Практическое занятие № 1 2

Тема. Введение в современную психологию физической культуры и спорта

План:

  1. Понятие о предмете и задачах психологии физической культуры и спорта.
  2. Психологическая характеристика ФК.
  3. Мотивы занятий ФК, их формирование и закрепление.
  4. Общение, переживания и самосовершенствование в условиях занятий ФК.

Опрос по теоретическому материалу.

Практическое занятие № 2

Тема. Введение в современную психологию физической культуры и спорта

  1. Психологические особенности спортивной деятельности. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности.
  2. Психические состояния, характерные для соревновательной и тренировочной деятельности.
  3. Методы психодиагностического измерения, применяемые в спорте: методы измерения надёжности и устойчивости соревновательной деятельности, методы исследования психических процессов, методы исследования личности,методы диагностики функциональных состояний, методы исследования групповой деятельности.
  4. Требования к психодиагностическим измерениям.

Разбор практических задач.

Выполнение практического задания: «Диагностика самосознания»

Практическое занятие № 3 Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.

  1. Личностный потенциал спортсмена как фактор достижений в спорте.
  2. Локус контроля. Проявления в деятельности спортсменов внутреннего и внешнего локуса контроля. Условия становления внутреннего локуса контроля.
  3. Осознанная саморегуляция поведения, ее компоненты: постановка целей, анализ условий достижения целей, планирование действий по достижению целей, контроль и оценка результатов собственных действий.
  4. Субъектные свойства личности, их роль в спортивных достижениях.

Выполнение практического задания: «Диагностика локуса контроля, уверенности»

Практическое занятие № 4 Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.

  1. Многомерность и разнонаправленность проявления типологических свойств нервной системы в спортивной деятельности.
  2. Ресурсы и ограничения профессиональной самореализации, обусловленные типологическими свойствами нервной системы и свойствами темперамента.
  3. Типологически обусловленные стили спортивной деятельности.
  4. Экстраверсия и интроверсия, их проявления в поведении и деятельности как фактор успешной спортивной деятельности.
  5. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Внутренняя и внешняя мотивация.

Практическое занятие № 5

26 стр., 12771 слов

Методы контроля сознания в религиозной организации Общество сознания Кришны

... произведено сравнение методов контроля сознания деструктивных культов в исследованиях Е. Н. Волкова с деятельностью Общества Сознания Кришны. Цель настоящей работы - рассмотреть методы контроля сознания, ... философских наук Е. Н. Волков изучал методы психологического воздействия, манипулирования и контроля сознания. Свои статьи рассмотрению деятельности Общества сознания Кришны посвящали В. ...

Тема Личностные ресурсы высоких достижений в спорте.

  1. Устойчивость к стрессам и спортивные достижения.
  2. Понятие о стрессе и его влиянии на достижения в спорте. Стадии развития стресса. Стресс, его виды. Стратегии преодоления стресса.
  3. Эмоциональное выгорание в спорте, его причины и меры профилактики.
  4. Способности, их роль в достижении спортивных результатов. Структура спортивных способностей. Рефлексивные способности, их роль в достижении спортивных успехов. Креативность как общая способность. Креативность в спорте.
  5. Кризисы профессионального развития спортсменов. Способы и приемы преодоления кризиса.

Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Диагностика копингстратегий».

Практическое занятие № 6

Психологические особенности личности и деятельности спортивного педагога.

План:

  1. Психологические особенности деятельности тренера. Функции тренера.
  2. Педагогические способности тренера. Профессионально важные качества тренера. Профессиональное мышление тренера, его основные особенности
  3. Стили руководства тренера.
  4. Общение тренера со спортсменами. Психологические факторы эффективности совместной деятельности тренера и спортсмена.

. Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Диагностика стиля

Практическое занятие № 7

Тема 4. Психологические особенности деятельности спортивных команд

  1. Психологические особенности деятельности спортивных команд. Структура спортивной команды. Неформальные межличностные отношения спортсменов, их влияние на эффективность совместной деятельности. Психологические условия надёжности спортивных команд.
  2. Сплоченность и психологический климат спортивной команды. Уровни социального развития спортивных команд как малой группы. Влияние коллектива на формирование личности спортсмена. Социально-психологические аспекты комплектования спортивных команд.
  3. Общее пред­ставление о конфликтах. Стратегии разрешения конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Сильные и слабые стороны различных стратегий разрешения конфликтов. Типы конфликтных личностей и стратегии взаимодействия с ними.

. Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Исследование стратегии разрешения конфликтов

Практическое занятие № 8

Тема 5. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.

  1. Цели, задачи, основные компоненты психологического обеспечения подготовки спортсменов. Психологические основы физической, технической и тактической подготовки спортсмена.
  2. Психологические особенности двигательных действий. Этапы освоения двигательного действия. Роль ориентировочной основы двигательного действия в процессе его освоения.
  3. Современный подход к психологическому обеспечению подготовки спортсменов. Принцип опережающей постановки задач в практике подготовки спортсменов и ее психологического обеспечения.
  4. Задачи психологического обеспечения начальной подготовки спортсменов. Методы психологического обеспечения начальной подготовки: методы формирования и закрепления мотивации занятий спортом, методы развития учебного действия самоконтроля, методы развития психомоторики, методы развития произвольности и помехоустойчивости внимания, методы развития психологических предпосылок соревновательной надежности.

Практическое занятие № 9

4 стр., 2000 слов

Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания

... деятельности Цели и задачи Опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности Высокая способность к самоуправлению и самоорганизации Оптимальные показатели сплоченности и психологического ... отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой ... Психологическая подготовка в спортивных командах (выбираем вид спорта и на примере пишем реферат) · Вид · Методы ...

  1. Психологические особенности этапа спортивного совершенствования.
  2. Развитие мотивации и целеполагания у совершенствующихся спортсменов. Формирование контрольно-оценочных компонентов деятельности у совершенствующихся спортсменов.
  3. Психологическая защита, ее виды.
  4. Типы реакции на фрустрацию.
  5. Основные компоненты работы по развитию соревновательной надежности: а) формирование продуктивной мотивации участия в соревнования; б) формирование адекватной и устойчивой самооценки, г) тренинг помехоустойчивости, д) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
  6. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие совершенствующихся спортсменов.

Практическое занятие № 9

  1. Психологические особенности этапа высшего спортивного мастерства.
  2. Развитие мотивации и целеполагания у спортсменов.
  3. Формирование контрольно-оценочных компонентов деятельности у спортсменов. Психологическая защита, ее виды. Типы реакции на фрустрацию.
  4. Основные компоненты работы по развитию соревновательной надежности: а) формирование продуктивной мотивации участия в соревнования; б) формирование адекватной и устойчивой самооценки, г) тренинг помехоустойчивости, д) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.
  5. Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие совершенствующихся спортсменов.

. Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Диагно-стика эмоциональ-ного выгорания»

Практическое занятие № 11

Тема 6. Методы психорегуляции в спорте

  1. Психологическое консультирование в ФК.
  2. Соотношение понятий «психогигиена», «психопрофилактика», «психическая реабилитация»
  3. . Вербальные и невербальные методы гетерорегуляции и ауторегуляции, их применение в спорте.
  4. Нетрадиционные методы психорегуляции, их применение в спорте.
  5. Основы социально-психологического тренинга.

1. Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Изучение методов релаксации и аутотренинга».

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ... периодов. 4.Психологическая картина каждой стадии. 5.Изучение ведущих факторов развития Функции: Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки ...

Подготовить материалы к групповой дискуссии «Применение нетрадиционных методов психорегуляции в спорте» в виде краткого реферата по одной из тем:

1. Музыка как средство психической регуляции.

2. Психотехнические игры и упражнения как средство психической регуляции.

Практическое зантияе № 12-13

Тема 7. Психология спортивного отбора.

  1. Ориентация и отбор в различные виды спорта с учётом одарённости и способностей.
  2. Психологические критерии ориентации в отборе.
  3. Отбор перспективных спортсменов в команды мастеров для участия в ответственных соревнованиях.
  4. Основные этапы отбора.

Отбор как источник психических нагрузок.

Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Изучение мотивов спортивной деятельности».

. Опрос по теоретическому материалу.

2. Разбор практических задач.

3. Выполнение практического задания: «Диагно-стика устойчивости к стрессам»

1.11. Объемные требования к зачету (перечень вопросов и заданий)

  1. Предмет психологии ФВ и спорта.
  2. Психологические особенности физического воспитания.
  3. Влияние ФВ на развитие личности занимающегося.
  4. Особенности мотивации занятий ФК у лиц разного возраста, факторы закрепления положительного отношения к ФК.
  5. Влияние занятий ФК на умственную работоспособность, устойчивость к стрессам.
  6. развитие психомоторики и познавательных процессов на занятиях по ФК.
  7. Психологические особенности спортивной деятельности.
  8. Предстартовые особенности спортивной деятельности.
  9. Сравнительный анализ психологических особенностей тренировок и соревнований.

10.Психические состояния, характерные для тренировок и соревнований.

11.Личностные предпосылки спортивных достижений (особенности самооценки, мотивацию темперамента, типологических свойств нервной системы).

12. Особенности развития личности в процессе спортивного совершенствования.

13. Психологические особенности личности и деятельности тренера.

14. стили руководства тренера.

15. Педагогические особенности тренера.

16. Внешняя и внутренняя структура взаимоотношений в спортивных командах.

17. Лидерство в спортивных командах.

18. Конфликты в спортивных командах, их причины и способы разрешения.

19. Психологические предпосылки совместимости в системах отношений «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен».

20. Психологические особенности спортивных двигательных навыков.

21. Стадии формирования двигательного навыка.

22. Роль ориентировочной основы двигательных действий в процессе формирования двигательного навыка.

5 стр., 2221 слов

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

... индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т. е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими ... и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, ... трудовая, общественно – организационная, художественная, спортивная, и др.). В этот период ... игрой и трудом, со спортом и общественно-организационными занятиями ...

23. Явление переноса и интерференции двигательных навыков.

24. Идеомоторная тренировка и ее психофизические основы.

25. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов, ее задачи и основные компоненты.

26. Общая психологическая подготовка спортсменов.

27. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию.

28. Психологическое обеспечение тренировочного процесса.

29. Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию, его основные компоненты, пути их формирования.

30. Методы психорегуляции в спорте.

7.1. Основная литература

  1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И.  Психология физического воспитания и спорта.  — М., 2000. – 288 с.
  2. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. // Учебное пособие. Краснодар, 2008. – 184 с.
  3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  4. Ильин Е.П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
  5. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2010 -368 с.

7.2. Дополнительная литература

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! – Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 192 с.
  2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. – 1991. — № 7. — С. 37-41.
  3. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. — М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
  4. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека (опыт системного исследования) //Теория и практика физической культуры. – 1993. — № 2. — С. 1-5.
  5. Гладков Б.Н. Психопрессинг лидерства. К вопросу о модификации личности. — М.: Советский спорт, 2007. – 188 с.
  6. Горбунов Г. Д.  Психопедагогика спорта.  — М.: Советский спорт, 2007. – 294 с.
  7. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. — М., 2009. — 120 с.
  8. Коломийцев Ю.П. Социальная психология спорта: учебно-методическое пособие. – Мн.: БГПУ, 2004. – 292 с.
  9. Короткина Е.Д., Пелевина И.М. Взаимосвязь представлений о команде и критериях ее эффективности // Вестник СПбГУ. Серия 12 «Психология, социология, педагогика. – 2009. –Вып. 2, Ч. II. – С. 224 -230.
  10. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М.: 1989. – 110 с.
  11. Кузьменко Г.А. Психолого-педагогические основы спортивной подготовки детей 9 – 12 лет. — М.: Советский спорт. 2008. – 268 с.
  12. Леонов Д.А., Монастыров С.Н. Прогнозирование и предупреждение: начальные этапы управления социально-психологическими конфликтами в спорте // Спортивный психолог. – 2011. — № 3. – С. 58-60.
  13. Малкин В.Р., Рогалева Л.Н. Система психологического обеспечения в спорте на всем протяжении спортивной карьеры (постановка проблемы) // Спортивный психолог. – 2011. — № 2. – С.13 -18.
  14. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте. М.: Просвещение, 2005. – 349 с. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.
  15. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.
  16. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  17. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 219 с.
  18. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. СПб., 2002. 288 с.
  19. Психология спорта. Хрестоматия / сост.-ред. А.Е. Тарас. — М.: АСТ, 2007. – 352 с.
  20. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
  21. Родионов А.В. Особенности проявления психофизиологических свойств в состоянии и деятельности спортсменов // Спортивный психолог. – 2011. — № 1. – С. 82 -85.
  22. Сандомирский М.Е., Кечетжан А.Г. Психологическая самореализация в предстартовой подготовке спортсменов высокой квалификации // Медицина и спорт. – 2004. – Вып. 10. – С. 25-32.
  23. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. — М.: Советский спорт, 2007. – 116 с.
  24. Сопов В.П. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация // Вестник спортивной науки. – 2004. – Вып. 2. –С.47-52.
  25. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. — М., 2010. — 120 с.
  26. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов /Сост. и общая редакция И.П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с.
  27. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. — СПб.: Питер, 1999. — 417 с.
  28. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. — СПб., 2007. – 200 с.
  29. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 336 с.
  30. Хекалов Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и  регуляция. – М., 2003. – 64 с.
  31. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В.  Психотренинг: игры и упражнения.  М., 2000. – 138 с.

Университетская библиотека on-line

11 стр., 5127 слов

Психология личности юного спортсмена

... спортивном коллективе (изучение особенностей жизни и деятельности спортивных коллективов). 2. Психология личности юного спортсмена. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических ... чтов ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Задачи ПФВиС: 1. Специфические: а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая его ...

  1. Яковлев Б. В. Основы спортивной психологии. Учебное пособие — М.: Советский спорт, 2010. — 208 с.
  2. Ермаков В. А. Психология в индустрии спорта. Хрестоматия. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 615 c.

АУБУКС

Ильин Е. П.Психология спорта: Учебник. — СПб.: Питер, 2010, 352 с.

7.3. Интернет ресурсы

http://flogiston.ru — в этом разделе представлена литература (тексты классиков, книги по психологии).

на сайте размещены книги по психологии развития, общей психологии, социальной психологии и др.

5 стр., 2352 слов

Задание по психологии детского спорта

... Всесоюз.науч.- практ. конф. – М.: ВНИИФК, 1989. Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008, А также Интернет-ресурсы, например:www.pedlib.clx.ru, www.lesgaft.spb.ru и др.; План работы состоит из ...

на сайте представлены книги и учебные пособия по психологии.

http://www.ns-sport.ru – сайт содержит большое количество информации о психологии физической культуры и спорта

http://psychology.ru/library — библиотека (полнотекстовая) сайта «Психология на русском языке» (например, А.Р. Лурия «Лекции по общей психологии»).

http:// www.rospsy.ru-Российская психология. Информационно-аналитический портал.

http:// FindArticles.com — база данных полных текстов статей из 300 журналов, свободно доступная через Интернет.