Сихолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Начальное образование

 

 

Москва

Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» апреля 2010 г. № 376.

 

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУ доцент Поставнев Владимир Михайлович

доцент Арапова Полина Иосифовна

Эксперты:

ФГБОУ ВПО МПГУ доцент Мякишева Наталья Михайловна

ГБОУ ВО МГПУ профессор Ларионова Людмила Игнатьевна

 

Программа учебной практики (рассредоточенной) одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № 1от «24» августа 2015 г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

Программа учебной практики (рассредоточенной) одобрена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ГБОУ ВПО МГПУ от «24 » августа 2015г. протокол № 1.

Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Программа учебной практики (рассредоточенной) утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования

Протокол № 1от «24» августа 2015 г.

Директор Института педагогики и психологии образования А.И. Савенков
Ученый секретарь Ученого совета Института педагогики и психологии образования     О.В. Цаплина
Заведующий общеинститутской кафедрой теории и истории педагогики   А.Я.Данилюк
Руководитель магистерской программы   Ш.А.Амонашвили

 

Директор института: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

1. Цели учебной практики (рассредоточенной): приобретение опыта практической деятельности в организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.

2. Задачи учебной практики (рассредоточенной)

1. Закрепить основные понятия, сформированные в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля.

2. Сформировать у обучающихся установку на активный поиск средств и методов решения образовательных задач по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися и воспитанниками младшего школьного возраста.

3. Познакомиться с практикой организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися и воспитанниками младшего школьного возраста.

4. Отработать умения в разработке программ индивидуального развития и социализации обучающихся и воспитанников младших школьников.

5. Способствовать развитию педагогической наблюдательности.

3. Место учебной практики (рассредоточенной) в структуре программы

Достижение целей и решение задач учебной практики (рассредоточенной) будет иметь принципиальное значение для ее конкретизирующего продолжения – педагогической практики (рассредоточенной).

4. Место и время проведения учебной практики (рассредоточенной)

Курс – I, семестр – 1. Практика проводится на различных базах образовательных организаций.

5. Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Наименование трудового действия Наименование вида деятельности Количество часов/зачетных единиц
1.1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития   Наблюдение и фиксация поведенческих проявлений обучающихся в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности (сбор материалов для подготовки психолого-педагогической характеристики обучающегося)   12 час
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Наблюдение и фиксация психолого-педагогических технологий, используемых в работе с различным контингентом обучающихся Разработка и реализация программы индивидуального развития обучающегося   12 час
1.3. Оказание адресной помощи обучающимся   Сбор материалов для подготовки аналитического отчета об организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий в образовательной организации   6 час
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка   Сбор материалов для подготовки аналитического отчета об организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий в образовательной организации   6 час
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума   Сбор материалов для подготовки аналитического отчета об организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий в образовательной организации   6 час
1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка   Разработка и реализация программы индивидуального развития обучающегося   24 час
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Сбор материалов для подготовки аналитического отчета об организации индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий в образовательной организации   6 час
2.1. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития   Изучение в процессе наблюдения особенностей учебной деятельности обучающихся: — наблюдают и фиксируют способы обучения в процессе учебных занятий и внеурочной деятельности; — анализируют индивидуальные особенности познавательной активности обучающихся, мотивы их учебной деятельности, наблюдают проявления субъектности в процессе учебной деятельности; — изучают феноменологию усвоения знаний учащимися в процессе учебной деятельности   12 час
2.2. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся — наблюдение и анализ организации и содержания деятельности по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с обучающимися разных категорий — анализ документации по разработке и реализации программ индивидуального развития обучающимися разных категорий     12 час
2.3. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования — наблюдают и фиксируют формы организации образовательной деятельности; — изучают и анализируют организацию и технологии планирования специализированного образовательного процесса с учетом специфики состава обучающихся; — анализируют типовые специализированные программы для обучающихся с выдающимися способностями или особыми образовательными потребностями (по выбору студента)   12 час

 

6.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях:3 з.е., 16 недель

7.Структура и содержание учебной практики (рассредоточенной)

Блоки учебной практики (рассредоточенной): ориентировочный, формирующий.

По итогам выполнения заданий по каждому блоку практики студенты готовят отчетные документы. По итогам ориентировочного блока студенты представляют материалы наблюдений, которые анализируются на практических занятиях в вузе, и формулируют учебные задачи, решение которой будет проходить в процессе теоретического обучения. По итогам формирующего блока учебной практики студенты представляют:

— аналитический отчет (с комплектом эмпирического материала) об организации и содержании деятельности образовательной организации по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с обучающимися разных категорий;

— психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

— программу индивидуального развития обучающегося.

8. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике

Защита проекта с презентацией — программы индивидуального развития обучающегося.

9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике (рассредоточенной)

Рефлексивные технологии, проведение презентаций, самостоятельная работа, технологии исследовательской и проектной деятельности.

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся на учебной практике (рассредоточенной)

Дневник практики.

В ходе организации практики используются программные средства автоматизации учебного процесса (все блоки).

По всем вопросам организационного и содержательного характера магистрант имеет возможность получить консультацию у ответственного за проведение практики в вузе и у руководителя практики от образовательной организации (все блоки).

Направлению магистрантов на практику предшествует проведение установочной конференции, в ходе которой разъясняется порядок проведения практики и ее программа (все блоки).

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики (рассредоточенной)

Ориентировочный блок

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013. – 800 c.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

4. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.: Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 414 с.

5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.

6. Савенков А.И. Психодидактика / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.

7. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.

Формирующий блок

а) основная литература

1. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2011. – 496 c.

2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 c.

3. Рубцов В.В.Технология оценки образовательной среды школы: метод. пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской).

– М.: ПИ РАО; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256 с.

4. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология) / Л.В. Смолова. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 711 с.

5. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 230 с.

б) дополнительная литература

1. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования / авт.сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 46 с.

2. Пьянин В.С. Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении: Методические рекомендации. – М: УЦ «Перспектива», 2009. – 64 с.

12. Материально-техническое обеспечение учебной практики (рассредоточенной)

— учебные аудитории, оборудование различными техническими и аудивизуальными средствами (компьютеры, видео- и аудиоаппаратура, мультимедийное оборудование для презентации групповых и индивидуальных проектов),

— учебные и методические пособия (учебники, программы, сборники упражнений и т.д.), доступ к интернет-ресурсам и фонду электронной библиотеки.