Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

Содержание

1.1 Индивидуальность личности и ее жизненный путь 3

1.2 Индивидуум как творческое и саморегулирующееся целое (по А. Адлеру) 4

2.2 Сравните основные исходные положения К. Юнга и А. Адлера в отношении природы человека 5

3.1 Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности 6

3.2 Основные понятия гештальт-терапии 7

4.1 Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений 8

5.2 Сравните и противопоставьте позиции К. Юнга и А. Адлера по вопросам: определяющая цель жизни и природа человеческой мотивации 9

6.1 Саморазвитие и самореализация личности 10

6.2 Основные положения гештальтпсихологической теории личности (Перлс) 11

9.2 Концепция черт личности по Г. Оллпорту 12

11.2 Понятие черты, структуры и теории черт личности по Р. Кеттеллу 13

13.1 Включение регуляции в деятельность 14

13.2 Сравнительный анализ взглядов Г. Оллпорта, Р. Кеттелла и Г. Айзенка на понятие «черта личности» 15

14.1 Смысл действия и борьба мотивов 16

14.2 В чем вы видите преимущества и слабые стороны теории личностных конструктов Дж. Келли? 17

15.1 Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведен. 18

16.1 Поиск смысла и принятие волевого решения о его реализации 19

16.2 Научение через моделирование в концепции самоэффективности (Бандура) 20

17.1 Проблема личностного смысла, смысла жизни в концепции В. Франкла 21

18.1 Свобода и ответственность личности 22

18.2 Основные принципы социально-когнитивной теории (А. Бандура) 23

19.1 Защитные механизмы Эго в психоанализе 24

20.1 Волевые черты личности 25

21.1 Психологическая структура личности по З. Фрейду 26

22.1 Психоанализ как метод психотерапии 27

22.2 Основные положения феноменологической теории личности (К.Роджерс) 28

23.1 Мотивация человека в теории З. Фрейда 29

23.2 Полноценно функционирующий человек, его основные личностные характеристики (по К. Роджерсу) 30

24.1 Психологическая структура личности в концепции К. Юнга 31

24.2 Сущность природы человека в феноменолог. теории личности Роджерса 32

25.1 Понятие архетипа в концепции К. Юнга 33

5 стр., 2384 слов

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

... теория: основные концепции и принципы Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности ... примеры рационализации деструктивных действий. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и ... В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм не ...

25.2 Организмический оценочный процесс и потребность в самоактуализации (по К. Роджерсу) 34

26.1 Психологические функции и типологии личности в концепции К. Юнга 35

26.2 Принципы экзистенциальной психологии Р. Мэя 36

27.1 Развитие личности, конечная цель жизни в концепции К. Юнга 37

27.2 Понятие «Я-концепция», ее структура и формирование в теории Роджерса 38

28.1 Основные тезисы в индивидуальной психологии А. Адлера 39

28.2 К. Роджерс об основных условиях личностно-центрированной терапии 40

29.1 Стиль жизни и типология установок в индивидуальной психологии Адлера 41

29.2 Слагаемые личности и задачи профессионального психологического консультирования в экзистенциальной психологии Р. Мэя 42

1.1 Индивидуальность личности и ее жизненный путь

Индивидуальность личности — совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Жизненный путь личности — путь становления ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев).

Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — личность как субъект деятельности. А.Н.Леонтьев отмечал, что на определенном этапе развития личности — на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности той или иной общности, в субъект социальной группы и класса, коренным образом изменяется «механизм» формирования личности. Чем более зрелой становится личность, чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными, в т. ч. противоречивыми мотивами, тем в меньшей степени она остается лишь продуктом прошлого опыта. При превращении ее из объекта в субъект общественного развития прошлые события и собственные действия субъекта становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности — сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое приобретает прежде не виденное им значение, а что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается в его памяти. Возникающая переоценка прежнего приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ... , комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, исторического бытия. Праздничное торжество имеет смысл для человека ...

Асмолов отмечает: изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности.

1.2 Индивидуум как творческое и саморегулирующееся целое (по А. Адлеру)

В латыни «individuum» значит «неделимый». По Адлеру, индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер считал, что индивидуум есть нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Решающую роль он отводил осознанному активному и творческому началу в каждой личности и в формировании собственного жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к подавляющему или зависимому, кооперативному положению, к взаимоподдержке и взаимопомощи. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

3 стр., 1359 слов

Темперамент и индивидуальный стиль жизнедеятельности человека

... как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности личности человека. Концепция В.М. Русалова помогла выделить основные свойства ... Темперамент и индивидуальный стиль жизнедеятельности человека Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические ... Курс лекций. — М., 1988. 3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1992. 4. ...

2.2 Сравните основные исходные положения К. Юнга и А. Адлера в отношении природы человека

Адлер. Человек — это единое, самосогласующееся и целостное Люди стремятся компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве, и в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личности проявляется в ее поведении, направленном на решение основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Различал 4 типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип. Стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума и его социальному интересу (это внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества).

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

... жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности ... стиль жизни. Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни ...

Юнг. Личность есть результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, объединения противоположных психических сил. Личность включает три структуры: эго (все, что человек осознает), личное бессознательное (хранит подавленный, вытесненный из сознания материала, скопления связанных между собой мыслей и чувств = комплексы) и коллективное бессознательное …

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector