Ученые, внесшие вклад в разработку вопросов возрастной психологии

Ученые, внесшие вклад в разработку вопросов

возрастной и педагогической психологии

Ученые

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Сеченов Иван

Михайлович

(1829-1905)

Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос

о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей

«Рефлексы головного мозга»

Выготский Лев

Семенович

(1896-1934)

Разработал вопросы:

1) периодизации и динамики развития психики ребенка;

2) соотношения обучения и развития;

3) развития житейских и научных понятий;

4) развития речи и мышления и др.

Основа взглядов — концепция культурно-исторического развития.

Особенность развития психики — создание особых средств-знаков. Такими знаками, как своеобразными психическими орудиями, являются языковые знаки

«Проблемы психического

развития ребенка»;

«История развития ВПФ»;

«Мышление и речь»;

«Этюды по истории поведения»;

собр. соч. в 6 т.

Блонский Павел

Петрович

(1884-1941)

Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка.

Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Анализировал познавательные и волевые

процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения

«Педология»;

«Очерки детской способности»;

«Память и мышление» .

Рубинштейн Сергей

Леонидович

(1889-1960)

Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются изначально в практической деятельности и потому должны изучаться через

«Основы общей психологии»;

«Бытие и сознание»

Ученые

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

их проявления в основных видах деятельности (в труде, позна­нии, учении, игре и т. д.).

Деятельность определяется ее объек­том не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфи­ческие закономерности (через цели, мотивы и т. д.).

При объяснении любых психических явлений личность выступа­ет как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т. д.)

Лурия Александр Романович (1902-1977)

Вместе с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций

«Этюды по истории поведения»; «Об историческом развитии познавательных процессов»; «Основы нейропсихологии»

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающий механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структу­рой мотивациошгой сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной

«Проблемы развития психики»; «Деятельность. Сознание. Личность»

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988)

Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенно­сти освоения ребенком общественного опыта.! Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование

«Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий»; «Введение в психологию»

Ученые

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференци­альной диагностики интеллектуального развития ребенка

Запорожец Алек­сандр Владимирович (1905-1981)

Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания] Занимаясь исследо­ванием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности

«Развитие произвольных движений»

Щелованов Николай Матвеевич (3892-1964)

Изучал следующие основные проблемы: 1) первенство развития слуха и зрения ребенка; 2) развитие ребенка до 3 лет; 3) возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми

«Воспитание ребенка раннего возраста»; «Физиология высшей нервной деятельности»

Люблинская Анна Александровна (1903-1983)

Разрабатывала вопросы детской и педагогической психологии

«Очерки психического развития ребенка»; «Детская психология»

Божович Лидия

Ильинична (1908-1981)

Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л. И. Божович вслед за Л. С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста

«Личность и ее формирование в детском возрасте»

Ученые

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Эльконин Даниил Борисович (1904-1984)

Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущая деятельность». Предло­жил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающе­го обучения учащихся начальной школы

«Детская психология»; «Психология игры»; «Психология обучения младшего школьника»

Венгер Леонид Абрамович (1925-1992)

Область исследований: закономерности развития восприятия и наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, форми­рование общих и специальных способностей, диагностика умственного развития

«Воспитание и обучение»; «Педагогика способностей»; «Диагностика умственного развития дошкольника» (ред.); «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (ред.)

Давыдов Василий Васильевич (1930-1996)

Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошколь­ного, младшего школьного и подросткового возрастов. Исследо­вал соотношение обучения и развития, развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Д. Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности

«Детская психология»; «Виды обобщений в обучении»; «Теория развивающего обучения»; «Психическое развитие в детских возрастах»

Петровский Артур Владимирович (1931-2006)

Личность рассматривал через группу, через социум. Потребно­сти в персонификации, по А. В. Петровскому, являются отправ­ным пунктом анализа развития. Он выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: 1) адаптацию; 2) индивидуализацию; 3) интеграцию.

«Психология развивающейся личности»; «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»

Ученые

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности

Фельдштейн Давид Иосифович (род. в 1929 г.)

Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодиза­цию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профес­сионального самоопределения подростков и юношества

«Трудный подросток»; «Проблемы возрастной и педагогической психологии»; «Психология становления личности»

Лисина Майя Ивановна (1929-1983)

На основе общепсихологической теории деятельности рассмат­ривала общение как коммуникативную деятельность. Потреб­ность в общении М. И. Лисина считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. По ее теории, в качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделила следующие формы: 1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 месяцев); 2) ситуативно-деловое общение (6 месяцев — 1 год); 3) внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет); 4) внеситуативно-личностное общение (6-7 лет)

«Проблемы онтогенеза обще­ния»

Мухина Валерия Сергеевна (род. в 1935 г.)

Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве

«Близнецы»; «Р1зобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»; «Возрастная психология»