использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках технологии 6

1.1. Образовательная область «Технология» 6

1.2. Метод проектов 14

1.3. Применение метода проектов на уроках технологии 23

Выводы по первой главе 31

Глава 2. Экспериментальная работа по организации процесса обучения на уроках технологии с использованием метода проектов 32

2.1. Цели, задачи, методики экспериментальной работы 32

2.2. Разработка и проведение уроков технологии с использованием метода проектов 37

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50

Выводы по второй главе 54

Заключение 56

Список литературы 58

Введение

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология», заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности.

Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое — развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая — формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по обработке материалов.

15 стр., 7121 слов

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира

... изучить влияние метода проектов на развитие исследовательской деятельности младшего школьника. Объект исследования: процесс развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению ... ). Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий: - интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и ...

Главное условие обучения — активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний. Главный результат обучения — самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).

Показатель развития — умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях, высокий уровень технологического мышления.

В проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Метод проектов способствует развитию самостоятельности учащихся. Действительно, основные этапы проектирования — определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия — позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Использование метода проекта на уроках технологии».

Цель — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проекта на уроках технологии.

Объект — процесс обучения на уроках технологии.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... аппарата исследования можно сделать вывод об уровне методологии) •Липатникова И.Г. – обоснование необходимости проектирования технологии рефлексивного подхода, разработка ее в контексте развивающего обучения ...

Предмет — использование метода проекта в процессе обучения на уроках технологии.

Гипотеза: процесс обучения на уроках технологии будет эффективным, если будет использоваться метод проектов.

Задачи:

1. изучить и обобщить педагогическую литературу по проблеме обучения учащихся на уроках технологии;

2. проанализировать программы образовательной области «Технология»;

3. определить особенности метода проектов;

4. экспериментально проверить эффективность процесса обучения на уроках технологии с использованием метода проектов.

Методы исследования — анализ литературы, учебных программ и планов, тестирование, анкетирование, методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 155 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках технологии

1.1. Образовательная область «Технология»

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было учитывать, что именно трудовое воспитание в школе представляет своего рода равнодействующую социально-политехнических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры.

Закон «Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

— формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

— формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потен…

Список литературы

1. Атаулова О. В. О структуре урока технологии // Школа и производство. — 2004. — № 1. — С. 15.

4 стр., 1675 слов

развитие активности и самостоятельности школьников в процессе обучения на уроках технологии.

... , 1998. 6. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16. 7. Вилотиевич М. От ... и методы развития активности и самостоятельности школьников на уроках технологии. Гипотеза исследования: в процессе обучения на уроках технологии развитие активности и самостоятельности будет эффективно, если ...

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская., С.В. Кульневич. — М., Ростов н/Д., 1999. — 560 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., 1991. — 480 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.

5. Кирсанов А.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. — Казань, 1995 — 103 с.

6. Ковалев А.Г. — Психология личности / А.Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.

7. Коджаспиров Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия, 2001. — 256 с.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2005. — 173,[2] c.

9. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.

10. Кон И. С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. — М., 1992. — С. 268−274.

11. Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.М. Кроль. — М.: Высш. школа, 2001. — 319 с.

12. Кругликов Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии // Школа и производство. — 1999. — № 4. — С.25−29.

13. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М.: Академия, 2002. — 480 с.

14. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителей и кл. рук. / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.

15. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. — М., 1964. — 478 с.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

... А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов ... педагогики Педагогическое образование как гуманитарный феномен Педагогическая теория и педагогическая практика: гипотезы и технологии Педагогическая деятельность и педагогическое ... творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; · формирование самостоятельности мышления, способностей ...

16. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. — М., 2007. — 207 с.

17. Менумеров В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе: дис. … канд. пед. наук / В.А. Менумеров. — Кострома, 2002.

18. Молева Г. А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии // Школа и производство. — 2005. — № 7. — С.53−56.

19. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

20. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. / сост. B.C. Мухина. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2000. — (Высшее образование).

— 452 с.

21. Некрасова Г. Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. — 2004. — № 3. — С.25−27.

22. Нексовская В.В. Изучение материала крупными блоками как условие развития активности и самостоятельности учащихся / В.В. Нексовская // Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся. — Омск, 2003. — С. 81−87.

23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Учебник. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 496 с.

24. Неровных В. А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике II половины XIX века: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Неровных. — М., 1963.

3 стр., 1319 слов

Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. Стратегии поведения в конфликте, методы разрешения и управления конфликт ом. (ПК-5)

... в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателями и учащимися или между учащимися. Особенности педагогического конфликта: • профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное ... отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимации (см. учебные пособия по психологии). 29. Взаимосвязь обучения и развития. Психологические теории учения: возможности ...

25. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7. — С.151−157.

26. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Обухова. — М., 2001. — 442 с.

27. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. — М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 126 с.

28. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.

29. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю.Пахомова // Учитель. — 2000. — № 4. — С.52−55.

30. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ищенко, Е.Н. Шиянов — М., 1997. — 512 с.

31. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

32. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М., 2008. — 576с.

33. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. Образования. Каф. пед. антропологии; авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. — М.: УРАО, 1998. — 575 с.

34. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров (глав. ред.) и [др.]. — М., Сов. энцикл., 1966. — (Общ.тит.л.: Энциклопедии. Словари. Справочники).

Т.3: Н — См. -1966. — 880 столб. с ил.

35. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.: ил.

36. Пекелис В. Д. Как найти себя: энцикл. в 3 кн., которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В.Д. Пекелес. — 3-е изд. — М.: Дет. лит., 1989. — 351 с.

20 стр., 9709 слов

Педагогика и психология 2

... . Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с. РЕЦЕНЗИЯ на программу государственного экзамена по педагогике и психологии Составители ... ;с. Сластенин, В.А. Педагогика. / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина ...

37. Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения / Петров А.В., Петрова О.В., Цулая Л.В. // Наука, культура, образование. — № 8/9. — 2001. — С. 150 — 154.

38. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М. Г Ярошевский. — М., 2002. — 512 с.

39. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972. — 182 с.

40. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперимент. исслед. // П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.

41. Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: дис. на … канд. пед. наук / Л.М. Пименова. — Л., 1960. — 388 с.

42. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.

43. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / глав. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2: М — Я. — 1999. — 672 с.

44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — 2-е изд. — М., 1976. — 416 с.

45. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение / Г. К. Селевко. — Ярославль: ИПК, 1996. — 164 с.

46. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по непед. специальностям / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: AcademiA, 2001. — 477, [1] с.: ил. — (Высшее образование).

47. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 363, [1] с.: ил.

48. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.

49. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

50. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. — М.: Изд-во УРАО, 2002. Т.1. — 511с. Т. 2. — 495с.

51. Чукова Н.Г. Развитие самостоятельности учащихся старших классов в процессе овладения политехническими умениями: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Чукова. — М., 1977.

52. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 1999. — 288 с.

53. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. — 639 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector