Тема «Развитие, социализация, воспитание и обучение личности»
Форма проведения – обсуждение влияния различных факторов на развитие и становление личности
Задания № 1 + №2 обязательны для выполнения КАЖДЫМ студентом в группе!
- Подготовиться к самостоятельной работе по факторам развития человека (группа природно-биологических, социокультурных и фактора собственной активности личности).
+ Подберите цитаты/ высказывания великих педагогов, ученых о каждой из групп факторов. (См. труды Ш.А. Амонашвили, Ф. Бохвица, К.Н. Вентцеля, К.А. Гельвеция, А.И. Герцена, Д. Дидро, А. Дистервега, Н.П. Дубинина, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Конфуция, Я. Корчака, Ф.А. Кудринского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Б.П. Никитина, А.Н. Острогорского, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, С. Полоцкого, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова, С.Т. Шацкого, В.П. Эфроимсона и др. известных педагогов (философов, политических и общественных деятелей, ученых)).
- Найдите в АВТОРИТЕТНОЙ справочной литературе (философской, педагогической, психологической и др. справочниках, энциклопедиях, словарях) определение понятий «индивид», «личность», «человек», «индивидуальность», «субъект» + могут быть определения за авторством известных/ великих людей (философов, писателей, психологов, педагогов, исследователей, общественных деятелей и др.), их цитаты, высказывания.
Задание со **. «Тренировка мысли». Дайте объяснение высказыванию, взятого из книги Билла Брайсона «Краткая история почти всего на свете»: «Как мне объяснили, протоны придают атому индивидуальность, а электроны определяют его личность». Как вы его понимаете? (Объясните на доступном не_только физикам языке. Можно подготовить «наглядное пособие» схемы/ рисунки для объяснения)
- «Педагогический анализ истории жизни людей» (по 2 «истории» от академической группы)
Суть задания: проанализировать жизненный путь выбранного вами человека и определить +описать степень влияния каждой из групп факторов (см. Задание №1) в его становлении, судьбе. Что особенно поспособствовало тому, что он стал теми, кем стал? Благодаря чему/ кому? Что и как повлияло на формирование его жизненной позиции?
Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника
... самовоспитание и есть тот самый фактор развития творческих способностей подростка, старшеклассника. Глава I. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания 1.1. Роль воспитания в развитии личности Как известно человек подвергается ... отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, ...
Для этого вам необходимо найти факты из жизни интересных вам людей (известных педагогов, ученых, исследователей, политических и общественных деятелей, актеров, артистов, поэтов, художников, спортсменов и других «простых смертных», и даже злодеев, преступников – любого из представителей рода человеческого) о том, что/ кто +в каком возрасте повлияло на их становление, развитие?
Как и где проходило их детство? Кто были их родители, другие родственники? Какими складывались отношения с ближайшими окружением? Что больше всего любили, чем увлекались? Способности к чему проявляли? Где и как учились, в чем участвовали? Какие события (факты, люди) стали для них судьбоносными, решающими? Что они сами определили в своей судьбе?
Все это зафиксировать с обязательными ссылкам на информационные ресурсы и СОБСТВЕННЫМИ ВЫВОДАМИ о влиянии каждого из трех групп факторов (природно-биологического, социокультурного и внутренней активности) в жизни выбранной вами личности. А так же написать несколько слов о том, почему при выполнении данного задания вы выбрали для анализа жизненный путь именно этого человека.
ПАРАЛЛЕЛЬНО, презентуя жизненный путь выбранной вами личности, можно вписать в контекст и поднять (подготовить) для краткого обсуждения в аудитории вопросы, актуальные для современных родителей, учителей, общественности и касающиеся проблем воспитания, обучения, развития и образования личности, формирования подрастающего поколения.
- Фундаментальные принципы педагогического процесса: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности: мысли Я.А. Коменского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Ш.А. Амонашвили и др. педагогов о сущности и особенностях реализации данных принципов. (см. Первоисточники. Формы работы по данному заданию можно обсуждать с преподавателем)
Рекомендуемая литература
- Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. – М.: Педагогика, 1986. – 468 с.
- Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Главой I. «Истоки и происхождение. Я и мировая среда. Первые двигатели. Мир аристократический». (по вопросу №3 материал можно взять)
- Давыдовский, А.Г. Основы интегративной педагогической антропологии: пособие / А.Г. Давыдовский, А.В. Пищова; БГУФК. – Минск: БГУФК, 2008. – 183 с.
- Н.П. Дубин Генетическая программа и черты личности // Мудрость воспитания: книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-е изд., доп. – Москва: Педагогика, 1989. – С. 35-37.
- О становлении человека и личности // Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-е изд., доп. – Москва: Педагогика, 1989. – С.29-50
- Подласый, И. П. Педагогика учебник / И.П. Подласый. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 204-241
- Хрестоматия по истории педагогики/ Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. Минск: Вышэйшая школа, 1971. – 608с. +др. хрестоматии по педагогике
- Эфроимсон, В.П. труд «Педагогическая генетика» или др. статьи по Заданиям № 2, 3. / Эфроимсон, В. П. Научно-техническая революция и биосоциальные проблемы формирования и развития личности / В.П. Эфроимсон // Экология и жизнь. – 2011. – №10. – С. 12-17
Успешно-Результативной деятельности по Теме!
Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка
... Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Хочу напомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С. Макаренко: «Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое ...