Понятие развития

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляющееся в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д. В ходе развития происходит превращение ребенка как биологического индивида в человека как личность — члена человеческого общества. Развитие человека — это не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребенка.

Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека. Что же выступает как главное, ведущее в этом развитии: то, что заложено в ребенке от природы, унаследовано им, или то, что связано с влиянием условий определенной социальной среды, воздействием окружающих его людей? В решении этой проблемы есть и крайние точки зрения, признающие ведущим и определяющим одно из этих начал, и целый ряд таких, которые отражают промежуточные позиции, по-разному оценивая взаимодействие указанных факторов в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Так, сторонники преобладания биологического начала в развитии человека утверждают, что общие особенности человека как представителя рода и индивидуальные особенности, характеризующие его как индивида, предопределены его природой. Они рассматривают процесс развития как вызревание того, что заложено в человеке от рождения. При таком подходе развитие характеризуется в основном лишь количественными изменениями предопределенных от рождения свойств, которые лишь проявляются в человеке под влиянием среды. Воспитание же способно только либо ускорить, либо затормозить процесс этого проявления. В подобных концепциях роль общественной, социальной среды в развитии человека приравнивается к роли естественной среды в развитии животных.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на ... сложность в системе вознаграждения. Адаптированная структура. Это быстрое приспособление к внешней среде. Гибкая организационная структура, которую можно быстро модернизировать в соответствии с изменениями ...

Эти позиции характерны для многих направлений современной буржуазной педагогики и педагогической психологии. Биологизаторские теории — главная научная основа педагогики свободного воспитания, предписывающей, воспитателю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка. И поскольку воспитание ничего не может изменить, оно должно быть приспособлено к задаткам и способностям ребенка. А отсюда вывод: образование высокого уровня следует давать лишь детям, обладающим высокими умственными способностями. Сами же эти способности следует измерять с помощью специальной системы контрольных заданий — так называемых тестов по определению умственной одаренности, а затем распределять детей в соответствии с результатами по различным группам с целью дать им то образование, которое им «по силам». Благодаря тенденциозно подобранным заданиям тестов обеспечивается классовая дифференциация учащихся и предопределяются их пути в образовании и в жизни. Основным результатом приложения этой концепции к практике является создание элитарной школы, т. е. системы школ для якобы более способных детей, которыми на основе тестового отбора всегда оказываются дети из привилегированных групп и сословий. Представители другой крайней точки зрения считают самым важным и определяющим в развитии человека условия его жизни, особенности окружающей его домашней и социальной среды.

Некоторые из них при этом утверждают, что от рождения все дети обладают равными возможностями — представляют собой tabula rasa (чистую доску), на которой можно написать что угодно. Поскольку же человек должен приспосабливаться к окружающей его среде и является ее продуктом, возникают существенные различия между людьми, находившимися в различных условиях. Отсюда отличия в умственных способностях и уровне развития детей, выросших в разных условиях. В буржуазной педагогике и психологии распространены термины «социально-обездоленные» дети, «благоприятная» и «неблагоприятная» среда. Влияние неблагоприятной среды с детства предопределяет таких социально обездоленных детей на замедленное развитие, а отсюда и на получение неполноценного, урезанного образования. Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия «…вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности». Сторонники социологизаторских концепций утверждают, что детям, которые выросли в неблагоприятной среде, не стимулировавшей их интеллектуальное развитие, бесполезно предлагать образование, нацеленное на развитие их интеллектуальных сил. Вместе с тем теории эти не дают ответа на вопрос о том, почему в условиях одинакового воспитания и примерно одинакового быта формируются не только совершенно разные характеры людей, но и разная их социальная направленность, различные устремления, интересы.

В настоящее время, когда буржуазия в условиях бурного развития науки и техники, требующих подготовки квалифицированных работников, вынуждена повышать уровень образования в массовой школе, проблема соотношения влияния среды и наследственности и определения границ и возможностей воспитания встает с еще большей остротой. Буржуазные деятели просвещения, как правило, говорят теперь лишь о преобладающем влиянии того или иного фактора (т. е. среды или наследственности), а не о полном отрицании какого-либо из них. Несмотря на все варианты и разновидности названных концепций, общим в них остается одно — их классовая и политическая направленность против детей трудящихся, против национальных меньшинств, использование их для обоснования расистских теорий и политики классовой и расовой дискриминации. Эти психолого-педагогические концепции оправдывают классовое неравенство в буржуазном обществе и доказывают право господствующих классов на привилегированное положение, обосновывая его или исключительными наследственными данными, или особыми условиями окружающей среды. Марксистская концепция развития отрицает крайние точки зрения — биологизаторскую (биогенетическую) и социологизаторскую (социогенетическую), противопоставляющие влияние биологических задатков и окружающей ребенка среды, а тем более интерпретацию, даваемую буржуазными учеными. Социальное и биологическое — два взаимодействующих фактора. Развитие человека и формирование его личности есть единый, целостный процесс. Признавая влияние наследственности и среды, советская психология и педагогика всесторонне изучают характер и механизмы этого влияния с тем, чтобы знать, как и в каком направлении следует оказывать целенаправленное воздействие на развитие ребенка, как осуществлять его воспитание. Рассмотрим позиции марксистско-ленинской педагогики о влиянии наследственности, среды и воспитания на развитие человека и формирование его личности.

6 стр., 2719 слов

6. Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей ...

... факторы развития ребенка. Биологическая наследственность-передача от родителей к детям определенных качеств ... что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает ... детей раннего возраста: 1) Укрепление здоровья ребенка,закаливание,повышение работоспособности нервной системы ... средой ,которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством разных социальных факторов. Развитие речи: Ребенок ...

Роль наследственности в развитии человека

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Успехи современной генетики позволяют по-новому определить механизм передачи наследственных качеств и особенностей человека. Данные молекулярной генетики свидетельствуют о химической природе генов, что дает возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию по наследству. Наследственная программа поведения человека имеет целью продолжение человеческого рода, обеспечение системы регуляций, помогающих организму приспосабливаться к изменениям условий его существования. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологическая структура человеческого организма, стадии его созревания, особенности строения нервной системы, индивидуальные особенности человека. В числе наследуемых анатомо-физиологических особенностей: цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы, а также особенности человека как представителя человеческого рода, т. е. высокоорганизованный мозг, задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Известно, что каждый человек способен к одному виду деятельности (или к нескольким) больше, чем к другим.

Это обусловлено его генотипом. Известно положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы. К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными, силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…». Эти слова К. Маркса указывают на необходимость учитывать в воспитании естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяющие направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Под жизненными силами, заложенными в природе человека и проявляющимися в форме задатков, а затем способностей, следует понимать возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация этих возможностей во многом зависит от условий жизни, и воспитания. К. Маркс и Ф. Энгельс указывали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Наследование способностей в отдельных семьях, появление в ряде поколений одаренных людей объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и воспитанием детей в атмосфере интереса к данному виду деятельности и довольно ранним приобщением их к этому виду занятий.

21 стр., 10139 слов

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

... развитию общения пожилых людей посредством досуга в условиях социального центра .1 Выявление уровня общения пожилых людей в социальном центре .2 Развитие общения пожилых людей посредством досуга в социальном ... пожилых людей в условиях социального центра 1.1 Понятие общения и его роль в жизни пожилого человека ... существования личности», Л.П. Буeвa делает акцент на то, что посредством общения человек ...

Задатки относятся к самым общим широким областям деятельности, они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены, связаны с наличием разных видов производства, искусствами определяются уровнем их развития. Так, ребенок родится лишь с общими задатками к речи, но на каком языке он будет говорить, зависит от того, в какой национальной среде он будет развиваться. Задатки служат одним из условий успешного выполнения человеком определенного вида деятельности. Однако успех в любой деятельности будет в значительно большей степени зависеть от трудолюбия, накопления опыта. Признавая биологическое неравенство задатков и способностей, советская педагогика уделяет главное внимание не выявлению различий и приспособлению к ним обучения, а созданию необходимых условий для развития задатков и способностей, имеющихся в различном сочетании у каждого. Советская система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития каждого человека. В буржуазной педагогике и психологии распространено утверждение о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками; что отдельным людям свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т.

п. Классовой и политической подоплекой этих утверждений является неверие в возможность формирования совершенного человека в новых, благоприятных социальных условиях, которые имеются лишь при социализме, стремление опорочить задачу формирования нового человека — строителя коммунистического общества. Советская педагогика и психология утверждают, что все психические свойства и качества личности развиваются и формируются в процессе жизнедеятельности человека, его общения с другими людьми, взаимодействия с окружающей средой. Большую роль играет воспитание. В человеке от рождения не заложено никаких — ни социальных, ни асоциальных программ поведения. Процесс социального развития для каждого человека начинается фактически с нуля. Он протекает в индивидуально неповторимых условиях и связан с различием реакций на внешние условия. Развитие человека с физиологической точки зрения очень сложный процесс. Его органы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, причем наблюдается известная неравномерность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека. Это, в свою очередь, проявляется в некоторых общих особенностях психического развития детей разных возрастных групп.

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

... человека, если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека ... гения, отличающие его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни. Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, ...

Например, целый ряд особенностей анатомо-физиологического развития подростков находит отражение в некоторых характерных чертах их поведения, дающих основание говорить об этом возрасте как о трудном. Однако социальные стороны личности, т. е. качества, характеризующие особенности поведения человека в обществе и его отношения с людьми, формируются только в конкретных социальных условиях и не могут быть предопределены биологическими свойствами человека. Человек как биологический вид за относительно большой период своего развития подвергся очень незначительным изменениям, поскольку в отношении его не действует закон естественного отбора, проявляющийся в естественной гибели или выживании того или иного вида животного мира; к тому же человек сам выступает активным преобразователем естественной среды, среды своего обитания.

Роль среды в формировании личности

В понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. «…Сущность человека, — писал К. Маркс, — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому, рассматривая влияние среды на развитие человека, мы говорим о формировании его личности. Понятие же личность» включает в себя качества, которые формируются у человека под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой. Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика подчеркивает роль общества и контактов с людьми в становлении личности и прежде всего в развитии чисто человеческих задатков, на основе которых формируются речь, мышление, умение ходить. Так, у детей, оказавшихся с младенческого возраста в среде животных, эти задатки не развивались и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что, попадая в человеческое общество, такие дети или с трудом обучались формам общения с людьми, или так и не могли привыкнуть к образу жизни человека. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую совокупностью общественных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации.

В понятие социальной среды входят материальные условия жизни общества, его экономика, общественный и государственный строй, система производственных отношений и определяемый ими образ жизни людей. Характеризуя советский образ жизни, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил на XXV съезде нашей партии: «Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, — таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности». К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные, культурно-просветительные учреждения, общественные организации, массовые средства распространения информации и семья как основная ячейка общества. Человек является продуктом социальной среды. Он подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий. Личность человека отражает и особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества.

2 стр., 764 слов

34. генотип и среда в развитии темперамента и личности

... развития ребенка совершенствуются механизмы произвольной регуляции поведения, под влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. ... вариативности в основном связана с уникальной средой. При изучении наследуемости темперамента у взрослых ... исследования близнецов позволяют получить обобщенные оценки роли генотипа, которые составляют 40% генетической вариативности для ...

При коренном изменении социальных условий происходит изменение всего духовного облика человека. Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Развитое социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой новую социальную среду, оказывающую огромное благотворное воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, произошедшие в жизни народа после победы Октябрьской революции в ходе строительства социализма, столь значительны, что дают основание говорить о формировании в этих условиях нового типа личности — личности советского человека, или личности социалистического типа. Советский человек — представитель советского народа. Советский народ — это новая историческая общность людей, сформировавшаяся в нашем многонациональном государстве в новых социальных условиях. Процесс социализации человека, т. е. вхождение его в общество, установление социальных контактов, начинается с семьи. Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека. Положение ребенка в семье во многом определяется наличием или отсутствием других детей. Члены семьи и окружающие ребенка с детства взрослые заботятся об охране его жизни, общем укреплении здоровья, о контактах с окружающей действительностью, о защите его от нежелательных воздействий. С поступлением ребенка в школу его социальные контакты становятся более интенсивными. В школе ребенок вступает в общение с коллективом товарищей в классе, в пионерской и комсомольской организациях, с коллективом учителей и воспитателей. В эти годы у него расширяются контакты с ребятами из внешкольных и других общественных организаций, с незнакомыми ранее людьми (в лагерях, в общественных местах и т. п.).

В этот период активно формируются духовные интересы и потребности личности и особенно заметным оказывается не только воздействие школы, но и культурного окружения — театров, музеев, кинотеатров, библиотек. В этот период значительно расширяется социальный опыт детей. Ребенок вместе с родителями или с товарищами по школе бывает в разных концах нашей страны, и эти путешествия оставляют яркие, запоминающиеся и уже осознаваемые и осмысливаемые впечатления. Влияние семьи, естественно, остается значительным и после поступления ребенка в школу. Формированию взглядов и мировоззрения учащихся, основы которого закладываются школой, содействует общая нравственная атмосфера в семье, идейная убежденность и общественная активность родителей, их заинтересованное отношение к своему труду. В отдельных случаях влияние, идущее от семьи, где нет здорового нравственного климата, может вступить в противоречие с тем, чему учат детей в школе, и тогда особенно важна руководящая роль школы, использование различных средств воздействия на семью, на сознание самого учащегося, оказание ему помощи в определении жизненной позиции. Процесс формирования личности человека продолжается всю жизнь, но к моменту включения в самостоятельную трудовую деятельность основные черты его характера уже сложились.

11 стр., 5253 слов

Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

... в жизни человека. Цель реферата: описание и анализ роли семьи в формировании личности. Задачи: Изучить современное определение понятия семьи; Проанализировать роль семьи в формировании личности Изучить понятие личности; Рассмотреть особенности личности ребенка. Глава I Роль семьи в ...

Уже позже, после нескольких лет работы в трудовом коллективе, создания своей собственной семьи его социальное лицо изменяется — он начинает выступать как воспитатель своих собственных детей, наставник молодых кадров на производстве: начинается передача накопленного и осмысленного жизненного опыта молодому поколению. Совершенно очевидно, что человек как личность представляет собой сложный сплав заложенных от природы задатков, получивших то или иное развитие в зависимости от условий воспитания и социального формирования, и приобретенных черт и качеств, формирующихся у него на протяжении всей его жизни под влиянием взаимодействия с окружающей действительностью. В результате в личности каждого человека можно выделить социально-типизированные черты, свойственные ему как представителю определенного общества (гражданин СССР), его социальной группы (например, советский учитель, советский студент) и психологически индивидуальные, т. е. такие, которые свойственны ему как индивидууму, которые явились результатом индивидуального преломления всех внешних влияний и проявляются в его индивидуальном поведении.

Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности. Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть определяющую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, и это является основной целью воспитания, осуществляемого государством. В условиях нашего социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое государством и его учреждениями, подкрепляется всем укладом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни.

При этом происходит все большее совпадение интересов государства и каждого советского человека. А это облегчает принятие и усвоение им требований, предъявляемых обществом. ОДнако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС «морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций». А это означает также и то, что важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Эту деятельность — учебную и воспитательную работу с учащимися — в общеобразовательной школе осуществляет учитель. В. И. Ленин в июне 1918 г. в речи на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов говорил: «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся.

10 стр., 4880 слов

Частная) Стресс. Характеристика понятия. Причины, стадии, общие ...

... мозговой ткани надпочечников под влиянием симпатических стимулов). Стресс-лимитирующие системы и их роль в развитии стресса. Бурный ответ организма, направленный на ограничение действия стрессора и борьбу ... сосудов к катехоламинам. Все это способствует поддержанию АД на повышенном уровне и развитию гипертензии. Роль стресса в патогенезе ишемической болезни сердца и инфаркта. Когда идет речь ...

Задача новой педагогики — связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества». Коммунистическая партия и Советское правительство высоко ценят деятельность учителя, проявляют постоянную заботу о нем. Л. И. Брежнев в обращении к коллективу редакции, авторам и читателям «Учительской газеты» пишет: «Народный учитель — гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека». В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается возрастание роли народного учителя, дается высокая оценка его благородного труда. Вместе с тем предусматриваются меры, направленные на повышение идейно-политического уровня и педагогического мастерства учителя, улучшения условий его работы. Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое присваивается учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области народного образования.

Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды — семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы. Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д. Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков. В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством. Школа все больше превращается в центр воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.

2 стр., 805 слов

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, ЧПК2

... воспитания и обучения детей с нарушенным слухом Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся недостатков. Общеразвивающая и коррекционная работа ... медицину и т.д. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, ...

Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в социалистическом обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы. Воспитание — процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности. Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность. Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей.

Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств. Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков. Главное, что характеризует результаты воспитания, — это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов. Воспитание в социалистическом обществе призвано усилить воздействие благоприятной социальной среды и сделать формирование личности человека целенаправленным, подчиненным задачам коммунистического строительства.