Практикум по курсу «Педагогическая психология»

составитель: И.К. Русакович

Задачи практикума:

  • актуализация и амплификация знаний о психологических особенностях организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влиянии этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность (реализация связи содержания практикума с теоретическим лекционным материалом);
  • формирование умения осуществлять психологическую интерпретацию компонентов учебно-воспитательной деятельности;
  • развитие умения анализировать психологические факторы эффективности обучения и воспитания;
  • формирование умения выделять и осмысливать психологические основы успешной деятельности педагога, устанавливать ее зависимость от индивидуальных и профессиональных качеств педагога;
  • расширение психологической компетентности будущих учителей-дефектологов через совершенствование их проектировочно-гностических и коммуникативных умений (конкретизированы в темах практикума).

Тема 1. Основные концепции и теории обучения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (4 часа)

Цель – формирование у студентов системы знаний о сущности, психологической природе, критериях и условиях эффективности в образовательном процессе основных отечественных и зарубежных теорий и концепций обучения.

Задачи:

развивать умение выполнять теоретический анализ литературных источников;

формировать умение осуществлять разноаспектный анализ теорий обучения;

формировать умение классифицировать теории обучения по методологическим основаниям

развивать умение формулировать основные теоретические положения в изучаемых концепциях обучения;

развивать умение определять практическую (методическую) составляющую изучаемых теорий;

формировать умение моделировать профессионально-педагогическое взаимодействие учащихся и учителя в рамках различных теорий обучения;

развивать умение выделять достоинства и ограничения теорий обучения;

8 стр., 3968 слов

Вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения по теории ...

... ориентированных на глубокое овладение знаниями, умениями, навыками. 4. Что изучает общая теория обучения: а) закономерности процесса овладения учащимися знаниями, умениями и навыками; б) педагогическое руководство ... Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1999. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2001. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные ...

формировать умение прогнозировать возможности использования теорий обучения в практике образования детей с особенностями развития.

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

  1. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы.

2. Аннотирование или конспектирование основных литературных источников, характеризующих концепции и теорий обучения по следующим параметрам:

  • авторы (основоположники) концепции (теории);
  • основные концептуальные положения теории, ее методологическая платформа;
  • процессуальная часть (особенности применения методик и технологий);
  • результативность использования технологий, реализующих положения теории (концепции): проблемы и перспективы.

План проведения:

1. Актуализация структуры анализа отечественных и зарубежных теорий обучения:

выделение параметров, составление и оформление таблицы с соответствующими графами для конспектирования (фронтально).

  1. Презентация по определенным критериям теорий и концепций обучения:

Теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, И.С. Якиманская и др.);

Теория формирования научных понятий у младших школьников (В.В. Давыдов и др.);

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);

Теория программированного обучения (Ф. Скиннер)

Теория проблемного обучения (В. Оконь, А.М. Матюшкин);

3. Обсуждение представленных концепций (теорий, концепций) в проблемных группах по критерию результативности с точки зрения основных участников образовательного процесса. Использование элементов деловой игры с участием педагогов, детей и их родителей, которых представляют студенты.

4. Проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения. Прогнозирование управляемости, воспроизводимости и эффективности представленных концепций и теорий применительно к обучению детей с ОПФР.

  1. Рефлексия практикума.

Литература: 2,5,6,8,9,10

Тема 2. Основные методы (тренинги) изучения, активизации и формирования мотивации учения в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (4 часа)

Цель – формирование у студентов системы знаний о сущности, психологической природе, критериях и условиях эффективности в образовательном процессе основных методов изучения, активизации и формирования мотивации учения.

Задачи:

развивать умение выполнять теоретический анализ литературных источников;

формировать умение осуществлять разноаспектный анализ тренингов мотивации учения;

формировать умение классифицировать основные зарубежные тренинги мотивации учения по определенным критериям;

12 стр., 5979 слов

Пути формирования мотивации учения а. К. Маркова

... Рассмот­рим основные из них. 1. Роль содержания учебного материала в мотивации учения Содержание обучения выступает для учащих­ся в первую очередь в виде той информации, ... показали, что содержание обучения, ориентиро­ванное на формирование научно-теоретического стиля мыш­ления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, на­правленной на ...

развивать умение формулировать основные идеи, теоретические положения и актуальность разработки тренингов мотивации учения;

развивать умение моделировать сущность различных подходов к формированию мотивации учения в форме графических схем и презентаций;

формировать умение осуществлять сравнительный анализ тренингов мотивации учения и на его основе определять основные факторы эффективности изучения и активизации мотивации учения;

формировать умение моделировать профессионально-педагогическое взаимодействие учащихся и учителя в рамках различных тренингов мотивации учения;

формировать умение прогнозировать возможности применения идей, методов и приемов изучаемых тренингов в своей учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности педагога.

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

  1. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы.

2. Подготовка письменно конспекта пяти тренингов мотивации учения, отразив в нем основные понятия (положения тренинга), описание технологии применения и результативность (можно в сравнительной таблице, как оформляли теории обучения).

3. Составление эссе (по отдельному плану по одному из тренингов, на выбор)

4. Составление творческой презентации тренинга активизации мотивации учения (на выбор)

План проведения:

Презентация по определенным критериям теорий мотивации учения в зарубежной психологии:

Тренинг мотивации достижения;

Тренинг причинных схем;

Тренинг личностной причинности;

Тренинг внутренней мотивации;

Тренинг гуманных отношений между учителем и учащимися.

5. Обсуждение представленных материалов (презентаций и эссе) в проблемных группах по критерию результативности с точки зрения основных участников образовательного процесса. Использование элементов изучаемых тренингов («презентация в действии») с участием педагогов, детей и их родителей, которых представляют студенты.

6. Анализ и экспертиза представленных графических моделей тренингов формирования мотивации учения.

7. Проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения. Прогнозирование управляемости, воспроизводимости и эффективности представленных методов и идей тренингов применительно к изучению и активизации собственной мотивации учения.

  1. Рефлексия практикума.

Литература: 3,4

Тема 3. Я-концепция и воспитание (4 часа)

Цель – формирование у студентов системы знаний о сущности, психологической природе Я-концепции учащихся и учителя, критериях и условиях эффективности ее формирования в образовательном процессе.

Задачи:

развивать умение выполнять теоретический анализ литературных источников;

17 стр., 8074 слов

Формирование мотивации к учению

... эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации. Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы ... учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода ...

развитие умение представлять изучаемый материал в форме графических моделей, рекомендаций, логических схем;

формировать умение определять психологические механизмы формирования Я-концепции на разных возрастных этапах;

формировать умение формулировать рациональные приемы взаимодействия родителей с детьми с учетом сензитивных периодов их развития и положений теории эго-идентичности Эриксона;

развитие диагностических умений (умения прогнозировать и оценивать собственные возможности интерпретации проективных тестов по представленным результатам);

формировать умение использовать полученные в результате информационного поиска сведения при анализе проблемных ситуаций;

развивать умение осуществлять и аргументировать выбор способа воспитательного воздействия в представленных проблемных ситуациях;

развивать умение моделировать диалоги воспитательного воздействия в представленных проблемных ситуациях;

совершенствовать умение анализировать поведение педагога в конфликтной ситуации и аргументировать способы их решения;

формировать умение определять пути и средства формирования позитивной Я-концепции педагога (приемы саморегуляции психической деятельности, возможности использования элементов психокоррекции в учебной деятельности студентов и будущей профессиональной деятельности педагога)

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы

2. Аннотирование или конспектирование основных литературных источников по следующим направлениям:

Понятие Я-концепция.

Я-концепция и индивидуальное развитие.

Я-концепция и успеваемость.

Я-концепция и поведение родителей.

Позитивная Я-концепция учителя, студента педагогического ВУЗа.

План проведения:

1. Презентация и обсуждение аспектов темы практикума в следующем объеме:

  1. Понятие Я-концепция. Характеристика, основные составляющие.
  2. Я-концепция и индивидуальное развитие. Психологические механизмы формирования Я-концепции.
  3. Я-концепция и успеваемость. Роль поощрений и наказаний в процессе обучения и воспитания. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
  4. Я-концепция и поведение родителей. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье. Психологические особенности воспитания детей в семье, связанные с возрастом, социальным статусом. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР.
  5. Позитивная Я-концепция учителя, студента педагогического ВУЗа. Профессиональное самосознание учителя.

2. Моделирование процесса воспитания, понятия «Я-концепция, ее структура» с использованием графических схем и рисунков.

3. Составление рекомендаций для родителей по воспитанию детей разных возрастных групп.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... качества. Особенности развития самооценки и "Я-концепции" одарённых и талантливых детей. Физические качества одарённых детей. Одарённый ... и практическое значение исследований в области психологии одарённых детей. История изучения проблемы одарённости. Этапы ... ённости детей и подростков. Изучение умственно одарённных детей педагогом (воспитателем, учителем). Одарённые к искусству дети. Возрастная ...

4. Прогнозирование и оценка собственных возможностей интерпретации теста по представленным результатам (Проективная методика. Тест «Кинетический рисунок семьи (КРС)», авторы: Р. Бернс, С. Кауфман)

5. Анализ проблемных ситуаций.

  • Выбор способа воспитательного воздействия
  • Моделирование диалогов воспитательного воздействия
  • Анализ поведения педагога в конфликтной ситуации

Проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения. Экспертиза практических методик, способствующих нормализации взаимодействия участников образовательного процесса.

6. Составление карты самовосприятия студентов как элемента профессиограммы будущего педагога (подбор материала, способы самокоррекции).

7. Использование элементов психотренинга в моделируемых ситуациях педагогического общения.

Рефлексия практикума.

Литература: 1,4,6,7,9

Список литературы:

Основная

  1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  2. Зимняя И.А.Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Психология человека от рождения и до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-еврознак», 2005.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.

Дополнительная

  1. Гайдукевич С.Е. Средовые ресурсы образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития. – Мн, 2005.
  2. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.
  3. Котикова О.П., Клышевич Н.Ю. Педагогическая психология. – Минск: Аверсев, 2007.
  4. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М., 1995.

6