психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования 6

1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 18

1.3. Интегрированное обучение, основные понятия 29

Вывод по главе 1 42

Глава 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени 44

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников, принявших участие в эксперименте 44

2.2. Индивидуальные программы для детей с нарушением интеллекта, посещающих общеобразовательную группу ДОУ 52

2.3. Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников с нарушением интеллекта в общеобразовательной группе ДОУ 68

Выводы по главе 2 75

Заключение 77

Список литературы 81

Введение

Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, а также в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Первое десятилетие XXI в. в России ознаменовалось экономическим ростом, что создало условия для внедрения в образовательные учреждения разных типов и видов различных моделей и форм интегрированного обучения, поскольку это достаточно затратная технология, требующая значительных материальных вложений, совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров и новой организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.

9 стр., 4449 слов

Психолого-возрастные особенности старших дошкольников

... ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести–семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к ... литературы, обобщение, синтез, изучение нормативно правовых документов.     Психолого-возрастные особенности старших дошкольников Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ...

Актуальность внедрения интегрированного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнений. Она обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.

При обучении детей с ограниченными возможностями в условиях интегрированного образования требует разработки психолого-педагогического сопровождения детей с учетом особенностей их развития. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях интеграции — это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего их самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением воспитанников любого образовательного учреждения.

В современных условиях актуальной является проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения.

Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования — психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Гипотеза исследования: процесс интегрированного обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения будет эффективным, если будет разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения.

Для решения поставленной задачи и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения.

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

3. Изучить модели и условия интегрированного обучения детей с нарушением интеллекта.

4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной группы дошкольного учреждения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (опрос, эксперимент).

Структура исследования. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... обобщен и систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные ... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования

1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе

История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка.

Раннее сопровождение, сопровождение развития в образовательном учреждении, целевое сопровождение различных групп риска, сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

Слово «сопровождать» имеет следующие значения: «следовать рядом, вместе с кем-нибудь, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»; «сопутствовать чему-нибудь»; «сопроводить или дополнить чем-нибудь» [1].

Следует различать понятия:

 процесс сопровождения;

 метод сопровождения;

 служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровожд………

Список литературы

1. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Розман, Т. Чередникова. – СПб; 1996. – 86 с.

2. Битянова, М.Р. Организация психологической службы школы [Текст] / М.Р. Битянова. – М., 1998. – 389 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. — М. – Воронеж: АПСН, 1995.

4. Введение в психологию [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 1982 – 1984. Т. 2. – 251 с.

6. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.

7. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

8. Гаврилушкина, О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Дефектология. – 1987. – №5. – С.48-53.

9. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.

10. Газман, О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. Газман // Забота – поддержка – консультирование. / под ред. Н.Б. Крыловой. Выпуск № 6. – М.: ИННОВАТОР, 1996. – С. 11-38.

11. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха [Текст] / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 44-51.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, ... рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические ...

12. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

13. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.

14. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан и др.; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – С. 26.

15. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 322 с.

16. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] / Е.А. Екжанова. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с.

17. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

18. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — №3. – С.66-78.

19. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. — 2004.- № 7.- С. 127-132.

20. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме [Текст] / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 83-95.

21. Ильин, Е.Н. Психология [Текст]: учебник для средних учебных заведений / Е.Н. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

22. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.

23. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.

24. Кандыбович, Л. А. Психология / Л. А. Кандыбович, М.М.Дьяченко, Минск, 1998. – 399 с.

25. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.

26. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) [Текст] / А.А. Катаева. – М., 1977. – 33 с.

27. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. — 1991. — №6.- С.72-77.

28. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3-15.

2 стр., 645 слов

8. психологические особенности детей, переживших насилие

... голодом по любви и теплу. Не удивительно, что дети, пострадавшие от насилия, испытывают трудности с самоуважением, ... и справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, эти дети «заморозили боль», «окаменели». Впоследствии они безуспешно «стремятся ... более продуктивными моделями. Без такой глубокой психологической работы детям, пережившим трагедию насилия, трудно возродиться к жизни, поверить ...

29. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.

30. Митина, Л.М. Учитель на рубеже веков : психологические проблемы [Текст] / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3–5.

31. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.

32. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена [Текст] / Н.М. Назарова // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1. — М., 1996. — С. 28-38

33. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во политической лит-ры, 1990.– 492 с.

34. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий [Текст] / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.

35. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.).

— СПб., 1998. — 126 с.

36. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. — М.: Флинта : МПСИ, 2009. — 152 с.

37. Сводина, В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / В.И. Сводина // Дефектология. – 1998. — №6. — С. 38-41.

38. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2005. – 184 с.

39. Шипицына, Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России [Текст] / Л.М. Шипицына // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. — С. 19-30.

40. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянгун, Н.Н. Яковлева; под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

41. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России [Текст] / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996. — С. 13-19.

42. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106.