Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме

15

А.Я Кузнецова.

Профеcсор КДПиП ФППД НГПУ

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт А.Я.Кузнецовой phileducation.narod.ru

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендации к написанию конспектов

Конспект– особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника. Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для понимания изучаемой темы информации. Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы исходного текста, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

Критерием качестваконспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, а также использовать конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье, сообщении.

Данный вид самостоятельной работы предполагает выявление сходства или различия разных исследователей к обозначенной проблеме. Итоговый текст должен включать в себя не только изложение позиций того или иного автора, но и выявление особенностей этих позиций.

Рекомендации к написанию тезисного плана

План– это взаимное расположение частей, краткая программа изложения какого-либо текста.

План может быть использован в тех случаях, когда требуется передать содержание трудного исходного текста.

Пункты плана должны быть связаны внутренней логикой (второй пункт должен вытекать из первого, третий – из второго и т.д.).

По способу выражения план может быть:

  • Номинативный.
  • Вопросительный.
  • Цитатный.
  • Тезисный.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать при анализе текста. А вот то, что нужно сказать, какие главные мысли и позиции исследователя нужно подчеркнуть, сформулировано кратко и сжато в тезисах.

Тезисы– это сжато сформулированные основные положения, мысли исследователя, которые автор тезисов считает необходимым выделить в анализируемом исследовании по указанной проблеме.

22 стр., 10642 слов

Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных ...

... ………………………………………………………….. 20 Оформление выпускной квалификационной работы ………………………………………………………….. 23 4. Общие рекомендации по написанию дипломной работы ……………………………………………………………… 30 Введение ……………………………………………………….. 30 Основная ... фактическом) материале, способствовать завершению подготовки психолога по разработке планов, программ, методик и процедур психологического исследования и психодиагностики, ...

Как и в плане, вторая мысль тезисов должна следовать из первой, третья – из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, следовательно, развивать темуилиосновную мысльглавы или параграфа.

Тезисный план объединяет свойства плана и тезисов, т.е. пункты плана могут передавать основную мысль либо словами текста, либо словами составителя тезисов, либо объединять оба способа.

Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме

Мультимедийная презентация выполняется при использовании программы Power Point. Презентация должна отражать основное содержание тех источников, которые включены в список рекомендованной литературы. Для разработки слайд-программы необходимо выбрать основные положения, сформулировать их, структурировать материал, расположить его в том порядке, который отражает логику вопроса, определить наглядный способ представления материала и оформить слайды в соответствии с требованиями программыPower Point.

Вместо выполнения задания по одной из тем (по выбору студента) выполняется реферат, защита которого проходит на последнем занятии.

Рекомендации к написанию реферата

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации.

Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При свертывании исходного текста используются определенные грамматико-синтаксические средства, способствующие передаче максимума информации в тексте минимального объема.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку читателя.

Реферат обладает постоянной структурой, которую необходимо соблюдать в процессе реферирования. В любом реферате выделяют:

  • заголовочную часть – библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке оригинала;
  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Здесь формулируется основная проблема исходного текста, она поясняется, детализируется, ее раскрытие завершается выводами, вытекающими из результатов проведенных исследований. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;
  • при необходимости – справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в реферате по естественным наукам.

Одной из особенностей текстов рефератов являются клише, лексико-синтаксические конструкции, регулярно повторяющиеся в реферативных работах.

Во вводной части реферата используются следующие выражения:

  • Статья (книга, монография и т.п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме)…;
  • В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается…;
  • Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… трех (двух и т.п.) разделов (глав и т.п.)…;
  • Тема, обсуждаемая в работе (статье, монографии и т.п.), относится к области…

Основная часть может включать следующие конструкции:

  • Во введении указывается (отмечается), что…;
  • В первой главе освещается…
  • Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…;
  • Вторая глава посвящена (содержит)…;
  • По мнению автора, …;
  • В третьей главе… .
  • В заключении употребляются, например, такие выражения:
  • В заключении указывается (отмечается), что… Или: В заключительной части статьи (монографии) рассматривается…
  • Статья предназначена для специалистов в области…; …представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т. п.

Различают несколько видов рефератов, классификация которых производится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, указывающие не только на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (называющие основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно).

Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментарные, включающие информацию одного из разделов исходного текста.

3. По отношению к авторству рефераты бывают авторские и без указания на автора (например, машинные).

4. По объему рефераты можно разделить на сжатые (например, в реферативных журналах) и подробные, помогающие наиболее полно осветить изложенную в исходном тексте проблему или показать понимание прочитанной работы автором реферата, как в учебных рефератах.

Объем рефератазависит от целей и задач реферирования и может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.

 

VI. Примерная тематика рефератов

 

    1.               

Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

    2.               

Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

    3.               

Ценности и цели современного образования.

    4.               

Основные направления реформирования российского образования на современном этапе.

    5.               

Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

    6.               

Принцип природосообразности образования.

    7.               

Направления гуманизации образовательной среды высшей школы.

    8.               

Проблема личностной ориентации образовательного процесса современной российской высшей школы.

    9.               

Личностная ориентация организационно-педагогической сферы профессиональной деятельности менеджера.

11.               

Пути индивидуализации обучения в условиях средней (высшей) отечественной школы.

12.               

Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности в основных формах учебы студентов высших образовательных учреждений.

13.               

Обучение и воспитание как условие и источники личностного развития человека.

14.               

Диагностика успешности обучения и интеллектуального развития.

15.               

Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека.

16.               

Педагогические факторы внутрисемейного воспитания.

17.               

Нравственные, педагогические и этические аспекты профессиональной деятельности менеджера сферы услуг общества.

 

 

VII. Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет

 

1.

Система образования как социально-педагогическое явление.

2.               

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов.

3.               

Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности социального педагога. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики.

4.               

Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы.

5.               

Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования.

6.               

Общая характеристика образовательной системы Российской Федерации. Цели, содержание и виды образования.

7.               

Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой.

8.               

Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.

9.               

Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения.

10.               

Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе.

11.               

Общая характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения.

12.               

Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней.

13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

14.               

Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения.

15.               

Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

16.               

Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания.

17.               

Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании.

18.               

Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.

19.               

Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результата воспитания.

20.               

Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии.

21.               

Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели.

22.               

Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения.

23.               

Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности.

VIII. Учебно-методическое обеспечение курса

 

1. Основная литература

 

       1.            

Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по спец.031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. -М.: Владос, 2003. -160 с.

2.      .          

Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.

3.               

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

 В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт а.Я.Кузнецовой phileducation.Narod.Ru

2. Дополнительная литература

   

1. 

Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творч. саморазвития: Учеб.пособие для студентов вузов по спец.»Педагогика»/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с.

    2. 

Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов/ Н. В. Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2001. -299 с.

  3. 

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию/ Б.З. Вульфов. -М.: Пед.о-во России, 2001. -191 с.

  4. 

Калюжный А.С. Педагогика: Курс лекций для студентов, обуч-ся по спец. 230600 – Домоведение. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГПУ, 2005. –Режим доступа:

  5. 

Коротов В.М. Введение в педагогику/Ун-т РАО.-Учеб.изд.-М.:УРАО, 1999.-256 с.

  6. 

Лихачев Б.Т. Педагогика:Учеб.пособие для студентов вузов и слушателелй ин-тов и фак.повышения квалификации и переподготовки науч.-пед.кадров: Рек.Комитетом по высш.шк.М-ва науки России/ Б.Т. Лихачев. -4-е изд., перераб.и доп. -М.:Юрайт, 2003. -607 с.

  7. 

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с.

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений: Допущено М-вом образования РФ/ Под ред.П.И.Пидкасистого. -М.: Пед.о-во России, 2004. -604 с.

Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса:Пособие для студентов пед.спец.вузов:Рек.Науч. -метод.центром учеб.книги и средств М-ва образвания Республики Беларусь/ С.А. Пуйман. -3-е изд., стереотип. -Минск:ТетраСистемс, 2002. -255 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: Учеб.пособие для студентов вузов/ И.П. Подласый. -М.: Владос-Пресс, 2001. -365 с.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: В 2 кн.Кн.1: Общие основы.Процесс обучения/ И.П. Подласый. -М. : Владос, 2001.

Подласый И.П. Педагогика:Новый курс:Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.:В 2 кн.Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2000.-256 с.

Сидоров А.А. Педагогика: Учеб.для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физ.культура»/ А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. -М.: Терра-Спорт, 2000. -272 с.

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.1/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -287 с.

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.2/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -253 с.

Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. -М.: Сфера, 2002. -159 с.

3.Дополнительная научная литература

  1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М., 1996.
  2. .Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М. 1977.
  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1997.
  4. Харламов и.Ф. Педагогика. М.1990.

  5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. — М., 1996. 494с.
  6. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916.
  7. Вульфов В.З. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 75 — 85.
  8. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ в. // Педагогика. № 4, 2000, с. 65]
  9. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.А.Сухомлинского и их значение для современной школы. Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 1996. 21с.
  10. Гуманизация процесса обучения. — М., 1992. 95с.
  11. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990. 200с.
  12. Кононенко Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры. М., 11997, с. 6-7.]
  13. Ладенко И.С. Гуманизация образования в контексте интеллектуального развития // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 23 — 38.
  14. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. №6. С. 22 — 29.
  15. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. №3. С. 13 — 18.
  16. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30 гг. ХХ в.) // Воспитание школьника. 1995. №4. C. 23 — 40.
  17. Щетинин М. Постижение природы человека — основа педагогического мышления // Воспитание школьника. 1995. №4. С. 2 — 7.
  18. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово, 1992. 94с.
  19. Библер В.С. и др. Школа диалога культур. — Кемерово, 1993. 415с.
  20. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма, М., 2000, с. 285-304.
  21. Бургин М.С Инновация и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. N 12. С. 12 — 36.
  22. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. — М., 1993. 171с.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996. 534с.
  24. Выготский Л.С. Лекции по педологии: 1933 — 1934. — Ижевск, 1996. 295с.
  25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1999, с.65-69.
  26. Давыдов В.В. и др. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1995. 227с.
  27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.,1996. 542с.
  28. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д., Синергетика и образовательные ценности // Синергетика и учебный процесс. М., 1999, с.19-27.
  29. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996. 719с.
  30. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  31. Ефимов В.С. Возможные миры или создание практики творческого мышления. — М., 1994. 125с.
  32. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 69 — 74.
  33. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  34. Королькова, Е.А Теории личности : Текст лекций / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. — СПб., 1999. — 78 с. Библиогр.: с. 76-77.
  35. Краевский В.В. и др. Междисциплинарные исследования в педагогике. — М., 1994. 228с.
  36. Кузнецова А.Я. Аспекты когнитивной грамотности учителя // Поддержка интеллектуальных инноваций в развитии образования. — Новосибирск, 1995. Вып.1 С. 25 — 33.
  37. Кузнецова А.Я. Развитие интеллекта — необходимое условие гуманизации образования // Интеллект, культура, образование. — Новосибирск, 1994. С.74-87.
  38. Кузнецова А.Я. Экологический ресурс образования // Экология человека: духовное здоровье человека и реализация творческого потенциала личности. Т. 1. — Новосибирск, 1998. 143 — 152.
  39. Культура личности, интеллект, творчество // Интеллектуализация общества и творчество. — Новосибирск, 1991. — С. 91-101.
  40. Курпатов, А В , Алехин, А Н . Теория личности человека : (Для психологов-практиков) (Вестн. Балт. акад./ Балт. пед. акад. Отд-ние «Валеология и психофизиология»; Вып.17) Выходные данные: СПб. 1998, объем 133 с
  41. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — Нальчик, 1996. 95с.
  42. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3. С. 150 — 158.
  43. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика — 1989. N4. С. 10 -17.
  44. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1995. №2. С. 19 — 24.
  45. Малахов, А.Н. Наука. Интеллект. Личность / Санкт-Петербург. технол. ин-т холодил. пром-сти. — СПб., 1992. — 143 с.
  46. Малькова З.А. Образование в мире на пороге ХХI в. //Сборник научных трудов. — М., 1991.Вып.2. — С. 43 — 64.
  47. Методика учебного процесса// Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993. С.568- 569
  48. Мысли о душе : Рус. метафизика XVIII века / Подгот. текстов, вступ. ст. Артемьевой Т.В. — СПб.: Наука, 1996. — 314 с. — (Истоки отеч. мысли)
  49. Мышление учителя. М., 1990.
  50. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М., Спб., 1998. , 347 с.
  51. Паули В. Об идее дополнительности//Физические очерки. — М., 1985. С. 50 — 56.
  52. Петрова М. А. Проблема личности в философии. Сиб. 2000. 24 с.
  53. Пиаже.Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной Пиаже психологии. М.: Издательство МГУ, 1986.
  54. Платон. Собр.соч. Т.З.Ч.2. — М.,1972. 677с.
  55. Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы. — Самара, 1992. 123с.
  56. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко- центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 132 — 139.
  57. Розов.Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск,1992. 215 с.
  58. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М., 1993. 239с.
  59. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 16 — 21.
  60. Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. 223с.
  61. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М., 1991. 143с.
  62. Совершенствование профессионального педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. Минск., 1991. 260с.
  63. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: ИЦ ПКПС, 1999
  64. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М., 1986. 173 с.
  65. Хейзинга Й. Ноmо ludеns. — М., 1992. С. 5 — 241.
  66. Холл, К.С.; Линдсей, Г. Теория личности : Учеб. пособие для студентов фак. психологии по дисциплине «Общ. психология» / Пер. с англ., ред. Гриншпук И.Б. — М., 1997. — 719 с.
  67. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М.: Логос, 1999
  68. Юнг К.Г. Поздние мысли // Собрание сочинений. Т.15.М., Ренессанс, 1992. С. 271 — 303.

V. Методические рекомендации

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт а.Я.Кузнецовой phileducation.Narod.Ru Пояснительная записка

Данные методические рекомендации написаны в связи с распространением в содержании педагогического образования идей гуманизации. Вопросы гуманизации образования присутствуют в содержании всех педагогических курсов. Разработаны программы соответствующих самостоятельных учебных курсов для педагогических вузов, такие как: гуманистическая педагогика, педагогическая антропология и др. К написанию данных методических рекомендаций нас побудило отсутствие учебников, содержащих систематическое изложение гуманистических взглядов и подходов в теории и практике образования.

В первой главе дана содержательная характеристика тех особенностей современного образования, которые могут стать основой для формирования гуманистической парадигмы образования. Изучив ее, начинающий исследователь увидит спектр проблем, в решении которых он может найти приложение своему педагогическому творчеству.

В предлагаемых методических рекомендациях мы уделили внимание концептуальным положениям гуманизации образования, считая, что, осознав их , молодой педагог осознает и необходимый ему вектор своей педагогической деятельности. Этот вектор — направление на личностное развитие педагога и воспитанника в процесcе совместной образовательной деятельности.

В главах, посвященных вопросам дидактики, мы подчеркиваем важность категориального аппарата как для целостности и научной строгости педагогической теории, так и для профессионального самосознания педагога.

Особенность авторского подхода к проблеме состоит в том, что гуманизация образования и интеллектуальное развитие человека представлены в единстве. В процессе образования — это необходимые взаимодополняющие условия целостного развития личности. Как показано в Главе 5, структура интеллекта имеет естественную природу, знания о которой педагогу необходимо использовать при решении проблем воспитания, относящихся к духовному миру человека.

Методические рекомендации содержат понятийный аппарат, составляющий основу педагогического языка, без знания которого невозможно осваивать педагогическую теорию. Вопросы к семинарам одновременно являются вопросами для самоподготовки и самопроверки по изученным темам В конце каждой части приведен список рекомендуемой литературы, с изучения которой можно начинать знакомство с первоисточниками по изучаемой теме.

«Отвоюй себя для себя самого»

Сенека

Семинар №1. Тема: «Развитие личности – цель современного образования»

Вопросы для самоподготовки:

Что изучает педагогика? Её цели.

Что мы понимаем под современным образованием?

Почему педагогика – наука?

Что включает в себя технология?

Как осуществляется формирование гуманистической парадигмы образования?

Что значит научить учиться?

Какие условия необходимы для воспитания, формирования и развития рефлексивности?

На чём основывается индивидуальный подход к личностному развитию ребёнка?

Как формирование сознания сказывается на становление личности?

В чём цель и целостность гуманистической педагогики?

Что даёт для развития личности непрерывность образования? Возможности личностного проявления педагога в современных условиях.

Каково значение рефлексии для развития личности?

Рекомендуемая литература к ч.1

Беркова Т.И., Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — №6.- С.84-85.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Воздвиженская Л.А., Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — №14. — С.11-17.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей. — М., 1981.

Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. — 1998. — №2.- С.43-45.

Журавлёв В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Советская педагогика. — 1990. — №4. — С.47.

Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. — 1990. — №3. — С.43-49.

Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.Гершунского. — М., 1990.

Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. — М., 1996.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М.,1997.

Снайдер М. и др. Ребёнок как личность. — М., 1995.

Шубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика.- 1992.- № 3-4.- С. 37-43.

Глоссарий

Понятийный блок № 1

Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.

Гуманизм – это признание ценности человека.

Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.

Личность – человек, отстаивающий, борющийся за свою индивидуальность в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.

Метод – это совокупность приёмов деятельности.

Методология – наука о методе.

Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.

Парадигма науки – это общепринятые и общераспространённые знания данной науки, модель науки.

Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.

Приём – это совокупность способов деятельности.

Рефлексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.

Система – это целостность, состоящая из частей, объединённых внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.

Способ – простейший элемент деятельности.

Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования.

Понятийный блок №2

Воспитание — это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.

Диагностика — это обратная связь, определение уровня результата обучения.

Дидактика — это теория обучения.

Знания — это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.

Категория — основное понятие.

Когнитивная грамотность — это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.

Контроль — проверка с оценкой.

Концепция — ведущая идея.

Методика — это теория обучения конкретному предмету.

Навыки — это умения, доведённые до автоматизма.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.

Организация — это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Оценка — индикатор некоторого качества обучения.

Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели воспитания.

Преподавание — это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.

Проверка — выявление и измерение определённого объёма или уровня знаний.

Социализация — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе.

Средства обучения — то, что располагается между педагогом и учеником.

Умения — это способность использовать знания на практике.

Учение — это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.

Форма — внешний вид, оболочка.

Понятийный блок №3.

Грамотность – это знания по предмету и умение владеть ими на практике.

Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека; 2)в психологии – психика конкретного человека.

Интеллект – 1) это способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) это способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) это определённая структура психических функций.

Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала.

Социокультурная подготовка – это знания об обществе и общекультурные знания педагога.

Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским.

15