Презентация на тему: Лекционное занятие

Лекционное занятие

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 4. Психические процессы. Познавательные психические процессы.

Тема 4. Психические процессы. Познавательные психические процессы.

1.Ощущение как психический познавательный процесс.

2.Восприятие как психический процесс. Классификация и основные свойства восприятия.

3.Внимание как психический процесс. Свойства внимания и их обусловленность. Классификация основных видов внимания.

4.Память как психический процесс. Индивидуальные особенности и типы памяти. Основные процессы, связанные с памятью.

5.Воображение как особый вид деятельности. Основные виды воображения.

6.Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные виды мышления.

7.Речь и её функции. Развитие и расстройства речи.

Психический процесс

— Это смена состояний во времени.

Психические процессы

Познавательные

15 стр., 7493 слов

Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

... к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет: использование возможностей метода ... в отношении классификации детских вопросов. В исследовании А.И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. ...

Эмоциональные

Волевые

Познавательный психический процесс

Ощущение

Речь

Восприятие

Познавательный

психический

Мышление процесс Внимание

Воображение Память

Ощущение

Это познавательный психический процесс, продукт переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.

Анализатор

Рецептор

Проводник

Центральный отдел

Классы ощущений (Ч.С.Шеррингтон)

Итерорецептивные

(органические)

Голод, жажда, боль

Проприорецептивные

Движение, положение тела

Экстерорецептивные

Контактные

Дистантные

Контактные ощущения

Вкусовые ощущения

Кожные ощущения

Тактильная система (ощущение прикосновения)

Температурная система (ощущение холода, тепла)

Болевая система

Презентация на тему: Дистантные ощущения

Дистантные ощущения

Зрительные ощущения

Слуховые ощущения

(Обонятельные ощущения)

Основные характеристики и закономерности

Порог ощущений

Нижний абсолютный порог ощущений

Верхний абсолютный порог

Дифференцированный порог

Адаптация ощущений (сенсорная адаптация)

Сенсибилизация

Контраст ощущений

Синестезия (совместное ощущение)

Восприятие

Это познавательный психический процесс формирования образов предметов и явлений, путем приема и переработки человеком поступившей через органы чувств информации.

Процесс восприятия

Количественная трансформация сигнала вспомогательными структурами

Рецепция

Кодирование информации, передача и аналитико-синтетическаяобработка

Формирование образа

Опознание образа

Основные процессы восприятия

Формирование образа

Опознание образа

Формирование образа

Этот процесс представляет собой слияние (конвергенцию) во вторичной проекционной зоне коры больших полушарий головного мозга информации обо всех элементарных признаках воспринимаемого предмета или явления.

Опознание образа

Отнесение образа к тому или иному известному кругу предметов или явлений.

Классификация восприятия

Различия в анализаторах, которые участвуют в восприятии.

Зрительные

Слуховые

Осязательные

Кинестетические

Обонятельные

Слуховые

Форма и способ существования материи.

Пространство

Время

Движение

Свойства восприятия

Предметность

Целостность

Константность

Осмысленность

Избирательность

Апперцепция

Внимание

Это психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.

Презентация на тему: Функции внимания

Функции внимания

Функция отбора значимых, существенных воздействий

Функция удержания (сохранения) в сознании образов объектов до завершения процесса (достижения цели)

Функция регуляции протекания процесса деятельности и контроль над ним.

Основные свойства внимания

Объем

Сосредоточенность

Распределение

Устойчивость

Колебание

Переключение внимания

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Произвольное внимание

Послепроизвольное внимание

Память

Это познавательный психический процесс, связанный с накоплением, закреплением, сохранением и воспроизведением человеком своего опыта.

Классификация памяти

1.По характеру психической активности

Двигательная (или моторная) память

Эмоциональная память

Образная

Словесно-логическая(вербальная)

2.По характеру целей деятельности

Произвольная память

Непроизвольная

3.По продолжительности сохранения материала

Непосредственная или сенсорная память (1/4 сек)

Кратковременная (~20 сек)

Долговременная память

4.Классификация памяти Э.Тульвинга. Схема мнемического процесса.

Процедурная память (рефлексы, навыки)

Семантическая память

Эпизодическая память

Основные процессы связанные с памятью

Кодирование

Хранение (архивация)

Пространственная организация

Линейная организация

Ассоциативная организация

Иерархическая организация

Извлечение (воспроизведение)

Узнавание

Воспоминание

Припоминание

Реминисценция

Эйдетизм

Забывание

Нарушения памяти

Гипермнезия

Гипомнезия

Амнезия

Ретроградная

Антероградная

Фиксационная

Прогрессирующая амнезия

Воображение

Это познавательный психический процесс, выражающийся в создании нового в форме образа или идеи, путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Презентация на тему: Виды воображения

Виды воображения

Пассивное воображение

Активное воображение

Творческое

Воссоздающее (репродуктивное)

Мышление

Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного выявления устойчивых, закономерных свойств и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление существенных связей и отделение их от случайных совпадений.

Виды мышления

Наглядно-действенноемышление

Наглядно-образноемышление

Словесно-логическоемышление

Теоретическое мышление

Практическое мышление

Интуитивное

Аналитическое

Реалистическое и аутистическое мышление

Продуктивное и репродуктивное

Мыслительные операции

Анализ

Сравнение

Синтез

Обобщение

Абстрагирование

Формы логического мышления

Понятие

Суждение

Умозаключение

Индуктивные

Дедуктивные

Аналогия

Качества мышления

Широта

Глубина

Самостоятельность

Гибкость мысли

Быстрота ума

Критичность ума

Нарушения мышления

Нарушение темпа (динамики) мыслительной деятельности

Нарушение подвижности мышления или патологическая обстоятельность

Резонерство

Паралогическое мышление

Разорванность мышления

Нарушение содержательной стороны мышления

Навязчивые мысли, идеи, сомнения, воспоминания, страхи.

Фобии

Акрофобия (высота)

Аквафобия (воды)

Аутофобия (одиночество)

Агорафобия (открытые пространства)

Клаустрофобия (замкнутые пространства)

Гемофобия (кровь)

Лалофобия (публичные выступления)

Некрофобия (трупы)

Никторофобия (темнота)

Речь

Это познавательный психический процесс, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Презентация на тему: Физиологические основы речи

Физиологические основы речи

Сложная система условных рефлексов. Вторая сигнальная система.

Слова – раздражители, вызывающие ощущения и восприятие предметов.

Вид предмета – вызывает его название.

Слово – представлние предмета или явления

Функции речи

Функция общения (коммуникативная)

Функция сообщения

Эмоционально-выразительнаяфункция

Побудительная функция

Функция обозначения

Мыслительная функция

Виды речи

Внешняя речь

Устная речь

Диалогическая

Монологическая

Письменная речь

Внутренняя речь

Активная речь

Пассивная речь