Методика многомерного исследования нравственности

Методика многомерного исследования нравственности

Для исследования нравственности используем системно-структурный подход. Сущность его заключается в том, что нравственность личности понимается как целостное психологическое образование, включающее в себя множество взаимосвязанных признаков (отношений, чувств, состояний, привычек, качеств), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие психологическую информацию о поведении личности.

Для группировки этих информационных признаков воспользуемся методом факторного анализа, суть которого состоит в преобразовании исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. В данном случае он базируется на предположении, что исследуемый признак нравственности может быть выявлен с помощью небольшого числа скрытых характеристик, называемых факторами. В результате факторного анализа нравственности по экспериментальным данным и литературным источникам можно построить структурную модель нравственности, которая включает 15 факторов:

1.Честь и нравственные убеждения.

2.Гуманизм и человечность.

3.Чувство интернационализма и патриотизма.

4.Коллективизм и товарищество.

5.Уважение к начальникам и старшим.

6.Доброжелательность и близость к подчиненным, младшим.

7.Добросовестность и трудолюбие.

8.Самоконтроль и самодисциплина.

9.Благородство и уважение к женщине.

10.Сексуальная чистота и целомудрие.

11.Любовь к семье и знание родительских функций.

12.Атеизм и научно-материалистическое миропонимание.

13.Отсутствие интереса к наркотикам и токсическим веществам.

14.Антиалкогольная устойчивость и трезвый образ жизни.

15.Культура поведения в общественных местах.

Каждый из этих факторов измеряется с помощью ряда утверждений или отрицаний вопросов, входящих в тест.

Тест «НРАВЫ»:

Инструкция:Вам последовательно предлагается ответить на представленные вопросы, соглашаясь («да»: «+»)или не соглашаясь («нет»: «-») с данным утверждением.

  1. Думаю, что люди живут по одним и тем же законам.
  2. Стоит мне выпить немного вина(водки),как я совершаю неожиданные поступки.
  3. В общественных местах мне трудно нарушать правила приличия.
  4. Я считаю себя свободным от обещаний человеком.
  5. Мне кажется, что начальник не должен советоваться с подчиненными.
  6. Я люблю беседовать на темы о воспитании.
  7. Мои принципы не всегда совпадают с интересами коллектива.
  8. Мне часто приходится сожалеть, что у меня вспыльчивый характер.
  9. Чтобы завоевать авторитет, начальнику нужно многое прощать своим подчиненным.
  10. Я нервничаю, если вижу грязь и нечистоплотность.
  11. Я предполагаю отдыхать, а работают пусть другие.
  12. В гостях я мало разговариваю, но много ем и пью.
  13. Мне нравится смущать женщин(девушек).
  14. Мне кажется, что личные интересы нужно подчинять общественным.
  15. Праздники нужно отмечать выпивкой.
  16. Мне бывает стыдно, когда я опаздываю на совещания(свидания).
  17. Как материалист, я полностью отрицаю религию.
  18. В детстве я часто дразнил животных, гонял бездомных кошек.
  19. По сравнению с другими людьми я очень берегу свою честь.
  20. В моей семье к религии относились с уважением.
  21. Начальнику для наведения порядка можно использовать и сомнительные методы.
  22. Начальнику теперь нужно быть предельно вежливым к подчиненным.
  23. В жизни многие следуют правилу: «Топи других, иначе в лужу сядешь сам».
  24. Мне не доставляет удовольствия говорить на сексуальные темы.
  25. Так уж случилось, что я рано узнал женщин.
  26. В гости я всегда хожу с бутылкой вина или водки.
  27. В компании нужно быть трезвее других.
  28. Начальник должен быть строгим и неприступным человеком.
  29. В школе у меня были плохие оценки по поведению.
  30. Меня трудно рассердить и вывести из себя.
  31. Большинство людей считают, что нравственность должна приносить пользу обществу, а не отдельному человеку.
  32. Что угодно отколю, лишь бы заколачивать.
  33. Мне нравится тяжелая физическая работа.
  34. В семье, где я рос, часто употребляли спиртное.
  35. Я всегда уважаю начальника, каким бы он ни был.
  36. Начальнику нужно всячески угождать.
  37. Многих людей можно обвинить в распущенности.
  38. Если со мной поступают грубо, то я всегда отвечаю тем же.
  39. Моя честь-это мои твердые убеждения.
  40. Я считаю, что у каждого человека должны быть свои религиозные воззрения.
  41. Религия — мое спасение в тяжелые минуты жизни.
  42. На танцевальных вечерах я стараюсь не показывать своих недостатков.
  43. В общественном транспорте и на улице я уступаю дорогу старшим, женщинам и детям.
  44. Я не верю ни в бога, ни в черта, ни в загробную жизнь.
  45. При определенных обстоятельствах можно оправдать и проституцию.
  46. Мне очень нравятся кинофильмы сексуального содержания.
  47. Я считаю, что начальник должен обращаться к подчиненному только на «ты».
  48. В детстве я входил в компании, где все стояли друг за друга «насмерть».
  49. Во время спектакля, кинофильма мне не хочется разговаривать с соседями.
  50. Интеллигентности и скромности я предпочитаю грубую физическую силу.
  51. При разрешении спора, конфликта я всегда добиваюсь своего, применяя аргумент типа: «Не уступишь — хуже будет!».
  52. Я придерживаюсь пословицы: «Не торопись выполнять приказание, так как оно может быть отменено».
  53. Мой начальник не пользуется у меня доверием.
  54. Я никогда не состоял в обществе любителей наркотиков, так как наркоманы — это самоубийцы.
  55. Я люблю веселые компании, где можно все говорить и делать не стесняясь.
  56. В нашем коллективе все стоят друг за друга стеной
  57. дить.
  58. Я стараюсь предъявлять требования к себе выше, чем к другим.
  59. Мне кажется, что соблюдение всех законов и моральных норм необязательно.
  60. Если мне не нравится кинофильм, спектакль или поступок человека, то я об этом никому не говорю.
  61. Я возмущаюсь, когда кто-либо кричит, свистит, топает ногами в зале кинотеатра, если рвется лента или пропадает звук.
  62. Принимать наркотики — последнее дело для настоящего мужчины.
  63. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  64. На первом месте у меня работа, а отдых и развлечения — на втором.
  65. Даже в самые трудные минуты своей жизни я не мог пойти на обман.
  66. Обычно с нарушителями порядка и дисциплины я строг и непреклонен.
  67. Мне кажется, что начальника лучше понимают, когда он груб.
  68. Чуткость к запросам подчиненных — обязательное условие авторитета начальника.
  69. В половых отношениях с женщинами легкого поведения меня ничто не пугает.
  70. Я не могу в обществе громко смеяться и сморкаться.
  71. Я стараюсь никогда открыто не признавать свою вину.
  72. Меня совершенно не интересуют «святые книги» типа Библии и Корана.
  73. Я думаю, что борьбу с религией нужно усилить.
  74. Многим женщинам нравятся грубые и откровенные мужчины.
  75. Мне неприятно, когда в моем присутствии женщина курит и пьет.
  76. Я часто в коллективе выступаю против твердолобых людей.
  77. У меня не бывает проблем, если я выполняю требования старших.
  78. Меня не раздражают больные дети.
  79. Жесткая требовательность к подчиненным залог успеха любого начальника.
  80. Женщине можно простить многое.
  81. Часто меня пытаются разозлить, но это не удается.
  82. Мне жаль людей, которые тратят время на молитвы и обряды.
  83. В общении с нервными людьми я легко теряю терпение.
  84. Уж лучше от безделья я умру, чем стану от работы надрываться.
  85. Меня смущают неприличные анекдоты и сплетни.
  86. Временами я люблю обманывать простаков.
  87. Мне иногда приходилось незаметно брать у людей то, что мне нравилось.
  88. Когда-то я пробовал наркотики.
  89. Моя вежливость и предупредительность иногда становится примером для других.
  90. Меня не интересуют семейные обязанности.
  91. Чтобы жениться, много ума не надо.
  92. Главное в жизни — это удовольствия.
  93. Мне не хочется заступаться за человека, по отношению к которому допускается несправедливость.
  94. Почти все время я стремлюсь оказывать кому-то помощь.
  95. Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.
  96. Мне приходилось, сердясь на кого-либо, пускать в ход руки, чтобы его успокоить.
  97. Мне кажется, что надоевшую работу следует доводить до конца, даже если в этом нет никакой необходимости.
  98. Я против того, чтобы в общественном транспорте уступать место.
  99. Я выполняю только те нравственные нормы, которые приносят мне пользу.
  100. Мои родители всегда относились неодобрительно к обману и к моим уличным увлечениям.
  101. Думаю, что строгость начальника должна полностью исключить его панибратские отношения с подчиненными.
  102. Иногда в разговоре я не в состоянии себя сдержать.
  103. Мне легче поддержать мнение большинства, чем выступить против.
  104. Я верю в целесообразность любого распоряжения своего начальника.
  105. Когда меня ругают, я не испытываю чувства стыда.
  106. У окружающих я нахожу достаточно симпатии и одобрения моим действиям.
  107. Мне нравятся женщины легкого поведения.
  108. Моральная ответственность брачного союза меня не интересует.
  109. Обычно честность и добро берут верх над хитростью.
  110. Я всегда готов защищать интересы своего начальника.
  111. Большинству своих знакомых я нравлюсь.
  112. Мне никогда не приходилось по-настоящему влюбляться.
  113. Иногда у меня появляются мысли приобрести что -либо незаконным путем.
  114. Мне нравится, когда кто-либо меня упрашивает.
  115. Я не боюсь работать с прохладцей.
  116. Мне не бывает скучно читать книги о нравственности и морали.
  117. Я верю, что зло и несправедливость не окажутся безнаказанными.
  118. В своей жизни мне приходилось всяческими правдами и неправдами выкручиваться из трудных положений.
  119. Моя мать очень хорошая и добрая женщина.
  120. Мне нравится заниматься домашним хозяйством, особенно приготовлением пищи.
  121. Мне кажется, что начальник должен чаще ругать подчиненных, чем хвалить.
  122. Отдельные мои поступки вызывают у меня стыд и раскаяние.
  123. Мне редко удается выполнять свои обещания.
  124. Я люблю играть в азартные игры на деньги.
  125. Мне хотелось бы учить и воспитывать детей.
  126. Когда я «на подъеме», мне «море по колено».
  127. Я считаю, что представления о добре и зле весьма условны.
  128. Думаю, что и переживаю за порученное дело больше, чем другие.
  129. Многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.
  130. Быть патриотом своей страны — значит уважать все нации и народности, проживающие в ней.
  131. Я никогда свою национальность не ставлю выше других наций.
  132. С детства меня приучили быть верным своему слову.
  133. Чтобы быть настоящим патриотом, нужно любить не только ту область, где родился, но и всю страну.
  134. Меня возмущает, что преступника могут оправдать.
  135. Бывает, что я обсуждаю людей за их спинами.
  136. В моей семье не было для меня авторитетов.
  137. Мне нравятся люди, которые все могут, ни в чем себя не ограничивают.
  138. В семье мне давали крупные суммы денег для развлечения.
  139. Я люблю отстаивать свои нравственные идеалы.
  140. Мне нравятся цветы, и мне хотелось бы стать цветоводом.
  141. Я могу легко приобрести друзей в своем коллективе.
  142. Принцип «Один — за всех, все — за одного» соответствует моим интересам.
  143. Чтобы отвлечься от интимных желаний, я усиленно занимаюсь спортом.
  144. Большинство моих знакомых пробовали наркотики.
  145. Я не маскирую свою национальную исключительность.
  146. У меня нет предубеждений против какой-либо нации.
  147. Я никогда не брал в рот хмельного (вина, водки, пива).
  148. У меня иногда появляются ощущения ,как будто под кожей бегают мурашки, и люди смотрят на меня с подозрением.
  149. Без настоящей любви я не представляю себе половой близости.
  150. В нашем коллективе много замечательных людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

2 стр., 760 слов

Психологическое заключение испытуемого К. 1989 г.р.

... уровень зрительной механической памяти. Расстройств произвольного, активного внимания не выявлено. У испытуемого высокий уровень точности, продуктивности и устойчивости внимания. ........ ... внимания (23 балла). Резюме Таким образом, в ходе исследования испытуемого Р. выявляется высокий уровень слухоречевой памяти, высокий уровень зрительной семантической памяти (как в звене непосредственного, так ...

13 стр., 6055 слов

Психологические характеристики испытуемых с разными индивидуально ...

... получаемых результатов принятым целям. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних ... особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности. Высокие показатели по этой шкале указывают на сформированность потребности в осознанном ...

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... совсем редко они сознают себя в условиях Тонкого Мира. Иногда выделение тонкого тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

8 стр., 3751 слов

Психоэмоциональная нагрузка как фактор, влияющий на качество сестринского ухода

... или полной амнезии. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции. ... потенциала работников, оказывается необходимым знание симптомов выгорания и тех причин (факторов), которые способствуют развитию данного синдрома. . Виды и классификации эмоций В ...

Фактор 1-«моральная честь и нравственные убеждения» — предназначен для измерения уровня морального сознания, твердости нравственных убеждений, чести и достоинства. Этот фактор включает положительные ответы на все 150 вопросов, но наиболее информативны 36 утверждений, которые в тесте имеют номера: 1,4,6,14,19,31,39,58,59,65,86,87,99,100,108,109,113,116,117,118,122,123,124,125, 126,128,129,130,131,132,133,134,135,137,139,140.

Для испытуемых с высокими оценками фактора 1 характерны следующие нравственные качества: стремление быть честным и высоконравственным, поступать в соответствии с моральными убеждениями и идеалами, заниматься развитием своей нравственной культуры, оберегать свою репутацию и честное имя, приносить пользу обществу, быть достойным уважения, совершать поступки на благо Родины, соблюдать верность клятвам и принятым обязательствам.

Испытуемые с низкими оценками фактора 1 могут обладать такими качествами, как безнравственность, цинизм, беспринципность, безответственность, неуважение нравственных норм, уклонение от общественного долга, стремление к обману, вероломство, лицемерие, воровство.

Фактор 2-«гуманизм и человечность» — служит для оценки гуманистической морали, человеческих отношений, доброжелательности и уважения к людям. Этот фактор содержит 13 утверждений, которые в тесте имеют номера:23,31,37,77,78,83,89,92,93,94,103, 111,131.

Для испытуемых с высокими оценками фактора 2 свойственны: любовь к человеку, вера в безграничные возможности людей, стремление защищать слабых, потребность создавать подлинно человеческие отношения между людьми, желание сотрудничать и оказывать людям помощь, простота обращения и скромность в личной жизни.

Испытуемые с низкими оценками фактора 2 могут обладать такими качествами, как индивидуализм и пренебрежение социальными нормами, нежелание сотрудничать с людьми и оказывать им помощь, пассивность в общественной жизни, неумение защищать честь и достоинство человека, терпимость к посягательствам и насилию над личностью.

Фактор 3 -«коллективизм и товарищество» — направлен на оценку коллективистской морали, верности товарищескому долгу. Этот фактор содержит 25 утверждений, которые в тесте имеют номера: 7,14,23,30,38,39,48,55,56,57,76,77,83,92,93,94,96,103, 105,114,116,131,141,142,150.

Испытуемые с высокими оценками фактора 3 отличаются стремлением быстро входить в контакт с различными людьми, ставить коллективные интересы выше личных, поднять себя общественным требованиям, дорожить авторитетом и не конфликтовать с людьми, быть отзывчивым и дружелюбным. Для испытуемых с низкими оценками фактора 3 могут быть характерны такие качества, как эгоизм, самолюбие, замкнутость, подозрительность, несовместимость, нежелание считаться с групповыми мнениями.

8 стр., 3716 слов

61Виды и методы оценки псих готовности к школе

... должен быть оценен психологом, а полученная информация правильно использована. Следует сказать, что высокие показатели психологической го­товности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ре­бенка к ... воспиты­вается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готов­ности. Но в случае, если учителю удается вызвать положительное ...

Фактор 4 – «Авторитеты» -предназначен для оценки отношений к начальникам и старшим по возрасту и положению. Он содержит 13 утверждений, которые в тесте имеют номера: 16,28,35,36,38,52,53,77,79,104,105,110,132.

Испытуемые с высокими оценками фактора 4 могут иметь качества: доверие к начальнику, уважение старшего, готовность добросовестно выполнить приказание начальника и оказать помощь старшему, умение понять своего начальника и встать на его сторону. Для испытуемых с низкими оценками фактора 4 могут быть характерны: неудовлетворенность действиями руководителя, недоверие начальнику, неисполнительность и недоброжелательность, нежелание оказывать помощь старшим и уважать их.

Фактор 5-«доброжелательность и близость к подчиненным» — служит для оценки отношения к подчиненным и зависимым людям. Он включает 18 утверждений, которые в тесте имеют номера: 5,6,9,21,22,28,47,50,51,58,66,67,68,79,101, 102,121,123.

Испытуемые с высокими оценками фактора 5 могут иметь такие качества как внимательность к просьбам подчиненных, верность слову и обещаниям, стремление следовать демократическому стилю руководства. Для испытуемых с низкими оценками фактора 5 могут быть характерны: пренебрежительное отношение к подчиненным, невнимательность к запросам людей, холодность и неприступность.

Фактор 6-«добросовестность и трудолюбие» — предназначен для оценки отношения к физическому и умственному труду, уважения к общественно полезному труду, умению добросовестно трудиться. Утверждения для этого фактора имеют номера:11,32,33, 64,84,97, 115,120.

Испытуемые с высокими оценками фактора 6 могут отличаться добросовестным отношением к своим служебным обязанностям, высоким трудолюбием, увлеченностью физическим и интеллектуальным трудом.

Для испытуемых с низкими оценками фактора 6 могут быть характерны такие качества, как бездеятельность, нежелание трудиться, лень, отрицательное отношение к общественно полезному труду.

Фактор 7 – «самоконтроль и самодисциплина» -предназначен для оценки умения целенаправленно развивать нравственные качества, укреплять волю, регулировать поступки, сдерживать свои чувства. В тесте этот фактор имеет 22 утверждения: 3,4,8,18,29,30,37,38,48,50,51,55,59,71,81,83,89,95, 96,102,114,122.

Испытуемые с высокими оценками фактора 7 могут иметь сильную волю, способность анализировать свои поступки и регулировать поведение, самообладание, сдержанность, уравновешенность и спокойствие, привычки подчинять себя требованиям общества. Для испытуемых с низкими оценками фактора 7 возможны такие качества, как неисполительность, недисциплинированность, неуравновешенность, импульсивность, агрессивность, стокость.

Фактор 8-» благородство, уважение к женщине» — имеет цель изучить отношение испытуемого к женщине, девушке, матери. В тесте данный фактор содержит 11 утверждений: 8,25,43,74,75,80,85,106,107, 119,140.

Испытуемые с высокими оценками фактора 8 могут обладать благородными чувствами к женщине, уважительным отношением к слабому полу, великодушием и деликатностью, чуткостью и терпимостью. Для испытуемых с низкими оценками фактора 8 возможны качества: неуважение к женщине,невнимательность,циничность,грубость,лживость,вероломство.

3 стр., 1455 слов

Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических ...

... оценка психофизиологических качеств человека является довольно актуальной задачей, которая особенно остра сейчас, при включении человека в сложные технические системы "человек-машина", высокой ... испытуемых. ... фактора времени и экономической целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым комплексом психофизиологических качеств, ...