Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образован

7. Принципы специального образования 2

8. Технология и методы спец образования 3

9. Формы организации спец образования 4

10. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования 5

11. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе спец образования 6

12. Медико социально педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь 7

13. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями 8

14. Школьная система спец образования 9

15. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, проф адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью 10

16. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 11

17. Спец образование детей с трудностями обучения (задержка психического развития) 12

18. Система спец учреждений для детей с нарушениями речи 13

19. Педагогические системы спец образования лиц с нарушениями слуха 14

20. Обучение детей с недостатками зрения в школе 15

21. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме 16

22. Коррекционная работа при ДЦП 17

23. Система специализированной помощи детям, страдающим центральным церебральным параличом 18

24. Пути и способы организации спец образования для лиц со сложными нарушениями в развитии 19

25. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии 20

26. Педагогика Марии Монтессори 21

27. Педагогика Рудольфа Штайнера 22

7. Принципы специального образования

1) Принцип педагогического оптимизма. Человек с особыми образовательными потребностями – это не ущербный, малоценный индивид, а развивающаяся и социально полноценная личность, если общество создает для этого условия.

2) Принцип ранней педагогической помощи: для успешной коррекционно-педагогической помощи нужны раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии для определения особых образовательных потребностей ребенка.

3) Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Это предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

3 стр., 1267 слов

Государственная помощь детям с нарушениями интеллекта в РФ

... 16. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 ... Новая школа, 1996г. 7. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – ...

4) Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация дефектов развития – не самоцель, а средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимости в социальной жизни.

5) Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

6) Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии.

7) Принцип дифференцированного и индивидуального подхода: создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка (особенности высшей нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, характера, скорости протекания мыслительных процессов, уровень знаний и навыков, работоспособность, мотивацию и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

8) Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии имеет особое содержание, своеобразие протекания и нуждается в особой организации.

8. Технология и методы спец образования

Спецпедагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и методы воспитания. Основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях:

1.Методы обучения: 1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы ее стимулирования и мотивации; 3) методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация этого сочетания методов.

2. Методы воспитания:

1) Информационные методы;

2) Практически-действенные методы – приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы – арттерапия, иппотерапия и пр.;

3) Побудительно-оценочные методы. Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитий, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными в т или иную специальную образовательную технологию. Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.

5 стр., 2366 слов

Инновационные методы обучения в работе педагога

... обучения, воспитания, и развития обучающихся [3]. Современное педагогическое сообщество использует различные методы обучения. Все методы разделяют на три вида: пассивные, активные и интерактивные. Пассивные методы обучения - это методы, ... одного из средств активизации учебного процесса в системе образования. Понимание игры, как специального вида человеческой деятельности, тесно связанного с трудом, ...

9. Формы организации спец образования

1. Индивидуальная форма – применяется в тех случаях: 1) когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению в условиях групповой работы; 2) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической и логопедической помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; 3) если ребенок обучается в домашних условиях.

2. Индивидуально-групповая форма организации обучения используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах.

3. Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. Его отличия от других организационных форм учебной работы следующие: 1) состав группы учащихся постоянен; 2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель; 3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке.

К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы, самоподготовка.

К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы.

10. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями требует применения специфических приемов и средств обучения и воспитания, соответствующих принципам специального образования.

Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Речь педагога, работающего в системе специального образования, должна звучать внятно, отчетливо, естественно. В специальном образовании помимо словесной речи используются дактильная и жестовая речь, чтение с губ, пиктографическое письмо.

Средства арт-педагогики и арт-терапии (применение различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе): использование музыкальных средств воспитания, ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства, художественно-речевая деятельность, театрализовано-игровая деятельность. Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни. Разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, учебники. Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития детей. Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала), персональные компьютеры, разнообразные аудиовизуалыиые средства: кинофильмы, средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения.

12 стр., 5735 слов

Социально–культурная анимация в образовании детей

... особое место в образовании детей на современном этапе развития занимает социокультурная анимация, обеспечивающая гармоничное и здоровое развитие личности, является «психо ... образовании детей; . Изучить психолого-педагогические основы социокультурной анимации в образовании детей; . Выявить наиболее эффективные методы ведения анимационной деятельности с детьми; Структура курсовой работы: Данная работа ...

11. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе спец образования

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях, в ПМПК, психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, логопедических пунктах, детских домах и интернатах для коррекционно-педагогической работы с разными категориями детей.

Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога является результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия, и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

13 стр., 6343 слов

Медико-социальная помощь семьям "группы риска"

... координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям. Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной ... чистота, гигиена в помещении и т.д.); – социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.); – терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств ...

12. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Медико-социально-педагогический патронаж (МСП) – это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности. МСП предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов. Комплексный МСП осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми в структуре государственной системы образования и социальной защиты и вне их с привлечением общественных объединений, благотворительных фондов. Базовой основой МСП-патронажа являются ПМПК, психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь являются важнейшей составляющей процесса МСП. От эффективной их организации зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

13. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принцип построения специального дошкольного образования. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения для детей: с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7 стр., 3170 слов

Теоретические и методические основы изучения детей с отклонениями в развитии

... МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно ...

Отличиями специальных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями являются: 1) Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп. 2) Введение в штат олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов, дополнительных медицинских работников. 3) Образовательный процесс осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии. 4) Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. 5) Бесплатность. За пребывание детей в обычном детском саду родители вносят некоторую плату. Для детей с отклонениям в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы. 6) Вся работа в специальных дошкольных учреждениях подчинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализо

………….