Методические рекомендации к курсу культурологии для студентов всех специальностей заочного отделения имс

Составила Р. А. Зайнетдинова

Екатеринбург

2009 Введение

Курс культурологии имеет целью характеристику основных этапов и тенденций в социокультурном развитии человеческого сообщества на примере отдельных эпох, стран, культурно-исторических явлений и персоналий. Цель преподавания курса — формирование у слушателей представления об общих закономерностях и специфических чертах развития различных культурно-исторических типов с учетом

религиозно-конфессиональных, этнических и психологических

аспектов.

Задачи данного курса:

1) дать общее представление о культуре как философской категории;

2) познакомить слушателей с различными подходами к изучению

культуры;

3)дать характеристику основных этапов развития культурологической мысли;

4) обозначить основные тенденции в развитии мировой и национальных культур;

5) проиллюстрировать теоретические выводы знакомством с отдельными текстами культуры, характеризующими основные стили в развитии литературы, музыки, изобразительного искусства.

Методологическая концепция данного курса требует построения его с учетом концентрации внимания на стержневых проблемах, крупных блоках тем.

Являясь многоотраслевым знанием, культурология имеет тесные отношения со всем циклом гуманитарных дисциплин и развивается вкупе с ними, это обстоятельство обуславливает, во-первых, важность данной отрасли научного знания для формирования личностных и мировоззренческих установок аудитории, во-вторых, возможность привлечения широкого круга проблем для рассмотрения и изучения. Культурологическая подготовка призвана восполнить недостаток гуманитарного образования в системе подготовки кадров высшей квалификации, помочь молодым слушателям в выборе нравственной и психологической ориентации в современном мире.

47 стр., 23149 слов

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.)

... критериев развитой цивилизации XXI века сегодня выступает уровень развития культуры (и, в частности, искусства), наличие масштабной ... процессом. Главным культурным центром области является Екатеринбург, где сосредоточено большинство учреждений культуры и творческих сил. Например,16 театров ( ... отсутствия высокой культуры или возможностей приобщиться к ней эта массовая продукция низкого качества все же ...

Программа курса культурологии

Раздел 1. Культурология в системе современного научного знания

Тема 1.1. Культурология как наука

Культурология в системе социальных и гуманитарных наук. Междисциплинарные связи культурологии в изучении культуры как целостного явления. Предмет культурологии. Объект культурологии. Источники культурологического исследования. Структура и состав современного культурологического знания. Проблема различения социальных (социология, политология, культурная антропология, этнография) и гуманитарных (история, искусствоведение, филология, психология) наук. Разновидности культурологического знания: философия культуры, история культуры, социология культуры; теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований: эмпирический, компаративистский(сравнительно-аналитический),герменевтический, феноменологический, математическое моделирование.

Тема 1.2. Культурологические концепции

История процесса развития теоретических представлений, учений, концепций о культуре как целостном общественном явлении. Возникновение культурологии в эпоху европейского Просвещения.

Эволюционизм как направление культурно-исторической школы. Представление о единстве и многообразии форм культуры (Г. Спенсера, А. Моргана, Э. Тайлора,Д. Фрезера)

Диффузионизм и проблема культурных контактов (Ф. Ратцеля, Ф. Гребнера, В. Шмидта, Т. Хейердала).

Теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Социодинамика культуры в трудах П. А. Сорокина.

Деятельностный подход в культурологии (марксистская концепция культуры, дарвинистская концепция).

Историософская концепция К. Ясперса, А. Тойнби, Н. А. Бердяева.

Структурно-функциональный подход. Функциональная роль норм, мифов, правил (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Р. Барт, А. Ф. Лосев).

Функционализм в работах Т. Парсонса, Р. Мертона.

Постструктуралистские концепции культуры в работах М. Фуко, Ж. Деррида.

Семиотическая концепция культуры. Культура как текст в работах М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. Успенского, Т. Ван-Дейка, Г.- Х. Гадамера, В. Гумбольдта.

Символические концепции культуры. Э. Кассирер о культуре как о «символической Вселенной». Символ, знак, значение – категории культурологии. Язык культуры. Психоаналитические концепции культуры.

Взаимоотношения культуры и личности в трудах 3. Фрейда. Теория К. Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах в нем. Типы социальных характеров в трудах Э. Фромма.

Игровая концепция культуры. Смысл понятия игры в культуре народов. Игровые формы искусства. Работа И. Хейзинга «Homo ludens».

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... развития культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные проявления архаичной культуры. Раздел 3. Основные понятия культурологии. Тема 3.1. Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и ... познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями ...

Герменевтика как учение о субъективном и объективном в культуре. Герменевтический метод в культурологии (Х. Гадамер).

Гуманистические концепции культуры. Н. Рерих об энергетическом потенциале духовной культуры. А. Швейцер о «принципе благоговения перед жизнью». В. И. Вернадский о формировании ноосферы.

Проблемы кризиса культуры, личности, просвещения, техники, науки в западной культурологии вт. пол. ХХ века. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Человек и цивилизация в философии Г. Маркузе. Ю. Хабермас о «коммуникативном разуме». Проблемы культуры в американской культурной антропологии и этнопсихологии (М. Мид, Р. Бенедикт, М. Херсковиц).

Структурализм, психоанализ и лингвистика в современной французской культурологии: Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.Бодрийар. Теория деконструкции Ж. Деррида. Социология культуры П.Бурдье. Культурно-историческая школа «Анналов». Ф. Бродель о структурах повседневности. Футурологические концепции культуры. Э. Тоффлер об информационно-электронной цивилизации. Ф. Фукуяма о конце истории. Концепции Д. Билингтона, С. Хантингтона.

Раздел 2. Онтология культуры

Тема 2.1. Понятие культуры

Понятие культуры в языке и общественной мысли. Смысловая оппозиция понятий «природа» и «культура». Культура как результат грумминга (облагораживания природы, освобождения от «тварности», животности).

Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, знаки и символы.

Аксиологическое и внеценностное определение культуры. Индивидуально-уникальное и общепринятое в культуре. Культура повседневности. Вечные ценности и классика. Культура регионов. Специфика культур Севера и Юга, Запада и Востока. Соотношение культуры и цивилизации. Историческая типология культур. Ментальность как ядро типа культуры. Картина мира и образы культур. Понятие субъекта культуры. Понятие культурогенеза как части социогенеза. Язык культуры. Культурные коды. Аксиологическое поле культуры. Культура и личность. Понятия аккультурации, инкультурации и маргинализации.

Тема 2. 2. Структура культуры

Структурная целостность и многообразие форм культуры. Материальная и духовная культура. Массовая и элитарная. Мировая и национальная. Специфические и «серединные культуры». Локальные культуры. Понятия «контркультура» и «субкультура». Субкультуры: этнические, конфессиональные, возрастные, сословные. Культурные типы: дописьменный (традиционный), письменный, основанный на книжности как тексте и экранный (по новым способам сомоорганизации – компьютерные технологии, кино, видео, TV).

Градация по конфессиональному признаку: христианская, индо-буддистская, мусульманская, конфуцианско-даосистская, иудаистская.

Тема 2.3. Функции культуры

Полифункциональность культуры. Функции: деятельностная, аккумулятивная (информационно-познавательная), коммуникативная, аксиологическая, семиотическая, коммеморативная, социализации личности, эстетическая, дидактическая. Дисфункции и латентные функции. Неравномерность развития функций в истории культуры.

4 стр., 1955 слов

Краткая периодизация психического развития

... направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Достижения возраста в когнитивной сфере интеллектуализация психических процессов, их осознание развитие произвольности познавательных процессов формирование ... жизнь ребенка находится в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Источник кризиса: несоответствие нового личностного образования - позиции школьника - ...

Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности. Культура как традиция. Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Роль культуры в условиях модернизации общества, демократических реформ, расширения контактов между народами. Модели культурной политики: федеральный и региональный аспекты. Культура и глобальные проблемы современности.

Тема 2.4. Закономерности исторического развития культуры

Зависимость трактовки истории культуры от понимания ее сущности и структуры. Признание и отрицание единства культуры человечества в истории культурологической мысли. Значение системного подхода и синергетической теории для современного понимания истории культуры.

Хроноструктура процесса развития культуры. Типы исторической хронологии: линейный, циклический, спиралевидный. Закон взаимодействия внешних и внутренних факторов. Закон изменчивости и стабильности. Закон преемственности культур. Закон единства и многообразия культур. Основные этапы истории культуры и

закономерности перехода от одного ее исторического типа к другому. Неравномерность развития культуры в разных регионах и странах. Влияние сословной и классовой неоднородности общества на содержание и динамику культуры.

Соотношение этнической общности и человеческой индивидуальности в жизни и развитии культуры. Нация и личность как культурные образования. Диалектика социального, национального и индивидуального в реальном бытии и истории культуры.

Раздел 3. Морфология культуры

Тема 3.1. Миф как универсальная культурная форма

Особенности мифологического сознания. Миф как ранняя синкретичная культурная форма. Отношения: миф и религия, миф и наука, миф и искусство. Развитие мифологического компонента в истории культуры. Анимизм, фетишизм, ритуализм, тотемизм как эпифеномены мифологического сознания. Миф в обыденном сознании. Мифология постмодерна.

Мистическая сопричастность как основа мифологического сознания. Мистика как социокультурный феномен. История мистического опыта. Символизм в культуре. Роль символики в мифологии Древней Индии, Египта, Древней Греции, Месопотамии. Роль символа в религии. Символика сказок.

Тема 3.2. Религия как феномен культуры

Научная, обыденная и богооткровенная интерпретации религии. Культурообразующая функция религии. Религиозность в науке, искусстве, морали, философии, политическом сознании. Особенности религиозного мышления. Его роль в становлении типов культурной ментальности. Теистические модели мира. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Своеобразие развития культуры в религиозном дискурсе. Художественная практика религиозной культуры.

Проблема человека в религиозном дискурсе. Религиозная догматика свободы, греха и искупления. Роль библейской мифологии в становлении проблематики человека в философии культуры. Эсхатология как учение о смыслах и пределах земного существования, об исторической предопределенности. Сотериология (учение о спасении) в системе религии.

10 стр., 4868 слов

Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени

... разделение мира). Переход от феодального способа производства к капиталистическому. Характерной чертой Новой истории явилось развитие колониальной экспансии и создание колониальной системы. Новое время для Беларуси и ... и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. В XVIII в. большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер (1708―1777 ...

Тема 3.3. Наука в системе культуры

Общее и различное между религиозным и научным способами миропонимания. Своеобразие научной картины мира. Типы и стадии становления научной картины мира: натурфилософская (понятия геоцентризма и гелиоцентризма), схоластическая, механистическая, рационалистическая, статистическая, системная, диатропическая. Основные принципы научного мировидения: объективность, причинность, рациональность, воспроизводимость, теоретичность, системность, критичность. Философия как культура ума. Типы философских концепций. Понятия «просвещение» и «Просвещение». «Расколдовывание» мира по М. Веберу.

Современная наука как фактор угрозы гибели культуры. Особенности техногенной цивилизации. Экологическая проблематика в культурологии.

Тема 3.4. Искусство как феномен культуры

Искусство как подсистема культуры. Гипотезы генезиса искусства. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как духовный мир человека. Функции искусства. Аксиологический дискурс искусства. Семиотический подход к искусству. Искусство как язык особого рода. Знаки в искусстве. Язык искусства ХХ века. Понятия текста, интертекста, гипертекста. Массовая культура и искусство. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры.

Стилистика искусства. Основные стили и направления.

Психологический дискурс искусства. Роль личностного начала в искусстве.

Раздел 4. Проблемы современной культуры

Тема 4.1. Культура и цивилизация

Культура и цивилизация. Понятие цивилизации как предметного тела культуры. Теория «отчуждения» Ж.-Ж. Руссо. Столкновение цивилизаций. Теория культурных разломов. Концепции: эгалитаризм, европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм, панисламизм, партикуляризм, универсализм. Причины кризиса цивилизации в к. ХХ века, резервы развития и императивы выживания. Перспективы формирования мировой цивилизации — глобального информационного, экономического, правового пространства.

Цивилизационные опасности для развития культуры в современности: экологический кризис, перенаселенность, новые болезни, терроризм, углубление экономического неравенства.

Тема 4.2. Этническая проблематика в культурологии

Понятия «этнос», «нация», «этническая группа». Признаки этнической группы: происхождение, антропологические особенности, язык, религия, система традиций, норм и ценностей, фольклор, художественное творчество, кухня, чувство общей исторической судьбы, этническая самоидентификация.

Этногенез. Ассимиляция и диссимиляция. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Понятие пассионарности. Признаки нации: общность языка, территории, политической и экономической систем, самосознания культурного типа.

Проблемы межнациональных отношений. Национализм. Патриотизм. Интернационализм. Общечеловеческие ценности.

Неоднородность развития культуры в XX веке: противостояние европейского Запада и азиатского Востока, особенности сибирского Севера и африканского Юга. Типы ментальностей народов мира. Влияние географического, исторического, экономического факторов на развитие того или иного культурно-исторического типа. Влияние демократических и тоталитаристских социальных систем на культуру. Культура повседневности: мода, кухня, традиции народов мира. Возможность диалога между культурными типами.

6 стр., 2764 слов

Тарасов Г. — О психологии искусства (Вопросы психологии)

... этим словосочетанием — вот в чем вопрос. Каковы же основы союза психологии и искусства, способные сообщить внутренним законам каждой из этих областей культуры встречное движение и даже побудить ... и показывает по преимуществу художник, писатель» [12; 159]. Психология искусства не может уйти от решения кардинальных вопросов познания психического как процесса. Вместе с тем уровень развития ...

Место России в мультикультурном историческом процессе.

Тема 4.3. Культура человечества в XX веке

Два этапа истории культуры в XX веке: переход от модернизма к постмодернизму. Проблема отношения современной культуры к классическому наследию — смена его тотального отрицания диалогом. Изменения взаимоотношения массовой и элитарной культур. Изменения соотношения естественнонаучной и гуманитарной ориентации культуры.

Диалог как универсальный способ разрешения социальных и идеологических противоречий. Процессы вестернизации в культурах неевропейских регионов. Ориенталистские тенденции на Западе. Развитие средств массовой коммуникации и духовное сближение народов планеты. Формирование планетарного мышления и общечеловеческих ценностей.

Тема 4.4. Проблема развития личности в культурном пространстве

Специфика культурологического подхода к осмыслению личностного аспекта культурного развития. Человек как причина, цель и действующее лицо в истории. Философская антропология об «открытости» человека, соотношении в нем биологического, социального и божественного начал (Платон, Вл. Соловьёв, М. Шелер, А. Гелен, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм).

П. Т. де Шарден о «феномене человека». Необходимость, свобода и ответственность как факторы деятельности человека в истории. Филогенез и онтогенез. Роль гендерного аспекта в культурном развитии. Феномен феминизма. Социальные ориентиры и характеристики деятельности человека. Роль орудийной деятельности в истории культуры. Труд, познание, общение, выработка целей и ценностей. Роль ценностного компонента в духовной жизни. Динамика аксиологических концептов в истории развития культуры. Принципы классифицирования ценностей. Универсальное и специфическое в природе ценностей. Проблема соотношения ценности и мотивации личности. Творчество как способ личностной самореализации и инкультурации. Роль личностно-психологического фактора в развитии культуры. Проблема соотношения личностного культурного пространства с господствующим типом культуры. Влияние техногенной цивилизации на роль личности в культуре. Человек эпохи постмодерна в ситуации «заброшенности» (по М. Хайдеггеру)

Самостоятельная работа (оформляется письменно)

Тема 1. Основные культурологические концепции

1. Теория культурно-исторических типов О. Шпенглера.

10 стр., 4721 слов

Древнегреческая натуРФилософия. Вопрос 1 философия милетцев, ...

... политическим и эзотерическим. Главное у Пифагора –открытие числовых пропорций как сущностей мира. Философия Пифагора строится вокруг понятий:Космоса,числаигармонии. Всё в мире проявляется через число (онтологическая ... есть материальная основа всех вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ответа без ссылки на ...

Шпенглер О. Закат Европы. М., 2003.

Культурология ХХ век. Антология. М., 1995.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

2. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Культурология ХХ век. Антология. М., 1995.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

3. Концепция социологии культуры П. А. Сорокина.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П. Кризис нашего времени. М., 1992.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

4. Символические концепции в культурологии.

Юнг. К. Г. Человек и его символы. М., 1995.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1981.

Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы //Культурология: ХХ век. М., 1995.

Голан А. Миф и символ. М., 1994.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1994.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

5. Психоаналитическая версия культурогенеза З. Фрейда

Фрейд. З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1994.

Фрейд З. Моисей и монотеистическая религия. М., 1990.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

6. Историософская теория культуры К. Ясперса.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Мень А. К проблематике «осевого времени» // Народы Азии и Африки. 1990. – № 1.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

7. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга

Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Гадамер Г.-Х. Истина и метод. М., 1988. – С. 147-156.

Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы) // ОНС – 1995 №1.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

8. Социологическая теория культуры М. Вебера

Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре //

М. Вебер. Избр. произведения. М., 1990.

Дробышева Е. Э. Вопросы теории культуры. Владивосток, 2002.

9. Семиотическая теория культуры.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

6 стр., 2991 слов

Основные положения концепции культуры и психологии искусства ...

... ясно, что для психоанализа было естественно попытаться применить свой метод к толкованию вопросов искусства. До сих пор психоанализ имел дело с двумя главными факторами проявления ... на особенности его сексуальной ориентации, трансформируются в особенностях художественного творчества. «Современная культура не допускает сексуальность как самостоятельный источник наслаждения и склонна терпеть ее только ...

Ван-Дейк Т. Язык познания. Коммуникация. М., 1989.

Гумбольдт В. Философия и язык культуры. М., 1986.

Лотман Ю. М. О семиосфере. Семиотика культуры. М., 1989.

Лотман Ю. М. О семиотическом механизме культуры. Избранные статьи.

Таллинн, 1993.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб., 2002.

Успенский Г. Избранные труды. М., 1994.

Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Тема 2. Ранние формы культуры

1. Анимизм.

2. Фетишизм.

3. Тотемизм.

4. Ритуализм.

5. Табу.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Арсеньев В. Ф. Звери. Боги. Люди. М., 1991.

Тэнасе Э. Культура и религия. М., 1989.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 2003.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2003.

Тема 3. Миф как форма культуры

1. Миф как способ миропонимания.

2. Классификация мифов.

3. Национальные мифологии.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 2003.

Кун Т. Мифы и легенды Древней Греции и Рима. Владивосток, 1991.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М., 1990.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Раджабов У. А. От мифов к современным космологическим концепциям //

Философские науки. — 1991. — № 7.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Дробышева Е. Э. Мифологические сюжеты в искусстве. Владивосток, 2003.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2003.

Тема 4. Восток – Запад

1. Религиозная составляющая западного и восточного типов культуры.

2. Россия на пересечении двух типов ментальности.

3. Особенности художественной культуры Запада и Востока (на примере

архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, театра, кинематографа)

4. Возможен ли диалог культур?

Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2003.

Поликарпов В. С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1980.

Конрад Н. Запад и Восток. М., 1966.

Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М., 1977.

Основы религиоведения. М., 1983.

7 стр., 3059 слов

Интегральная гуманитарная теория: концептуализация соединения ...

... трансформаций). В трактовке «культура как текст» культурология соединяется с психолингвистикой, лингвистической философией и филологией. Однако и культура как мир смыслов, и культура как мир текстов ... и философских составляющих. Наряду с проблемой критериев цивилизационного прогресса возникает вопрос о том, какие характеристики человека могут способствовать изменению направления развития ...

История религий. М., 1991.

Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга, 1994.

Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995.

Шастин С. Рим и Константинополь: две концепции жизнеустройства // Человек. – 2002 — № 4.

Цыганков А. П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. – 2002. — № 8.

Арутюнян А. А. Россия и Ренессанс // ОНС. – 2001 — № 3.

Давыдов А. П. Проблема медиации в европейской культуре: Запад и

Россия // ОНС. – 2001 — № 2.

Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. — № 5.

Бестужев-Лада И. В. Диалог между религиями: возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии. – 2001. — № 4.

Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1992 – №6.

Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1995 – №6.

Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987.

Тема 5. Искусство как феномен культуры

1. Возникновение искусства. Его ранние формы.

2. Виды искусства: архитектура, живопись, литература, театр, кинематограф.

3. Основные стили в искусстве.

Власов В. Г. Стили в искусстве / Словарь. СПб., 1995.

Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

Дробышева Е. Э. История развития мировой культуры. Владивосток, 2001.

Дробышева Е. Э. Мифологические сюжеты в искусстве. Владивосток, 2003.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 2000.

Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола) // Вопросы философии — 1996 – № 2.

Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

История зарубежного искусства. М., 1983.

История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение М., 1982.

Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Человек, 1997 – №№ 5-6.

Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. М., 1995.

Чернецова Е. М. Искусство. Словарь-справочник. М., 2002.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

Тема 6. Религия как феномен культуры

1. Язычество как форма религии.

2. Мировые религии.

3. Религиозное искусство.

4. Библейская мифология.

5. Нравственная проблематика в Библии.

Библия. Любое издание.

Коран. Любое издание.

Лаоцзы. Обрести себя в дао. М., 1999.

Библейская энциклопедия. М., 2002.

Деменков В. Феномен соляного столба // Чудеса и приключения. — 2000. — № 11.

Апостолос-Кападона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2003.

Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ф. Ницше. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. М., 1990.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1992.

Религии мира. Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Москва, 2000.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Разгадка происхождения христианства. Светская версия. М., 2002.

Мертц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.

Тема 7. Наука как феномен культуры

1. Античная наука.

2. Схоластика. Возникновение университетов.

3. Эпоха Просвещения.

4. Место науки в современной культуре.

Баландин Р. Миф о ноосфере и правда о Духе Земли // Чудеса и приключения. — 1999. — № 10.

Сафронов Ю. Миниатюры о мистике чисел // Чудеса и приключения. — 2000 – № 4.

Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1987.

Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. М., 1995.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.

Антология мировой философии. Т.1, ч.1. М., 1969.

Боннар А. Греческая цивилизация от Антигоны до Сократа. М., 1959.

Виппер Д., Реверсов К., Грачевский Ю. История Нового времени. М., 1995.

Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Захаров М., Ляхович Ю. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

Чешков М. А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии, 1995 – №4.

Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. — 1996 – №11.

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М., 1992.

Антология мировой философии. Т.3. М., 1971.

Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Тема 8. Постмодерн. Проблемы современной культуры

1. Понятие постмодерна как культурной эпохи.

2. Кризис культуры и цивилизации на рубеже тысячелетий (экологические проблемы, техногенные катастрофы).

3. Особенности постмодернистского искусства (на примере живописи, архитектуры, музыки, кинематографа, телевидения).

4. Проблема массовой культуры.

5. Субкультура и контркультура.

Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 1993. — № 3.

Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //

Вопросы философии. – 1996. — № 11.

Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. – 1995. № 10.

Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Разлогов К. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. – 2001. — № 8.

Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.

Размышления о технике // Вопросы философии. — 1993 – № 10.

Западная философия ХХ века. М., 1994

Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. В кн.: Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Шестаков. Мифология ХХ века. М., 1988.

Молчанов. Массовая мистификация: поп-культура и суеверия. Л., 1987.

Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. — 1999 – № 4.

Чешков М. А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. — 1995 – № 4.

Постмодернизм и культура (материалы круглого стола) // Вопросы философии. — 1993 – № 3.

Трубина Е. Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»? // Вопросы философии. — 1993 – № 3.

Калугина Т. Современная культура: музей или мумия? // Человек. — 1994 – № 2.

Калугина Т. Постмодернизм – искусство для народа? // Человек. — 1996 –№ 3.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1969.

Этинген Ю. Кожа // Человек. — 2002. — № 4.

Рекомендуемая литература к курсу

Учебные пособия и учебники

  1. Багновская Н. М. Культурология. М., 2004.
  2. Белик А. А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособ. М., 1998.
  3. Введение в культурологию. Под ред. Е. В. Попова. М., 1995
  4. Викторов В. В. Культурология: Учеб. пособ. М., 2002.
  5. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток. Краткий конспект в таблицах и схемах. М., 1999.
  6. Грушевицкая Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособ. М., 2001.
  7. Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособ. М., 2003.
  8. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.
  9. Драч Г. В. Культурология в вопросах и ответах. Р.-на-Д., 2003.
  10. Ерасов B. C. Социальная культурология. М., 1996.
  11. Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. Учеб. пособ. М., 1999.
  12. История и культурология: Учеб. пособ. Под ред Н. В. Шишовой. М., 2000.
  13. История мировой культуры (мировых цивилизаций).

    Р.-на-Д., 2002.

  14. Кармин А. С. Культурология. СПб., 2003.
  15. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2004.
  16. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб., 1997.
  17. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: М., 1998.
  18. Кирамова К. И. Культурология в вопросах и ответах. М., 2004.
  19. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа от античности до ХХ века. М., 2002.
  20. Кононенко В. И. Основы культурологии: Курс лекций. М., 2002.
  21. Круглова Л. К. Основы культурологии. СПб., 1995.
  22. Культурология / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2003.
  23. Культурология. Курс лекций. Под ред. Радугина А. А. М.,1997.
  24. Культурология. XX век. Антология. М., 1990.
  25. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 2004.
  26. Культурология: Учеб. пособ. для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1995.
  27. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособ. Ростов-на-Дону, 1999.
  28. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособ. для вузов. М., 1995.
  29. Культура и культурология: Словарь / Сост и ред. А. И. Кравченко. – М.; Екатеринбург, 2003.
  30. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003.
  31. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. Под ред Б. А. Эренгросс. – М., 2001.
  32. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  33. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
  34. Платонова Э. Е. Культурология: Учеб. пособ. М., 2003.
  35. Розин В. М. Культурология. М., 2004.
  36. Силичев Д. А. Культурология. М., 2003.
  37. Трифонова Г. А. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособ. Владивосток, 1999.
  38. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. – М.; Екатеринбург, 2002.
  39. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособ. / Под. ред. Радугина А. А. –М., 1998.
  40. Шаповалов А. И. Культурология. М., 2004.

Справочная литература

  1. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. М., Екатеринбург, 2003.
  2. Культура и культурология / Словарь под ред. А. И. Кравченко. М.; Екатеринбург, 2003.
  3. Культурология: Хрестоматия для вузов / Под ред. А. И. Кравченко. М., 2003.
  4. Философский энциклопедический словарь, любое издание.
  5. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 2003.
  6. Человек и общество. Словарь — справочник. Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995.
  8. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.
  9. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
  10. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999.
  11. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 2002.

Проверочные вопросы

  1. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности. Определение понятия «культура».
  2. Элитарная и массовая культура.
  3. Культурология как наука. Предмет культурологии.
  4. Современные концепции развития культуры и цивилизации (О.Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Ф. Ницше, К. Юнг, З. Фрейд, Х. Ортега-и-Гассет).
  5. Противостояние «Восток — Запад»: социокультурный аспект.
  6. Миф как форма культуры.
  7. Магическое мышление, идолопоклонство, ритуализм в архаичных культурах. Современные пережитки.
  8. Искусство как феномен культуры. Особенности первобытного искусства.
  9. Древнейшие цивилизации (египетская, шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская, древнеиранская, древнекитайская, древнеиндийская).
  10. Понятия: «пантеизм», «политеизм» и «монотеизм».
  11. Античность как колыбель европейской цивилизации и культуры.
  12. Наука как феномен культуры. Зарождение научного знания.
  13. Телесность античной культуры: скульптура, архитектура, театр, Олимпийский игры.
  14. Зарождение и особенности христианства как нового типа религии и культуры.
  1. Противостояние язычества и христианства.
  1. Феномен средневекового сознания.
  2. Особенности развития искусства в средневековую эпоху. Место искусства в религиозной системе.
  3. Понятие Ренессанса. Этапы эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная основа культуры Возрождения. Персоналии эпохи.
  4. Феномен инквизиции.
  5. Реформация, ее представители, причины и последствия.
  6. Характеристика основных течений в христианстве.
  7. Исламский мир культуры: особенности развития, традиции, основные черты искусства в мусульманском мире.
  8. Буддизм как древнейшая этико-религиозная система.
  9. Место конфуцианства и даосизма в азиатских культурах.
  10. Общая характеристика эпохи Просвещения. Представители.
  11. Основные стили европейского искусства.
  12. Россия на стыке двух культурно-исторических типов.
  13. «Русская идея»: этапы формирования, основные теории.
  14. Роль искусства в системе русской культуры, его мессианский характер.
  15. Славянские корни русской культуры. Современные языческие пережитки.
  16. Эпоха модерна в истории европейской культуры. Основные стили.
  17. Постмодерн: характеристика эпохи, основные направления в развитии культуры.
  18. Личность как центр культурного процесса.

Итоговый тест

  1. Что означает лат. слово cultura: а) очеловечивание, б) обработка, возделывание, в) украшение, г) всё перечисленное?
  2. К какому понятию относится следующее определение: «разнообразные суеверные действия человека с целью оказания влияния на материальный предмет, явление или человека сверхъестественным образом»: а)фетишизм, б) оккультизм, в) религия, г) магия, д) язычество?
  3. Кто из мыслителей выделял «аполлоновское» и «дионисийское» начала в художественном творчестве: а) Шопенгауэр, б) Гегель, в) Кант, г) Ницше?
  4. Какие религии относятся к мировым: а) зороастризм, синтоизм, даосизм, б) буддизм, христианство, индуизм, в) иудаизм, конфуцианство, мусульманство, г) буддизм, христианство, ислам?
  5. Что изучает семиотика: а) различные типы национальных культур; б) знаковые системы; в) национальные языки?
  6. О чем речь: «нерасчлененность, слитность искусства, мифологии и религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры»: а) анимизм, б) фетишизм, в) синкретизм, г) тотемизм?
  7. Что такое цивилизация: а) уровень общественного развития; б) ступень развития, следующая за варварством; в) предметное тело культуры; г) все определения используются в зависимости от контекста и позиции автора.
  8. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении животному или растению: а) анимизм, б) тотемизм, в) фетишизм, г) магия?
  9. Что означает греческий термин «калокагатия»: а) гармония внешнего и внутреннего, б) эмоциональность, в) рациональность?
  10. Что такое архетип: а) типы архаичной культуры, б) прообразы коллективного бессознательного в концепции Юнга, в) типы мыслительных процессов?
  11. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа это: а) аккультурация, б) антропоморфизм, в) антропоцентризм, г) антропосоциогенез?
  12. Какой исторический период К. Ясперс назвал «осевым временем», в которое произошел «самый резкий поворот в истории»: а) VIII-II вв. до н.э., б) I-X вв. н.э., в)V в. до н.э. – V в. н.э.?
  13. Что означает в переводе греческое слово, то которого получила название этнография: а) народ, б) сообщество, в) быт?
  14. Автор концепции пассионарности: а) Тойнби, б) Ницше, в) Гумилёв?
  15. Ранняя форма религии, поклонение неодушевленным предметам: а) анимизм, б) фетишизм, в) тотемизм, г) магия?
  16. Анимизм – это: а) поклонение неодушевленным предметам, б) обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы, в) вера в духов и души, наполняющих мир одушевленных и неодушевленных предметов?
  17. Политеизм – это: а) присутствие Бога во всем, б) многобожие, в) отрицание Бога?
  18. Религия, распространенная в древности на территории Ближнего Востока, священные тексты которой собраны в «Авесте», центральной стихией является огонь, а мировой процесс – борьба добра и зла – это: а) даосизм, б) синтоизм, в) зороастризм, г) ислам?
  19. Обряд посвящения человека в новое качество – это: а) антропогенез, б) инициация, в) презентация.
  20. Форма религии, в которой боги имеют зооантропоморфный вид: а) монотеизм, б) политеизм, в) зоолатрия.
  21. Вера в единого Бога – это: а) политеизм, б) пантеизм, в) монотеизм?
  22. «Аполлоновский» тип культуры основан на: а) рациональности, б) чувственности?
  23. Хронологические рамки эпохи Возрождения: а) XIV-XVI вв., б) к. XIII-н. XVII вв., в) XIII-XV вв.?
  24. Жизненная установка на получение удовольствия от жизни как ее смыслополагание – это: а) гедонизм, б) эстетизм, в) аскетизм?
  25. Для какого типа культуры характерны следующие черты: монументальность сооружений, каноничность художественного творчества, протест против конечности земного существования как центральная идея: а) средневековой европейской, б) античной, в) древнеегипетской?
  26. Для какого типа культуры характерны черты: доминирование религии в иерархии культуры, традиционализм, символизм, дидактизм: а) средневековой европейской, б) древнерусской, в) европейского Нового времени?
  27. Для какого типа культуры характерны черты: обращение к культурному наследию античности, гуманизм, подъем творческой активности, интерес к личности художника, расцвет светской культуры: а) древнекитайской, б) древнеегипетской, в) возрожденческой?
  28. Западноевропейский стиль в искусстве XII-XIV вв., характеризующийся культовой направленностью, господством линий, вертикальной устремленностью, композиционной связью архитектуры и скульптуры – это: а) барокко, б) готика, в) романтизм?
  29. Комплекс черт, характеризующих личностный или культурно-исторический тип – это: а) менталитет, б) стиль, в) харизма?
  30. Явления в культуре, характеризуемые упадническими, эсхатологичными настроениями, господством мистики – это: а) позитивизм, б) рационализм, в) декадентство?
  31. Эпоха, характеризуемая: господством разума, поисками путей установления общественного блага, стремлением к распространению образования – это: а) Реформация, б) Просвещение, в) Ренессанс?
  32. Сциентизм – это: а) абсолютизация роли науки в обществе, б) философское направление, признающее прерогативу разума, в) форма первобытных религиозных верований?
  33. Кто из просветителей сформулировал идею «отчуждения», превращения результатов деятельности человека во враждебную ему силу: а) Ломоносов, б) Монтень, в) Руссо?
  34. Кто из просветителей и где организовал издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»: а) Кант в Германии, б) Дидро во Франции, в) Радищев в России?
  35. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы и символику – это: а) нумизматика, б) топография, в) геральдика?
  36. Мифы о происхождении Земли и устройстве Космоса называются: а) космогонические, б) теогонические, в) антропогонические?
  37. Мировоззрения, полагающее центром мира Бога – это: а) гелиоцентризм, б) геоцентризм, в) теоцентризм?
  38. Табу – это: а) ритуальный запрет, б) установление, закон, в) обряд посвящения?
  39. Направление в философской и общественной мысли, занимающееся вопросами соотношения человека и Космоса, пределов разумного вмешательства человека в природу – это: а) схоластика, б) космизм, в) экзистенциализм?
  40. Художественные стили экспрессионизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм относятся к эпохе: а) модерна, б) постмодерна, в) средних веков?
  41. Философия космизма для обозначения сферы разума, мыследеятельности использовала термин: а) Абсолют, б) ноосфера, в) астрал?
  42. Стиль в искусстве, возникший в Италии в XVII в. и характеризуемый пышностью форм, мифологичностью сюжетов, богатым декором, – это: а) романский, б) готика, в) барокко?
  43. Основные течения в исламе – это: а) хинаяна и махаяна, б) суннизм и шиизм, в) кальвинизм и лютеранство?
  44. Древнеиндийские религиозно-философские тексты – это: а) Веды, б) Авеста, в) Коран?
  45. Буддистский закон причинно-следственной связи и воздаяния в судьбе человека – это: а) сутра, б) карма, в) сансара?
  46. Религия, запрещающая изображение Бога: а) индуизм, б) джайнизм, в) ислам?
  47. Судебный орган в католицизме: а) инквизиция, б) схизма, в) целибат?
  48. Идеология мирового гражданства – это: а) пантеизм, б) космополитизм, в) толерантность?
  49. Китайский вариант буддизма – это: а) чань-буддизм, в) дзен-буддизм, в) ламаизм?
  50. «Три кита» духовной жизни Китая – это: а) синтоизм, джайнизм и даосизм, б) индуизм, буддизм и ламаизм, в) даосизм, конфуцианство и буддизм?
  51. Как соотносятся понятия «искусство» и «художественная культура»? – а) первое шире второго; б) второе включает в себя первое; в) они тождественны.
  52. Сакральность – это: а) мистицизм; б) вероотступничество; в) святость.
  53. Такие культурные феномены как: движение хиппи, панк-культура, движение скинхедов – это: а) национальная культура; б) контркультура; в) элитарная культура.
  54. Такие культурные феномены как: сельская культура, молодежная культура, армейская культура – это: а) субкультура; б) массовая культура; в) элитарная культура,
  55. Сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности – это: а) религия; б) мораль; в) наука.
  56. Составная часть духовной культуры человечества, специфический род освоения действительности посредством реализации творческих способностей, отражение мира в форме художественных образов – это: а) искусство; б) наука; в) религия.
  57. Маргинальность – это: а) гармоническое сочетание разных типов ментальности в жизни человека; б) пограничное положение индивида между различными социально-культурными группами, приводящее к деструкции личности.
  58. Что обозначает греческий термин «катарсис»: а) очищение через сострадание и страх; б) система норм, правил, господствующих в художественном направлении; в) гармония внешнего и внутреннего состояния человека?
  59. Аккультурация – это: а) процесс взаимовлияния культур; б) процесс освоения индивидом основных черт менталитета своего культурного сообщества; в) пограничное положение личности на грани двух различных культур.
  60. Крылатое выражение «Сogito ergo sum» принадлежит: а) Аристотелю; б) Рене Декарту; в) Фрэнсису Бэкону; г) Уильяму Шекспиру.

Материалы по культурологии в Интернете

http://yankos.chat.ru/gum.html

http://kulturolog.narod.ru/frame.htm

http://www.philosophy.ru/library/catalog.html

16