Психологическая практика 5 курс. Душанбаева С.С. |
2011-2012 |
Цель: анализ школьного коллектива как малой группы, изучение его социометрической структуры, динамики (роли, сплоченность, нормы).
Педагог средней общеобразовательной школы – это и учитель-предметник, и классный руководитель, и организатор внеклассной жизни школьников. Современная школа, ученический коллектив, группа сверстников – это те институты социализации, которые формируют ценности, мироощущение и самовосприятие личности в настоящем и будущем. Поэтому видение личности ученика в контексте группы и взаимоотношений с другими учениками, учителями и сверстниками является необходимым качеством современного педагога. В заданиях этого этапа психологической практики предполагается сфокусировать внимание студента именно на анализе коллектива с последующей характеристикой ученика.
Этапы психологического исследования
Первый этап– постановка целей, формулирование гипотез на основе наблюдения за классом (предположения о распределении ролей, об уровне сплоченности, микроклимате в классе, нормах, фазах развития группы).
Основной метод: наблюдение, вывод индуктивной гипотезы.
Второй этап– подбор методов диагностики коллектива для проверки гипотез, организация и проведение исследования.
Методы: социометрия, референтометрия, наблюдение, опросники, тесты.
Методики исследования:
1) Измерение нормативных предпочтений в группе (тест О.И.Комиссаровой)
2) Методика социометрии Дж.Морено
3) Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
4) Индекс сплоченности Сишора
5) Методика по изучению ценностно-ориентационного единства Онуфриевой-Ивашкиной.
6) Неоконченные предложения (в модификации А.Б.Орлова)
7) Копинг-тест Лазаруса
(см. Приложение)
Третий этап– обработка результатов, их обсуждение и выводы.
Оформление в виде «Социально-психологической характеристики ученического коллектива» (см. Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002.)
Методические рекомендации к оформлению отчетов по психологической практике студентов 5 курса
В оформлении отчета использовать листы формата А4, обложку, структуру: титульный лист, оглавление, введение, характеристика коллектива, выводы, список литературы, приложения.
- Во введении указать цели психологической практики, методы исследования.
- В психолого-педагогической характеристике школьного коллектива описывать структуру группы, отношения в классе с опорой на данные методов исследования: наблюдения, беседы с учениками и классным руководителем, диагностических методик.
- Использовать в характеристике такие речевые обороты, как: «Согласно данным методики…», «Результаты проективного теста показали, что …», «По отзывам учеников, выявленным в ходе беседы…», «(см. Приложение …)» и т.п.
- К характеристике обязательно приложить следующие материалы: заполненные бланки тестов, анкет, вопросы и ответы проведенных бесед, а также интерпретация и анализ результатов исследования. Без приложений характеристики не принимаются и практика не засчитывается!
- В выводах отразить:
— общее впечатление и особенности данной практики; — уровни реализации целей и задач практики; — положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики (иллюстрация примерами);
— рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания психологических дисциплин;
— конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.
Литература:
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психодиагностике. – СПб., 1998
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. — Самара, 2003.
- Никиреев Е.М. направленность личности и методы ее исследования: учеб пособие. – М.-Воронеж, 2004.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, 1998.
- Психологическая практика студентов в школе. Методическое пособие для непсихологических факультетов. – Уфа, 2002.
- Психологические задания к педагогической практике студентов. / Под ред. Проф. А.Э.Штейнмеца. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
- Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина. в 2 т.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
Дни консультаций:
по средам на ФМФ с 14.00 до 17.40
по эл.почте: salima_dusha@mail.ru
Сдача отчетов по адресу:
Чернышевского, 25 а, 5 уч.корпус, 219 каб. (кафедра психологии, тел.2518867)
26-29 декабря!
Приложение
Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Назначение и инструкция. Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная — -5).
В ходе опроса баллы указывать не нужно.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5) Живу и существую отдельно от нее (1).
6) Не знаю, затрудняюсь ответить (-1).
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1) Да, очень хотел бы перейти (1).
2) Скорее перешел бы, чем остался (2).
3) Не вижу никакой разницы (3).
4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6) Не знаю, трудно сказать (-1).
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3) Хуже, чем в большинстве классов (1).
4) Не знаю, трудно сказать (-1).
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4) Не знаю. (-1)
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
4) Не знаю (-1).
Уровни групповой сплоченности:
15,1 баллов и выше — высокая;
11,6 — 15 балла — выше средней;
7- 11,5 — средняя;
4 — 6,9 — ниже средней;
4 и ниже — низкая.
Определение опосредованной групповой сплоченности
(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)
Назначение. Данная методика предназначена для изучения групповой
сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности.
В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества (3х7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.
Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Пусть, например, испытуемый выбрал следующие качества: трудолюбие, принципиальность, активность, честность, справедливость, и записал их в опросном листе.
Стимульный материал с дифференциацией качеств
Трудолюбие |
Д |
Дружелюбие |
М |
Веселость |
Э |
Сдержанность |
Э |
Аккуратность |
Д |
Общительность |
Э |
Честность |
М |
Настойчивость |
Д |
Порядочность |
М |
Обаяние |
Э |
Организованность |
Д |
Правдивость |
М |
Отзывчивость |
Э |
Деловитость |
Д |
Приветливость |
Э |
Скромность |
М |
Активность |
Д |
Принципиальность |
М |
Исполнительность |
Д |
Справедливость |
М |
Искренность |
Э |
Условные обозначения: Д — деловые качества; М — моральные качества; Э — эмоциональные качества.
Общие методические рекомендации экспериментатору при диагностике групповой сплоченности, ЦОЕ:
1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по плакату, вывешенному на доске.
2. В опросный лист испытуемые записывают 5 качеств, выбранных по инструкции.
3. Если имеется возможность, можно опросные листы отпечатать.
4. Обработка результатов производится после выполнения испытуемым инструкции.
5. До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании исследования испытуемым не сообщаются.
На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции того или иного коллектива.
Обработка и интерпретация результатов
а) Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.
б) Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э).
В нашем случае:
Д=30/60*100%=50%
М=20/60*100%=33%
Э=10/60*100%=17%
1. 3 балла — групповая сплоченность высокая и если Д > 55% или Д+М > 60%.
2. 2 балла — групповая сплоченность средняя и если М < 55%.
3. В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%.
В нашем случае Д+М = 50+33 = 83% — сплоченность высокая, оценка 3 балла.
Определение ценностно-ориентационного единства группы (цое)
(В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева)
Назначение. Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.
Инструкция. Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее ценными для успешной совместной работы в классе.
Стимульный материал с дифференциацией качеств
Трудолюбие |
Д |
Дружелюбие |
М |
Веселость |
Э |
Сдержанность |
Э |
Аккуратность |
Д |
Общительность |
Э |
Честность |
М |
Настойчивость |
Д |
Порядочность |
М |
Обаяние |
Э |
Организованность |
Д |
Правдивость |
М |
Отзывчивость |
Э |
Деловитость |
Д |
Приветливость |
Э |
Скромность |
М |
Активность |
Д |
Принципиальность |
М |
Исполнительность |
Д |
Справедливость |
М |
Искренность |
Э |
Условные обозначения: Д — деловые качества; М — моральные качества; Э — эмоциональные качества.
Обработка и интерпретация результатов
а) Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемыми (5*на число членов группы).
б) Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество (поочередно объявляете качества и просите поднять руки, кто выбрал).
в) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (П)
г) Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).
д) Вычислите коэффициент ценностно-ориентэционного единства (С) по формуле.
С=П-M/Н*100%
Например: С=(45-10)/(5*10)*100%=70%
Критерии оценки:
Если:
а) С > 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
б) 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.
в) в остальных случаях — ЦОЕ низкое, оценка 1 балл. В нашем случае ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.
Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
Цель: диагностика мотивации учения.
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально.
Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
- Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
- Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
- Больше всего я люблю, когда учитель…
- Больше всего я не люблю, когда учитель…
- Больше всего мне школа нравится за то, что…
- Я не люблю школу за то, что…
- Мне радостно, когда в школе…
- Я боюсь, когда в школе…
- Я хотел бы, чтобы в школе…
- Я не хотел бы, чтобы в школе…
- Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
- Если я невнимателен на уроке, я…
- Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
- Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
- Я всегда могу проверить, правильно ли я…
- Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
- Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
- Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
- Мне всегда интересно, когда на уроках…
- Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
- Если нам не задают домашнего задания, я…
- Если я не знаю, как решить задачу, я…
- Если я не знаю, как написать слово, я…
- Я лучше понимаю, когда на уроке…
- Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Обработка и анализ результатов: Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 – вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 – личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 – знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 – отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Копинг-тест Лазаруса Описание методики
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Бланк для ответов копинг-теста
|
Оказавшись в трудной ситуации, я … |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
1 |
… сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
… говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
… критиковал и укорял себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
… надеялся на чудо |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
… вел себя, как будто ничего не произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
… старался не показывать своих чувств |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
… пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
… спал больше обычного |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
… во мне возникла потребность выразить себя творчески |
0 |
1 |
2 |
3 |
16 |
… пытался забыть все это |
0 |
1 |
2 |
3 |
17 |
… обращался за помощью к специалистам |
0 |
1 |
2 |
3 |
18 |
… менялся или рос как личность в положительную сторону |
0 |
1 |
2 |
3 |
19 |
… извинялся или старался все загладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
20 |
… составлял план действии |
0 |
1 |
2 |
3 |
21 |
… старался дать какой-то выход своим чувствам |
0 |
1 |
2 |
3 |
22 |
… понимал, что сам вызвал эту проблему |
0 |
1 |
2 |
3 |
23 |
… набирался опыта в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
24 |
… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
25 |
… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
0 |
1 |
2 |
3 |
26 |
… рисковал напропалую |
0 |
1 |
2 |
3 |
27 |
… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
0 |
1 |
2 |
3 |
28 |
… находил новую веру во что-то |
0 |
1 |
2 |
3 |
29 |
… вновь открывал для себя что-то важное |
0 |
1 |
2 |
3 |
30 |
… что-то менял так, что все улаживалось |
0 |
1 |
2 |
3 |
31 |
… в целом избегал общения с людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
32 |
… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
0 |
1 |
2 |
3 |
33 |
… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
0 |
1 |
2 |
3 |
34 |
… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
0 |
1 |
2 |
3 |
35 |
… отказывался воспринимать это слишком серьезно |
0 |
1 |
2 |
3 |
36 |
… говорил о том, что я чувствую |
0 |
1 |
2 |
3 |
37 |
… стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
0 |
1 |
2 |
3 |
38 |
… вымещал это на других людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
39 |
… пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
40 |
… знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
41 |
… отказывался верить, что это действительно произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
42 |
… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
0 |
1 |
2 |
3 |
43 |
… находил пару других способов решения проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
44 |
… старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
45 |
… что-то менял в себе |
0 |
1 |
2 |
3 |
46 |
… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось |
0 |
1 |
2 |
3 |
47 |
… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
0 |
1 |
2 |
3 |
48 |
… молился |
0 |
1 |
2 |
3 |
49 |
.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
0 |
1 |
2 |
3 |
50 |
… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
0 |
1 |
2 |
3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)
Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).
Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.
Экспериментальный материал
Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
|
Да |
Скорее да, чем нет |
Нет |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом |
1 |
2 |
3 |
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему |
3 |
2 |
1 |
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять |
3 |
2 |
1 |
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы |
3 |
2 |
1 |
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо |
3 |
2 |
1 |
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи |
3 |
2 |
1 |
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией |
3 |
2 |
1 |
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора |
3 |
2 |
1 |
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах |
3 |
2 |
1 |
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий |
3 |
2 |
1 |
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу |
3 |
2 |
1 |
13. Больше времени, чем обычно, провожу один |
3 |
2 |
1 |
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению |
3 |
2 |
1 |
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение |
3 |
2 |
1 |
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы |
3 |
2 |
1 |
17. Обдумываю про себя план действий |
3 |
2 |
1 |
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно |
3 |
2 |
1 |
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации |
3 |
2 |
1 |
21. Избегаю общения с людьми |
3 |
2 |
1 |
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем |
3 |
2 |
1 |
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию |
3 |
2 |
1 |
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему |
3 |
2 |
1 |
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей |
3 |
2 |
1 |
26. Сплю больше обычного |
3 |
2 |
1 |
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе |
3 |
2 |
1 |
28. Представляю себя героем книги или кино |
3 |
2 |
1 |
29. Пытаюсь решить проблему |
3 |
2 |
1 |
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного |
3 |
2 |
1 |
31. Принимаю помощь от друзей или родственников |
3 |
2 |
1 |
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше |
3 |
2 |
1 |
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения |
3 |
2 |
1 |
Порядок проведения
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом
Ключ
Базисная копинг-стратегия |
Пункты опросника, номер |
Разрешение проблем |
2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33 |
Поиск социальной поддержки |
1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32 |
Избегание |
4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30 |
Для получения общего балла по соответствующей стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл — 24.)
При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.