Тема. Введение в современную психологию физической культуры и спорта
План:
- Понятие о предмете и задачах психологии физической культуры и спорта.
- Психологическая характеристика ФК.
- Мотивы занятий ФК, их формирование и закрепление.
- Общение, переживания и самосовершенствование в условиях занятий ФК.
Опрос по теоретическому материалу.
Практическое занятие № 2
Тема. Введение в современную психологию физической культуры и спорта
- Психологические особенности спортивной деятельности. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности.
- Психические состояния, характерные для соревновательной и тренировочной деятельности.
- Методы психодиагностического измерения, применяемые в спорте: методы измерения надёжности и устойчивости соревновательной деятельности, методы исследования психических процессов, методы исследования личности,методы диагностики функциональных состояний, методы исследования групповой деятельности.
- Требования к психодиагностическим измерениям.
Разбор практических задач.
Выполнение практического задания: «Диагностика самосознания»
Практическое занятие № 3 Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.
- Личностный потенциал спортсмена как фактор достижений в спорте.
- Локус контроля. Проявления в деятельности спортсменов внутреннего и внешнего локуса контроля. Условия становления внутреннего локуса контроля.
- Осознанная саморегуляция поведения, ее компоненты: постановка целей, анализ условий достижения целей, планирование действий по достижению целей, контроль и оценка результатов собственных действий.
- Субъектные свойства личности, их роль в спортивных достижениях.
Выполнение практического задания: «Диагностика локуса контроля, уверенности»
Практическое занятие № 4 Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.
- Многомерность и разнонаправленность проявления типологических свойств нервной системы в спортивной деятельности.
- Ресурсы и ограничения профессиональной самореализации, обусловленные типологическими свойствами нервной системы и свойствами темперамента.
- Типологически обусловленные стили спортивной деятельности.
- Экстраверсия и интроверсия, их проявления в поведении и деятельности как фактор успешной спортивной деятельности.
- Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Внутренняя и внешняя мотивация.
Практическое занятие № 5
Методы контроля сознания в религиозной организации Общество сознания Кришны
... произведено сравнение методов контроля сознания деструктивных культов в исследованиях Е. Н. Волкова с деятельностью Общества Сознания Кришны. Цель настоящей работы - рассмотреть методы контроля сознания, ... философских наук Е. Н. Волков изучал методы психологического воздействия, манипулирования и контроля сознания. Свои статьи рассмотрению деятельности Общества сознания Кришны посвящали В. ...
Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.
- Устойчивость к стрессам и спортивные достижения.
- Понятие о стрессе и его влиянии на достижения в спорте. Стадии развития стресса. Стресс, его виды. Стратегии преодоления стресса.
- Эмоциональное выгорание в спорте, его причины и меры профилактики.
- Способности, их роль в достижении спортивных результатов. Структура спортивных способностей. Рефлексивные способности, их роль в достижении спортивных успехов. Креативность как общая способность. Креативность в спорте.
- Кризисы профессионального развития спортсменов. Способы и приемы преодоления кризиса.
Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Диагностика копингстратегий».
Практическое занятие № 6
Психологические особенности личности и деятельности спортивного педагога.
План:
- Психологические особенности деятельности тренера. Функции тренера.
- Педагогические способности тренера. Профессионально важные качества тренера. Профессиональное мышление тренера, его основные особенности
- Стили руководства тренера.
- Общение тренера со спортсменами. Психологические факторы эффективности совместной деятельности тренера и спортсмена.
. Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Диагностика стиля
Практическое занятие № 7
Тема 4. Психологические особенности деятельности спортивных команд
- Психологические особенности деятельности спортивных команд. Структура спортивной команды. Неформальные межличностные отношения спортсменов, их влияние на эффективность совместной деятельности. Психологические условия надёжности спортивных команд.
- Сплоченность и психологический климат спортивной команды. Уровни социального развития спортивных команд как малой группы. Влияние коллектива на формирование личности спортсмена. Социально-психологические аспекты комплектования спортивных команд.
- Общее представление о конфликтах. Стратегии разрешения конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Сильные и слабые стороны различных стратегий разрешения конфликтов. Типы конфликтных личностей и стратегии взаимодействия с ними.
. Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Исследование стратегии разрешения конфликтов
Практическое занятие № 8
Тема 5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
- Цели, задачи, основные компоненты психологического обеспечения подготовки спортсменов. Психологические основы физической, технической и тактической подготовки спортсмена.
- Психологические особенности двигательных действий. Этапы освоения двигательного действия. Роль ориентировочной основы двигательного действия в процессе его освоения.
- Современный подход к психологическому обеспечению подготовки спортсменов. Принцип опережающей постановки задач в практике подготовки спортсменов и ее психологического обеспечения.
- Задачи психологического обеспечения начальной подготовки спортсменов. Методы психологического обеспечения начальной подготовки: методы формирования и закрепления мотивации занятий спортом, методы развития учебного действия самоконтроля, методы развития психомоторики, методы развития произвольности и помехоустойчивости внимания, методы развития психологических предпосылок соревновательной надежности.
Практическое занятие № 9
Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания
... деятельности Цели и задачи Опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности Высокая способность к самоуправлению и самоорганизации Оптимальные показатели сплоченности и психологического ... отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой ... Психологическая подготовка в спортивных командах (выбираем вид спорта и на примере пишем реферат) · Вид · Методы ...
- Психологические особенности этапа спортивного совершенствования.
- Развитие мотивации и целеполагания у совершенствующихся спортсменов. Формирование контрольно-оценочных компонентов деятельности у совершенствующихся спортсменов.
- Психологическая защита, ее виды.
- Типы реакции на фрустрацию.
- Основные компоненты работы по развитию соревновательной надежности: а) формирование продуктивной мотивации участия в соревнования; б) формирование адекватной и устойчивой самооценки, г) тренинг помехоустойчивости, д) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
- Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие совершенствующихся спортсменов.
Практическое занятие № 9
- Психологические особенности этапа высшего спортивного мастерства.
- Развитие мотивации и целеполагания у спортсменов.
- Формирование контрольно-оценочных компонентов деятельности у спортсменов. Психологическая защита, ее виды. Типы реакции на фрустрацию.
- Основные компоненты работы по развитию соревновательной надежности: а) формирование продуктивной мотивации участия в соревнования; б) формирование адекватной и устойчивой самооценки, г) тренинг помехоустойчивости, д) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
- Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие совершенствующихся спортсменов.
. Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Диагно-стика эмоциональ-ного выгорания»
Практическое занятие № 11
Тема 6. Методы психорегуляции в спорте
- Психологическое консультирование в ФК.
- Соотношение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», «психическая реабилитация»
- . Вербальные и невербальные методы гетерорегуляции и ауторегуляции, их применение в спорте.
- Нетрадиционные методы психорегуляции, их применение в спорте.
- Основы социально-психологического тренинга.
1. Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Изучение методов релаксации и аутотренинга».
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... периодов. 4.Психологическая картина каждой стадии. 5.Изучение ведущих факторов развития Функции: Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки ...
Подготовить материалы к групповой дискуссии «Применение нетрадиционных методов психорегуляции в спорте» в виде краткого реферата по одной из тем:
1. Музыка как средство психической регуляции.
2. Психотехнические игры и упражнения как средство психической регуляции.
Практическое зантияе № 12-13
Тема 7. Психология спортивного отбора.
- Ориентация и отбор в различные виды спорта с учётом одарённости и способностей.
- Психологические критерии ориентации в отборе.
- Отбор перспективных спортсменов в команды мастеров для участия в ответственных соревнованиях.
- Основные этапы отбора.
Отбор как источник психических нагрузок.
Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Изучение мотивов спортивной деятельности».
. Опрос по теоретическому материалу.
2. Разбор практических задач.
3. Выполнение практического задания: «Диагно-стика устойчивости к стрессам»
1.11. Объемные требования к зачету (перечень вопросов и заданий)
- Предмет психологии ФВ и спорта.
- Психологические особенности физического воспитания.
- Влияние ФВ на развитие личности занимающегося.
- Особенности мотивации занятий ФК у лиц разного возраста, факторы закрепления положительного отношения к ФК.
- Влияние занятий ФК на умственную работоспособность, устойчивость к стрессам.
- развитие психомоторики и познавательных процессов на занятиях по ФК.
- Психологические особенности спортивной деятельности.
- Предстартовые особенности спортивной деятельности.
- Сравнительный анализ психологических особенностей тренировок и соревнований.
10.Психические состояния, характерные для тренировок и соревнований.
11.Личностные предпосылки спортивных достижений (особенности самооценки, мотивацию темперамента, типологических свойств нервной системы).
12. Особенности развития личности в процессе спортивного совершенствования.
13. Психологические особенности личности и деятельности тренера.
14. стили руководства тренера.
15. Педагогические особенности тренера.
16. Внешняя и внутренняя структура взаимоотношений в спортивных командах.
17. Лидерство в спортивных командах.
18. Конфликты в спортивных командах, их причины и способы разрешения.
19. Психологические предпосылки совместимости в системах отношений «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен».
20. Психологические особенности спортивных двигательных навыков.
21. Стадии формирования двигательного навыка.
22. Роль ориентировочной основы двигательных действий в процессе формирования двигательного навыка.
Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности
... индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими ... и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, ... трудовая, общественно – организационная, художественная, спортивная, и др.). В этот период ... игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями ...
23. Явление переноса и интерференции двигательных навыков.
24. Идеомоторная тренировка и ее психофизические основы.
25. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов, ее задачи и основные компоненты.
26. Общая психологическая подготовка спортсменов.
27. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
28. Психологическое обеспечение тренировочного процесса.
29. Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию, его основные компоненты, пути их формирования.
30. Методы психорегуляции в спорте.
7.1. Основная литература
- Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М., 2000. – 288 с.
- Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. // Учебное пособие. Краснодар, 2008. – 184 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
- Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
- Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2010 -368 с.
7.2. Дополнительная литература
- Алексеев А.В. Себя преодолеть! – Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 192 с.
- Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. – 1991. — № 7. — С. 37-41.
- Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. — М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
- Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) //Теория и практика физической культуры. – 1993. — № 2. — С. 1-5.
- Гладков Б.Н. Психопрессинг лидерства. К вопросу о модификации личности. — М.: Советский спорт, 2007. – 188 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. — М.: Советский спорт, 2007. – 294 с.
- Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. — М., 2009. — 120 с.
- Коломийцев Ю.П. Социальная психология спорта: учебно-методическое пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 292 с.
- Короткина Е.Д., Пелевина И.М. Взаимосвязь представлений о команде и критериях ее эффективности // Вестник СПбГУ. Серия 12 «Психология, социология, педагогика. – 2009. –Вып. 2, Ч. II. – С. 224 -230.
- Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: 1989. – 110 с.
- Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9 – 12 лет. — М.: Советский спорт. 2008. – 268 с.
- Леонов Д.А., Монастыров С.Н. Прогнозирование и предупреждение: начальные этапы управления социально-психологическими конфликтами в спорте // Спортивный психолог. – 2011. — № 3. – С. 58-60.
- Малкин В.Р., Рогалева Л.Н. Система психологического обеспечения в спорте на всем протяжении спортивной карьеры (постановка проблемы) // Спортивный психолог. – 2011. — № 2. – С.13 -18.
- Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте. М.: Просвещение, 2005. – 349 с. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
- Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.
- Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
- Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 219 с.
- Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002. 288 с.
- Психология спорта. Хрестоматия / сост.-ред. А.Е. Тарас. — М.: АСТ, 2007. – 352 с.
- Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
- Родионов А.В. Особенности проявления психофизиологических свойств в состоянии и деятельности спортсменов // Спортивный психолог. – 2011. — № 1. – С. 82 -85.
- Сандомирский М.Е., Кечетжан А.Г. Психологическая самореализация в предстартовой подготовке спортсменов высокой квалификации // Медицина и спорт. – 2004. – Вып. 10. – С. 25-32.
- Серова Л.К. Психология личности спортсмена. — М.: Советский спорт, 2007. – 116 с.
- Сопов В.П. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация // Вестник спортивной науки. – 2004. – Вып. 2. –С.47-52.
- Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. — М., 2010. — 120 с.
- Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. и общая редакция И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с.
- Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. — СПб.: Питер, 1999. — 417 с.
- Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. — СПб., 2007. – 200 с.
- Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
- Хекалов Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция. – М., 2003. – 64 с.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2000. – 138 с.
Университетская библиотека on-line
Психология личности юного спортсмена
... спортивном коллективе (изучение особенностей жизни и деятельности спортивных коллективов). 2. Психология личности юного спортсмена. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических ... чтов ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Задачи ПФВиС: 1. Специфические: а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая его ...
- Яковлев Б. В. Основы спортивной психологии. Учебное пособие — М.: Советский спорт, 2010. — 208 с.
- Ермаков В. А. Психология в индустрии спорта. Хрестоматия. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 615 c.
АУБУКС
Ильин Е. П.Психология спорта: Учебник. — СПб.: Питер, 2010, 352 с.
7.3. Интернет ресурсы
http://flogiston.ru — в этом разделе представлена литература (тексты классиков, книги по психологии).
на сайте размещены книги по психологии развития, общей психологии, социальной психологии и др.
Задание по психологии детского спорта
... Всесоюз.науч.- практ. конф. – М.: ВНИИФК, 1989. Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008, А также Интернет-ресурсы, например:www.pedlib.clx.ru, www.lesgaft.spb.ru и др.; План работы состоит из ...
на сайте представлены книги и учебные пособия по психологии.
http://www.ns-sport.ru – сайт содержит большое количество информации о психологии физической культуры и спорта
http://psychology.ru/library — библиотека (полнотекстовая) сайта «Психология на русском языке» (например, А.Р. Лурия «Лекции по общей психологии»).
http:// www.rospsy.ru-Российская психология. Информационно-аналитический портал.
http:// FindArticles.com — база данных полных текстов статей из 300 журналов, свободно доступная через Интернет.