Ананьев Борис Герасимович — отеч.психолог, предложивший систему человекознания. Также осуществлял исследования в области психологии восприятия, общения, психологии личности.
Анохин Петр Кузьмич – физиолог, психолог. Разработал теорию функциональных систем, сформулировал понятие сестемогенеза как общей закономерности эволюции.
Бернштейн Николай Александрович – психофизиолог. Создал концепцию физиологии активности; изучал проблемы движения и передачи нервного импульса, работал в период ВОВ.
Бехтерев Владимир Михайлович – невропатолог, психиатр, физиолог. Создал первую в России лабораторию эксперемент.психологии, автор теории рефлексологии. Изучал строение и функции НС.
Блонский Павел Петрович – психолог, философ, педагог. Ряд исслед.по педологии и возрастной психологии, выступал за комплексный подход к изучению ребенка, сформул.генетическую теорию памяти
Божович Лидия Ильинична – психолог. Ученица Выготского. Основн.исслед – детская и возрастная психология, динамика развития ребенка, развитие личности и форм мотивации, самооценки.
Брушлинский Андрей Владимирович – ученик Рубинштейна, интерес.-психология субъекта, лисности, мышления, истории психологии, разраб.концептуально-генетический подход к исслед.человека.
Венгер Леонид Абрамович – детский психолог, ученик Запорожца, разработал теорию развития и восприятия ребенка, теор.разв.способностей
Выготский Лев Семенович – (1896-1934) занимался психологией мышления и речи, исслед.значения словесного знака, проблемы обучения; оздатель культ.–истор.концепции развития высших психических функций
Гальперин Петр Яковлевич – разра.теорию происхождения психич.процессов, теорию инстинктов, занимался психологией внимания, мышления, сознания.
Давыдов Василий Васильевич – продолжал традиции культ-истор.теор., теор.деят.подхода, психолог и педагог, работал над проблемами обучения
Занков Лев Владимирович – педагог, психолог, исслед.проблемы памяти, фундамент.исслед.в обл.педагогики, обучения детей, дифференциальной психологии, мышления.
Запорожец Александр Владимирович – ученик Выготского и Лурии. Проблемы возникнов.психики в филогенезе, вознакнов.и развит.произв.движений, проблемы десткого развития, разраб.теорию эмоций
Проблемы развития произвольного внимания в дошкольном и младшем ...
... nbsp; Теоретические обоснования проблемы развития произвольного ... 32. с.75] Всвоих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что вниманиеесть особый вид ...
Зейгарник Блюма Вульфовна – психолог, создатель нейро и патопсихологии МГУ. Изучала проблемы патологии психики при душевных заболеваниях, создатель эксперимент.патопсихологии.
Зинченко Петр Иванович – изуч.проблемы памяти (непроизвольное запоминание), место памяти в различной деятельности, исслед.динамику забывания и воспроизведения знаний итд
Каптерев Петр Федорович – педагог-псих., разраб.проблемы общего образов., выдвинул идею автономности образовательного процесса от гос-ва и церкви, выделил призн. правильного метода обучения
Кудрявцев Товий Владимирович — спец.в обл.психологии обучения, мышления и труда, проф.становления лисности, изучал психологию технического мышления.
Ланге Николай Николаевич – исслед.внимание, создал моторную теорию внимания, теорию воли, выделил ряд стадий психики по уровню развития НС, автор «деят.созн.личность».
Леонтьев Алексей Николаевич – исслед.в обл.развития психики животных и человека, один из авторов культ-истор.концепции, исслед.в обл.зоопсихологии, психолог.искусства, деят., труда, сознания, восприят.
Лурия Александр Романович – изучал проблемы развития ребенка, влияния наследственности, теория организац.высших нервных функций, занамался исторической психологией.
Макаренко Антон Семенович – педагог, писатель, осуществл.опыт массового перевоспитания детей, вклад в теорию и практику коммунистического воспитания
Мерлин Вольф Соломонович – исслед.в обл.дифференц. псих., психофизиологии, изучал рефлекторные механизмы, созд. Концепуии интегральной индивидуальности (ключ.место – индивид.стиль деят)
Мясищев Владимир Михайлович – психолог. Неврапатолог, психотерапевт, разраб.концепцию отношений личности – научное воплощение марксистких представлений о человеке.
Павлов Иван Петрович – физиолог, автор выдаюихся трудов по иннервации сердца и секреторной деятельности желез
Петровский Артур Владимирович – изуч.психологию личности, историю психологии, педагогич.психолог., спец.по теории марксисткой психологии
Платонов Константин Константинович – исслед.в области психологии труда, особенно – авиац.психолог.(навые методы анализа деят.летчика).
Рубинштейн Сергей Леонидович – теория и методология общ.психологии, педагогич.психолог., псих.мышлен.,истор.псих.,псих.эмоций. «основы общей психологии»
Смирнов Анатолий Александрович – автор работ по общей и педагогической психологии, обнаруж.связь между произвольным и непроизвольным запоминанием, заним.психологией памяти и мышления
Теплов Борис Михайлович – исслед.в области психологии восприятия, дифференц.психологии, истории психологии.
Узнадзе Дмитрий Николаевич – труды по психологии мышления, речи, восприятия, создал теорию установки, изучал законы смены установок, также изуч.язык, речь, понимание.
Ухтомский Алексей Алексеевич – физиолог, создатель учения о доминанте (стойкий очаг возбуждения) – основной принцип деят.НС, объясняющий аспекты поведения
Челпанов Георгий Иванович – работы по психологии восприятия, эксперимент.психолог.,критиковал марксизм.
4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв
... ставшие предметом исследования многих известных психологов - В.Штерна, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, П. П. Блонского и др. Одной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ... новыми функциями, ведет к образованию нового геш-тальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что такое переструктурирование ...
Эльконин Даниил Борисович – концепц.периодизации психич.развития в онтогенезе, теория игры, исслед. Личности ребенка, вопросы обучения и воспитания
Ярошевский Михаил Григорьевич – истор.псих., психолигвистика, теория и методология психологии
Аткинсон Джон – американский психолог, внес вклад в психологию мотивации, занимался компьютерным моделированием задач по измерению мотивации
Адлер Альфред – австрийск. Психол., 1 из ведущих деятелей психоаналит. направления, учений Фрейда, основатель индивидуальной психологии, оказал влиян.на гуманистич.психологию; детск, клинич.пс.
Айзенк Ханс Юрген – английский психолог, один из лидеров биологического направления в псих,создатель факторной теории личности, один из авторов теории неврозов
Амтхауэр Рудольф – немецкий психолог, спец.в обл.прикладной псих., профессиональной диагностики, анализировал структуру интеллекта и ее связь с профессион.деят
Берн Эрик – канадский психолог, занимался психоанализом, групповой психотерапией; создатель трансактного анализа
Бине Альфред – французский психолог, один из основтелей тестологии, создавал тесты уровня умственного развития детей, проводил исслед.в обл.психологии мышления, памяти, внимания
Брунер Джером – американский психолог и педагог, крепн.спец. в обл. когнитивной психологии; обосновал теорию перцептивных гипотез.
Бюлер Карл – немецко-автрийский психолог, разрабатывал методики эксперимент.изучения мышления, проблемы развития детской психики, теория трех стадий развития – инстинкт, навык, интеллект
Вебер Эрнст – немецкий анатом и физиолог, один из основопол. Научной психологии, внесший в нее идею измерения; исслед.эффект температурной адаптации и кожной чувствительности
Векслер Давид – американский психолог, психодиагност, психиатр, создатель тестов интеллекта для взрослых и детей,
Вертгеймер Макс – немецкий гештальтпсихолог, один из основателе этого напр.,
Вундт Вильгельм – нем. Псих., физиолог,, создатель первой экспериментально-психологической лаборатории, основатель школы психологии сознания (выделял простейш. Эл-ты созн. (ощущения и элементарные чувства)
Джеймс Уильям – американский психолог, философ, один из основопол. Американского функционализма; не являясь экспериментаторов, выдвинул много важных новых идей в обл.психологии
Дильтей Вильгельм – немецкий психолог,философ. Сформулировал идею, что существует не одна психологическая наука, а две – объяснительная и описательная
Дункер Карл – немецко-американский психолог, близок гештальтпсихологии, известен исследования мышления, открыл эффект «функциональной закрепленности»
Дьюи Джон – Америк. психолог, философ, педагог, представлял прагматизм, автор статей по философии, социологии, педагогике, сформул.принципы образования, которые опред.направл.многих педагог.школ
Дюркгейм Эмиль – французский социолог и антрополог, основопол.профессиональной социологии, обратился к проблеме функций ритуала, разработа концепцию предмета социологии
Гальтон Френсис – английский антрополог, психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, известен исследованиями человеческого интеллекта, заним.вопросами наследственности
Функционализм в американской психология
... это делают?" (43, 13) По справедливому замечанию американских историков, "при такой слабои спецификации границ функционализма ... курс "Об отношениях между физиологией и психологией", руководствуясь "Основами психологии" Спенсера. В этот же период Джеме ... Джемса с господствовавшими тогда среди западноевропейских психологов представлениями. Сфера психологических исследований существенно расширялась. Она ...
Гельмгольц Герман – немецкий психолог и физик. Занимался общей, эксперимент.,теоретич., псих., психологией восприятия
Гербарт Иоганн – нем.философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в германии, предложил модель сознания (три области – ясного сознания, просто сознания и бессознательн.)
Гильфорд Джой – американский психолог, известен попыткой математического построения модели творческой личности, исследовал мышление
Жане Пьер – французский психолог и психиатр, разрабатывал патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозы, психастении итд)
Кречмер Эрнст – немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения
Келер Вольфганг – немецкий психолог, один из основоположников гештальтпсихологии. Известен исследвоаниями в обл.зоопсихологии
Кеттел Джеймс – американский психолог, один из основателей методов тестирования, специалист по экспериментальной психологии, занимался поблемами времени реакции, ассоциаций, внимания
Кеттел Реймонд – англо-американский психолог, разработал структурную теорию черт личности
Коффка Курт – немецкий психолог, один из создателей школы гештальтпсихологии, провел много эксперимент.исслед., изветен применением гештальтпсих. К решению широкого круга проблем
Лакан Жак – французский психоаналитик, гл.заслуга- структуралистская ревизия психоанализа Фреда
Левин Курт – немецко-американский психолог, идеи оказали влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, разработал ряд групповых тренингов, создатель теории поля
Мейман Эрнст — немецкий психолог и педагог, основатель экспериментальной педагогики.
Мид Маргарет – американский этнограф, исслед.отношения между разными возрастными группами, а также детск.псих., с позиции so-called этнографической школы, выделяла различные типы культуры
Монтессори Мария – итальянский психолог, исслед.детскую психологию, разработала метод развития чувсв у умственно отсталых детей, теорию свободного воспитания.
Мюнстерберг Гуго – немецко-американский психолог, занимался эксперимент.психологией, заложил основы практической психологии, «психотехники».
Пиаже Жан – швейцарский психолог, внес вклад в развитие генетической психологии, создал теорию детского мышления, исследовал этапы развития мышления
Рибо Теодюль – франц.психолог, родоначальник опытного напр.во франц.психологии, основатель и редактор первого франц.психолог.журнала, созд.двигательной теории внимания и воображения, осслед.психологию чувств.
Роджерс Карл – американский психолог и педагог, исслед.детской и специальной психологии, консультирование, психотерапия – особенно групповая.
Роршах Герман – швейцарский психолог, создатель знаменитого теста с чернильными пятнами, направл. На установление личностных особенностей
Скиннер Беррес Фредерик – американский психолог, занимался зоопсихологией, изучал поведение организмов
Толмен Эдвард – Америк. психолог, один из представителей методологического бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.
Торндайк Эдуард Ли — американский психолог и педагог, ставил эксперименты на животных, внес вклад в разраб.проблемы навыков, сформул.законы научения
Общая хар-ка современной американской социальной психологии
... было создание направления марксистской психологии. Осуществление этой цели было противоречивым. Здесь наблюдались две тенденции: критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ... ряд их основных идей (следует указать на позиции В. А. Артемова), В конце 30 марксистской психологии так и ...
Уотсон Джон – американский психолог, основоположник бизевиоризма
Фехнер Густав – немецкий психолог и философ, предложил теорию панпсихизма, исследовал эстетическое восприятие
Франкл Виктор – австрийский психолог и психиатр, работал в направлении психоанализа и клинической психиатрии, создатель теории логотерапии
Фрейд Зигмунд – австрийский психиатр, основатель психоанализа(теория, согл.кот.значительная часть поведения человека управляется бессознательными мотивами), заменил гипноз методом ассоциаций
Фромм Эрик – немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма
Эббингауз Герман – немецкий психолог, один из основат.экспериментальной психологии; исследовал память, открыл в этой области ряд феноменов, в т.ч. «фактор края»
Юнг Карл Густав – великий швейцарский психолог и психиатр, один из основоположников психоанализа, создатель системы ассоциативных тестов и классификации психологических типов людей, делил людей на экстрвертов и интравертов
1