Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме

15

А.Я Кузнецова.

Профеcсор КДПиП ФППД НГПУ

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт А.Я.Кузнецовой phileducation.narod.ru

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рекомендации к написанию конспектов

Конспект– особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника. Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для понимания изучаемой темы информации. Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы исходного текста, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

Критерием качестваконспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, а также использовать конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье, сообщении.

Данный вид самостоятельной работы предполагает выявление сходства или различия разных исследователей к обозначенной проблеме. Итоговый текст должен включать в себя не только изложение позиций того или иного автора, но и выявление особенностей этих позиций.

Рекомендации к написанию тезисного плана

План– это взаимное расположение частей, краткая программа изложения какого-либо текста.

План может быть использован в тех случаях, когда требуется передать содержание трудного исходного текста.

Пункты плана должны быть связаны внутренней логикой (второй пункт должен вытекать из первого, третий – из второго и т.д.).

По способу выражения план может быть:

  • Номинативный.
  • Вопросительный.
  • Цитатный.
  • Тезисный.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать при анализе текста. А вот то, что нужно сказать, какие главные мысли и позиции исследователя нужно подчеркнуть, сформулировано кратко и сжато в тезисах.

Тезисы– это сжато сформулированные основные положения, мысли исследователя, которые автор тезисов считает необходимым выделить в анализируемом исследовании по указанной проблеме.

19 стр., 9034 слов

Урок русского языка. -рассуждение по проблеме исходного текста ...

... война», рабочие листы, таблица «Критерии оценивания сочинения», таблица «Композиция сочинения по проблеме исходного текста» Ход урока: Оргмомент . (Слайд 1) - ... рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста Позиция автора это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста ... Отечественной войны. 70 лет Великой Победе. Сегодняшний урок мы посвящаем этой знаменательной дате. С каждым ...

Как и в плане, вторая мысль тезисов должна следовать из первой, третья – из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, следовательно, развивать темуилиосновную мысльглавы или параграфа.

Тезисный план объединяет свойства плана и тезисов, т.е. пункты плана могут передавать основную мысль либо словами текста, либо словами составителя тезисов, либо объединять оба способа.

Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме

Мультимедийная презентация выполняется при использовании программы Power Point. Презентация должна отражать основное содержание тех источников, которые включены в список рекомендованной литературы. Для разработки слайд-программы необходимо выбрать основные положения, сформулировать их, структурировать материал, расположить его в том порядке, который отражает логику вопроса, определить наглядный способ представления материала и оформить слайды в соответствии с требованиями программыPower Point.

Вместо выполнения задания по одной из тем (по выбору студента) выполняется реферат, защита которого проходит на последнем занятии.

Рекомендации к написанию реферата

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации.

Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При свертывании исходного текста используются определенные грамматико-синтаксические средства, способствующие передаче максимума информации в тексте минимального объема.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку читателя.

Реферат обладает постоянной структурой, которую необходимо соблюдать в процессе реферирования. В любом реферате выделяют:

  • заголовочную часть – библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке оригинала;
  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Здесь формулируется основная проблема исходного текста, она поясняется, детализируется, ее раскрытие завершается выводами, вытекающими из результатов проведенных исследований. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;
  • при необходимости – справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в реферате по естественным наукам.

Одной из особенностей текстов рефератов являются клише, лексико-синтаксические конструкции, регулярно повторяющиеся в реферативных работах.

6 стр., 2639 слов

Контроль исходного уровня знаний. Методические рекомендации для студентов

... обучении и аттестации работников отдельных профессий План изучения темы: Контроль исходного уровня знаний. Устный опрос. 1. ... барьеров отношения, привести примеры. 14. Дать общие рекомендации по преодолению барьеров общения.   Самостоятельная работа. ... коммуникативного влияния и существовании различных уровней передачи информации. Основным средством общения является речь. Грамотное владение ...

Во вводной части реферата используются следующие выражения:

  • Статья (книга, монография и т.п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме)…;
  • В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается…;
  • Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… трех (двух и т.п.) разделов (глав и т.п.)…;
  • Тема, обсуждаемая в работе (статье, монографии и т.п.), относится к области…

Основная часть может включать следующие конструкции:

  • Во введении указывается (отмечается), что…;
  • В первой главе освещается…
  • Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…;
  • Вторая глава посвящена (содержит)…;
  • По мнению автора, …;
  • В третьей главе… .
  • В заключении употребляются, например, такие выражения:
  • В заключении указывается (отмечается), что… Или: В заключительной части статьи (монографии) рассматривается…
  • Статья предназначена для специалистов в области…; …представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т. п.

Различают несколько видов рефератов, классификация которых производится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, указывающие не только на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (называющие основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно).

Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментарные, включающие информацию одного из разделов исходного текста.

3. По отношению к авторству рефераты бывают авторские и без указания на автора (например, машинные).

4. По объему рефераты можно разделить на сжатые (например, в реферативных журналах) и подробные, помогающие наиболее полно осветить изложенную в исходном тексте проблему или показать понимание прочитанной работы автором реферата, как в учебных рефератах.

Объем рефератазависит от целей и задач реферирования и может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.

 

VI. Примерная тематика рефератов

 

    1.               

Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

    2.               

Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

    3.               

Ценности и цели современного образования.

    4.               

Основные направления реформирования российского образования на современном этапе.

    5.               

Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

    6.               

Принцип природосообразности образования.

    7.               

Направления гуманизации образовательной среды высшей школы.

    8.               

Проблема личностной ориентации образовательного процесса современной российской высшей школы.

    9.               

Личностная ориентация организационно-педагогической сферы профессиональной деятельности менеджера.

11.               

Пути индивидуализации обучения в условиях средней (высшей) отечественной школы.

12.               

Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности в основных формах учебы студентов высших образовательных учреждений.

13.               

Обучение и воспитание как условие и источники личностного развития человека.

14.               

Диагностика успешности обучения и интеллектуального развития.

15.               

Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека.

16.               

Педагогические факторы внутрисемейного воспитания.

17.               

Нравственные, педагогические и этические аспекты профессиональной деятельности менеджера сферы услуг общества.

 

 

VII. Примерный перечень вопросов, выносимых на зачет

 

1.

Система образования как социально-педагогическое явление.

2.               

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Общая характеристика современных педагогических теорий и подходов.

3.               

Психология и педагогика в системе гуманистических наук и профессиональной деятельности социального педагога. Научные позиции современной отечественной психологии и педагогики.

4.               

Образование как общечеловеческая ценность. Современные образовательные стандарты и программы.

5.               

Единство образования и самообразования. Особенности образования взрослых в системе непрерывного образования.

6.               

Общая характеристика образовательной системы Российской Федерации. Цели, содержание и виды образования.

7.               

Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений в сфере управления государственной образовательной системой.

8.               

Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.

9.               

Понятие, классификация и содержание закономерностей и принципов обучения. Реализация дидактических принципов в правилах обучения.

10.               

Общая характеристика основных теорий и концепций обучения, реализуемых в отечественной образовательной системе.

11.               

Общая характеристика объяснительно-иллюстративного и проблемного видов обучения.

12.               

Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения, реализуемых в отечественной школе различных образовательных уровней.

13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

13.               

Понятие, классификация и общее содержание традиционных методов обучения. Условия реализации методов обучения в учебном процессе.

14.               

Реализация дидактических приемов и средств в активных методах обучения. Сравнительный анализ активных и традиционных методов обучения.

15.               

Диагностика обучения. Условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

16.               

Воспитание как конкретно-историческое педагогическое явление. Сущность, содержание и принципы воспитания.

17.               

Место и педагогические функции воспитателя в личностно-ориентированном (гуманистическом) воспитании.

18.               

Воспитательная система как социально-педагогическое явление. Понятие и особенности воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.

19.               

Педагогические аспекты совершенствования личности посредством самовоспитания. Основные показатели результата воспитания.

20.               

Современные воспитательные технологии. Место и специфика проявления воспитательного процесса в воспитательной технологии.

21.               

Моделирование воспитательной технологии. Влияние результатов целеполагания на направленность воспитательной модели.

22.               

Общая характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания и техника их применения.

23.               

Понятие и система педагогического инструментария воспитательной технологии. Содержание и методы диагностики воспитанности.

VIII. Учебно-методическое обеспечение курса

 

1. Основная литература

 

       1.            

Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по спец.031000 «Педагогика и психология»: Допущено М-вом образования РФ/ О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. -М.: Владос, 2003. -160 с.

2.      .          

Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек.М-вом образования РФ/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с.

3.               

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

 В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт а.Я.Кузнецовой phileducation.Narod.Ru

2. Дополнительная литература

   

1. 

Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творч. саморазвития: Учеб.пособие для студентов вузов по спец.»Педагогика»/ Андреев Валентин Иванович. -2- е изд. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -607 с.

    2. 

Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов/ Н. В. Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2001. -299 с.

  3. 

Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию/ Б.З. Вульфов. -М.: Пед.о-во России, 2001. -191 с.

  4. 

Калюжный А.С. Педагогика: Курс лекций для студентов, обуч-ся по спец. 230600 – Домоведение. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГПУ, 2005. –Режим доступа:

  5. 

Коротов В.М. Введение в педагогику/Ун-т РАО.-Учеб.изд.-М.:УРАО, 1999.-256 с.

  6. 

Лихачев Б.Т. Педагогика:Учеб.пособие для студентов вузов и слушателелй ин-тов и фак.повышения квалификации и переподготовки науч.-пед.кадров: Рек.Комитетом по высш.шк.М-ва науки России/ Б.Т. Лихачев. -4-е изд., перераб.и доп. -М.:Юрайт, 2003. -607 с.

  7. 

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. -М.: Школьная Пресса, 2002. -512 с.

Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. учеб.заведений: Допущено М-вом образования РФ/ Под ред.П.И.Пидкасистого. -М.: Пед.о-во России, 2004. -604 с.

Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса:Пособие для студентов пед.спец.вузов:Рек.Науч. -метод.центром учеб.книги и средств М-ва образвания Республики Беларусь/ С.А. Пуйман. -3-е изд., стереотип. -Минск:ТетраСистемс, 2002. -255 с.

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов: Учеб.пособие для студентов вузов/ И.П. Подласый. -М.: Владос-Пресс, 2001. -365 с.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: В 2 кн.Кн.1: Общие основы.Процесс обучения/ И.П. Подласый. -М. : Владос, 2001.

Подласый И.П. Педагогика:Новый курс:Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.:В 2 кн.Кн.2: Процесс воспитания.-М.:Владос, 2000.-256 с.

Сидоров А.А. Педагогика: Учеб.для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физ.культура»/ А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. -М.: Терра-Спорт, 2000. -272 с.

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.1/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -287 с.

Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец.: Допущено М-вом образования РФ: В 2 ч.Ч.2/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Владос, 2002. -253 с.

Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. -М.: Сфера, 2002. -159 с.

3.Дополнительная научная литература

  1. Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М., 1996.
  2. .Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М. 1977.
  3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1997.
  4. Харламов и.Ф. Педагогика. М.1990.

  5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. — М., 1996. 494с.
  6. Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916.
  7. Вульфов В.З. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 75 — 85.
  8. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ в. // Педагогика. № 4, 2000, с. 65]
  9. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.А.Сухомлинского и их значение для современной школы. Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 1996. 21с.
  10. Гуманизация процесса обучения. — М., 1992. 95с.
  11. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990. 200с.
  12. Кононенко Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры. М., 11997, с. 6-7.]
  13. Ладенко И.С. Гуманизация образования в контексте интеллектуального развития // Образование и культура. — Новосибирск, 1994. С. 23 — 38.
  14. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. №6. С. 22 — 29.
  15. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994. №3. С. 13 — 18.
  16. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30 гг. ХХ в.) // Воспитание школьника. 1995. №4. C. 23 — 40.
  17. Щетинин М. Постижение природы человека — основа педагогического мышления // Воспитание школьника. 1995. №4. С. 2 — 7.
  18. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово, 1992. 94с.
  19. Библер В.С. и др. Школа диалога культур. — Кемерово, 1993. 415с.
  20. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма, М., 2000, с. 285-304.
  21. Бургин М.С Инновация и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. N 12. С. 12 — 36.
  22. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. — М., 1993. 171с.
  23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996. 534с.
  24. Выготский Л.С. Лекции по педологии: 1933 — 1934. — Ижевск, 1996. 295с.
  25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1999, с.65-69.
  26. Давыдов В.В. и др. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1995. 227с.
  27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.,1996. 542с.
  28. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д., Синергетика и образовательные ценности // Синергетика и учебный процесс. М., 1999, с.19-27.
  29. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996. 719с.
  30. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  31. Ефимов В.С. Возможные миры или создание практики творческого мышления. — М., 1994. 125с.
  32. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 69 — 74.
  33. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  34. Королькова, Е.А Теории личности : Текст лекций / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. — СПб., 1999. — 78 с. Библиогр.: с. 76-77.
  35. Краевский В.В. и др. Междисциплинарные исследования в педагогике. — М., 1994. 228с.
  36. Кузнецова А.Я. Аспекты когнитивной грамотности учителя // Поддержка интеллектуальных инноваций в развитии образования. — Новосибирск, 1995. Вып.1 С. 25 — 33.
  37. Кузнецова А.Я. Развитие интеллекта — необходимое условие гуманизации образования // Интеллект, культура, образование. — Новосибирск, 1994. С.74-87.
  38. Кузнецова А.Я. Экологический ресурс образования // Экология человека: духовное здоровье человека и реализация творческого потенциала личности. Т. 1. — Новосибирск, 1998. 143 — 152.
  39. Культура личности, интеллект, творчество // Интеллектуализация общества и творчество. — Новосибирск, 1991. — С. 91-101.
  40. Курпатов, А В , Алехин, А Н . Теория личности человека : (Для психологов-практиков) (Вестн. Балт. акад./ Балт. пед. акад. Отд-ние «Валеология и психофизиология»; Вып.17) Выходные данные: СПб. 1998, объем 133 с
  41. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — Нальчик, 1996. 95с.
  42. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3. С. 150 — 158.
  43. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика — 1989. N4. С. 10 -17.
  44. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1995. №2. С. 19 — 24.
  45. Малахов, А.Н. Наука. Интеллект. Личность / Санкт-Петербург. технол. ин-т холодил. пром-сти. — СПб., 1992. — 143 с.
  46. Малькова З.А. Образование в мире на пороге ХХI в. //Сборник научных трудов. — М., 1991.Вып.2. — С. 43 — 64.
  47. Методика учебного процесса// Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993. С.568- 569
  48. Мысли о душе : Рус. метафизика XVIII века / Подгот. текстов, вступ. ст. Артемьевой Т.В. — СПб.: Наука, 1996. — 314 с. — (Истоки отеч. мысли)
  49. Мышление учителя. М., 1990.
  50. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. М., Спб., 1998. , 347 с.
  51. Паули В. Об идее дополнительности//Физические очерки. — М., 1985. С. 50 — 56.
  52. Петрова М. А. Проблема личности в философии. Сиб. 2000. 24 с.
  53. Пиаже.Ж. Теория Пиаже. //История зарубежной Пиаже психологии. М.: Издательство МГУ, 1986.
  54. Платон. Собр.соч. Т.З.Ч.2. — М.,1972. 677с.
  55. Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы. — Самара, 1992. 123с.
  56. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко- центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 132 — 139.
  57. Розов.Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития.- Новосибирск,1992. 215 с.
  58. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М., 1993. 239с.
  59. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 16 — 21.
  60. Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М., 1997. 223с.
  61. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М., 1991. 143с.
  62. Совершенствование профессионального педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. Минск., 1991. 260с.
  63. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: ИЦ ПКПС, 1999
  64. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М., 1986. 173 с.
  65. Хейзинга Й. Ноmо ludеns. — М., 1992. С. 5 — 241.
  66. Холл, К.С.; Линдсей, Г. Теория личности : Учеб. пособие для студентов фак. психологии по дисциплине «Общ. психология» / Пер. с англ., ред. Гриншпук И.Б. — М., 1997. — 719 с.
  67. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. М.: Логос, 1999
  68. Юнг К.Г. Поздние мысли // Собрание сочинений. Т.15.М., Ренессанс, 1992. С. 271 — 303.

V. Методические рекомендации

В интернете: Перечень публикаций на странице: Кузнецова Альвина Яковлевна. Ученые России.

Персональный сайт а.Я.Кузнецовой phileducation.Narod.Ru Пояснительная записка

Данные методические рекомендации написаны в связи с распространением в содержании педагогического образования идей гуманизации. Вопросы гуманизации образования присутствуют в содержании всех педагогических курсов. Разработаны программы соответствующих самостоятельных учебных курсов для педагогических вузов, такие как: гуманистическая педагогика, педагогическая антропология и др. К написанию данных методических рекомендаций нас побудило отсутствие учебников, содержащих систематическое изложение гуманистических взглядов и подходов в теории и практике образования.

В первой главе дана содержательная характеристика тех особенностей современного образования, которые могут стать основой для формирования гуманистической парадигмы образования. Изучив ее, начинающий исследователь увидит спектр проблем, в решении которых он может найти приложение своему педагогическому творчеству.

В предлагаемых методических рекомендациях мы уделили внимание концептуальным положениям гуманизации образования, считая, что, осознав их , молодой педагог осознает и необходимый ему вектор своей педагогической деятельности. Этот вектор — направление на личностное развитие педагога и воспитанника в процесcе совместной образовательной деятельности.

В главах, посвященных вопросам дидактики, мы подчеркиваем важность категориального аппарата как для целостности и научной строгости педагогической теории, так и для профессионального самосознания педагога.

Особенность авторского подхода к проблеме состоит в том, что гуманизация образования и интеллектуальное развитие человека представлены в единстве. В процессе образования — это необходимые взаимодополняющие условия целостного развития личности. Как показано в Главе 5, структура интеллекта имеет естественную природу, знания о которой педагогу необходимо использовать при решении проблем воспитания, относящихся к духовному миру человека.

Методические рекомендации содержат понятийный аппарат, составляющий основу педагогического языка, без знания которого невозможно осваивать педагогическую теорию. Вопросы к семинарам одновременно являются вопросами для самоподготовки и самопроверки по изученным темам В конце каждой части приведен список рекомендуемой литературы, с изучения которой можно начинать знакомство с первоисточниками по изучаемой теме.

«Отвоюй себя для себя самого»

Сенека

Семинар №1. Тема: «Развитие личности – цель современного образования»

Вопросы для самоподготовки:

Что изучает педагогика? Её цели.

Что мы понимаем под современным образованием?

Почему педагогика – наука?

Что включает в себя технология?

Как осуществляется формирование гуманистической парадигмы образования?

Что значит научить учиться?

Какие условия необходимы для воспитания, формирования и развития рефлексивности?

На чём основывается индивидуальный подход к личностному развитию ребёнка?

Как формирование сознания сказывается на становление личности?

В чём цель и целостность гуманистической педагогики?

Что даёт для развития личности непрерывность образования? Возможности личностного проявления педагога в современных условиях.

Каково значение рефлексии для развития личности?

Рекомендуемая литература к ч.1

Беркова Т.И., Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — №6.- С.84-85.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Воздвиженская Л.А., Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — №14. — С.11-17.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей. — М., 1981.

Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика. — 1998. — №2.- С.43-45.

Журавлёв В.И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания // Советская педагогика. — 1990. — №4. — С.47.

Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. — 1990. — №3. — С.43-49.

Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.Гершунского. — М., 1990.

Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. — М., 1996.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: инновационная деятельность. — М.,1997.

Снайдер М. и др. Ребёнок как личность. — М., 1995.

Шубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика.- 1992.- № 3-4.- С. 37-43.

Глоссарий

Понятийный блок № 1

Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.

Гуманизм – это признание ценности человека.

Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.

Личность – человек, отстаивающий, борющийся за свою индивидуальность в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.

Метод – это совокупность приёмов деятельности.

Методология – наука о методе.

Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.

Парадигма науки – это общепринятые и общераспространённые знания данной науки, модель науки.

Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.

Приём – это совокупность способов деятельности.

Рефлексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.

Система – это целостность, состоящая из частей, объединённых внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.

Способ – простейший элемент деятельности.

Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования.

Понятийный блок №2

Воспитание — это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.

Диагностика — это обратная связь, определение уровня результата обучения.

Дидактика — это теория обучения.

Знания — это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.

Категория — основное понятие.

Когнитивная грамотность — это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.

Контроль — проверка с оценкой.

Концепция — ведущая идея.

Методика — это теория обучения конкретному предмету.

Навыки — это умения, доведённые до автоматизма.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.

Организация — это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Оценка — индикатор некоторого качества обучения.

Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели воспитания.

Преподавание — это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.

Проверка — выявление и измерение определённого объёма или уровня знаний.

Социализация — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе.

Средства обучения — то, что располагается между педагогом и учеником.

Умения — это способность использовать знания на практике.

Учение — это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.

Форма — внешний вид, оболочка.

Понятийный блок №3.

Грамотность – это знания по предмету и умение владеть ими на практике.

Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека; 2)в психологии – психика конкретного человека.

Интеллект – 1) это способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) это способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) это определённая структура психических функций.

Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала.

Социокультурная подготовка – это знания об обществе и общекультурные знания педагога.

Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским.

15