«Особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания».

Содержание

Введение 3

1. Понятие педагогического взаимодействия 6

2. История развития спартанской системы воспитания 10

3. Особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания 18

Заключение 32

Литература 34

Введение

В связи с изменяющимися условиями жизни, требованиями к личности изменяются и требования к организации педагогического взаимодействия учителя и ученика. Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Передача социального опыта может происходить разными способами. Однако практика показывает, что наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Педагогическое взаимодействие является одним из условий воспитания. От того, как организовано взаимодействие, таким будет и воспитание. Поэтому организация педагогического взаимодействия является постоянной проблемой педагогики и других наук, остается постоянно для них актуальной.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Наиболее существенными из них являются задачи умственного, эмоционального, нравственного, физического развития, а также задачи индивидуально-личностного развития и культурологического воспитания (усвоение воспитанниками высших ценностей мировой художественной культуры).

Для успешной жизнедеятельности современный человек должен не только овладеть профессиональными знаниями и навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. Достичь всего этого можно путем постоянного повышения своей профессиональной и общекультурной компетенции, развития собственного интеллекта и творческой самостоятельности в процессе самовоспитания и самообразования. Осуществление этих целей невозможно без активного участия всех субъектов образовательного процесса. Основным принципом обучения в настоящее время становится понимание обучающегося как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования.

Между тем, гуманистические идеи не всегда являлись определяющими принципами педагогического взаимодействия. Подтверждение этому мы находим в трактате Плутарха «Сравнительные жизнеописания», в котором автор приводит описание особенностей педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания. Согласно этому источнику, суровость и жестокость в отношении к детям рассматривались в Спарте как необходимое средство воспитания мужественных, смелых и закалённых людей. Проводилась идея о необходимости подчинения детей воле воспитателя, постоянного контроля над ними, высокой оценке послушания и благонравия и использования «угроз и ударов» при неповиновении.

4 стр., 1612 слов

Задание1. Комплексный анализ определения психолого-педагогического ...

... источников): Таблица 1 Комплексный анализ определения психолого-педагогического взаимодействия Автор Определение психолого-педагогического взаимодействия Источник информации Анализ определения Результат второго этапа ... вами определения понятия: Принципиально важными считаю выделение следующих параметров психолого-педагогического взаимодействия (приводятся параметры) … потому, что … … … 3. … ...

Спартанское воспитание прочно вошло в историю как образец авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика, где каждое слово и действие педагога и ученика были жестко регламентированы уставами Ликурга. Между тем, в конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти – обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников. Опыт Спарты свидетельствует о том, что при директивном стиле педагогического взаимодействия у учащихся закрепляется пассивное отношение как к учению, так и к жизни в целом, формируются двойные жизненные стандарты, происходит деформация ценностных ориентации.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется тем, что в связи с изменением условий жизни и требованиям к личности изменяются требования к организации педагогического взаимодействия, и учет опыта предыдущих поколений, знание особенностей организации взаимодействия учителя и ученика в различные исторические эпохи и в различных системах воспитания необходимо для совершенствования ныне существующих процессов, происходящих между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленных на развитие личности ребенка.

Актуальность указанной проблемы определила выбор темы настоящего теоретического исследования: «Особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания».

Цель настоящего исследования – изучить особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания.

Объект исследования – педагогическое взаимодействие.

Предмет исследования – особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания.

Гипотеза исследования: педагогическое взаимодействие в спартанской системе воспитания имело свои особенности, предопределенные ландшафтно-климатическими, социально-политическими и культурно-историческими факторами.

Для проверки гипотезы исследования и достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие педагогического взаимодействия и определяющие его факторы.

2. Проанализировать историю и предпосылки возникновения спартанской системы воспитания.

3. Проанализировать особенности педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания.

Методы исследования – теоретический анализ исторических первоисточников и научной психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме особенностей педагогического взаимодействия в спартанской системе воспитания.

1. Понятие педагогического взаимодействия

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... изобразительного искусства.   Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. ... (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.   Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения ( ...

Педагогическое взаимодействие – это процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер. Педагогическое осмысление это понятие получило в трудах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие представляет собой сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено: целью обучения; учебно-воспитательной деятельностью; воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности: познавательной; трудовой; творческой. В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие рассматривается как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединение разных воспитательных воздействий).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию.

Об этом пишет М. Хайдеггер: «Сотворчество, сопонимание, соосмысление, сооценка – вот пути подлинного образования, в котором личность учащегося открыта пространству жизненных смыслов и деятельности, сопричастна их созиданию, и которое принципиально отлично от технократически ориентированного образования, рассматривающего обучаемого в качестве строго регламентируемого, программируемого и манипулируемого объекта» [23; 32].

Взаимодействие педагогов и учеников происходит в разных системах: между учениками, между педагогами и учениками, между учителями. Направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений «педагог-ученик» зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе, главной целью которых рассматривается развитие личности, коллектива и его воспитательных возможностей.

К основным характеристикам взаимодействия исследователи относятся взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние и совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон – это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач. Так, показателем эффективности взаимопонимания является объективность знания лучших личностных сторон друг друга, интересов, увлечений, обоюдный интерес друг к другу; показателем эффективности взаимовлияния – способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга, принятие другого в качестве примера, изменение поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга; показателем эффективности взаимных действий – осуществление постоянных контактов, активное участие в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка друг друга, координация действий.

27 стр., 13090 слов

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе ...

... и их формирование....... 17 1.3. Содержание и формы взаимодействия семьи и школы................................ 23 глава II. исследовательская работа по выявлению педагогических условий формирования ценностных ориентаций у младших школьников.................................................................................................................. ...

Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.

По типам и формам взаимодействия различают:

— по субъекту и объект-субъекту (личность-личность, ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученики, педагог-педагог и др.);

— коллектив учащихся – коллектив школьников младших, старших, коллектив педагогов;

— прямое, косвенное, параллельное взаимодействие: прямое – это непосредственное воздействие друг на друга; косвенное – это оказание влияния через кого-то или что-то (референтную группу, референтное лицо, героя книги и т.д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив);

……..

Литература

1. Аристотель. Афинская полития. Перевод С.И. Радцига. – М.: Высшая школа, 1937. – 390 с.

2. Аристотель. Собрания в четырех томах. – Т.4. – М. : Мысль, 1984.

3. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 1-я.- М. Воронеж: 1996. — 318 с.

4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин B.C., Сучкова Г.В. Педагогические технологии. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2002. – 320 с.

5. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988.

6. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М.: Педагогика, 1981.

7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М.: Высшая школа, 1996. – 319 с.

8. Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2000. – 420 с.

9. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – СПб., 1993.

10. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности [Текст] / О. С. Гребенюк. – М., 1999.

11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Мысль, 1986. – 270 с.

12. Древняя Греция / Ответственный редактор В. Струве, Д. Каллистов. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.

13. Дьяков В.Н., Ковалев С.И. История древнего мира. – М.: Высшая школа, 1961. – 311 с.

14. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Издательства Академии Педагогических Наук РСФСР, 1963. – 470 с.

15. Ильинская Л. Древняя Греция: история, быт, культура. – М., 1997.

16. Колобова К., Глускина Л. Очерки истории Древней Греции. – СПб., 1958.

17. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.

18. Куманецкий К.С. История культуры Древней Греции. – М.: Высшая школа, 1990. – 310 с.

13 стр., 6500 слов

Основные особенности философии в Древней Греции.

... комбинаторики и др.   Основные особенности философии в Древней Греции. ?????   8)Франкфуртская школа и её представители. Франкфуртская школа — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность ... самосознания. Я понял так: Самосознание обретается в процессе исследования смысла истории. Задачи, стоящие на этом пути, двигают философию, т.е. познание мышления. ...

19. Любимов Л.И. Искусство древнего мира. – М.: Просвещение, 1971. – 525 с.

20. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: 1988. – 256 с.

21. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).

– М.: Просвещение, 1998. – 410 с.

22. Педагогическая энциклопедия. – Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 400 с.

23. Пидкасистый П.Н. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 602 с.

24. Плутарх. Застольные беседы. Перевод М. Ботвинника. – Л.: Мысль, 1990.– 420 с.

25. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С.П. Маркиша; под редакцией С. Аверинцева, М. Гаспарова, С. Маркиш. – Т. 1. – М.: Наука, 1994.

26. Полное собрание сочинений Ксенофонта в переводе Янчевецкого. Ч.1-5. – М.: Просвещение, 1887. – 408 с.

27. Путешествие в Спарту. – М.: Просвещение, 1999. – 370 с.

28. Равкин З.И. История педагогики и современность // Советская педагогика. – м 1980. – №7.-10-17 с.

29. Ранов А. Древнейшие страницы истории человечества. – М.: Просвещение, 1988. – 387 с.

30. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. – 2002. – № 4. – С. 71-76.

31. Сергеев В.С. История Древней Греции. – М.: Высшая школа, 1948. – 270 с.

32. Таршина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 2. – С. 42-46.

33. Творения Платона. – Т.14. Законы и послесловия к законам. – СПб.: Academia, 2003.

34. Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. – М.: Знание, 2000. – 520 с.

35. Хрестоматия по истории Древней Греции. – М.: Просвещение, 1964. – 196 с.

36. Шарохина Е. В., Долганова О. В., Петрова О. В. Педагогика