Тема 1. Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика

7

Вопросы:

1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.

2. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции.

3. Классификация здоровьесберегающих технологий.

1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.

Здоровье– основа формирования личности. Здоровье по праву является одной из основных ценностей человека. Оно представляет собой важную составляющую счастья. Здоровье человека составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую человек добивается успехов в работе, в других сферах жизни.

Охрану здоровьячленов общества можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии эффективно работать, вести полноценную социальную жизнь и приносить пользу обществу и государству.

Охрана здоровья человека – одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

В уставе Всемирной организации здоровья1948 г.здоровьеопределяется как«состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

Сохранение здоровья зависит не только от генетики человека, но и от социально-экономических, экологических, педагогических факторов, от образа жизни, питания, наличия или отсутствия вредных привычек. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни.

Здоровый образ жизниявляется предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

10 стр., 4615 слов

Место человека в социальной структуре общества

... когда он берется в автономности его бытия. Все люди живут в обществе, но каждый при этом живет своей индивидуальной жизнью, т.е. обособляется в относительно самостоятельную "точку бытия", ... раскрыть внутреннюю структуру и механизм ее функционирования и развития. Только на такой основе можно не формально, а органически включить индивидуальность в общие связи, показать ее ...

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Здоровый образ жизни и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни человека во многом зависит от личностных и морально-волевых качеств человека, от его личного выбора. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Зачастую у людей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, люди не готовы к ограничениям, которые несет в себе здоровый образ жизни. Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий. Поэтому, общество и государство должны формировать культуру здорового образа жизни и здоровьесберегающее поведение людей с помощью целенаправленных воздействий, которые можно отнести к здоровьесберегающим воздействиям и здоровьесберегающим технологиям.

Формирование здорового образа жизни – задача не только самого человека, но и государства. Наряду с медицинским и педагогическим аспектами здорового образа жизни существуют политико-административный, правовой, экономический и другие аспекты формирования здорового образа жизни.

В настоящее во многих государствах мира появилось представление о том, что здоровый образ жизни необходимо формировать с помощью целой системы мероприятий. Практические, технологические аспекты формирования здорового образа жизни изучает дисциплина «Здоровьесберегающие технологии».

2. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции

Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. В технике, в промышленности технологии связаны с производственной деятельностью людей и позволяют получить продукцию с заданными параметрами. Вмедицинеэто – все разрешенные к применению методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, а также технические средства, медикаменты и т.д., способствующие эффективному оказанию медицинской помощи, имеющие своим основным результатом лечение тех ил иных заболеваний.

В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса(при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании).

В медицине технологии лечения описываются впротоколах лечениятех или иных заболеваний, а также в конкретных методиках.

 Под здоровьесберегающими технологиямив широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий.2 Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. Выделяются следующие составляющие психологического здоровья: осознание и ... благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, ...

Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий – формирование культуры здорового образа жизнииздоровьесберегающего поведения.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) появилось в сфере педагогики. До сих пор это понятие воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» применяются в настоящее время не только в сфере педагогики, но и в сфере здравоохранения и в других сферах государственной политики охраны здоровья граждан. В сфере здравоохранения применение здоровьесберегающих технологий направлено на профилактику различных неинфекционных и инфекционных и заболеваний, риск возникновения которых связан с образом жизни людей.

Функции здоровьесберегающих технологий:

— Формирующая:осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

— Информативно — коммуникативная:обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

 — Диагностическая:заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.

— Рефлексивная:заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

— Интегративная:объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:

— разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

— разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

— формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

— реализация индивидуальных оздоровительных программ;

14 стр., 6836 слов

Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

... счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя ... В теории влияние педагогических воздействий на здоровье учащихся и педагогов учитывается во всех педагогических системах и технологиях. Невозможно себе представить, чтобы кто- ...

— овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их в практической деятельности;

— познание индивидуальных особенностей организма;

— приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

— создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения.

— создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения — формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих технологий к конкретным сферам общественной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

3. Классификация здоровьесберегающих технологий

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

•        Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

•        Предполагающие пассивную позицию субъекта: физиопроцедуры, фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

•     Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как комплексные (интегрированные), так и частные (узкоспециализированные).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные.

5 стр., 2008 слов

Влияния компьютерных технологий на развитие учащихся

... 67 3.9. Перспективы мультимедиа как образовательного ресурса 67 3.10. Информационные технологии образования – новые возможности учащихся и учителей 69 3.11. Влияние электронных средств мультимедиа на ... к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. –М., 1983. 4. Багленова А.Л. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности. //Специалист. – 1992 - №5. 5. Белавина ...

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) – технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно — гигиенической деятельности. Все проблемы, связанные создоровьем человека,традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие«здоровье»является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». На системную работу, связанную с профилактикой заболеваний, у современного врача зачастую нет времени. Поэтому, программы профилактики заболеваний должны активно применяться и реализовываться в центрах медицинской профилактики, а также в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, в спортивных школах и секциях.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся,организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся, или работников с проблемами здоровья. Занятия попрограмме «Лечебная педагогика»должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. — тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Спортивные залы и секции могут и должны создаваться также на предприятиях и в организациях.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).Ресурсы этой областиздоровьесбереженияпока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это — и обустройство пришкольной или придомовой территории, зеленые растения в классах и в квартирах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. ... заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае  надо учитывать требования к режиму дня учащихся.  Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить ...

4. Социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).Социальные здоровьесберегающие технологии связаны с различными видами социальной работы по формированию здорового образа жизни.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельностиреализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Посколькусохранение здоровьярассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую системуздоровьесберегающих технологий.Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в системе образования отвечают их руководители.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Основы здорового образа жизни необходимо формировать еще в детском возрасте, на уровне детских садов и школ. Необходимо обеспечивать человека объективной обобщенной систематизированной информацией о здоровом образе жизни, о факторах, которые вредят, или, наоборот, способствуют его формированию. Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровьесберегающие образовательныетехнологии– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов).

Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии,на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение,формирование и укрепление здоровья.

12 стр., 5957 слов

Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе

... : 1. Компетентность учителя. 2. Использование здоровьесберегающих технологий, активизи-рующих образовательную деятельность на уроках ... способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили ... образа жизни входят следующие составляющие: · оптимальный двигательный режим (культура движений); · закаливание организма; · рациональное питание; ...

 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на различные типы: организационно-педагогические технологии (ОПТ), учебно-воспитательные технологии (УВТ),  психолого-педагогические технологии (ППТ), социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) и др.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города

2. Уровень образовательного учреждения

3. Уровень класса, курса, потока, академической группы и т.д.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на следующие группы:

1. Защитно-профилактические

1. Защитно-профилактические.

К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

2. Компенсаторно-нейтрализующие.

 При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействий статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.

3. Стимулирующие.

Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры — температурное закаливание, физические нагрузки.

4. Информационно-обучающие.

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии.

16 стр., 7836 слов

Влияние технологий творчества на эмоциональное состояние детей ...

... семей. Задачи исследования: Теоретические задачи: 1. раскрыть понятие технологии творчества, выделить основные технологии творчества; 2. изучить понятие «эмоциональное состояние группы»; ... к миру, фиксирует реально существующие образовательные, информационные, морально-нравственные, коммуникативные ресурсы. Творческий потенциал - это интегрированный признак социальности человека. Творческий потенциал ...

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика — на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы.

5. Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии.

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Список литературы:

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Здоровьесберегающие технологии в школе. Учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. — остов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.

5.  Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

6.  Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

7.  Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

8.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

9.  Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

10.  Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

13 стр., 6480 слов

Основы интернет-технологий

... 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, ... успеха проекта пути развития и накопления знаний и технологий: 1) история развития систем типа гипертекста; 2) Интернет- ... некоммерческой организацией и занимается разработкой передовых приложений и сетевых технологий. Его сеть Абилин уже объединяет более 230 американских ...

11.   О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

12. Здоровая Россия [Электронный ресурс] : интернет – портал о здоровье и здоровом образе жизни. – Режим доступа: www.takzdorovo.ru;

13. Здоровье нации — основа процветания России [Электронный ресурс] : всерос. форум. – Режим доступа: www.znopr.ru

14. Здоровый человек успешен [Электронный ресурс] : информ. портал по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурени. – Режим доступа: www.obsheedelo.ru

15. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: www.minzdravsoc.ru

16. Российское образование [Электронный ресурс] : единый доступ к образовательным ресурсам, раздел «здоровье, физическая культура и спорт». – Режим доступа: www.edu.ru

17. Скажи наркотикам нет! [Электронный ресурс]: информационный портал. – Режим доступа: www.narkotikam.net

18. Информационный портал о здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portal-helfh.ru