ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Задачи
- Помочь студентам осознать, что такое педагогическая деятельность, ее структура, функции и цели (в интерпретации академика Б.Т. Лихачева).
- Рассмотреть педагогическую деятельность в структуре педагогической системы.
- Особо выделить специфику профессионально-педагогической деятельности.
Понятие:
- педагогической системы (по В.П. Симонову и Л.Ф. Спирину);
- педагогической задачи; типов и классификации педагогических задач;
- педагогической деятельности как постановки и решения педагогических задач.
Словарь
Деятельность –работа, занятие в какой-либо области; работа каких-либо органов, действие сил природы и т.д.
Педагогическая деятельность
Структура – (лат. structura – строение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Условия–обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; основа, предпосылка для чего-либо; наличие обстоятельств, предпосылок, способствующих чему-либо; положения, сведения, лежащие в основе чего-либо.
Педагогическая система
Педагогическая задача
Мотив деятельности
Детерминизм–(лат. determinare – определять) – (фил.) свойственное научному миропониманию признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.
Дидактика–(гр. didaktikos – поучительный) – часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.
Тенденция–(позднелат. tendentia – направленность) – направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.
Девиантный–от девиация (позднелат. deviatio – отклонение) – отклонение от норм развития.
Иерархия–(греч. hieros – священный + arche).
Литература
- Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.– М., 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин.– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.– С. 7–12.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов.– М., 1995.– Гл. 5.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181.
- Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.– С. 7–9.
- Казаков, В.А. Самостоятельная работа студента и ее информационное обеспечение / В.А. Казаков.– Киев, 1990.– С. 16–19.
- Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– С. 24–32.
- Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев.– М., 1990. – С. 123–127.
- Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.
План лекции
- Педагогическая деятельность как общественное явление (по Б.Т.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Лихачеву):
- Понятие педагогической деятельности.
- Структура педагогической деятельности.
- Функции педагогической деятельности.
- Цели педагогической деятельности.
- Педагогическая деятельность в педагогической системе:
- Понятие деятельности как совокупности действий.
- Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем.
- Педагогическая задача и ее решение:
а) понятие педагогической задачи, ее компонентов;
б) типы и классификация педагогических задач.
I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
(по Б.Т. Лихачеву)
Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.
В.1: Что такое деятельность? В чем сущность деятельности художника, писателя, архитектора, строителя, врача, токаря и учителя?
В.2: Каков предмет и продукт деятельности токаря, столяра? Сравнить с предметом и продуктом деятельности учителя.
В.3: На что ориентируются токарь, столяр, делая свои детали, мебель? И на что должен ориентироваться педагог, осуществляя воспитание и обучение ребенка?
В.4: Может ли педагогическая деятельность носить спонтанный (самопроизвольный) характер? Обосновать.
В.5: Что же такое «педагогическая деятельность» (ПД)?
Итак, ПД – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
ПД есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.
Цель этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.
ПД организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:
- педагогической теорией (теоретическими знаниями);
- педагогическим опытом (практическим опытом);
- системой специальных учреждений.
Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:
- законов воспитания;
- воспитательного влияния жизненных условий;
- их требований к человеку.
Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.
Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека
... словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... Понятие о самоактуализации в гуманистической психологии 39 1.3.2. Роль игры в процессе самоактуализации личности 41 1.4. Социально-психологические особенности и значение игры взрослого человека ...
Знакомство с фрагментом 3-й лекции («Общее и различное в воспитании и педагогической деятельности») учебника «Педагогика» Б.Т. Лихачева (М., 1993.– С. 36–37).
2. Основные компоненты,
составляющие структуру педагогической деятельности
(по Б.Т. Лихачеву)
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.
Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).
Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.
Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.
Профессор Н.В. Кузьмина в структуру ПД включает следующие компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического управления:
- гностический;
- проектировочно-целевой;
- конструктивный;
- организационный;
- коммуникативный.
3. Функции педагогической деятельности
(основные направления деятельности учителя – по Б.Т. Лихачеву)
- Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.
- Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
- Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
- Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).
- Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Все эти функции ПД взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.
Понятие деятельности как совокупности действий
Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.
И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает» (Педагогика. – М., 1996).
Функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека.
Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология
... в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Некоторые особенности педагогических конфликтов. — профессиональная ответственность учителя ... разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества Практические задачи: 1. помочь педагогу построить обучение и ...
Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность.
И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181).
Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.
Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию:
Сформировать у ученика:
нравственное поведение
¯
нравственные принципы
¯
нравственное сознание и убеждения
¯
нравственные чувства
¯
представления и понятия о нравственности
¯
нравственные потребности и интересы
Эту точку зрения на деятельность разделяют такие ученые, как А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др. Данная точка зрения ученых на деятельность позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.
2. Понятие педагогической системы. Ее структура.
Иерархия педагогических систем
В.: Что же такое педагогическая система (далее – ПС)?
– Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.
Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся.
Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.
Л. Ф. Спирин
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.
Н. В. Кузьмина
Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект деятельности, субъекто — объект деятельности, их взаимоотношения.
Функциональные компоненты изменчивы в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.
Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...
... для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Так, цель деятельности диспетчера аэропорта состоит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, ...
Можно считать, что ПС возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей.
При этом ПС представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.
Ниже представлена существующая определенная иерархия педагогических систем.
Большие ПС образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние ПС, например государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Те, в свою очередь, подчиняют себе малые ПС: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам.
Малые ПС включают в себя учащихся, педагогов, родителей, непосредственно участвующих в воспитательном процессе.
«В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении.
Педагоги управляют учебным процессом в подсистемах, участвуют в организации различных объединений школьников, строят целесообразные (или не очень целесообразные) воспитательные отношения, которые способствуют либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень потребностно-мотивационного плана личности; либо стимулируют формирование отклоняющегося (девиантного) поведения на фоне часто возникающих негативных эмоциональных состояний, приводящих к школьной дезадаптации. Как правило, деятельность педагога является одним из действенных способов оказания помощи воспитанникам.
Фактором оказания педагогической помощи является грамотная организация учащихся для различных видов учебной и внеучебной работы на основе учета их индивидуально-типологических особенностей» (Л.Ф. Спирин).
Педагогическая задача и ее решение
1. Понятие педагогической задачи, ее компоненты
Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному. Академик А.Н. Леонтьев писал: «…осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях». Профессор О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».
Л.Ф. Спирин и М.Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).
Ученый-психолог С.Л. Рубинштейн отмечал: «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять… Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (Основы общей психологии.– М., 1946.– С. 369).
Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).
Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...
... приобретения специальных и педагогических знаний в целях дальнейшего приведения их в мобилизационную готовность для решения призводственно-технологических и педагогических задач, анализа положительных и отрицательных сторон деятельности учащихся и своей ...
В педагогической задаче, как в любой вообще, имеются две стороны.
Первая – известное содержание, вторая – неизвестное, т.е. вопрос: Как? Почему? Зачем? Эти вопросы связаны с выявлением сущности фактов, явлений, процессов. Осмысленность вопроса означает, что субъект (S) педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Скажем, задача: как эффективно оказать помощь подростку 6 класса Вите К. с тревожно настроенным характером перед контрольной работой? Педагогу известна цель – помочь ученику справиться с контрольной работой и исходные условия работы: а) предстоит контрольная работа, б) подросток 6 класса Витя К. с тревожно настроенным характером. Но неизвестно (проблема задачи), как лучше организовать помощь, чтобы подросток наилучшим образом выполнил работу. Решить подзадачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику.
Решение задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).
Учителю следует помнить, что лучше всего он справляется с решением задач, когда опирается на лучшие стороны своей личности.
2. Типы и классификация педагогических задач
В.: Какие задачи решаются в педагогической системе?
Профессор Л.Ф. Спирин подчеркивает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому им следует давать характеристику в обобщенном, типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Используем такое теоретическое исходное положение: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности в педагогической системе.
Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.
При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели.
При этом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.
Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.
Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.
Глава 7. Педагогические основы социальной работы
... в группе. 7.4. Педагогические методы решения задач социальной работы Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками. Наибольшую значимость ... формирования самозащиты. Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности. 7.3. Педагогическое содержание социальной работы Социальное формирование личности отличается ...
Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.
Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач, учитывая структуру этапов цикла педагогического управления (а первооснова – это учет психологической структуры действий педагога).
В.: Вспомнить психологическую структуру педагогического действия.
Используя этот подход, мы можем распределить все задачи так:
- задачи этапа педагогической диагностики;
- задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;
- задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);
- задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
- задачи этапа анализа выполненной работы.
Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.