Музыкальные занятия как комплексный процесс воспитания, обучения и всестороннего развития личности ребенка

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……………………….3

1. Обучение как наиболее эффективный путь развития творческих музыкальных способностей, формирования знаний и умений……………………………………………..………………………4

2. Музыкальные занятия как основная организационная форма обучения…………………….….7

3. Виды музыкальных занятий…………………………………………………………….…………..9

4. Наблюдение и анализ музыкального занятия в ДОУ…………………………………………….11

Вывод………………………………………………………………..………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………………………………14

Приложение

Введение

«Музыка» на языке древних греков означало «искусство муз»: искусство пения, игры и танца, без которых невозможно гармоничное развития человеческой души, как невозможно без гимнастики развитие здорового и красивого тела.

Благодаря музыке, игре, пению и танцам, дети испытывают положительные эмоции. А положительные эмоции — это внутреннее благополучие малыша, душевное и физическое здоровье ребенка.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно — эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Занятия музыкой в детском возрасте способствует активному развитию музыкального слуха ребенка, формированию первых вокальных навыков, развитию речи, а также раскрытию множества других талантов, о которых даже не подозреваем.

Актуальность исследования. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

12 стр., 5825 слов

Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания

... из важных моментов в пробуждении и развитии интереса у детей к физическим упражнениям. Для активизации группы нужно, чтобы во время занятий все дети были заняты выполнением движений. [11] Принцип ...

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Задачи исследования:

· показать, что обучение является наиболее эффективным путем развития творческих музыкальных способностей и формирования знаний и умений дошкольника;

· раскрыть сущность музыкальных занятий как основной организационной формы обучения;

· перечислить виды музыкальных занятий;

· провести наблюдение и анализ музыкального занятия в ДОУ.

База исследования: МДОУ Детский сад №28 «Елочка» г. Новочебоксарск.

1. Обучение как наиболее эффективный путь развития творческих музыкальных способностей, формирования знаний и умений

В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребенком ранее выработанных приемов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути — творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

Исследования лаборатории эстетического воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР показали тесную связь между обучением и творчеством детей. По своему характеру творчество и обучение своеобразны, но между ними устанавливаются тонкие и взаимовлияющие связи. Рассмотрим эти явления отдельно, чтобы затем сопоставить и найти общее и различное.

Виды музыкальной деятельности ребенка в детском саду разнообразны: он слушает музыку, поет, водит хороводы, танцует, играет на детских музыкальных инструментах , знакомится с простейшими сведениями о музыке. У ребенка развиваются интерес и эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо развивающий характер. Развитие музыкально-творческих способностей — одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания детей.

Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер [1, 229].

26 стр., 12783 слов

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего ...

... межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов. В ... мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только ... автор — Е.Г. Боронина) акцентирует внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной культуры. 90- ...

Не менее важна задача образного познания действительности. В рисунках, игре-драматизации, пении ребенок приближается к реалистическому отражению своих переживаний.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться в звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения. Дети проверяют правильность своих интонаций, обнаруживают ошибки, исправляют их. Воспитатель знакомит детей с различными свойствами музыкальных звуков и их сочетаний, и дети ассоциируют их с пространственными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче).

При этом подчеркивается выразительность музыкальных звуков в той или иной ладотональности.

Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий (например, в игре на музыкальных инструментах) [1, 229].

Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкаль­ные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

Творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские рисунки, стихи, попевки, рассказы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны.

Овладение выразительными средствами создает предпосылки, на основе которых дети свободно проявляют себя в творчестве. Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие — организация наблюдений детей за окруж……..