ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Направление «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: *******

22 группа, очная форма обучения

Тверь 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1 Понятие, виды, структура коллектива 6

1.2 Этапы формирования коллектива младших школьников 10

1.3 Факторы, влияющие на успешность формирования коллектива младших школьников. 14

ГЛАВА II. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГОМ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 19

2.1 Описание программы диагностики 19

2.2 Рекомендации для начинающих учителей по изучению коллектива младших школьников 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

ВВЕДЕНИЕ

Каким станет наше общество — зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники. [5]

Школьный коллектив является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. От него зависит не только развитие подрастающего поколения, но и воспитание в условиях общеобразовательной школы. Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют его как коллектив.

Безработица, частая смена видов деятельности и трудовых коллективов, отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени. Человек нередко теряет способность управлять самим собой, не находит места в коллективе.

Такие проблемы захватывают с неменьшей остротой детей и детские коллективы, многие из которых не имеют навыков самоуправления, другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллективе.

Правильно организованный школьный коллектив — это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

13 стр., 6038 слов

Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждениях дополнительного ...

... младших школьников в учреждениях дополнительного образования. Предмет исследования: воспитательная работа с младшими школьниками в условиях дополнительного образования. Цель исследования: охарактеризовать процесс воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования, проанализировать методы воспитательной работы с младшими школьниками ...

В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты.

Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.

Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Особенностям формирования школьного коллектива посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки.

Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.

Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные способы развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутришкольного коллектива.

Цель исследования: на основе теоретического анализа изучить особенности формирования коллектива младших школьников.

Объект исследования: учащиеся начальной школы.

Предмет исследования: формирование коллектива младших школьников в начальной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

2. Изучить особенности развития личности младшего школьника.

24 стр., 11623 слов

Консультирование по формированию навыков эффективного общения ...

... попадает на период младшего школьного возраста. Исходя из вышеперечисленного, объектом нашего исследования является межличностные отношения младших школьников со сверстниками и консультирование по формированию навыков эффективного ... и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены ...

3. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

4. Разработать программу диагностики учебного коллектива.

5.Разработать рекомендации для педагогов по изучению коллектива младших школьников.

Гипотеза исследования: нравственная воспитанность учащихся, коммуникативные склонности, самооценка, состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка являются факторами формирования коллектива младших школьников.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие, виды, структура коллектива

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения». [3]

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это определение не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. [11]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, выяснили что, факторами, влияющими на формирование коллектива младших школьников являются нравственная воспитанность учащихся, коммуникативные склонности, самооценка, состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством.

Сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение — это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах.

Младший школьный возраст является этапом формирования самооценки ребенка, осознания положения себя в группе, коллективе, как определённого звена, поэтому самооценка также является фактором формирования коллектива.

Благоприятные отношения, коммуникативные способности школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом, что доказывает выше написанное.

Ведь детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого. Поэтому наиболее важными факторами, помимо традиций, является педагогическое требование, нравственное воспитание учащихся, самооценка, коммуникативные способности, организация самоуправления, сплоченность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. Ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

12 стр., 5619 слов

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ

... Тест на определение уровня притязаний ребенка Методика определения самооценки дошкольника Методика родительских оценок и притязаний Ш. ... РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА!!! (Психологический словарь. М., «Педагогика-Пресс», 1997. Генезис общения ребенка со взрослым ... Темперамент ребенка напряженность активность чувствительность импульсивность адаптация в коллективе Анкета № 1 (для родителей) Анкета №2 ...

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство «Школьные технологии»; 2008. – 176 с.

3. Давыдов В.В. (ред.) Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая рос. энцикл, 1993. -1160 с.

4. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. — М., 1974. — С. 13.

5. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1986.–159 с.

6. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. – М.: Педагогика, 1958. Т. 5.

7. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина, М. В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

8. Немов Р.С.,Кирпичник А.Г.Путь к коллективу.М..,1988.

9. Новикова Л. И.. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост.Е.И.Соколова. – М., 2009.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. Сластенина В.А.- 5 — е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.

11. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз. , Рос. фонд культуры. М. : Азъ, 1992

12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с/

13. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2008. – 576 c/

14. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. — М.: Академия: АПКиПРО, 2003. — 82 c.

15. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.-53c.

16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.

17. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики /Н.Е. Щуркова//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.: Педагогический поиск,1997.-С.62-75.

18. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/Под ред. А.В.Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352с

19. Учебно-методический кабинет. Методики изучения классного коллектива. [Электронный ресурс] blogs/vinogradova-svetlana/metodiki-izuchenija-klasnogo-kolektiva.html

20. НООС Учитель. Методики изучения коллектива. [Электронный ресурс] node/137507

21. ТЕСТотека. Методика «Лесенка». [Электронный ресурс] lichn/1/34.html