Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания

RMA

Психология спорта (1) 07/12/2013

(Сопов Владимир Федорович)

Курс состоит из 3-х частей:

1 – социальная психология спортивной команды

2 – конфликтлогия

3 – основы психологии спорта

Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания

Приставка до – путь, кю – стрельба – кю до – стрельба из лука

Зачет – 3 реферата:

1) Психология спортивной группы

· Описать основные закономерности образования спортивных групп

· Структура

· Основные функции, динамика

2) Психология конфликтов в спортивных играх

· Показать виды конфликтов

· Методы профилактики, разрешения

· Описать более склонных к конфликту типов людей

· Описать конфликты спортивной команды из СМИ

· Анализ (на мой взгляд тренеры пытались решить конфликт и.т.д. и что они могли сделать – рекомендации) Знаменитый конфликт (алгоритм решения)

3) Психологическая подготовка в спортивных командах

(выбираем вид спорта и на примере пишем реферат)

· Вид

· Методы

· Система

· Примеры

1) Оформление – традиционное

2) План — Содержание

3) Сам текст

4) Список литературы

5) Объем от 6 — 10 стр.

6) Формат А4, шрифт 14, интервал 1,5

7) Литература

— под редакцией Родионова А.В. учебник психология физического воспитания спорта 2004г.

— Основы психология спорта и физической культуры, Киев 2001г.

— Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры Санкт Петербург 1999г.

— Крюгер Вилле Руководство команды, Москва 2006г.

— Психология управления команды в баскетболе Москва 1976г.

— Алексеев А.В. Система АГИМ Москва 1995г, 2005г, 2010г.

— Блед Б. Руководство национальными федерациями Москва 2002г.

— Сафонов В.К. Агрессия в спорте Санкт Петербург 2010г.

— Роберт Чалдини Психология влияния

8) сроки рефератов 17/12/2013

9) зачет (вопросы по реферату)

МАЛАЯ ГРУППА

Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов
Классификация малых групп Численность малой группы Направлений исследований малых групп
— Первичные — образовавшиеся сразу группы и продолжают сущ. — Вторичные — образовалась, а потом по интересам начинается расходиться (Ч. Кули) Нижний предел: — диада (2чел.) – теннис, бадминтон, гребли, велосипед — три индивида — хоккей, баскетбол Зарубежные Отечественные
— Лабораторные — Естественные Верхний предел: -магическое число 7-+2 (Дж. Миллер) — определяется эмпирически (исследования Морено: 30-40 чел., школьные классы, бригады рабочих) Теория поля (К. Левин) Поведение личности – продукт поля взаимодействия детерминант (играет очень большую роль для игрока) Деятельностный подход: Принцип деятельности породил ряд теорий групповой активности: стратометрическая концепция Петровкого А.В., программно – ролевой подход Ярошевского М.Г. к исследования научного коллектива, модель социально – перцептивных процессов совместной деятельности Андреевой М.Е.
— Формальные (Организованные) — студенты, спортивная команда — Неформальные (спонтанные) образованные по интересам (Э. Мэйо)   Психологическая ориентация: (З. Фрейд) Внимание на мотивационные и защитные механизмы личности (биологически люди ведут себя активнее, чем социально) Интеракционистская теория:группа – система взаимодействующих индивидуумов, функционирование описывается индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением   Социометрическое направление (Коломинский Я.Л.) Конструирование различных социометрических процедур
По степени открытости: — открытые — закрытые ( в основном работают здесь) Эмпирико –статистическое направление (Р. Кэттелл) Выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур Теория систем: Группа – открытая система взаимосвязанных позиций и ролей (упрощает управления группой – теоритически подход) Параметрическая концепция (Умански Л.И.) Поэтапное развитие малой группы происходит благодаря развитию ее важнейших социально – психологических параметров
По фактору продолжительности существования: -стационарные – (хоккейная, футбольная) -временные Формально – модельный подход: Методы группового поведения на основе математической теории графов и теории множества (появилась из кибернетических исследований) Социалистическое направление (Дж. Морено)множество эмпирических исследований внутригрупповых отношений Организационно – управленческий подход (Кузьмин Е.С.) Социальная организация управленческой деятельности  
По степени значимости группы для индивида (Г. Хаймен) — членства, неважно кто туда входит — референтные, крайне важно кто туда входит Теория подкрепления Идеи скиннеровской концепции оперативного обусловливания

Психология спортивной команды

Важнейшим понятием в малой группе является 2 процесса:процесс взаимодействия и процесс взаимоотношения.

  1. Общее понятие о спортивной группе и коллективе

Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу. К ним относится совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако, спортивный коллектив имеет все же некоторые отличия от спортивной группы.

Наиболее важными признаками коллектива являются:

  • Ценностно – ориентационное единство
  • Общественно полезные результаты деятельности
  • Цели и задачи
  • Опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности
  • Высокая способность к самоуправлению и самоорганизации
  • Оптимальные показатели сплоченности и психологического климата.

Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей свойственны все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы. К таким относятся:

  • Численность
  • Автономность
  • Общественная цель
  • Коллектив
  • Дифференцированность
  • Структурность

 

 

Численность.

С точки зрения современной социальной психологии нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек. Работы современных социальных психологов показали, что наиболее эффективными и устойчивыми являются группы из 6-7 человек. Они считаются оптимальными для решения ценностно ориентационных задач. Данные требования в полной мере соответствуют спортивным командам, численность которых как раз и соответствует требованиям социальной психологии. Так, численность практически любой спортивной команды составляет приблизительно около 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника, врач, массажист, игроки. По правилам соревнований решение соревновательных задач осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7, 11, что полностью удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы.

Автономность.

К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от окружения, благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, и правил, традиций, условностей и др. Общегрупповая цель. Как и всякая малая социальная группа, спортивная команда имеет четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов как тренеров, так и спортсменов. Основной общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Общегрупповая цель или ценностно-ориентационное единство способствует кооперации, взаимодействию всех челнов команды на достижение поставленной цели, служит основание для создания оптимальных межличностных взаимоотношений, когда каждый игрок понимает другого с «полуслова».

Коллективизм.

Высшей формой развития любой малой группы, в том числе и спортивной команды, является коллектив. Спортивная команда как коллектив обладает высокой целеустремленностью, действенной групповой эмоциональной идентификацией, т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей, высокой сплоченностью, которая проявляется в единстве мнений по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды. Только в коллективе создаются необходимые условия для создания оптимального психологического климата, способствующего создавать тот настрой, который способен привести команды к достижению высоких спортивных результатов.

Дифференцированность и структурность.

Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач, порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, те. внутри команды возникают формальные и неформальные связи между членами команды. Структура команды складывается из связей и отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой команды.

 

  1. Формальная структура спортивной команды

Формальная структура команды: вертикальная и горизонтальная

Вертикальная структура — начальник команды – главный тренер – тренер – врач – массажист – игроки

Горизонтальная структура — отражает распределение ролей в команде. Вратарь (правый и левый), полусредний, разыгрывающий, линейный (правый и левый крайний).

  1. Неформальная структура спортивной команды

Неформальная структура – команды, так же, как и формальные, делятся на: горизонтальную и вертикальную

По горизонтали неформальная структура – команды распределяются на 2 подструктуры: деловую и эмоциональную

Вертикальная организация неформальной структуры – отражает характер распределения отношений авторитетности и подчиненности между членами команд, включая официальное руководство командой. В неформальной структуре главный тренер и др. члены официального руководящего звена, тоже занимают определенное положение.

Лекция 17.12.2013 (2)

Тест Маерс – Бригс , Тест Кэерси – с кем лучше работаю.

Условия протекания деятельности менеджера:

— Широкий контакт — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ

— Избыток информации — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ

— Дефицит времени — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ

Конфликт —столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт по значению для организации:

  • Конструктивный
  • Деструктивный

Конфликты:

  • Внутриличностный
  • Межличностные
  • Горизонтальный
  • Вертикальный
  • Смешанный

 

Классификация причин возникновения конфликтов:

  • Трудовым процессом
  • Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений
  • Личностным своеобразием членов группы

Стадии:

  • Потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм
  • Стадия перехода потенциального конфликта в реальный или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов
  • Стадия конфликтных действий
  • Стадия снятия или разрешения конфликтов

Структура:

  • Объект конфликтной ситуации
  • Цели, субъективные мотивы
  • Оппоненты
  • Повод столкновения

Функции:

1) Позитивные

· Разрядка напряженности между конфликтующими сторонам

· Получение новой информации об оппоненте

· Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

· Стимулирование к изменениям и развитию

· Снятие синдрома покорности подчиненных

· Диагностика возможностей оппонента

2) Негативные

· Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

· Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально – психологического климата в коллективе

· Предоставление о побежденных группах, как о врагах

· Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Причины:

  • Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению
  • Различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования
  • Взаимозависимость заданий направленное распределение ответственности
  • Плохие коммуникации

Методы:

1) Определить проблему

2) Выяснить, кто вовлечен в конфликт

3) Определить подлинные потребности и опасения каждого оппонента

Этапы:

1) Проблема описывается в общих чертах

2) Выявляются главные участники конфликта

3) Перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия

Управление конфликтами:

  • Решение конфликта – устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
  • Управление конфликтами

Методы управления конфликтами:

  • Внутриличностные (воздействие на отдельную личность)

ü Событие

ü Реакция индивида

ü Предпочитаемый исход событий

  • Структурные (устранение организационных конфликтов)

ü Разъяснение требований к работе

ü Координационные механизмы

ü Общеорганизационные механизмы

ü Система вознаграждений

  • Межличностные или стили поведения в конфликте
  • Переговоры
  • Ответные агрессивные действия

Формы:

ü Противоборство

ü Уклонение

ü Сотрудничество

ü Уступчивость

Стили:

  • Приспособление
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Игнорирование
  • Соперничество или конкуренция

Стиль приспособления используется:

  • Важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтов
  • Предмет разногласия не важен для вас
  • Хотите сохранить добрые отношения с другими людьми
  • Осознаете, что правда на вашей стороне
  • Чувствуйте, что у вас недостаточно власти или шансов победить

Лекция 09.01.2014 (3)

Максимальный спортивный результат (системообразующий фактор, основной полезный результат) для каждого спортсмена является результатом, который он еще не показывал, но к которому он стремится (личный результат)

1 фактор – информационное пространство – те знания, которые в обязательном порядке должны быть у тренера и у людей близких к тренеру

— Блок 1 — Теория и методика спортивной тренировки (в баскетболе, футболе, хоккее)

— Блок 2 – медико – биологические знания (большую рол играет фармакология – фуросемид – запрещенный препарат)

— Блок 3 — психологический блок: 1) индивидуальный 2) групповой

— Блок 4 – правовые организационные знания

— Блок 5 – раздел контрактов (знать условия)

— Блок 6 – информационные технологии

(английский язык и сертификат)

2 фактор – мотивация — внутренний дух

— Блок 1 – потребность в достижении (улучшения своих результатов) 1) тренер должен принимать участие в достижениях результатов у спортсмена

— Блок 2 – потребность в борьбе (конкуренция)

— Блок 3 – потребность в самосовершенствовании (улучшения во всем)

— Блок 4 – потребность в общении

— Блок 5 – потребность в поощрении (материальное и моральное)

3 фактор – биопсихический резонанс

— Блок 1 — тип темперамента

— Блок 2 – тип нервной системы

— Блок 3 – биоритмы:

1) суточные биоритмы (все чемпионаты проводятся только в вечернее время, 17-20 — пик выносливости)

2) месячный биоритм (23 дня физический, 28 дня эмоциональный, 33 дня интеллектуальный, 38 дня интуитивный. Есть шаг 50/50 позитивный/негативный)

3) эндогенный биоритм (активность по месяцам индивидуального года, день рождения)

 

 

4 фактор – психотехнический минимум спортсмена

— Блок 1 — психическая и мышечная релаксация (мышечная скорость напрямую связана с расслаблением мышц)

— Блок 2 – идеомоторная тренировка (мысленное выполнение)

— Блок 3 – техника вхождение в оптимальное боевое состояние (ОБС) – описание с помощью 10 – 12 формулами

— Блок 4 – управление своим состоянием в ходе игры (изменение своего состояния) – Зацикливание (распространено в боксе и фехтовании)

5 фактор — контроль соответствия моделям учебно — тренировочного процесса (УТП) – модель подготовленности на начальном, переходном, соревновательном периодах.

6 фактор – управление поведением

— Блок 1 – секундирование, то, что нужно делать правильно:

— должен говорить только позитивное (частицы не исключены)

— должен говорить только то, что он должен делать

 

Ц О Е – Целостное объединение единства