Презентация на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВАЛЕОЛОГИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ВАЛЕОЛОГИИ

Общая валеология

Медицинская валеология

Возрастная валеология

Дифференциальная валеология

Профессиональная валеология

Специальная валеология

Семейная валеология

Экологическая валеология

Социальная валеология

Педагогическая валеология

Общая валеология

Основа, методология валеологии как науки или области знания:

определение места валеологии в системе наук о человеке;

определение предмета, методов, цели, задач;

изучение истории становления;

исследование вопросов биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья

Медицинская

валеология

определение различия между здоровьем и болезнью;

изучение способов внешнего поддержания здоровья

ипредупреждения заболеваний;

разработка методов и критериев оценки состояния здоровья населения и отдельных социальновозрастных групп и методов использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни;

исследование внешних и внутренних факторов, угрожающих здоровью;

разработка рекомендаций по обеспечению здоровья

издорового образа жизни человека

Возрастная валеология

изучение особенностей возрастного становления здоровья человека;

изучение зависимости здоровья от факторов внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды, особенностей адаптации людей разного возраста к условиям жизнедеятельности;

2 стр., 797 слов

Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения ...

... здоровье, характере и уме, о самом себе. Самооценка понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми. ... Дембо-С.Я.Рубинштейн. Методика является классической в области изучения самооценки. На листе бумаги проводят вертикальную черту, ... Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует). Метод беседы может дать ценные результаты при таких ...

оценка уровня здоровья и отдельных его показателей с позиций возрастного развития индивида

Дифференциальная

валеология

исследование индивидуальнотипологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида;

разработка методологии построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья

Профессиональная

валеология

изучение проблем профессионального отбора и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности;

изучение особенностей влияния профессиональных факторов на здоровье человека;

определение методов и средств профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности

Специальная валеология

исследование влияния особых и экстремальных факторов на здоровье человека;

разработка критериев безопасности и минимизации влияния экстремальных факторов;

определение методов и средств сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия экстремальных факторов

Семейная валеология

изучение роли семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья и ЗОЖ — от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью;

разработка рекомендаций и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом

Экологическая

валеология

исследование влияния природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека;

разработка рекомендаций об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья

Презентация на тему: Социальная валеология

Социальная валеология

изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом;

изучение состояния здоровья различных социальных групп (постоянных или временных)

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить в ... интереса является показателем психологического здоровья. 2.2 Сравните основные исходные положения К. Юнга и А. Адлера в отношении природы человека Адлер. Человек – это единое, самосогласующееся ...

Педагогическая

валеология

изучение вопросов обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и ЗОЖ на различных возрастных этапах развития

Основания развития педагогической валеологии

1) потребность общества в срочных мерах по оздоровлению населения, утверждения идеологии, ориентированной на ЗОЖ;

2) рентабельность и относительная дешевизна внедрения и реализации валеологических программ в образовательном процессе

Основные понятия педагогической валеологии

валеологическое образование

валеологическое обучение

валеологическое воспитание

валеологические знания

валеологическая культура

Валеологическое

образование

непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здорового человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей

воспитание

процесс формирования ценностноориентированных установок на здоровье и ЗОЖ как неотъемлемой части жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения

Валеологические знания

совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания

Валеологическая

культура

результат валеологического образования, предполагающий знание человеком своих генетических, физиологических и психологических особенностей, овладение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение реализовывать валеологическое просвещение

Задачи педагогической валеологии:

Воспитание стойкой мотивации на здоровье и ЗОЖ на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогическиеконсультации и т.п.

22 стр., 10651 слов

Педагогические принципы служебно-боевой подготовки

... задачи и формы служебно-боевой подготовки. Содержательные педагогические принципы СБП. Организационные педагогические принципы СБП. Методические принципы СБП. Профессионально-психологическая подготовка. Профессионально-психологические знания. ... оружие; • формирование высокой психологической устойчивости лич­ности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бди­тельности, памяти, мышления и других ...

Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.

Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:

создание коллектива единомышленников-педагоговдля осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;

валеологическое образование педагогов, которые сами входят в группу профессионального риска

Принципы педагогической валеологии (валеологизации

образовательнойпринцип культуросообразностисреды):

(подразумевает видение образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде; здоровье рассматривается как явление культуры);

принцип природосообразности

(подразумевает поддержку и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья);

личностный подход (означает приобретение в ходе образования «опыта быть личностью» — по В. В. Серикову)

Презентация на тему: Принципы педагогической валеологии ( с позиции онтогенетического подхода):

Принципы педагогической валеологии ( с позиции онтогенетического подхода):

сочетание целостности и дискретности развития;

гетерохронность развития;

необратимость развития;

постепенность развития

Принципы педагогической валеологии (с позиции

экзистенциальногопринцип здоровьетворения через образованиеподхода):(формирование здорового образа жизни, мотивации здоровья через содержание

образования);

принцип уникальности личности (цель и смысл образования — развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка);

принцип дополнения (принятие и осознание того, что взаимодействие с другими людьми необходимо для реализации своей жизненной задачи, для познания самого себя);

принцип безусловной любви (воспитание ответственного отношения к своему здоровью у ребенка через осознание своей нужности, ценности себя для других людей);

принцип неопределенности (предполагает отказ от готового знания в образовании; это совместный путь к творчеству и сотворчеству ребенка и взрослого);

5 стр., 2151 слов

Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...

... детского дошкольного учреждения. Специфика деятельности воспитателя в группах детей раннего возраста. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребёнка Ознакомление с работой дошкольного ... Характеристика студента. Характеристика нервно-психического развития одного ребенка группы (Карта нервно-психического развития одного ребенка в Доме ребенка). Схема написания календарного плана воспитательно- ...

принцип проектировочного образования (предполагает формирование у ребенка умения анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, осуществлять намеченное, анализировать результат деятельности);

принцип резонанса (моделирование ситуаций для проявления ребенком своих возможностей)

Концепции педагогической валеологии

Л. Г. Татарникова

проект российской школы здоровья и индивидуального

развития (1991),

концепция непрерывного валеологического образования (программу курса 1—11-гокл.),

деятельность валеологической службы.

Основой является идея формирования позитивного человека Холмса, идеи личностно ориентированного

образования, которые Л. Г. Татарникова дополняет валеологическим компонентом. Концепция базируется на валеогическом, антропологическом и гуманистическом принципах.

Проект валеологической школы Л.Г. Татарниковой

Школа представляет собой «неградуированную школу с измененным ритмом жизни и принципами организации учебного процесса, ориентированного на реально существующие типы учащихся, максимальное развитие интеллектуальных и психофизических характеристик детей».

Это подразумевает:

глубокую смену мировоззрения учителя, его значительную изначальную валеолого-педагогическкуюкомпетентность;

владение учителем навыками экспертной оценки психофизического и личностного развития учащихся, валеологическими технологиями и методами;

предоставление ребенку и его родителям возможности выбора программ, форм и методов обучения;

создание условий для творчества, занятий различными видами искусства

Концепции педагогической валеологии

Г. К. Зайцев и др.

концепция валеологически обоснованного

образования (1998) — основана на структурном анализе здоровья, представлениях об онтогенетическом развитии мотивационной сферы ребенка, потребностно-информационномподходе в воспитании

Концепция валеологически обоснованного образования Г. К.

ЗайцеваОсновные направленияи др. валеологической работы:

9 стр., 4272 слов

Концепция функционального питания

... физиологические потребности в них здорового человека, поскольку это может сопровождаться возникновением нежелательных побочных эффектов [2; 13; 17]. Согласно «Научной концепции Функционального ... воспаления, ответ на вакцинацию);   -поведенческие реакции и состояние психического здоровья (аппетит, чувство сытости, познавательные способности, настроение и жизнестойкость, способность справляться ...

— формирование потребности в физическом саморазвитии: создание системы образных игровых площадок физического саморазвития, позволяющих ребенку путем свободного выбора средств (предметов, снарядов, вариантов двигательного действия) удовлетворять свои базовые потребности в с двигательной деятельности;

— формирование потребности в психическом (умственном) саморазвитии: развитие речи, знакомство с основами естественнонаучных знаний и художественно-эстетическоеразвитие организуются в виде игровой и творческой деятельности, а учебные действия выступают средствами достижения цели, которую ставят дети;

— воспитание потребности в валеологически обоснованном поведении: разработка специальной программы занятий по уходу за своим телом, обучение правилам хорошего тона и безопасной жизни (основные методические приемы — игровые взаимодействия, подражательная деятельность, сказкотворчество, театральное и художественное творчество);

Концепция валеологически обоснованного образования Г. К. Зайцева и др.

Основные направления валеологической работы:

— профилактика заболеваний и укрепление резервных возможностей: осуществляет медицинский персонал, который анализирует здоровье часто болеющих детей, корректируя его с помощью соответствующих медико-гигиеническихзнаний;

— обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья детей (с этой целью в Санкт-Петербургесоздана специальная методика, позволяющая родителям совместно с валеологом анализировать основные тенденции в развитии и здоровье ребенка)