Информационные технологии как метод управления в социальной сфере

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Информационные технологии как метод управления в социальной сфере»

Введение

В настоящее время свыше 500 млн. человек более или менее регулярно пользуются Интернетом, а через два года их число, по мнению экспертов, превысит 1 млрд., иными словами, более 16% населения Земли. Разумеется, такая колоссальная аудитория не могла остаться невостребованной — Интернет давно превратился в огромную информационную площадку.

Согласно данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённого в марте 2010 года, — сеть требуется пользователям преимущественно для работы или учебы: 58% ответов в 2010 году. Второй по популярности ответ — ведение переписки (прирост с 42% в 2008 году до 51% в текущем).

Замыкает тройку самых востребованных занятий в сети расширение кругозора и получение необходимой информации (49% и 48% соответственно) (см. Приложение №1).

По сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т.д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики).

На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы).

Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя.

Во всем мире наличие работающего Web-сайта становится признаком стабильной, профессиональной работы любой организации, в том числе государственной. Правительство Российской Федерации (РФ), верно уловив современные тенденции, уделяет огромное внимание развитию сайтов, таких как, сайт Президента РФ, интернет — портал Правительства РФ. Субъекты РФ также стараются не отставать и регулярно отслеживают актуальность информации на своих интернет ресурсах, как пример, сайт Правительства Москвы, сайт Правительства Ханты-Мансийского округа.

29 стр., 14330 слов

Особенности коммуникативной компетентности активных пользователей ...

... считаю, что на данном этапе идет только накопление информации об интернете, как новой среде и о пользователях интернетом и социальными сетями, для дальнейшей систематизации научных работ и их ...

Определенные шаги в этом направлении сделаны и Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее — ДСЗН): создан официальный сайт ДСЗН города Москвы. На данном сайте представлено достаточно много информации по всем направлениям деятельности в области социальной поддержки жителей города Москвы, которые реализуются, в том числе, через районные управления социальной защиты населения, однако она имеет общий характер.

Кроме того, информация о районных управлениях социальной защиты населения города Москвы, которые непосредственно реализуют государственную политику в области социальной защиты населения на территории города, представлена в ограниченном, справочном виде.

Актуальность данного проекта заключается не только в его очевидной необходимости для незащищенных групп населения, и не только в улучшении качества предоставления услуг районными управлениями социальной защиты населения, хотя все это имеет большое значение, важнейшим же критерием написания данной работы автор считает отсутствие аналогичных исследований в данной области.

Цель работы — произвести анализ необходимости создания и обосновать возможность внедрения интернет ресурса районного управления социальной защиты населения (далее — РУСЗН).

В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:

рассмотреть особенности методов управления в социальной сфере;

проанализировать систему управления организацией;

предложить новый подход к работе районных управлений социальной защиты населения по обеспечению доступности информации, а именно, внедрение информационных технологий.

Объектом исследования является управление в социальной сфере.

Предмет исследования — информационные технологии как метод управления в социальной сфере.

Глава 1. Особенности методов управления в социальной сфере

.1 Понятие и сущность социальной сферы

Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов». Социальная сфера — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной).

Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития — таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру).

Все это и составляет социальную сферу.

В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.

Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно так же, как,

9 стр., 4486 слов

Защита населения и территорий чрезвычайных ситуациях

... ………………….13 ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ при стихийных бедствиях……………15 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ при стихийных бедствиях…………………………………………………………………….17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………21 ... процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления); комплексной оценке многофакторного влияния негативных условий среды обитания ...

скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, так же и социальное, как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального — человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика преследует цель всестороннего утверждения социальны ценностей, обеспечения полноправной жизни личности социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.

Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить, прежде всего, людей (социальную структуру общества) с их потребностями, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.

Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:

) комплекс условий труда, быта и досуга;

) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.);

) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;

) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения — от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу;

) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите?

Иными словами — знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации — социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.

И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, и необходимость учитывать особенности ее составляющих.

Социальная среда — это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.

9 стр., 4261 слов

Административное принуждение, как метод государственного управления

... группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д.(например, по отношению к государственным предприятиям применяются иные методы управления, ... коллективного характера). Таким образом, метод управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Метод управления - функция субъекта ...

Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды:

а) общественные условия жизни людей;

б) социальные действия людей;

в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения;

г) социальные общности, в которые люди объединяются.

Социальная среда — явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде.

Макросреда — экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда — непосредственное социальное окружение человека — семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.

Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

а) по степени общности — человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;

б) по целям и способам действия — производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;

в) по территориальному признаку — макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;

г) по национально-этническому признаку — нация, народность, землячество, национальное объединение;

д) по демографическим характеристикам — мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);

е) по способам воздействия на личность — экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;

ж) по социальному вектору гуманного/антигуманного воздействия на личность — обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;

з) по социальной направленности формирующего влияния — социальная, антисоциальная, девиантная;

и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы — позитивная, нейтральная, негативная.

Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды — также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... • эмпирические; • по способу обработки данных; • интерпретационные. 1. К организационным методам относятся: • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. п.; • лонгитюдный — как многократные обследования одних ...

В практической деятельности это означает, что:

Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.

Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.

В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.

.2 Методы управления социальной сферой

Методы управления — это способы достижения желаемого результата. В зависимости от стимулов или рычагов воздействия выделяют следующие методы: экономические, административные и социально-психологические. Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов рассматриваются в форме товарообмена, где в качестве товара выступает труд. В экономических методах основу составляет оплата труда, которая в максимальной степени должна стремиться к справедливому распределению затрат и ресурсов, хотя в социологической литературе понятие справедливости определено крайне нечетко. В настоящее время практика и теория управления обращаются к двум измерениям: времени и результатам, в соответствии с этим существует повременная и сдельная оплата труда. Основными принципами, отражающими социологический аспект, в группе экономических методов управления являются: соответствие вознаграждения затратам или результатам труда; сочетание экономических и моральных стимулов; сочетание стимулов с санкциями; использование коллективной материальной заинтересованности.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления направлены на разграничение прав и ответственности сотрудников и выражаются в формальных бюрократических актах руководителя и организации: в распоряжениях, уставах, инструкциях, указаниях, рекомендациях, регламентирующих работу организации. Они устанавливают, как человек должен работать, в то время, как экономические методы отвечают на вопрос, зачем человек работает? Административные методы выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. При отсутствии данной группы методов устойчивое функционирование социальной организации практически невозможно. Административные методы в зависимости от назначения делятся на три группы:

·стабилизирующие — положения о внутреннем порядке, типовые структуры, штатное расписание, должностные инструкции и нормативы;

·распорядительные — директивы, приказы, постановления, распоряжения, резолюции;

·дисциплинарные, направленные на установление личной, коллективной, материальной, моральной, служебной ответственности.

Административные методы являются предметом изучения теории управления или администрирования. В социологическом аспекте важным является то, в какой степени они влияют на статус, положение, роль индивида. Основное назначение этих методов — оптимизация порядка работы в эффективном решении задач, стоящих перед организацией, особенно в экстремальных условиях и в кризисных ситуациях.

14 стр., 6930 слов

Управление конфликтами в сфере туризма

... конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе связана с методами управления ею. Т.к. управление - ни что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех ... взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. ...

Социально-психологические методы, относящиеся к предметной сфере социологии управления, базируются на формировании и использовании социально-психологических ценностей и установок объекта управления. Эти методы формируют общественное мнение относительно общественно значимых и индивидуальных нравственных ценностей, а также конкретных действий и поступков.

По содержанию воздействия все методы данной группы можно разделить на три группы: методы, создающие общественное мнение; методы, опирающиеся на уже существующее общественное мнение; методы, обеспечивающие эмоциональную разрядку (сострадание, социально-психологическое заражение, внушение).

Объектом воздействия данной группы методов может быть как отдельный индивид, тогда они приобретают психологический характер, или большая группа людей. Эти методы должны согласовываться с морально-нравственными принципами, экономическими и политическими вопросами, актуальными для данной группы и общества в целом. В зависимости от психологической направленности различают привлекающие и угрожающие методы управления. К промежуточной группе на грани психологии и социологии относятся такие методы, как методы комплектования малых групп, методы профессионального отбора и обучения, методы психологического побуждения и методы гуманизации труда.

Значимость различных методов в разное время воспринималась по-разному: технологический и экономический подходы к управлению отдавали приоритет экономическим методам, администрирование базировалось на группе организационно-распорядительных методов, а гуманизация управления основывалась преимущественно на психологических и социально-психологических методах. С упрощением производства увеличивается доля экономических методов, так как труд легко поддается контролю и учету. Усложнение деятельности и форм ее организации переносит акцент на другие группы методов.

Существует несколько форм управления, использование которых предполагает различное соотношение усилий руководителя в настоящее время с учетом принципов управления, заложенных в прошлом. Такими формами управления являются:

неформальное управление (случайное управление), базирующееся лишь на индивидуальных особенностях субъекта управления;

институциональное управление, основанное на культурно-исторических и политико-правовых традициях и учитывающее неформальные отношения.

В первом случае руководитель доминирует над своими подчиненными, демонстрирует положительные примеры и побуждает к подражанию им. Во втором случае руководитель опирается на договоренности с подчиненными, которые были сформулированы ранее им самим или его предшественниками. Эффективность данной формы управления зависит от того, насколько четко были сформулированы договоренности и возможности их обновления и совершенствования. В последнем случае отношения руководителя и подчиненных регулируются общими для всех законодательными и моральными нормами, а также культурными традициями. Преобладание той или иной формы управления во многом обусловлено возрастом организации, ее культуры или культуры государства в целом. Наряду с типами управления социологи выделяют следующие модели управления: координация — согласование и взаимосвязь между различными элементами управляемой системы по горизонтали; субординация — подчинение нижестоящих органов вышестоящим в управленческой иерархии, т.е. управленческая вертикаль власти; реординация — ситуативный подход, когда управленческие отношения основаны на инициативе объекта управления исходя из конкретной ситуации.

10 стр., 4517 слов

Основные направления развития услуг в сфере социального обслуживания населения

... «О социальном обслуживании» система социального обслуживания включает: государственные органы, осуществляющие управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции; центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании ...

Эффективное управление требует комплексного эффективного сочетания всех групп методов и моделей управления в зависимости от конкретной ситуации, а неэффективность управления может быть обусловлена как недостатком, так и избытком управленческих импульсов.

Глава 2. Анализ системы управления организацией

.1 Общие понятия УСЗН

Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.

Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, — полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них — обеспечение воспроизводства общества.

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Важнейшим компонентом социальной сферы являются люди. Они могут быть представлены или описаны как популяция — количественными и качественными характеристиками населения страны, а их социальная дифференциация — через причастность людей к тем или иным группам или слоям общества. При этом состояние здоровья населения, его интеллектуальный потенциал, культурно-нравственные ценности и девиации будут оценкой функционирования социальной сферы, а место человека, группы в социальной структуре — показателем потенциальных возможностей их социального воспроизводства. Отметим, что все социальные группы и слои, а также индивид выступают в качестве субъектов социальной сферы.

7 стр., 3439 слов

Система социального управления

... использованием метода прогнозирования в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных ...

Управление — непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

Социальная сфера, как и любая социальная система, представляет собой весьма сложное образование: в ней имеются остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего. Эти зачатки вступают в противоречие с основами настоящего, и в результате разрешения противоречия рождается новое, прогрессивное.

В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

·выбор объектов регулирования;

·определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

·определение критериев оценки состояния социальной сферы;

·выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;

·регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

Социальная защита — это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом).

Базовыми направлениями этого комплекса являются:

·обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;

12 стр., 5738 слов

Определение основных направлений реформирования системы социального ...

... уменьшается создаваемый валовой национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению ...

·совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;

·развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;

·создание условий для получения обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Управление развитием социальной сферы региона — это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений (федеральной, региональной, местной).

2.2 Характеристика УСЗН района Кузьминки города Москвы

Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, Уставом муниципального образования г. Москвы, решениями Совета депутатов муниципального образования г. Москвы, а также Положением об Управлении социальной защиты населения.

Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств городского бюджета.

Юридический адрес Управления — 109443, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 96, корп. 3

Основными задачами Управления являются:

1.осуществление на территории города государственной политики в области социальной защиты населения, обеспечивающей необходимые условия реализации конституционных прав граждан на социальную защиту, включающую в себя социальные выплаты, социальное обслуживание населения, работу с семьей и детьми, работу с ветеранами и инвалидами;

2.участие в разработке и реализации городской финансовой и инновационной политики в целях предупреждения снижения уровня социальной защиты граждан, на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально — экономического обеспечения населения города;

.привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки граждан и координация их деятельности в этом направлении;

.ведение дифференцированного учета всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

.организация пропаганды и разъяснение действующего законодательства, касающегося компетенции УСЗН через средства массовой информации;

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

·реализацию региональных, разработку и реализацию муниципальных целевых программ, мероприятий, направленных на исполнение действующего законодательства в области социальной защиты населения по социальной поддержке населения;

·организацию учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

·участвует в разработке распоряжений главы администрации города, определяющих функционирование системы социальном защиты;

·организацию и осуществление контроля за правильностью назначения и выплаты детских пособий, социальных, компенсационных выплат, дополнительных пенсий и других выплат

·контроль за качеством социального обслуживания населения на территории города

·организацию работы с семьей и детьми(многодетные, малоимущие, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и др.) организацию круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

·сбор, обработку, анализ государственной статистической отчетности в области социальной защиты населения, обеспечение ее достоверности;

·оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям, организациям города по социальным вопросам;

·разъяснение текущего законодательства РФ по вопросам социальной защиты населения через средства массовой информации;

·организацию приема населения;

·рассмотрение жалоб, заявлений писем граждан и принятие по ним необходимых мер;

·работу с кадровым составом управления и повышение квалификации работников управления;

·совершенствование организации труда, соблюдение условий охраны труда;

·ведение учета средств, поступающих на счета УСЗН на организацию социального обслуживания, предоставления социальных выплат, пособий, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и оказание социальной поддержки жителям горда, осуществление их расходов в установленном порядке;

·подготовка экономических обоснований по различным видам социальной помощи населению;

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.

Глава 3. Внедрение информационных технологий как элемент совершенствования методов взаимодействия с населением

.1 Обоснование внедрения информационных технологий

Наличие у организации сайта сегодня считается не просто делом престижа, но необходимостью. «Если Вы не представлены в Интернете, Вы просто не существуете» — этой фразой можно описать значение сайта для организации, даже если ее деятельность не связана с работой с информационными технологиями и продажей товаров в интернете.

Поэтому, до настоящего времени органы социальной защиты населения в народе именуются не иначе как «собес», то есть организацией, которая выплачивает только пенсии.

О видах деятельности, о тех людях, которые обеспечивают деятельность управления на территории района, жители района порой не знают. Приходя в управление для решения того или иного вопроса, у посетителей заранее складывается представление о «чиновниках», которые будут решать его проблемы, и зачастую не в пользу наших сотрудников.

Создание интернет-ресурса РУСЗН, где будет размещаться информация о сотрудниках управления, о помещении управления, о возможности доступа в управлении маломобильных групп населения в связи с его приспособлением в графическом виде (фото), позитивно будет сказываться на предварительном создании дружелюбного образа управления и его сотрудников в глазах посетителей. Тем самым, контакты посетителей с сотрудниками, будут более доброжелательными.

Кроме того, наличие интернет-ресурса РУСЗН в сети Интернет, будет положительно влиять на имидж РУСЗН. В какой-то мере это показатель открытости организации и ее стабильности.

Говоря о целесообразности проекта по созданию отдельного интернет-ресурса для районных управлений социальной защиты населения (далее — РУСЗН), нельзя не выделить его экономическую составляющую.

Так, например в 2010 году — расходы Управления социальной защиты населения района Кузьминки на печатную полиграфическую продукцию, а также на информационные стенды составили 105000 руб. Кроме того, на изготовление бланков заявлений расходы, в том же 2012 году составили 23000 руб. И это цифры только одного управления, а в Москве их 110.

Работы по созданию сайта, могут быть оценены от 10000 руб. за создание страницы по шаблону. В тоже время оплата хостинга составит не более 3500 рублей в месяц.

Малую долю стоимости указанной продукции можно выделить на обслуживание интернет ресурса РУСЗН, уменьшив расходы, выделяемые на полиграфическую продукцию.

Оптимизация рабочего времени.

Нельзя не отметить также и тот факт, что обращение посетителей с готовыми заполненными заявлениями будет способствовать оптимизации рабочего времени сотрудников управления за счет сокращения времени приема посетителей. В среднем, на написание заявления о назначении денежных выплат приходится от 7 до 15 минут, в зависимости от категории посетителя (кто-то плохо видит, кто-то забыл взять очки, кто-то медленно пишет).

Кроме этого, создание электронной очереди поможет ликвидировать скопление людей в коридорах, у каждого посетителя будет возможность обозначить цель своего визита, и тем самым сотрудники управления смогут спланировать свое рабочее время.

Также, часть консультаций будет оказываться в режиме «он-лайн», посредствам Skype.

По предварительным подсчетам, коэффициент полезного действия сотрудников может вырасти в 1,5-2 раза за счет более четкого планирования своего рабочего времени.

.2 Пути реализации данного проекта

Во-первых, это доработка существующего сайта Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее — ДСЗН), с возможностью интегрирования странички районного управления на основной сайт. Это сделает интернет-ресурс несколько громоздким и потребует больших возможностей в области хостинга. Возможно данный путь будет более привлекательным с экономической точки зрения, но это не будет способствовать оперативному, без лишних проволочек размещению информации, о чем свидетельствует пример из практики автора, приведенный ниже.

Для того, чтобы разместить на сайте ДСЗН объявление о проведении в РУСЗН конкурса на замещение вакантной должности необходимо направить в адрес заместителя руководителя Департамента письмо, приложив электронный носитель с необходимой информацией. После чего, по прошествии определенного времени (до недели, а то и больше), объявление появляется на сайте ДСЗН.

Во-вторых, создание принципиально нового интернет проекта. То есть, отдельного ресурса с уникальным адресом. Такой путь представляется автору более предпочтительным, т.к. обеспечит независимость от работы сервера, на котором размещен основной сайт ДСЗН и создаст больше возможностей для автономного администрирования. Что, как видно из приведенного выше примера.

Кроме того, в целях создания единого образа интернет ресурса для всех РУСЗН возможно разработать стандартную страничку для всех РУСЗН, что будет также экономически целесообразно.

Структура проекта:

а) контент страницы;

С точки зрения Википедии: «конте́нт (англ. content — содержимое) — любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) — вся информация, которую пользователь может скопировать (загрузить) на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования:

тексты

графика: картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса

мультимедиа: аудио-, видео- файлы

файлы в формате: Adobe, Excel, Word, Power Point, exe, rar

и т. д.»

Возвращаясь к целесообразности создания проекта, хотелось остановиться на особенностях наполнения страницы интернет ресурса РУСЗН.

В целом страница должна иметь стандартное наполнение.

На сайте необходимо разместить информацию об Управлении с указанием месторасположения на Яндекс.карте, а также информацию об адресах, которые обслуживает Управление, обозначенных на карте района.

Автор считает необходимым в «Галерее» разместить фотографии сотрудников с контактной информацией, фотографии внутренних помещений управлений, с акцентом на их приспособленность к посещению маломобильными гражданами, а также в ряде случаев и территории, на которой расположено управление.

В целях оперативного доведения информации до жителей района необходимо разместить стенд со срочными объявлениями, а также рубрику с тематической информацией по различным видам социальных выплат, которые производятся Управлением.

Также необходимо создать электронную приемную к специалистам и руководителям с возможностью предварительной записи.

Установить программу Skype, позволяющую общаться через сеть интернет с жителями района.

б) общий контент;

Стоит упомянуть о замеченном автором «пробеле» на сайте ДСЗН — в размещенных на сайте бланках отсутствуют те заявления, с которыми чаще всего обращаются посетители, а именно бланки заявления о назначении пособия на ребенка, а также о назначении региональной социальной доплаты к пенсии.

В тоже время размещение на интернет-ресурсе шаблонов всех бланков заявлений, а также образцов их заполнения, позволит посетителям в спокойной домашней обстановке заполнить необходимое заявление и отправить его на проверку сотрудникам управления.

Особое внимание следует уделить размещению информации по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан.

Продвижение интернет-ресурса:

а) отсутствие работы в данном направлении;

В свободной энциклопедии — «Поиско́вая оптимиза́ция (англ. search engine optimization, SEO) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. Обычно, чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем. При анализе эффективности поисковой оптимизации оценивается стоимость целевого посетителя с учетом времени вывода сайта на указанные позиции и конверсии сайта, на который привлекаются целевые посетители».

В настоящее время при введении в поисковую систему типичного запроса (например, «соцзащита Кузьминки») появляются ссылки на сайты, содержащие исключительно общую справочную информацию и имеющие весьма отдаленные отношения непосредственно к сайту Департамента.

Приведем некоторые цифры. По запросу «соцзащита» ежемесячно в поисковой системе Яндекс ищет информацию до 15000 человек. И это только в регионе Москва и Московская область (см. Приложение №2).

Даже, не принимая во внимание иные формулировки запросов и другие поисковые системы, цифра получается внушительной. И вот по этим запросам сайт ДСЗН не появляется даже в первой десятке! А необходимость пользователей в информации мы можем увидеть, перейдя по запросу «соцзащита Кузьминки» по первой же ссылке. На сайте SPR.ru на страничке с контактной информацией о РУСЗН Кузьминки находятся, оставшиеся без внимания, три вопроса, адресованные сотрудникам Управления (Приложение №3).Сотрудники управления при всем своем желании не могли узнать о появлении этих вопросов.

б) комплекс мер по продвижению сайта ДСЗН и нового проекта.

Учитывая наблюдаемую ситуацию, автор резюмирует, что в области оптимизации и продвижения сайта ДСЗН до настоящего момента никаких работ не проводилось. А это значит, что сайт работает от силы на 15% от своих возможностей. Комплекс мер, необходимых для продвижения, должен быть разработан, конечно же, специалистами в данной области, а необходимость таких мер очевидна даже для стороннего наблюдателя.

Цель проекта заключается в решении следующих задач, стоящих перед управлением социальной защиты населения, а это как:

проведение широкой разъяснительной работы;

обеспечение доступности маломобильных групп населения к необходимой информации, а также возможности интерактивного общения с сотрудниками управления;

оказание дополнительных сервисных услуг населению;

оптимизация работы управления посредствам изучения общественного мнения жителей района и ряд других задач.

Целевая группа проекта

Целевые группы, на которые будет направлен проект это:

маломобильные группы населения;

жители района, которым необходимо решение различных социальных проблем;

сотрудники управления.

Ожидаемые результаты на 2014 год.

Создать сайт районного управления социальной защиты населения района Кузьминки и в дальнейшем распространить этот опыт на остальные районные управления.

Технологии и методы достижения результатов:

информационные технологии;

проведение мониторинга;

контроль.

Управление и контроль

Управление осуществляет ДСЗН города Москвы;

информирование граждан о создании сайта районного управления.

Устойчивость проекта

В целом проект устойчив, но могут возникнуть проблемы с ценовой политикой на обслуживание сайта.

Зарубежный опыт и опыт города Москвы

Как уже отмечалось в работе, создан официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. Кроме того, в ряде районных управлений созданы и работают неофициальные сайты.

Соисполнители проекта

Департамент социальной защиты населения города Москвы

Виды работ, выполняемых соисполнителями

разработка технического задания

разработка проектно-сметной документации.

Комплекс мероприятий, необходимых для реализации проекта.

Поскольку автор считает более предпочтительным создание принципиально нового интернет проекта, то есть, отдельного ресурса с уникальным адресом, то и комплекс мероприятий разработан для реализации указанного варианта проекта.

Для создания сайта районного управления социальной защиты населения необходимо провести ряд мероприятий, а именно:

разработать с участием IT-технологов ГАУ «Центр информационных технологий» техническое задание на создание сайта;

разработать смету расходов по созданию сайта и утвердить ее в ДСЗН;

подобрать WEB-студию, которая создаст сайт управления с учетом разработанного технического задания и утвержденной сметы расходов;

приобрести адрес (домен) в сети интернет;

заключить договор на продвижение сайта;

заключить договор на поддержку (администрирование) сайта.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для реализации проекта необходимо выделение определенных финансовых средств, а также привлечение специалистов в области IT-технологий.

В дальнейшем обслуживание интернет-ресурса РУСЗН также потребует финансовых затрат, которые можно выделить, уменьшив расходы управления, направленные на изготовление полиграфической продукции и бланков.

В следующих разделах автор более подробно остановится на планах реализации мероприятий, а также на бюджете проекта и его финансово-экономическом обосновании.

Таблица 1. Календарный план реализации мероприятий проекта

№ п/пНаименование мероприятийПериод реализацииОжидаемые результатыОтчетные документы и материалы20132014IVкв.Iкв.1234561.Разработка технического заданияноябрьСоставление технического заданияУтвержденный план технического задания2.Разработка проектно-сметной документациидекабрьСоставление сметы расходовУтвержденная смета расходов3.Разработка сайтаянварьСоздание сайтаДоговор на оказание услуг WEB-студии4.