Персоналии — кратко

Ананьев Борис Герасимович — отеч. психолог, предложивший систему человекознания. Также осуществлял исследования в области психологии восприятия, общения, психологии личности.

Анохин Петр Кузьмич — физиолог, психолог. Разработал теорию функциональных систем, сформулировал понятие сестемогенеза как общей закономерности эволюции.

Бернштейн Николай Александрович — психофизиолог. Создал концепцию физиологии активности; изучал проблемы движения и передачи нервного импульса, работал в период ВОВ.

Бехтерев Владимир Михайлович — невропатолог, психиатр, физиолог. Создал первую в России лабораторию эксперемент. психологии, автор теории рефлексологии. Изучал строение и функции НС.

Блонский Павел Петрович — психолог, философ, педагог. Ряд исслед. по педологии и возрастной психологии, выступал за комплексный подход к изучению ребенка, сформул. генетическую теорию памяти

Божович Лидия Ильинична — психолог. Ученица Выготского. Основн. исслед — детская и возрастная психология, динамика развития ребенка, развитие личности и форм мотивации, самооценки.

Брушлинский Андрей Владимирович — ученик Рубинштейна, интерес.-психология субъекта, лисности, мышления, истории психологии, разраб. концептуально-генетический подход к исслед.человека.

Венгер Леонид Абрамович — детский психолог, ученик Запорожца, разработал теорию развития и восприятия ребенка, теор.разв.способностей

Выготский Лев Семенович — (1896−1934) занимался психологией мышления и речи, исслед. значения словесного знака, проблемы обучения; оздатель культ.-истор.концепции развития высших психических функций

Гальперин Петр Яковлевич — разра. теорию происхождения психич. процессов, теорию инстинктов, занимался психологией внимания, мышления, сознания.

Давыдов Василий Васильевич — продолжал традиции культ-истор.теор., теор.деят.подхода, психолог и педагог, работал над проблемами обучения

Занков Лев Владимирович — педагог, психолог, исслед. проблемы памяти, фундамент.исслед.в обл. педагогики, обучения детей, дифференциальной психологии, мышления.

6 стр., 2755 слов

Теории психического развития

... развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии. Психоаналитическая теория Уже в начале века венский психиатр и психолог ... всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только ... различаются по этим когнициям. Предметом этих исслед. стали, гл. обр., два типа ...

Запорожец Александр Владимирович — ученик Выготского и Лурии. Проблемы возникнов. психики в филогенезе, вознакнов. и развит.произв.движений, проблемы десткого развития, разраб. теорию эмоций

Зейгарник Блюма Вульфовна — психолог, создатель нейро и патопсихологии МГУ. Изучала проблемы патологии психики при душевных заболеваниях, создатель эксперимент.патопсихологии.

Зинченко Петр Иванович — изуч. проблемы памяти (непроизвольное запоминание), место памяти в различной деятельности, исслед. динамику забывания и воспроизведения знаний итд

Каптерев Петр Федорович — педагог-псих., разраб. проблемы общего образов., выдвинул идею автономности образовательного процесса от гос-ва и церкви, выделил призн. правильного метода обучения

Кудрявцев Товий Владимирович — спец. в обл. психологии обучения, мышления и труда, проф. становления лисности, изучал психологию технического мышления.

Ланге Николай Николаевич — исслед. внимание, создал моторную теорию внимания, теорию воли, выделил ряд стадий психики по уровню развития НС, автор «деят.созн.личность».

Леонтьев Алексей Николаевич — исслед. в обл. развития психики животных и человека, один из авторов культ-истор.концепции, исслед. в обл. зоопсихологии, психолог. искусства, деят., труда, сознания, восприят.

Лурия Александр Романович — изучал проблемы развития ребенка, влияния наследственности, теория организац. высших нервных функций, занамался исторической психологией.

Макаренко Антон Семенович — педагог, писатель, осуществл. опыт массового перевоспитания детей, вклад в теорию и практику коммунистического воспитания

Мерлин Вольф Соломонович — исслед. в обл.дифференц. псих., психофизиологии, изучал рефлекторные механизмы, созд. Концепуии интегральной индивидуальности (ключ.место — индивид. стиль деят)

19 стр., 9199 слов

Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. Психологии в системе научного знания

Экзамен социальная психология 1. Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. психологии в системе научного знания. 2 2. Социально-психологическая комплектность личности. 2 3. Методы соц.-психологического исследования. 2 4. Характеристика соц. психологических теорий личности (на примере психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера и др.) 3 5. Психоанализ Карла Юнга 4 6. Психоанализ ...

Мясищев Владимир Михайлович — психолог. Неврапатолог, психотерапевт, разраб. концепцию отношений личности — научное воплощение марксистких представлений о человеке.

Павлов Иван Петрович — физиолог, автор выдаюихся трудов по иннервации сердца и секреторной деятельности желез

Петровский Артур Владимирович — изуч. психологию личности, историю психологии, педагогич.психолог., спец. по теории марксисткой психологии

Платонов Константин Константинович — исслед. в области психологии труда, особенно — авиац.психолог.(навые методы анализа деят. летчика).

Рубинштейн Сергей Леонидович — теория и методология общ. психологии, педагогич.психолог., псих.мышлен., истор.псих., псих.эмоций. «основы общей психологии»

Смирнов Анатолий Александрович — автор работ по общей и педагогической психологии, обнаруж. связь между произвольным и непроизвольным запоминанием, заним. психологией памяти и мышления

Теплов Борис Михайлович — исслед. в области психологии восприятия, дифференц. психологии, истории психологии.

Узнадзе Дмитрий Николаевич — труды по психологии мышления, речи, восприятия, создал теорию установки, изучал законы смены установок, также изуч. язык, речь, понимание.

Ухтомский Алексей Алексеевич — физиолог, создатель учения о доминанте (стойкий очаг возбуждения) — основной принцип деят. НС, объясняющий аспекты поведения

Челпанов Георгий Иванович — работы по психологии восприятия, эксперимент.психолог., критиковал марксизм.

Эльконин Даниил Борисович — концепц. периодизации психич.развития в онтогенезе, теория игры, исслед. Личности ребенка, вопросы обучения и воспитания

Ярошевский Михаил Григорьевич — истор.псих., психолигвистика, теория и методология психологии

Аткинсон Джон — американский психолог, внес вклад в психологию мотивации, занимался компьютерным моделированием задач по измерению мотивации

Адлер Альфред — австрийск. Психол., 1 из ведущих деятелей психоаналит. направления, учений Фрейда, основатель индивидуальной психологии, оказал влиян. на гуманистич. психологию; детск, клинич.пс.

14 стр., 6689 слов

Психология (экзамен)

В1. Возник. псих. Место в сист. наук. Основные психологические явления мы можем обнаружить у себя и косвенно наблюдать у окружающих. Психич. явления — факты внутреннего субъективного опыта. Осн. их св-во: непосредственное представление субъекту. Впервые употребление термина «психология» отмечено в 16 в. Он относился к науке, занимавшейся так называемыми душевными или психическими явлениями. В 17- ...

Айзенк Ханс Юрген — английский психолог, один из лидеров биологического направления в псих, создатель факторной теории личности, один из авторов теории неврозов

Амтхауэр Рудольф — немецкий психолог, спец. в обл. прикладной псих., профессиональной диагностики, анализировал структуру интеллекта и ее связь с профессион. деят

Берн Эрик — канадский психолог, занимался психоанализом, групповой психотерапией; создатель трансактного анализа

Бине Альфред — французский психолог, один из основтелей тестологии, создавал тесты уровня умственного развития детей, проводил исслед. в обл. психологии мышления, памяти, внимания

Брунер Джером — американский психолог и педагог, крепн.спец. в обл. когнитивной психологии; обосновал теорию перцептивных гипотез.

Бюлер Карл — немецко-автрийский психолог, разрабатывал методики эксперимент. изучения мышления, проблемы развития детской психики, теория трех стадий развития — инстинкт, навык, интеллект

Вебер Эрнст — немецкий анатом и физиолог, один из основопол. Научной психологии, внесший в нее идею измерения; исслед. эффект температурной адаптации и кожной чувствительности

Векслер Давид — американский психолог, психодиагност, психиатр, создатель тестов интеллекта для взрослых и детей,

Вертгеймер Макс — немецкий гештальтпсихолог, один из основателе этого напр.,

Вундт Вильгельм — нем. Псих., физиолог, создатель первой экспериментально-психологической лаборатории, основатель школы психологии сознания (выделял простейш. Эл-ты созн. (ощущения и элементарные чувства)

Джеймс Уильям — американский психолог, философ, один из основопол. Американского функционализма; не являясь экспериментаторов, выдвинул много важных новых идей в обл. психологии

Дильтей Вильгельм — немецкий психолог, философ. Сформулировал идею, что существует не одна психологическая наука, а две — объяснительная и описательная

7 стр., 3265 слов

Функционализм в американской психология

Функционализм в американской психология Не являясь ни школой, ни системой, функционализм стал одним из главных течений американской психологии. Его рождение было результатом взаимодействия запросов логики развития науки с социальной практикой. Обостренный интерес к возможности использовать достижения психологии на практике был характерен для исследователей поведения в США, где нарастающий на ...

Дункер Карл — немецко-американский психолог, близок гештальтпсихологии, известен исследования мышления, открыл эффект «функциональной закрепленности»

Дьюи Джон — Америк. психолог, философ, педагог, представлял прагматизм, автор статей по философии, социологии, педагогике, сформул. принципы образования, которые опред.направл.многих педагог. школ

Дюркгейм Эмиль — французский социолог и антрополог, основопол. профессиональной социологии, обратился к проблеме функций ритуала, разработа концепцию предмета социологии

Гальтон Френсис — английский антрополог, психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, известен исследованиями человеческого интеллекта, заним. вопросами наследственности

Гельмгольц Герман — немецкий психолог и физик. Занимался общей, эксперимент., теоретич., псих., психологией восприятия

Гербарт Иоганн — нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в германии, предложил модель сознания (три области — ясного сознания, просто сознания и бессознательн.)

Гильфорд Джой — американский психолог, известен попыткой математического построения модели творческой личности, исследовал мышление

Жане Пьер — французский психолог и психиатр, разрабатывал патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозы, психастении итд)

Кречмер Эрнст — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения

Келер Вольфганг — немецкий психолог, один из основоположников гештальтпсихологии. Известен исследвоаниями в обл. зоопсихологии

Кеттел Джеймс — американский психолог, один из основателей методов тестирования, специалист по экспериментальной психологии, занимался поблемами времени реакции, ассоциаций, внимания

13 стр., 6339 слов

46. Психология личности педагога

В основу психологического анализа деятельности педагога можно положить известные признаки труда, выделенные Е. А. Климовым: 1) сознательное предвосхищение социально ценного результата; 2) сознание обязательности достижения социально фиксированной цели; 3) сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности; 4) осознание межлюдских производственных отношений ...

Кеттел Реймонд — англо-американский психолог, разработал структурную теорию черт личности

Коффка Курт — немецкий психолог, один из создателей школы гештальтпсихологии, провел много эксперимент.исслед., изветен применением гештальтпсих. К решению широкого круга проблем

Лакан Жак — французский психоаналитик, гл. заслуга- структуралистская ревизия психоанализа Фреда

Левин Курт — немецко-американский психолог, идеи оказали влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, разработал ряд групповых тренингов, создатель теории поля

Мейман Эрнст — немецкий психолог и педагог, основатель экспериментальной педагогики.

Мид Маргарет — американский этнограф, исслед. отношения между разными возрастными группами, а также детск.псих., с позиции so-called этнографической школы, выделяла различные типы культуры

Монтессори Мария — итальянский психолог, исслед. детскую психологию, разработала метод развития чувсв у умственно отсталых детей, теорию свободного воспитания.

Мюнстерберг Гуго — немецко-американский психолог, занимался эксперимент. психологией, заложил основы практической психологии, «психотехники».

Пиаже Жан — швейцарский психолог, внес вклад в развитие генетической психологии, создал теорию детского мышления, исследовал этапы развития мышления

Рибо Теодюль — франц. психолог, родоначальник опытного напр. во франц. психологии, основатель и редактор первого франц.психолог.журнала, созд. двигательной теории внимания и воображения, осслед. психологию чувств.

Роджерс Карл — американский психолог и педагог, исслед. детской и специальной психологии, консультирование, психотерапия — особенно групповая.

Роршах Герман — швейцарский психолог, создатель знаменитого теста с чернильными пятнами, направл. На установление личностных особенностей

Скиннер Беррес Фредерик — американский психолог, занимался зоопсихологией, изучал поведение организмов

Толмен Эдвард — Америк. психолог, один из представителей методологического бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.

6 стр., 2931 слов

Современные направления в психологии бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Факультет психологии Кафедра общей психологии и истории психологии Специальность: 030300 Курс: 2 Отделение: очное Шаманаева Ксения Андреевна Реферат Современные направления в психологии: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология Проверил: Шамшикова Е.О. Новосибирск, 2011 Содержание Введение ...

Торндайк Эдуард Ли — американский психолог и педагог, ставил эксперименты на животных, внес вклад в разраб. проблемы навыков, сформул. законы научения

Уотсон Джон — американский психолог, основоположник бизевиоризма

Фехнер Густав — немецкий психолог и философ, предложил теорию панпсихизма, исследовал эстетическое восприятие

Франкл Виктор — австрийский психолог и психиатр, работал в направлении психоанализа и клинической психиатрии, создатель теории логотерапии

Фрейд Зигмунд — австрийский психиатр, основатель психоанализа (теория, согл.кот.значительная часть поведения человека управляется бессознательными мотивами), заменил гипноз методом ассоциаций

Фромм Эрик — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма

Эббингауз Герман — немецкий психолог, один из основат. экспериментальной психологии; исследовал память, открыл в этой области ряд феноменов, в т. ч. «фактор края»

Юнг Карл Густав — великий швейцарский психолог и психиатр, один из основоположников психоанализа, создатель системы ассоциативных тестов и классификации психологических типов людей, делил людей на экстрвертов и интравертов

1