ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Школа вожатого»

возраст детей 14-17 лет

срок реализации программы 2 лет

 

 

 

Составитель:

Дубкова Светлана Владимировна педагог дополнительного

образования

 

Ижевск, 2016

 

 

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатого» имеет социально-педагогическую направленность.Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка.

В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом, способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя ответственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожидать, а тем более требовать от человека серьёзной работы без со­ответствующей подготовки. Для того чтобы правильно действовать, нужно иметь зна­ния и представления о том, как это делать. Поэтому актуальна организация обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции старшеклассников, развитию их творческих коммуникативных навыков и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Этому способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы, лидерские тренинги.

Отличительнаяособенностьпрограммы:

в комплексном подходе к обучению вожатых. Теоретические и практические занятия проводят не только сам педагог, но и педагог-психолог, педагог-организатор, актер театра, хореограф.

13 стр., 6302 слов

Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания

Содержание Введение 1. Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика 2. Методика проведения родительского собрания 3. Практическая часть работа школы с родителями Заключение Введение Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и ...

Возрастной диапазон детей программа адресована подросткам, учащимся средних и старших классов ОО. В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях. Для участия в программе приглашаются молодые юноши и девушки в возрасте от 14 до 16 лет.

Данная программа рассчитана на два года обучения.

Первый год рассчитан на 208 часа при 4-х часовой нагрузке в неделю. Второй год — 312 часов при 6-ти часовой нагрузке в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Занятия по программе проводятся и в летний период, когда ребята на практике. В это время занятия посвящаются повторению и закреплению пройденного на занятиях.

Формы занятий: При обучении вожатых запланированы различные формы и методы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся: беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в фестивалях.

Цель: формирование и развитие у детей социальной активности, качеств лидера (вожатого), способного организовать и успешно осуществлять созидательную, полезную деятельность во всех сферах общественной жизни.

3 стр., 1381 слов

Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание. Введение 3 Глава 1. Литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 5 1.1. Роль математических знаний в жизни человека. 5 1.2. Трудности формирования математических знаний у детей в норме и при патологии. 22 Глава 2. Состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида. 31 2.1.Цель, ...

Задачи:

· Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.

· Формировать у учащихся знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть вожатым, лидером.

· Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях современной школы.

· обеспечить овладение учащимися базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского объединения (ВДО) в рамках лагерной смены;

· обеспечить овладение учащимися современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;

· помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;

· способствовать профессиональному развитию и росту учащихся на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря;

· обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях;

· научить проектировать собственную педагогическую деятельность.

Ожидаемый результат: развитие следующих компетенций

Личностные

· формирование мотивации к конкретному виду творческой деятельности;

· готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения и этическими нормами;

· принимать решение и брать на себя ответственность при возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри коллектива;

· ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих

Метапредметные:

Познавательные

· умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные

· умение управлять своими эмоциями, анализировать свои действия и деятельность коллектива, корректировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор;

· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

· проявление познавательной активности и сотрудничества;

Коммуникативные

· умение эффективно взаимодействовать со своими сверстниками и детьми младшего возраста;

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Введение В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. Это такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требует комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов, дефектологов, ...

· умение формулировать собственное мнение и позицию;

· умение учитывать разные мнения, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

· умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные

· формирование навыков работы в группе;

· приобретение знаний о видах и типах игр;

· формирование первичных организаторских навыков

· умение организовать и провести игру в объединении;

· освоение знаний и умений организаторской работы;

 

Знания, умения, навыки к концу первого года обучения:

— знать кто такой вожатый, технологию КТД, социального проектирования, что входит в «чемодан лидера»;

— уметь содержательно организовать досуг детей, работать в команде;

— владеть сценической речью, актерским мастерством, навыками проектирования, организаторскими способностями.

 

Знания, умения, навыки к концу второго года обучения:

— знать игровую классификацию, структуру детского социального проекта, методику разработки и проведения игровых программ, возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности;

-уметь проектировать, проводить досуговые и игровые программы, работать со специальной литературой, в социальных сетях.

— владеть актерским мастерством, сценической речью, умением работать с аудиторией, навыками проектирования, синтеза, анализа, исследовательской деятельности.

Механизм отслеживания результатов:

— диагностика знаний, умений, навыков, проявлений уровней воспитанности, степени групповой сплоченности;

— анализ результатов на практике;

— мнение родителей, общественности, социума о деятельности ДО.

 

Содержание программы «Школы вожатого»

I этап «Обучение»

1.1. Организационный – знакомство учащихся с организаторами, преподавателями, друг с другом.

1.2. Адаптационный – первичная диагностика; знакомство с программой школы; вводные занятия по программе; создание комфортной атмосферы для каждого, индивидуальная поддержка учащихся.

1.3. Учебно – демонстрационный – деятельность школы строится на основе логики развития лагерной смены в ее организационной и содержательной последовательности с целью повышения эффективности подготовки учащихся к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей, успешного освоения ими методики работы с временным детским объединением; лекции, семинары, практикумы (согласно учебно-тематическому плану);

1.4. Подготовка к активной практике – знакомство с целями и задачами практики, педагогическими программами детских лагерей, спецификой смены; оформление педагогической копилки; участие в подготовке ключевых дел смены; работа по напарничеству, разработка программ отрядной деятельности; диагностика готовности учащихся к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей.

II этап «Практика»

Именно практическая деятельность позволяет сформировать отношение учащихся к конкретной профессиональной реальности, определиться в системе собственных профессиональных ожиданий и ценностей. В это время происходит наиболее интенсивное ознакомление со всеми аспектами будущей работы, появляется критическое и осмысленное отношение к полученным теоретическим знаниям, включаются механизмы социальной рефлексии, закладываются основы профессиональной самооценки.

Активная практика в качестве отрядных вожатых детского лагеря; закрепление знаний и умений, полученных в ходе предыдущего этапа; апробация авторских педагогических проектов; участие в деятельности детского лагеря по реализации программы смены; осуществление методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения учащихся, организация системы групповых и индивидуальных консультаций, системы аналитической деятельности.

III этап «Совершенствование»

3.1. Компенсация – диагностика профессионального роста учащихся по итогам практики; подведение промежуточных итогов обучения учащихся в школе, анализ результатов практики, определение недостающих знаний, умений; организация необходимых занятий и консультаций по запросу учащихся.

3.2. Самообразование – разработка и выполнение индивидуальных программ самообразования; пополнение индивидуальной педагогической копилки.

3.3. Контроль и самоопределение – организация контроля знаний и умений по итогам школы (инструктив); диагностика профессиональной готовности к практической деятельности в качестве вожатого детского лагеря.

V этап «Итоги и перспективы».

Подведение итогов и анализ результатов учащихся в детских лагерях; организация творческой конференции по обобщению опыта, приобретенного в процессе практики в детских лагерях в летний период.

Вручение учащимся свидетельств о прохождении курса подготовки вожатого.

Реализация программы осуществляется через:

— лекции, семинары, практикумы, спецкурсы;

— дискуссионные формы работы;

— тренинги и деловые игры;

— клубные формы работы;

— мастерские;

— работу по группам;

— демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно-нравственного поведения и отношений в педагогической системе;

— встречи и педагогические гостиные с учеными, интересными людьми, мастерами – педагогами;

— деятельность органов самоуправления школы;

— включение учащихся в различные направления деятельности;

— систему «общешкольных» дел различной направленности;

— презентации педагогических коллективов детских лагерей;

— творческую, практическую деятельность;

— наблюдательную практику учащихся в течение лагерной смены;

— активную педагогическую практику в качестве вожатых детских лагерей;

— групповое и индивидуальное консультирование учащихся на всех этапах обучения и практической деятельности;

— систему диагностического, психолого–педагогического сопровождения и поддержки;

— систему аналитической деятельности на всех этапах реализации программы;

— организацию самостоятельной исследовательской и проектировочной работы на различных уровнях, с учетом профессионального интереса.

 

По завершении каждого этапа обучения учащиеся сдают зачет. Форма зачета определяется в зависимости от содержания этапа и отражает требования к практической подготовке учащего. Формой итогового контроля является инструктивный лагерь.

Учебно — тематический план первого года обучения

Тема занятий     Всего Теория Практика контроль Формы организаци занятий Формы аттестации (контроля) аттестации
1. Вводное занятие     беседа  
2. Теоретико-методологический раздел
  2.1.Детский оздоровительный лагерь в современных условиях 2.2. Личность вожатого. 2.3. Должностные инструкции начальника лагеря, старшего вожатого, инструктора по спорту, вожатого, помощника вожатого                   Беседа     Лекции, беседа   Деловая игра   Тест     тест  
3. Технологический раздел
  3.1.Характеристика комплексной организации смены ДОЛ 3.2.Принципы и методические основы планирования работы в ДОЛ. 3.3.Методика оформления отрядных уголков. Оформительский практикум. 3.4.Методика проведения отрядных «огоньков». 3.5.Формы вечернего сбора отряда.                                 Беседа     Лекция     Беседа Работа по группам     Беседа   Беседа     наблюдение
4. . Психолого-педагогический раздел
  4.1.Детский коллектив в условиях ДОЛ. Особенности формирования временного коллектива. 4.2. Возрастные психологические особенности детей. 4.3.Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них. 4.4.Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них.                             Лекция     Беседа   Игра-дискусия   Игра     Тест
5. Практический раздел.
  5.1.Игровой практикум: — игры на знакомство — игры – творческие задания -коллективно-творческие дела -игры-состязания для болельщиков — подвижные -игры на снятие психологического барьера — игры на понимание и сплочение — игры с залом — театр-экспромт                                 8-   Игра Игра     Беседа   Беседа   Игра   Игра Игра Игра  
6. Заключительное занятие         Тест
  Всего    

Содержание программы

Первого года обучения.

 

1.Вводное занятие.

Знакомство с целью и кратким содержанием программы.

Игры на знакомство.

2.1. Детский лагерь в современных условиях.

Понятие «детский оздоровительный лагерь». Типы детских оздоровительных учреждений, структура, особенности их формирования. Воспитательная система ДОЛ и специфика ее формирования.

2.2. Личность вожатого.

Что означает слово «вожатый». Слагаемые педагогического мастерства вожатого. Типы вожатых.

2.3. Должностные инструкции

Должностные инструкции начальника лагеря, старшего вожатого, инструктора по спорту, кружковика, вожатого.

3.1. Характеристика комплексной организации смены ДОЛ.

Логика, формы и содержание лагерной смены. Особенности организационного, основного и заключительных этапов смены. Основные задачи отрядного вожатого. Характеристика кризисов лагерной смены. Первое знакомство с детьми и родителями, проведение анкетирования. Организация регистрации детей. Действия вожатого в первый день пребывания в ДОЛ. Понятие «режим оздоровительного лагеря». Санитарно-гигиенические требования к организации режима дня детей в ДОЛ. Правила внутреннего распорядка детского оздоровительного лагеря и основные требования к поведению вожатого. Роль вожатого в организации режима дня. Учет возрастных особенностей при организации режимных моментов в лагере. Понятие «запретительной» педагогики и преодоление заорганизованности.

3.2. Принципы и методические основы планирования работы в ДОЛ.

Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.

Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.

3.3.Методика оформления отрядных уголков. Оформительский практикум.

Отрядный уголок. Основные требования к содержанию отрядного уголка. Виды, принципы и порядок его оформления. Понятие «эмблема», «девиз» отряда. Отрядные средства массовой информации (стенгазета, листовки, информационные сообщения)

3.4.Методика проведения отрядных «огоньков».

«Огонек» — традиционная форма отрядной работы. Современное понимание предназначения «огоньков» в детском лагере, описание опыта организации и проведения «огоньков» в ДОЛ «Орленок». Виды «огоньков».

3.5.Формы вечернего сбора отряда.

Основная цель вечернего сбора отряда; варианты проведения:

— вопросы с коллективным обсуждением;

— метод анализа «Пять пальцев»;

— метод оценки;

— «Я хочу сказать»;

— метод коллективного рассказа;

— метод фотосъемки и т.д.

4.1.Детский коллектив в условиях ДОЛ. Особенности формирования временного коллектива.

Организация режимных моментов в ДОЛ. Понятие «коллектив», «группа», «временный коллектив». Особенности формирования временного детского коллектива. Основные концепции развития детского коллектива. Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа и действия вожатого.Стадии развития коллектива. Управление коллективом на различных стадиях его развития.

4.2. Возрастные психологические особенности детей.

Психологическая характеристика возрастов. Учет особенностей физиологического и психологического развития детей в организации режимных моментов, в организации и проведении культурно-массовых и творческих мероприятий. Особенности воспитательного воздействия на детей в отрядах младшего, среднего и старшего возраста. Специфика работы вожатого в разновозрастном отряде.

4.3.Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них.

Понятие конфликта. Структура конфликта и его динамика. Стратегии и методы разрешения конфликта. Конфликты и педагогические ситуации, встречающиеся в детском и педагогическом коллективе ДОЛ и действия вожатого в них.

Изучение следующих видов психологического влияния: убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция.

4.4.Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них.

Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во время прогулки, в отряде, ЧП во время купания, самовольный выход детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью.

Первая помощь при отравлении, при попадании инородного тела в дыхательные пути, во время эпилептического припадка, при укусе собаки, при переломе конечностей, при болях в области сердца, при болях в области живота.

Учебно-тематический план

Второго года обучения

Тема занятий     Всего Теория Практика контроль Формы организаци занятий Формы аттестации (контроля) аттестации
  Введение   беседа  
1. Раздел 1. Игровая классификация          
1.1 Подвижные игры, игры-эстафеты. Игра Зачет
1.2. Словесные игры, игры с эстрады. Игра Зачет
1.3. Музыкальные игры, малоподвижные игры Игра Зачет
2. Раздел 2. Возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности Лекции, беседы Зачет
3. Раздел 3. Детский социальный проект. Беседы, семинар Защита проекта
4. Раздел 4. Структура игры. Методическое описание игры. Методика организации игр.       Зачет
4.1. Познавательная программа.     Наблюдение
4.2. Программа-путешествие.   игра Наблюдение
4.3. Танцевально-развлекательная программа репетиция Опрос
4.4. Тематическое мероприятие Лекция, праздник Опрос
4.5. Знакомство с литературой по организации и проведению игровых программ. Беседа, дискуссия Зачет
5. Методика разработки, организации и проведения игровых программ праздник Опрос
6. Участие в массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях   праздник Зачет
7. Заключение       Опрос
  Итого:    

 

 

Содержание программы по второму году обучения

Введение

Роль игры в школьном возрасте. Игровая деятельность и игровые программы. Правила поведения в ДО и в обществе.

 

Раздел 1. Игровая классификация

1.1 Подвижные игры, игры-эстафеты.

Игровая классификация: игры на знакомство, подвижные игры, игры-эстафеты, словесные игры, игры на внимание, познавательные игры, музыкальные игры, игры с эстрады, интеллектуальные игры и т.д. Определение подвижных игр и игр-эстафет.

1.2 Словесные игры, игры с эстрады

Определение словесных игр, игр с эстрады. Качества ведущего, необходимые для проведения данной категории игр.

1.3 Музыкальные игры, малоподвижные игры

Определение музыкальных игр и малоподвижных.

 

Раздел 2. Возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности

2.1 Возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности

Рассказ о возрастных характеристиках, особенностях детей 7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет. Рекомендации по составлению игровых технологий.

Раздел 3. Детский социальный проект

3.1. Детский социальный проект

Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

 

Раздел 4. Структура игры. Методическое описание игры. Методика организации игр

4.1. Структура игры. Методическое описание игры. Методика организации игр. Познавательная программа

Рассказ о структуре игры, технологии объяснения игр, рассмотреть варианты приглашения в игру, необходимость подведения итогов игровой деятельности.

4.2 Программа-путешествие

Совместное составление программы-путешествия для детей младшего школьного возраста. Отличительные особенности программы-путешествия.

4.3 Танцевально-развлекательная программа

Рассказ об особенностях танцевально-развлекательных программ.

4.4 Тематическое мероприятие

Лекция о методике проведения тематических мероприятий. Выбор юбилейной даты.

4.5 Знакомство с литературой по организации и проведению игровых программ.

Работа с литературой, периодикой, педагогическими изданиями и электронными носителями по организации и проведению игровых программ.

Раздел 5. Методика разработки, организации и проведения игровых программ

Методика разработки, организации и проведения игровых программ.

Раздел 6. Участие в массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях

Участие в массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях

Методика написания сценария массового мероприятия.

Раздел 7. Заключение

Знакомство с методикой анализа работы за год. Анализ деятельности за год.

 

 

Формы контроля

• По каждому разделу проводится промежуточный контроль в виде тестов, выполнения творческих заданий, собеседований;

• По итогам обучения проводится зачет в форме защиты проекта, презентации творческих работ;

• Отслеживание выпускников школы вожатых: выдача удостоверений (количественный и качественный учет), посещение мероприятий вожатых в ДОЛ в летний период, беседы с начальниками лагерей, наблюдение;

• Ведение тетради отзывов;

• Фотоальбом;

• Проведение конкурсов вожатского мастерства в летний период;

• Анкетирование;

• Обсуждение, совместный анализ;

• Открытые мероприятия, практикумы;

• Оценка детьми лагеря, педагогами, родителями.

 

Условия реализации программы
1. Оборудование
Помещение для занятий или зал
Канцтовары
Аудио-видеоаппаратура
Компьютер, проектор
Столы, стулья
Флипчат (доска со сменными листами ватмана)
2. Методическое обеспечение
Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Анкеты
Тестовые методики
Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности
Разработки тренингов
Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)

Литература:

1. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков / авт.-сост. И.В.Куц. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Из опыта работы детских оздоровительно-воспитательных организаций – победителей республиканского конкурса «Лето 2010» / сост. С.Фазылова. – Уфа, 2010.

3. В помощь организаторам детского отдыха (сборник материалов и рекомендаций) / сост. С.Фазылова. – Уфа, 2011.

4. Программно-методическое обеспечение детских оздоровительно-воспитательных учреждений / сост. М.М.Гильмутдинова, И.В.Лифанова. – Уфа, 2011.

5. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2011.

6. Командные игры-испытания. Сборник игр. Кипарис – 8. / авт.- сост. Ю.Д.Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2011.

7. Энциклопедия летних каникул (методические рекомендации организаторам летнего отдыха детей) / сост. М.М.Гильмутдинова. – Уфа, 2011.

8. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников. / сост. М.А.Бесова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2009.

9. Сказка в летнем оздоровительном лагере. Методические материалы / авт.-сост. Е.В.Яценко, Г.И.Воробьева. – Бирск: Бирск.гос.пед.ин-т, 2010.

10. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель,2011.

11. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011.

12. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Методическое пособие / сост. Е.В.Поспелова, Уфа,2010.

13. «Советы для начинающих вожатых» Е.Владимирова,

И. Борисова, Перспектива.: стр. 6 – 7, Выпуск №5 от 20 февраля 2011.

14. «Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков и молодежи Республики Башкоротостан – нормативные правовые акты и методические материалы» / составители А.Ш. Сурин, М.М. Гильмутдинова, Н.В. Вервинская. Уфа, 2012 г.

15. www.rcpv.ru

16. www.вожатый.ru

 

Оценочные материалы

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения Сроки выполнения Кол-во Часов
Раздел 2. Технологический блок. 2.3. Методика разработки сценарного плана Разработать сценарный план следующих мероприятий (на выбор): — Встреча детей в лагере — День рекордов Гиннеса — День аномальных явлений — Академия веселых наук — Театральный понедельник — Свободная тема 1 неделя
2.7. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности. Разработка общелагерного мероприятия «Олимпийские игры» 1 неделя
2.9. Методика оформления отрядных уголков. Разработать отрядный уголок в соответствии с выбранным названием отряда. 1 неделя
Раздел 3. Психолого-педагогический блок. 3.4. экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них. Оформить в виде табличек основные инструкции действий вожатого в экстремальных ситуациях. 1 неделя
Раздел 4. 4.1.Практический блок. Подобрать на каждый вид игр (10 видов) по 10 вариантов игр, заполнить вожатскую копилку. по 3 дня на каждый вид
4.3. Участие в конкурсе вожатского мастерства. Разработать и подготовить единую форму для педагогического отряда, придумать визитную карточку отряда, изготовить отрядный уголок. ___
4.4. Написание и защита программы летнего отдыха детей и подростков Продумать идею смены, механизм реализации программы, разработать основные мероприятия программы, продумать интересную презентацию программы. ___

 

Вопросы, используемые в деловой игре

1. Основные функциональные обязанности вожатого.

2. Профессиональные и личностные качества вожатого.

3. Основные задачи и направления деятельности вожатого.

4. Особенности функционирования детского оздоровительного лагеря.

5. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.

6. Конфликт. Методы выхода из конфликта.

7. Виды планов в работе вожатого.

8. Виды праздников для детей.

9. Педагогика досуга: виды и основные методы досуговой педагогики, способы организации.

10. Основные отличия игр: развлекательных, содержательных, логических, состязательных, подвижных.

11. Основные действия вожатого в организационный период.

12. Основные действия вожатого в заключительный период.

13. Основные принципы организации отрядных дел.

14. Сущность детского самоуправления в лагере.

15. Действия вожатого в экстремальных ситуациях.

16. Инструкция по общим мерам безопасности организации летнего отдыха детей.