (Л.Г. Петерсон);

— технологией конструирования уроков деятельностной направленности (открытия новых знаний, рефлексии, обобщения и систематизации знаний, развивающего контроля);

— технологией оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

Текущий контроль:

— Выступление на семинаре

— Составление глоссария

— Эссе по темам «Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст», «Новое качество российского образования: условия перехода»

— Анализ реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива»

— Конспект «Состав учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Кластер «Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды»

— Анализ ситуаций

— Анализ уроков

— Конспекты уроков

— Деловая игра

— Совместные проекты (в минигруппах) «Представление фрагментов занятий», «Достижение планируемых результатов ООП НОО средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Маркированный текст по теме «Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения»

— Конспект «Мониторинг результатов образовательного процесса в рамках реализации учебно-методического комплекса «Перспектива»

— Дебаты по теме «Достижение планируемых результатов ООП НОО средствами учебно-методического комплекса «Перспектива»

Рубежная аттестация:

Зачет

Вопросы к зачету:

  1. Сущность и значение перехода российской школы к ФГОС НОО второго поколения: исторический контекст.
  2. Ведущие целевые установки и компоненты учебно-методического комплекса «Перспектива» в контексте ФГОС НОО. Состав учебно-методического комплекса «Перспектива».
  3. Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  4. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» (Л.Г. Петерсон) как средство реализации современных целей образования.
  5. Технология организации образовательного процесса, реализующая деятельностный метод.
  6. Система дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС к созданию развивающей информационно-образовательной среды.
  7. Типология уроков деятельностной направленности. Урок открытия новых знаний.
  8. Типология уроков деятельностной направленности. Урок рефлексии.
  9. Типология уроков деятельностной направленности. Урок обобщения и систематизации знаний.
  10. Типология уроков деятельностной направленности. Урок развивающего контроля.
  11. Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (учебный процесс).
  12. Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (воспитательный процесс).
  13. Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (управление сохранением и поддержкой здоровья детей).
  14. Создание информационно-образовательной среды при реализации технологии деятельностного метода обучения (создание информационной образовательной среды).
  15. Система подготовки и методического сопровождения учителей.
  16. Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  17. Достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  18. Достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  19. Основная цель системы мониторинга результатов образовательного процесса в учебно-методическом комплексе «Перспектива».
  20. Оценка достижения планируемых результатов при освоении основной образовательной программы начального общего образования средствами учебно-методического комплекса «Перспектива».
  21. Мониторинг уровня обученности с использованием ИКТ.
  22. Мониторинг психического развития учащихся.
  23. Мониторинг организационно-рефлексивных УУД.
  24. Мониторинг деятельности учителя.

Требования к зачету:

  • понимание и степень усвоения теории курса;
  • уровень знаний фактического материала в объеме программы;
  • правильность формулировки основных понятий и закономерностей;
  • логика, структура и грамотность изложения вопроса;
  • умение связать теорию с практикой;
  • умение делать обобщение, выводы;
  • умение ответить на дополнительные, уточняющие вопросы;
  • выполнение всех самостоятельных работ по курсу.

Методические материалы

Терминологический минимум

деятельностный метод обучения

деятельность

информационно-образовательная среда

коммуникативные УУД

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

личностные результаты

личностные УУД

метапредметные результаты

мониторинг деятельности учителя

мониторинг организационно-рефлексивных УУД

мониторинг психического развития

мониторинг результатов образовательного процесса

мониторинг уровня обученности

образовательный мониторинг

организационно-рефлексивные УУД

оценка

оценка достижения планируемых результатов

педагогическая технология

планируемые результаты начального общего образования

познавательные УУД

предметные результаты

регулятивные УУД

технология деятельностного метода обучения

универсальные учебные действия (УУД)

урок

урок деятельностной направленности

учебная деятельность

учебно-методический комплекс

учебно-методический комплекс «Перспектива»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

34

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector