Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым

Методические рекомендации начинающему вожатому

Андреев К.А.

 

Итак – свершилось! Ты – вожатый. Или не свершилось, а случилось? Тебе предложили им стать или ты сам предложил себя в качестве самого замечательного вожатого школе.

Ты весь 11 класс переживал, что покинешь родные пенаты, со слезами на глазах стоял на сцене, когда раздавался Последний звонок. Ты думал, как без тебя обойдутся ребята из 5го класса, которым ты вёл урок Мужества или заменял учителя географии. Ты места не находил, когда осознал, что кончились вместе со школьными буднями увлекательные экскурсии, походы в театры, поездки за город на турслёты. Грамоты за победу в конкурсе «Мистер/мисс школа» занимают половину стены над твоей ещё детской кушеткой. Тогда эта книжица для тебя.

А если ты поступил в престижный ВУЗ, никогда не занимался с детьми младше тебя, если не был активен в старших классах и весь упор делал на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И если был ты всегда в школе как невидимка. Но что-то в тебе сжалось, когда тебе предложили стать вожатым из-за того, что прежний человек, занимавший эту должность перешёл в другую школу, переехал, вышла замуж, ушёл в армию, пошёл работать в банк, уединился в деревне(нужное подчеркнуть).

То это пособие тебе ни в коем случае просто читать нельзя. Надо его читать с карандашом в руках. Читать со всей страстностью, желанием познать что-то новое, увидеть насколько ты уникальный человек.

По-разному люди приходят к педагогике. По-разному приходят к вожатской работе. Кому-то предлагают стать вожатым, кто-то сам мечтает стать наставником для младших. В каждом из этих вариантов множество плюсов.

Если вам предложили стать вожатым, то наверняка в вас видят задатки педагога и способности. Наверняка вы ответственный человек и способны совладать с детским коллективом.

Если сами решили стать на этот путь – наверняка вы обладаете массой волевых качеств. Это всегда приветствуется руководством образовательного учреждения. А если вы там ещё и учились, то ваши качества уже давно прошли проверку школьной жизнью.

Но иногда в вожатые попадают случайно. История хранит множество случаев, когда человек из-за стечений обстоятельств, становился педагогом, вожатым.

Ну и конечно – часто люди совершают поступки или решаются на что-то из-за того, что просто не могут отказать, не могут сказать твёрдое «нет». Если вы чувствуете, что вы стали вожатым, не сумели сказать «нет» своё любимой классной руководительнице (которая к тому же — завуч школы) – настороженно отнеситесь ко всем своим поступкам и телодвижениям в рамках педагогической деятельности. Ибо человек, который не учится говорить «нет» в различных ситуациях вряд ли может донести до подростка мысль о том, что на предложение покурить или выпить нужно уверенно отказываться. Хотя – не спорю: каждый человек уникален и каждый способен на волшебство.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных ... задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека с соответствующими слоями Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен ...

 

Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым.

Задумывались ли вы – зачем живёте на этой Земле, почему вы поступили в педагогический ВУЗ (или не в педагогический), почему хотите создать семью, зачем параллельно школе занимались в разных кружках Дворца творчества.

Каждый из нас в любом деле может определить цель. Цель – чего хочет он достичь. Человек, который формулирует свои жизненные приоритеты и цель – люди способные на великие поступки. Если они могут осознать своё предназначение в жизни, вернее попытаться это сделать, робко сформулировать стратегическую жизненную цель – то каждый прожитый жизнь работает на него, каждая встреча не случайна и каждый момент жизни – замечателен.

Об основах жизненного целеполагания можно прочитать массу интересных материалов, книг, трактатов, диссертаций. Мы лишь просим запомнить, возможно, новое для вас слово – «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

Почему, не определив цели и задачи вашей работы в качестве вожатого, вы не можете работать таковым? Можете. Трижды можете. Но не эффективно. Не эффективно ни для себя, ни для детей, ни для школы в целом.

Не бойтесь признаться себе, что задачи, которые вы решаете, работая вожатым – не самые благородные, не самые возвышенные. Гораздо хуже, если вы обманываете себя. Гораздо хуже, если вы говорите себе, что пришли в школу чтобы оставить след в истории, а на самом деле – хотите смотреть из кабинета завуча на цветущие весной под окном яблони. И дело конечно не в цветении, и не в весне. Дело в том, что надо учиться формулировать цели и задачи: как на всю жизнь, так и на небольшой отрезок.

Вскоре, когда вы пообщаетесь с опытными педагогами, с талантливыми организаторами и безупречными методистами – поймёте, что и в организации мероприятий, дел, концертов, игр, походов, экскурсий – надо определять цель и задачи.

Представьте себе, что вы решили сводить актив школы в музей. Просто потому, что он рядом со школой. Задайтесь вопросом – «Зачем?». Вы скажете: «Это интересно!». И вы будете правы. Но если вы не ответите на вопрос «Зачем?», не сможете сформулировать цель вашего похода для знакомства с музейной экспозицией – помните – вам это полезно не будет.

Учимся ставить цели. Формулировать задачи.

Так давайте начнём. Для чего вы – вожатый?

В этом месте можно было бы оставить пару пустых страниц для того, чтобы вы написали свои мысли. Но попытайтесь запомнить мысли, которые всплыли у вас после вопроса. Именно эти мысли могут быть отчасти вашими целями в работе вожатого. А может и в жизни в целом.

Но для того, чтобы вам было легче ориентироваться в задачах, которые вы можете решать, будучи вожатым, мы поможем немного разобраться в круговороте возможностей, вариантов, горизонтов – встающих перед вами.

 

Какие перспективы открываются перед вами? Вы можете:

4 стр., 1858 слов

Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии.Методика ...

... (системный, целевой, комплексный, аспектный, психологический). 63 1. Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии Цели и задачи преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических ... обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на во-просы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» ...

ü Получать не большую, но стабильную заработную плату (это немаловажно, особенно если вы – студент);

ü Читать книги, которые находятся в школьной библиотеке;

ü Смотреть весной на уже выше упомянутые яблони;

ü Получать подарки от учащихся на Новы год, День святого Валентина и другие праздники;

ü Играть Снегурочку или Деда Мороза на сцене;

 

ü Найти примеры для сопровождения педагогической теории в институте;

ü Наработать опыт общения с детьми разного возраста;

ü Получить навыки общения с родителями;

ü Расширить свой кругозор;

ü Приобрести коммуникативные навыки;

ü Перенять и выработать организационные навыки;

ü Попрактиковаться в организации дел, мероприятий;

ü Завести связи, понять структуру местного самоуправления, найти партнёров по бизнесу (почему бы и нет. Если вы потом решитесь заниматься предпринимательством – вы способны будете использовать весь накопленный у вас багаж);

ü Изучить нормативно-правовую базу;

ü Пообщаться с опытными педагогами, психологами, организаторами

 

ü Оставить след в истории;

ü Стать у истоков государственно-общественного управления образовательным учреждением;

ü Заложить новые традиции;

ü Изменить в лучшую сторону жизнь школы;

ü Сплотить коллектив;

ü Дать вектор в развитии школьного актива;

ü Сделать доброе дело;

ü Помочь близкому;

ü Помочь выбрать верный путь подрастающему человеку;

ü Стать другом;

ü Найти друзей.

 

И многое-многое другое может выступать в роли цели и задач. Но надо помнить и понимать, что цель должна быть исключительна ваша. Не Марьи Иваны, не Васи Пупкина, а ВАША. Принята вами, осознана, пережита – сформулирована вами.

Заставить задуматься о своём предназначении в отдельно взятый отрезок жизни или же в жизни в целом – отчасти тоже миссия педагога, учителя, вожатого. Поэтому, сначала формулируем цели сами, потом учим других. Сначала определяем жизненные приоритеты и принципы сами – потом помогаем сформулировать другим.

 

 

Что я буду делать?

Если вам кажется, что должность вожатого самая интересная и подходящая вам в системе образовательного учреждения – сохраните это ощущение. Если вам кажется – что она никчёмна по сравнению с должностью директора – задумайтесь. Ведь каждый человек красив на том месте, которое занимает. И если вы определились с жизненными целями – вы можете достигать их и будучи вожатым, и находясь на должности директора школы, и став президентом страны.

Руководствуйтесь принципом «БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ».

Как можно повышать эффективность даже в должности вожатого в самой стандартной школе? Как не стоять на месте, а развиваться? Как осознавать то, что вы способны на большее и не бояться делать оправданные шаги навстречу мечтам, свершениям, реализации своего богатейшего потенциала?

На эти вопросы вы ответите, правильно приняв информацию, собранную на этих страницах.

Ответите. За всё ответите. Или на всё ответите? Разные позиции и разная формулировка – многое может решить в постановке проблемы и в её решении.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? Доброжелательный. Каждый ребенку ... как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели. А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, ...

Разберём же, чем может и/или должен заниматься старший вожатый в современной общеобразовательной школе.

 

В нашей стране каждая должность обрастает различного рода инструкциями, положениями, тарифными ставками, специально разработанной документацией.

Так слесарь или токарь – должны обладать определёнными знаниями и умениями, пройти обучение в технических учебных заведениях, знать технику безопасности и т.д. Вожатый конечно же не слесарь и не токарь. Оттачивать ему приходиться далеко не гайки с болтами. В руках вожатого более серьёзная субстанция. Субстанция ранимая, нежная. И обращаться с ней необходимо по иным ГОСТам.

В нашей стране различными нормативными актами закреплен функционал старшего вожатого. Разработана типовая должностная инструкция. Она закрепляет основные должностные обязанности старшего вожатого в школе. Но надо помнить, что инструкция – типовая. А это значит, что на усмотрение администрации учебного заведения может быть подкорректирована. И в этом видится большой плюс. Если директор школы заинтересован в вас как в вожатом, то он способен под вас и подкорректировать должностную инструкцию. А какое содержание заложить туда – зависит во многом от вас. Но есть в должностной инструкции и то, что менять нельзя.

Один раз автору этих строк довелось видеть вожатого, который выполнял то роль секретаря, то роль курьера между школой и управлением образования. Ни о какой педагогике и речи не шло.

Помните, что должность вожатого ориентирована на работу с детским коллективом и предусматривает работу с детьми.

Должностной инструкцией закреплены основные направления деятельности старшего вожатого в школе. Это:

· содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

· организация досуга обучающихся.

Эти направления неизменны.

И если второе направление – более понятно. Ведь «досуг» гораздо ближе нам. И под ним мы понимаем организацию свободного от учёбы времени. То на первом направлении стоит заострить своё внимание, так как оно вросло в школу уже давно. И история этого направления замечательна своей красотой, масштабностью, интересными делами. Она наполнена яркими событиями.

Рассмотрим подробнее функционал старшего вожатого.

Должностные обязанности подразумевают, что старший вожатый:

· Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

· В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

· Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

· Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

11 стр., 5237 слов

Вожатый — администрация», «вожатый- вожатый», «вожатый — ребенок»

... встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он? Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен ... Вам обязаны выдать копии всех документов, связанных с Вашим трудоустройством в данной организации. Отношения с персоналом: · Первый и самый главный принцип: будьте людьми, но не ...

· Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

· Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

· Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

· Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старший вожатый, работающий в образовательном учреждении должен знать:

Ø приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Ø законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;

Ø Конвенцию о правах ребенка;

Ø возрастную и специальную педагогику и психологию;

Ø физиологию, гигиену;

Ø закономерности и тенденции развития детского движения;

Ø педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;

Ø индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;

Ø специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;

Ø методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;

Ø основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Ø методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Ø технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Ø основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Ø правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации старшего вожатого следующие:Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Документы предъявляют серьёзные требования к старшему вожатому, ведь вожатый как никто ближе находится к ребёнку, к его потребностям, чаяниям, идеям, инициативам, проблемам.

Мы надеемся, что после прочтения данных рекомендаций, вы полновесно сможете сказать, что имеете полное представление о роли старшего вожатого в школе.

20 стр., 9525 слов

Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе старших дошкольников

... интеллектуальной готовности/зрелости 1.2 Компоненты интеллектуальной готовности/зрелости старших дошкольников Глава 2. Изучение интеллектуальной готовности к обучению в школе старших дошкольников 2.1 Ориентировочный тест школьной зрелости ... А. Керна - Я. Йирасека 2.2 Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака ...

Почему вожатый — старший?

Когда вы писали заявление на имя директора с просьбой принять вас на должность «старшего вожатого» задумывались ли вы о значении слова «старший»? Слово «вожатый» — вам близко и оно на слуху. А вот в сочетании со словом «старший» кажется ещё более полновесным.

Но где же «не старшие»? Где же младшие, где же те, кто должен быть ниже по статусу?

Понятия детская общественная организация и старший вожатый тесно переплетены в истории школы.

Заинтересовавшись историей детского общественного движения, вы можете познакомиться с интересными страницами педагогики, откроете имена талантливейших людей, которые занимались внедрением методик, технологий воспитания, форм работы с детьми. Изучение истории детского движения способно дать калорийную пищу для педагогической практики, предоставит возможность испробовать на себе то, что испробовано десятилетиями.

Некоторые представители педагогических профессий иногда заявляют о том, что придумали что-то новое. Зачастую такие заявления делают и те, кто не знаком с историей. Пытаться сделать открытия необходимо. Но только, опираясь на знания, накопленные до того.

Если вы готовы узнать немного из истории, вернёмся в далёкие 20-е годы уже прошлого века. Время тяжелое для страны. Время, которое диктовало новое мышление, открытия, поступки. Тогда и стали создаваться пионерские отряды. Начала свою жизнь Пионерская организация. Робкие шаги первых вожатых, организаторов вскоре были поддержаны обществом. Пионерские отряды стали создаваться по месту жительства, при сельсоветах, при предприятиях. У каждого отряда – организатор из числа комсомольцев – вожатый.

Лишь спустя какое-то время – пионерские формирования вошли в школу.

Ныне живут замечательные педагоги-практики, прошедшие замечательную школу Пионерии. Каждый из нас имеет возможность узнать у этих людей о том, как была организована работа в пионерской организации. Поинтересуйтесь у своих коллег. Многие из учителей, представителей администрации – напрямую и тесно связаны с Пионерией. Наши коллеги являются носителями богатого опыта, переняв который можно качественно расширить свои знания, открыть для себя уникальные методики.

Неоднозначно отношение к Пионерской организации имени В.И.Ленина у современных граждан. Многие смотрят на неё через призму негативных публикаций, неаккуратно произнесённых речей, личного зачастую предвзятого опыта. Но как показывают опросы, сделанные в последние годы – к пионерскому прошлому относятся всё более сдержано, позитивно, взвешенно. Пионерия серьёзно повлияла на становление общества и на нынешнее развитие педагогики, системы образования и воспитания.

Но нам важно сейчас проследить каким образом вожатый пришёл в школу.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) пионерские отряды стали создавать и в школах. Пионерская организация строилась по такому принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе примерно по 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец.

5 стр., 2410 слов

Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной ...

... помещениях учреждений и организаций, которые изначально не создавались как оздоровительный детский лагерь - в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в войсковой части, на ... самообразование, самоопределение. Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффек­тивного оздоровления детей, организации воспитательного процесса. Оздоровление включает в себя восстановление, ...

После того, как пионерские отряды стали создаваться в школах – структура школьной жизни корректировалась.

Впервые термин «Вожатый пионеров» появился в 1922 году. Содержание деятельности вожатого пионеров, его права и обязанности документально и подробно были определены не сразу. Советуем познакомиться с «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина», которое увидело свет в 1957 году.

Учитывая, что школьный класс – отряд, школа – дружина; понимаем, что отряд координирует вожатый из числа старшеклассников (комсомольцев), дружину курирует – старший пионерский вожатый.

После прекращения существования Пионерской организации имени В.И.Ленина – должность старшего вожатого изменилась. Из формального наименования ушло слово «пионерский». Должность осталась. А то, для поддержки чего эта должность некогда вводилась – упразднено. Вот таковы парадоксы истории, которые сохранили память о пионерской организации.

В начале 90-х годов старший вожатый стал не тем человеком, коим был ранее. Без пионерской организации и без поддержки комсомольской организации, которые прекратили своё существование – старший вожатый занял куда более скромные позиции. Но в силах вожатых – более чётко определить свой статус. Сделать это можно через активные действия, качественную работу, социальные инициативы, участие в самоуправлении образовательного учреждения.

 

На кого опереться вожатому в школе?

Лучший учебник для вожатого, отнюдь не эти методические рекомендации. Если взять сборник басен Ивана Андреевича Крылова и адаптировать сюжеты бессмертных историй на жизнь современной школы, то много знакомого увидим в образах забавных зверюшек и персонажах.

Вспомним о борьбе лебедя, рака и щуки. Очень тяжело сдвинуть воз, когда каждый из участников процесса тянет в свою сторону. Когда каждый имеет свою цель, отличную от целей других.

В школьном сообществе только та деятельность обречена на успех, организаторы которой будут определять для себя общие цели и задачи.

Субъектов взаимоотношений в образовательном учреждении очень много. И если каждый будет тянуть воз в свою сторону, то будут возникать разного рода проблемы, работа будет несистемной, выполнить поставленные задачи будет невозможно. Всё это скажется на общем уровне школы. Когда же все действуют заодно – эффективность возрастает в разы. Целостность воспитательного пространства учит, заставляет верить в чудеса, совершать педагогические находки, полноценно открываются дети, качественно раскрываются взрослые участники процесса.

Вожатый, ты не одинок! Мало того, что в школе несколько сотен детей – интересных, творческих, талантливых, открытых, искренних, увлеченных и увлекаемых, заинтересованных и интересующихся, вежливых и не очень – разных. Так в школе ещё работают ваши коллеги. И среди них есть люди. Которые тебе в помощь. У школы есть друзья в лице родительской, ветеранской общественности, в лице органов местной власти.

Вожатому надо учиться налаживать взаимодействие между людьми и организациями. Вожатый способен использовать свои качества для достижения результата.

15 стр., 7164 слов

Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации ...

... об агрессивном поведении дошкольников в психологии 1.1 Изучение агрессивного поведения детей в работах отечественных психологов Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, ... 4 Профилактика агрессивного поведения ребенка 1.5 Работа с детьми по предупреждению агрессивности Вывод Заключение Список использованной литературы Введение Детская ...

Так давайте пофантазируем и подумаем – кто в школе и за её пределами может быть полезен в работе вожатого, с кем взаимодействие помогло бы раскрыть и объединить, сплотить детей.

Кроме органов ученического самоуправления, можно выделить людей, которые напрямую выходят на деятельность старшего вожатого. Эти должности условны и в каждой школе могут быть разными. Необходимо понимать, что вожатый должен видеть возможности взаимодействия с тем или иным человеком – понимать, ради чего необходимо выстраивать взаимоотношения. Если вожатый будет думать исключительно о взаимодействии, а не о результате взаимодействия – сам результат достигнут не будет.

Директор.

Описывать основы взаимодействия с этим человеком – трудно. Но зачастую одно слово, озвученная позиция – решает многое. Весомым в работе вожатого видится то, что директор будет поддерживать инициативу детей, проводником которой мог бы стать вожатый. Взаимодействие с директором как представителем администрации школы не должно ограничиваться подписанием грамот и дипломов для конкурса плакатов или стихов. Надо уметь грамотно использовать так популярный теперь административный ресурс.

Заместитель директора по воспитательной работе.

Грамотное распределение обязанностей и полномочий между вожатым и заместителем директора по воспитательной работе – основа взаимопонимания. Чем будут чётче определены позиции и зоны ответственности – тем легче будет работать. Дуэт этот должен петь без фальши. Он должен быть гармоничным, так как этот дуэт закладывает основы воспитательной системы в школе.

Родительский комитет.

Родительский школьный комитет – является, конечно, формальным представительством родительской общественности. Но заручиться его поддержкой необходимо. Это не отменяет работу с родителями в целом. Никогда нельзя ограничиваться общением с более социально-активными родительскими комитетами и подменять работу с родителями двумя-тремя встречами с представителями комитета. Иногда среди родителей есть люди чутко относящиеся к проблемам школы и в меру своих профессиональных качеств и знаний могут выступать и в иных ролях.

Заведующий музеем.

На базе многих школ созданы музеи различных направлений. Краеведческие, боевой славы, биологические, музыкальные. Музеи в работе вожатого выступают не только в качестве площадки для проведения дел, но ещё хранят потенциал для организации внеклассной работы. Совместно с руководителем музея можно объявить операцию о сборе экспонатов, придумать игру на знание боевого пути воинского подразделения, представленного в музее.

Руководитель театральной студией

Театр – для школы большое достижение. Часто вожатые или заместители директора, педагоги дополнительного образования работают над созданием детской театральной студии. Организация театральной студии – благодатная почва для организации воспитательного пространства. При наличии театральной студии в школе у вожатого появляется возможность задействовать костюмы, профессиональные навыки руководителя театральной студии. Воспользоваться советом опытного коллеги. Организация дел с участием театральной студии могут быть украшением всегда.

Заведующий библиотекой.Ходят ли в современную школьную библиотеку учащиеся? Ходят. Часто ходят? Зачем? Двадцать первый век на дворе, казалось – библиотеки уже давно сгинули. Но там, где вкладывается душа и труд – будут постоянно юные читатели. Библиотекарь – помощник в начинаниях, связанных с изучением и чтением книг. Если вы не прочитали «Войну и мир» — у вас есть все шансы подтянуть школьную программу. Библиотекари – яростные ревнители чтения. Кто как ни они могут раскрыть тайны книг, на основе которых можно проводить и литературные кафе, и поэтические бои, и вечера читателей «Жёлтый абажур». Они в силах помочь подобрать фактический материал для организации дела, они могут предоставить фронт работ для трудового десанта, они ярко и неравнодушно познакомят с глубинным смыслом «Алых парусов» и «Маленького принца».

8 стр., 3961 слов

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Развитие познавательной ...

... определила тему нашей работы «Психологическая помощь ребенку в период подготовки к школьному обучению». Цель работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе. Задача работы: 1)Проанализировать психолого-педагогичечскую ...

Педагоги дополнительного образования.В этих людях кроется такое богатство, которое вожатые непременно должны если не перенять, то отщипнуть кусочек. Обладатели конкретных знаний, прикладный навыков, педагоги дополнительного образования будут полезны не только как консультанты, но и помогут провести мастер-классы по оформлению школы к праздникам, расскажут об основах постановки танцев на сцене, откроют секреты современных декоративных техник.

Медицинские работники.Вожатые не всегда уделяют внимание медицинским работникам. Как правило, ограничиваются участием медиков в соревнованиях в качестве врачей. А есть масса возможностей задействовать медицинских работников в качестве судей на этапах военно-спортивных игр, лекторов по основам медицинских знаний (особенно актуально перед выездными мероприятиями), проводниками идей каких-либо социальных акций и дел в школе.

Преподаватели. Учителя.Выстраивать отношения с учителями нужно. Демонстрировать силу знаний не только на уроках. Каждый учитель будет рад, если в ходе «междисциплинарных» дел будут закрепляться знания именно по их предмету. В этом надо учителей убедить, но не голословно, а методично и полновесно. Надо также помнить, что учитель-предметник – специалист в той или иной сфере. Его знаниями не воспользоваться – грех. Но надо это делать на паритетных началах, не забывая о красоте человеческих отношений.

Классные руководители.Как много конфликтов в школе возникает из-за элементарной педагогической ревности. С этим понятием каждый из вас столкнется много раз. Конфликт может разрастись на пустом и ровном месте. Силён тот педагог, кто умеет прогнозировать и предупреждать подобные ситуации. Классные руководители чаще являются авторитетами для школьников. Они держат в своих руках нитки влияния на сердца и умы ребят. Они работают с первичным детским коллективом – классом. Они работают с коллективом, который вместе проводит не один месяц и не один год. Полноценные классы с сильным классным руководителем –всё равно, что детское объединение с руководителем.

Всегда пытайтесь поставить себя на место классного руководителя, когда отпрашиваете с его классного часа или урока ребёнка для репетиции новогодней ёлки или последнего звонка. Всегда ставьте интересы ребёнка на первое место.

Школьный психолог.Сейчас в школах стали появляться психологи. Если раньше ставки психологов занимали люди, не всегда имеющие профессиональное психологическое образование, то теперь – эту должность занимают психологи, специально обученные для работы в школе. В чем же психолог может помочь вожатому? Психолог может стать личным психотерапевтом? Нет. Психологу знакомы специальные знания, использовать которые необходимо вожатому. Психологические тренинги, которые может проводить психолог полезны в некоторых ситуациях развития детского коллектива. Психолог может наблюдать из вне за развитием детско-взрослого сообщества, анализировать, подсказывать пути поведения и пути решения конфликтных ситуаций. Психолог обладает диагностическими методиками, которые необходимо применять.

***

Многие думают, что в налаживании взаимоотношений, а особенно рабочих, профессиональных – от него ничего не зависит. Что это дело других, но никак не его самого. Есть и те, кто подобно думает и в школе. Если с такой позицией идти работать вожатым в школу, то мало чего удастся достигнуть.

Вожатый может сказать: «Зачем я буду выстраивать партнёрские отношения, есть ведь завуч по воспитательной работе!». Такой вожатый прав только в немногом. Тем самым он расписывается в своей неконструктивной позиции и неумении правильно выстроить диалог. У вожатого есть реальные инструменты в налаживании конструктивных отношений между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса.

Эффективность всех действий будет тогда прогрессивна, когда будут учтены все человеческие ресурсы. Будут максимально изучены возможности как педагогов, так учащихся, так и родителей.

Кто сказал, что хобби учителя физики (допустим коллекционирование чайных ложек) не может быть использовано вожатым? Может. И ещё как. Только необходимо понимать – как это можно применить. Найти форму, в какой это можно обыграть и понять для чего, для решения какой задачи понадобились и чайные ложки, и уникальные знания физика о них. А из одного этого могло бы вырасти: выставка чайных ложек «В гостях у сахарной феи», фестиваль чайной культуры, конкурс «Чайные традиции», игра «Загадка чайного сервиза».

Главное фантазировать. А фантазии приходят тогда, когда мы мыслим творчески и когда мы обладаем полными знаниями и представлениями о том, что в нашем распоряжении имеется.

Учёт особенностей школы

Вожатым приходиться работать в разных условиях. И в каждой ситуации поведение его будет иным. Рассмотрим два разных варианта.

Вариант 1. Школа, в которой работает вожатый имеет давние традиции. Воспитательная система работает как часы. Серьёзное методическое сопровождение воспитательного компонента – пожинает лучшие плоды. Директор школы – видный деятель науки, местного самоуправления. В школу стремятся дети не только из окружающих домов, но и из других районов. Выпускники школы приводят своих детей. Все педагоги работают как одна команда. Инициатива детей и педагогов поддерживается администрацией. Администрация любима всеми. Организация внеклассных дел – сфера работы не только педагогов но и детей, которые самостоятельно проводят концерты, игровые фестивали, викторины. Родители посильно участвуют в жизни школы – откликаются на большинство просьб администрации, с радостью идут на контакт и помогают как педагогам так и детям в организации неформального внутреннего пространство. Самый серьёзный проступок учащегося школы – взрыв петарды на заднем дворе школы.

Вариант 2. Школа с часто меняющимся педагогическим составом. Дети не видят возможности реализовывать свой потенциал. Инициатива школьников пресекается уже на уровне классного руководителя, которому не хочется брать на себя лишнюю ответственность. Директор школы появляется в школе редко. Созданный музей боевой славы открывается исключительно перед Днём Победы, 23 февраля и выборами. Выпускники школы ведут своих детей в соседние школы, несмотря на то, что в свою бытность даже приходилось драться с мальчишками из этих школ. Администрация не вызывает доверия. Среди родителей ходят слухи о взяточничестве. Заместитель директора по социальной работе исписывает пачки бумаги, описывая проступки и правонарушения учащихся. Школьники переживают за сдачу ЕГЭ. Концерты организует заместитель по воспитательной работе и пару ответственных старшеклассников. Всё чаще в коридорах школы можно слышать «А оно мне надо!?» . Родители с неохотой идут в школу, предполагая, что родительские собрание – это фора отъёма денежных средств. Любимое внеклассное мероприятие для детей – это дискотека, на которой почему-то танцуют 5-6 человек, а остальные прижимаются к стенам актового зала или сидят на фанерных стульях. При организации подобных «коллективно-творческих дел» особое внимание администрация школы уделяет вопросам безопасности и приглашает в качестве почётных гостей участкового милиционера и добрую половину отдела внутренних дел. Ибо только они могут справится чаяниями детскими. Мысль об организации чего-либо ещё из внеклассных мероприятий вызывает у сотрудников школы – колики, мигрени и судороги. Медицинский кабинет, кстати в этой школе открывается исключительно при проверках.

Представленные варианты где-то комичны, где-то трагичны, где-то правдивы, отчасти вымышлены. Но вам предложены две противоположных характеристики школ.

Каждая школа уникальная. Имеет свою историю, свои подходы к воспитанию. И количество вариантов тоже больше. Представьте, что все остальные варианты воспитательных систем школ находятся между двумя вышеуказанными.

Если второй вариант вызвал в вас ужас – подумайте, а где больше возможности применить свой педагогический дар, свои амбиции, свои знания?

Второй вариант пугает, даёт пищу для мысли. И готовит трудности для вожатого, который попадает в подобную школу.

Но и в первом варианте есть трудности для вожатого. Некоторые организаторы, педагоги, вожатые считают, что легче начинать работать там, где ещё ничего нет. Там легче закладывать традиции, на которые потом школа будет опираться как на самого твёрдого и стойкого друга, там легче налаживать отношения с коллегами. С чистого листа можно начинать творческие дела, писать чарующую красотой летопись вожатства. Придать серьёзный статус самому слову «Вожатый».

А что же можно сделать там, где уже итак все хорошо? Где все друг друга знают. Где у всех схожи и близки цели, где каждый чувствует себя участником единого полёта, действа.

Влиться в подобную систему сложно. Порой, сложнее, нежели прийти в школу-новостройку. Зачастую вожатые подобных – сформировавшихся школ – её выпускники. И став вожатым, он всего лишь продолжает жить в школе и не становится инородным телом. А вся воспитательная система для них – родное, принимаемое ими.

Как поступать подобных ситуациях? Плакать или действовать? Решаться на деятельность вожатого или бежать и не оборачиваться? Каждый выбирает для себя. И выбор этот сопряжён с глубоким анализом всех достоинств и недостатков.

Как вы увидели: в каждой ситуации можно видеть как плюсы, так и минусы. Только грамотное соотнесение всех позиций помогут выбрать свой путь, своё решение, основанное на вашем восприятии окружающего мира и на ваших личных качествах.

Представленные выше два варианта школ – условны. Они лишь подразумевают, что можно определять разные характеристики и по ним представлять лучший и худший вариант. Это нужно для того, чтобы себе уяснить плюсы и минусы. Определить сильные и слабые стороны с которыми придётся сталкиваться в своей работе.

Например, также можно рассмотреть:

· По уровню обеспеченности школы: оснащенная по последнему слову техники или использующая оборудование прошлого века;

· По месту расположения: в центральном, благополучном районе и в спальном районе на окраине города;

· По стилю управления: либеральный и авторитарный стили руководства;

· По количеству обучающихся: 100 учащихся или 1000 учащихся.

Такое сравнение предоставляет вам возможность – оценивать и ту школу в которой работаете вы.

 

Вожатый обладает инструментарием, который помогает использовать ресурсы школы.

Если в школе есть хорошая полиграфическая техника – не выпускать качественную газету или боевой листок по меньшей мере странно.

Если есть техника для съемки и монтажа видео – не делать оригинальные ролики, видеосюжеты о жизни школы – парадоксально.

Если школа находится рядом с парком – нельзя не воспользоваться природным ландшафтом для проведения общих дел.

Таких «если» можно написать много. Гораздо тяжелее если фразы будут выстроены наоборот.

Если у школы нет возможностей. Если у школы нет свободных компьютеров. Если у школы нет рядом парка. Если у школы нет… И так далее и тому подобное.

Слово «нет» наверняка встречается чаще. И возможности у всех разные. Но понимая, что вожатый менее предвзято относится к трудностям и проблемам – утвердительно заявим, что надо использовать все ресурсы имеющиеся в школе. И недостатки превратить в достоинства. Возможно? Скорее да, чем нет. Надо только пробовать и экспериментировать. Нельзя останавливаться и говорить «не получится». Надо больше предлагать думать детям. Они чаще находят оригинальные и грамотные пути решения.

В одной из московских школ зашёл разговор о трудностях, вызванных финансовым кризисом. Директор школы, отвечая на вопросы членов жюри городского конкурса моделей ученического самоуправления, сказала замечательную фразу: «Мы пытаемся использовать внутренние ресурсы. Спасибо кризису за это». Внутренние ресурсы – вот основа для решения возникающих проблем.

Автора этих строк всегда удивляло, как вожатые загородных лагерей умеют использовать в оформлении сцены, лагеря, отрядных мест то, что для подобных целей не предусмотрено. В памяти всплывает театральная сцена, в основании которой с помощью скотча, белой бумаги и чёрных мусорных пакетов (да, мусорных пакетов) выложен объемный, стильный, красивый текст названия вечернего дела.

Вожатый имеет возможность показать пример использования внутренних ресурсов. Объяснить на своём примере, что надо действовать нестандартно, искать новые пути, нешаблонно относиться к общим делам. Дети гораздо восприимчивы нежели мы думаем. Пару раз увидят – потом сами будут демонстрировать навыки эффективного использования внутренних возможностей.

Иногда поражает, как дети начинают мыслить, когда им предлагаешь проблему для решения. И понимаешь, как неправилен путь, когда приносишь им готовое решение и требуешь от детей быть исключительно исполнителями.

 

У вожатого имеется весь инструментарий, который при эффективном использовании может быть применён в воспитательной работе не только школы, но и местного сообщества, расширяя поле деятельности.