Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Клиническая и специальная психология»

Кафедра «Специальная психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР в начальной школе

Направление/специальность «Психолого-педагогическое образование»

Профиль/специализация/магистерская программа «Специальная психология и педагогика»

Москва, 2015

Содержание:

1. Введение.

1.1 Общее описание нарушения.(3 – 4 с)

1.2 Классификация ЗПР.(4 – 5 с)

2. Игровая деятельность.

2.1 Значение игры в воспитании и обучении.(6 с)

2.2 Особенности развития игры.(7 с)

2.3 Роль игровой деятельности в обучении школьников с ЗПР.(8 – 9 с)

2.4 Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.(10 с)

2.5 Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения.(11 – 12 с)

3. Примеры игровых занятий младших школьников с ЗПР.(12 – 17 с)

4. Заключение.(18 – 19 с)

5. Список использованной литературы.(20 с)

Введение

Детей с Задержкой Психического Развития (ЗПР), начали выделять достаточно давно. Уже в 1925 г. Доктор Борисов описал группу «слабоодаренных с пониженным общим развитием детей» детей, которых он отделял от педагогически запущенных и умственно отсталых. В 1938 г. Н.И. Озерецкий выделил в особую группу «детей с замедленным темпом развития», которые качественно отличались от умственно отсталых.

Клиническое изучение неуспевающих школьников, начатое в 60-ых годах в России под руководством М.С. Певзнер, показало, что ведущее место среди них занимают дети с нарушением темпа развития, получившие название «дети с временной задержкой развития», среди которых встречались три типа нарушений:

— психофизический инфантилизм;

— психический инфантилизм;

— астенические состояния.

Для всех детей этой группы были характерны инфантильные черты в поведении, которые проявлялись в отсутствии школьных интересов, неумении выполнять задание по инструкции и подчиняться школьным требованиям. «Однотипность описания инфантилизма у различных авторов позволяет считать, что основной синдром обусловлен своеобразным недоразвитием высших норм произвольной деятельности и личности. Наиболее отчетливо этот вид патологии выявляется к началу обучения в школе, так как именно в старшем дошкольном и, в особенности, к началу школьного возраста у ребенка развивается та сложная мозговая система, которая позволяет ему владеть своим поведением, своими психическими функциями, подавлять непосредственное побуждение».

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... по­скольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. ...

Общее описание нарушения

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, сложившееся на основе изучения детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной, массовой школе.

С самого начала обучения таким детям присущ ряд специфических особенностей. У них не сформирована личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению. Выявляется недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в овладении произвольными видами деятельности. Им трудно систематически соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Учащиеся младших классов с задержкой психического развития быстро утомляются. Их работоспособность особенно снижается при интенсивной интеллектуальной нагрузке. Субъективные затруднения в усвоении учебного материала могут привести к отказу выполнять задания учителя.

Классификация ЗПР

В нашей стране в разное время были предложены разные классификации ЗПР. Это классификация М.С.Певзнер (1967) и В.В.Ковалева (1979).

В настоящее время общепринятой считается классификация задержки психического развития, предложенная К.С. Лебединской в 1980 г., разделяющая задержку психического развития у детей на четыре типа в зависимости от ее происхождения:

1) Задержка психического развития конституционального происхождения у детей с наследственно обусловленным психическим и психофизическим инфантилизмом. Эти дети отстают в росте и весе, сохраняют черты лица, характерные для младшего возраста. Для них особенно характерно выраженное отставание в развитии эмоциональной сферы: при большей выраженности и яркости эмоций наблюдается их неустойчивость и лабильность. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, преобладающие даже в школьном возрасте. Это действительно временная задержка психического развития, наиболее благоприятная по прогнозу.

2) Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Психическое развитие таких детей тормозится стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На этом фоне развивается неуверенность, робость и безынициативность. Нередко возникает вторичная инфантилизация, которая приводит к нарушению работоспособности. Перспективы развития таких детей связаны с определением содержания лечебно-профилактических мероприятий и гармонизацией отношения к ребенку со стороны членов его семьи.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

3) Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, с психотравмирующим влиянием окружающей ребенка среды. Этот тип ЗПР может вызываться негативными переживаниями матери во время беременности, социальным сиротством и безнадзорностью. Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата.

4) Задержка психического развития церебрально-органического генеза встречается чаще всего и вызывает у детей наиболее выраженные нарушения. К подобному органическому инфантилизму могут привести родовые травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Эти дети отстают в развитии высших психических функций и по ряду показателей актуального уровня развития оказываются близкими к умственной отсталости, но обнаруживают значительно большие возможности актуального развития, что и позволяет определить их состояние как задержку психического развития. Именно эта группа детей требует наиболее серьезной и длительной коррекционно — развивающей работы.

Причины задержки психического развития

1. Биологические:

— патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

— недоношенность;

— асфиксия и травмы при родах;

— заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

— генетическая обусловленность….

Заключение

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

В игровой ситуации дети с ЗПР обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

8 стр., 3726 слов

Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций ...

... определить круг значимого общения ребенка и др.     Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций старшего дошкольника. Составьте ... можно рассматривать как совместную деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Работу по ознакомлению детей с объектами и ... В конце года можно предложить детям сравнить диких и домаш-х животных (игра с карточками). Итог работы: ...

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В отличие от нормально развивающихся школьников, у школьников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточная дифференциация лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредотачиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от учителей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... 1. Игра, как ведущий вид деятельности способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста; 2. Навыки общения формируются при следующих условиях: — развитии уровня самосознания у детей дошкольного возраста; — желании детей участвовать в игре; — условии ...

Список использованной литературы:

1. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. — Москва. 1985

2. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. — Москва. Международная педагогическая академия, 1993.

3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989 г.