39 Предмет политической психологии

Предмет политической психологии и ее основные теории. Типы политической власти. Политическое сознание: понятие, структура, специфика, динамика.

План ответа

  1. Предмет политической психологии.
  2. Теории политической психологии.
  3. типы политической власти.
  4. Политическое сознание.
    1. Понятие и структура.
    2. Специфика и динамика.

Ответ:

  1. Предмет политической психологии.

Политическая психология — междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социаль­ной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработ­ке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.

Предмет политической психологии в целом — это политика как особая человеческая дея­тельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. История, теория и практика применения политико-психологических знаний позволяет вычленить три основные задачи, решаемые политической психоло­гией как наукой. Первая задача — анализ психоло­гических компонентов в политике, понимание роли «человеческого фактора» в политических процессах. Второй задачей, как бы надстроившейся над первой, является прогнозирование роли этого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике. Нако­нец, третьей задачей, вытекающей из первых двух, остается управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обес­печения, т. е. субъективного фактора.

  1. Теории политической психологии.

Разнообразие психологических подходов к исследованию политических феноменов вызвано преобладанием той или иной психологической доминанты у исследователей. При этом существующие классификации, подходы к их анализу неравноценны как по выбору типологических оснований сравнения, так и по объему представляемой информации. Для полноты психологической характеристики различных сторон политики наиболее плодотворной будет та модель, которая сумеет вобрать в себя как можно больше качественных и количественных характеристик изучаемого явления. Ее создание возможно лишь при применении всей совокупности конструктивных подходов современной психологии, которая в сотворчестве с другими отраслями науки дает возможность интегрировать востребованные знания для изучения и решения актуальных проблем политики.

4 стр., 1908 слов

Психологическая теория происхождения права

Право - это одно из самых сложных общeственных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века. В правопонимании отражаются представления людей об общeстве, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развиваeтся человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их прeдставления и идеалы, постольку и измeняются, и будут изменяться представления о праве. В мире всегда существовало и ...

В данном контексте заметную роль играли и играют прежде всего, работы исторического и историографического плана, посвященные анализу роли выдающихся личностей в историко-политическом процессе. В их числе жизнеописания великих людей от Геродота, Фукидита, Тацита, Плутарха до деятелей новейшей истории — Петра Первого, Наполеона, Ленина, Рузвельта и других.

Во-вторых, неизгладимое влияние оказывали и оказывают политико-философские труды, начиная от диалогов Платона и Аристотеля, трудов Макиавелли, Гоббса, Канта, Гегеля, других философов и исследователей политических процессов. В них раскрываются различные аспекты политики, обеспечивая познание сущности, механизмов и функций политической и государственной власти, взаимоотношений политики и общества, государства и личности и др.

В-третьих, важнейшее значение имеют основополагающие работы по социологии и психологии Т. Адорно, Н.А. Бердяева, А.А. Бодалева, М. Вебера, М.М. Ковалевского, Г. Лассуэлла, Г. Лебона, А.Н. Леонтьева, Н.К. Михайловского, Р. Михельса, М. Острогорского, Г. В. Плеханова, С.Л. Рубинштейна, ПА. Сорокина, Г. Тарда, 3. Фрейда, Э. Фромма и др., раскрывающие социально-психологические характеристики лидерства, политической активности и др.

В отмеченных и других трудах содержатся конструктивные положения, которые актуальны для создания системной теоретико-методологической базы политической психологии. В частности, в основу принципиальных теоретико-методологических положений политической психологии положены: деятельностный подход, разработанный С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. отечественными психологами; разработки Е.А. Климова о наличии особой «картины мира профессиональной общности» и положения А.А. Бодалева и А.А. Деркача о роли субъективных факторов, способствующих или препятствующих достижению субъектом вершин профессионального мастерства; психологическая концепция общения и ее социальной перцепции, разработанная Г. М. Андреевой, А.А. Бодалевым, В.Н. Куницыной, Л.А. Петровской; положение К.А. Абульхановой-Славской, А.Я. Гуревича, Л. Февра о наличии общих для представителей одной общности способов восприятия и особенностей образа мыслей, выражающихся в специфических для данной общности способах поведения; положение А. К. Уледова о мифологизированности и политизированности современного общественного сознания и др.

5 стр., 2276 слов

Проблема контроля над поведением толпы

Содержание Введение Сущность толпы Общая классификация, виды и типы толпы Развитие толпы Заключение Список использованной литературы Введение Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком ...

Первые системные концепции понимания различных сторон политики были сформулированы в конце XIX — начале XX веков. К изучению психологической детерминированности лидерства одним из первых обратился Н.К. Михайловский. В числе главных социально-психологических механизмов взаимодействия масс (толпы) со своим лидером (героем) Н.К. Михайловский выделял механизмы подражания, внушения, заражения, противопоставления.

Традиции психологического анализа закономерностей формирования и функционирования лидерства заложены в работах Г. Тарда, Г. Лебона. Г. Тард сформулировал один из основных законов социальной жизни, заключающийся в подражании последователей лидеру. Лидерство понимается им как способ передачи от одного индивидуума к другим самых ценных знаний и условий жизни, обеспечения преемственности поколений. Социально-политическое движение, согласно Г. Тарду, осуществляется по схеме: борьба лидера с косностью толпы; увлечение толпы нововведением; следование, подражание толпы действиям лидера. По мнению Г. Лебона, «толпа ниспровергает действия законных лидеров и идет за теми, кто обещает ей новую иллюзию».

К классике политической психологии вполне можно отнести труды М. Острогорского, Р. Михельса, Дж. Брайса, М. Вебера, 3. Фрейда. В них раскрываются закономерности и механизмы завоевания политического господства элитарных групп, использующих в этих целях государственные и политические институты.

10 стр., 4869 слов

Психология поведения человека в сфере экономики

... Контрольная работа Психология поведения человека в сфере экономики Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. Личность в экономике 2. Основы поведения человека в сфере ... демонстрации роли общественных масс, а не отдельного человека. В марксистской политической экономии категория «производительные силы» (как ... будь то в сфере экономики или политики. Таким образом, рынок научил человека компромиссу, что позже было уже ...

Изучение политических феноменов с точки зрения личностного фактора, анализа глубинных мотиваций поведения субъектов политики связано с исследования­ми 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга и др. Их психоаналитические подходы позволили по-новому подойти к познанию закономерностей самореализации и особенностей поведения и взаимоотношений субъектов политики. Закономерности и механизмы политической активности ими рассматривались главным образом как результат процессов на глубинных уровнях бессознательного.

Специальные исследования в области политической психологии начинаются с выхода в 1930 году в свет работы Г. Лассуэлла «Психопатология и политика», которая определила характер программных статей американских психологов Дж. Шеннона и Л. Селигмена. Г. Лассуэлл выдвинул требование о необходимости применения психологических методов анализа политической ситуации и особенностей поведения в них субъектов политики. Г. Лассуэлл и его последователи исходили из того, что только поверхностный слой поведения можно объяснить собственно политическими целями и ценностями. Глубинное же его значение определяется интенсивными, иррациональными по своей природе психическими образованиями. По мнению Г. Лассуэлла, власть призвана компенсировать психическую неполноценность (неадекватность), заложенную в детском возрасте. В свете этого борьба за власть — это компенсация чувства неадекватности, сформировавшегося в детстве.

Отмеченные и другие реализуемые в политической психологии идеи, положения и выводы указывают на то, что в настоящее время в ней находят признание и востребованность многие научные достижения. Они дают возможность успешно изучать отдельные стороны политической реальности. Вместе с тем для реализации современного системного психологического подхода к познанию и активному воздействию на политические явления политической психологии необходимо использовать собственную исследовательско-развивающую теоретико-методологическую и прикладную основу. С одной стороны, она синтезирует такие признанные в психологии подходы, как описательный, психоаналитический, необихевиористский и др. С другой стороны, для политической психологии важно обеспечить гармоничное взаимодействие и сотворчество исследовательского основания с гуманитарно-технологическими компонентами, обеспечивающими развитие, коррекцию и консультирование в сфере политики.

6 стр., 2808 слов

Психологическое содержание политической власти на примере диктатуры тоталитаризма и особенностях авторитаризма

... личность воспринимает власть и политиков. При этом образы власти таких индивидов рассогласованы и противоречивы, носят патерналистский характер. Интерес к проблеме авторитаризма в политической психологии пережил ... описывается им как иррациональное, извращенное и длительное чувство. Дискриминационное поведение в отношении меньшинств нередко является результатом приспособления индивида к определенным ...

Эта комплексная научно-практическая задача политической психологии может быть решена в рамках системного подхода в интересах выстраивания ее целостного теоретико-методологического и прикладного основания.

Для современной политической психологии актуальна трансформируемая из 60—80-х годов ролевая теория политики. В центр объяснения по­литического процесса (как международного, так и внутреннего) она поставила понятие роли. Появление новой теоретической модели было вызвано самим политическим процессом. Отмеченный исторический период характеризуется модернизацией политических систем многих стран. Для нее характерно более активное массовое привлечение в политику различных слоев населения, ранее отчужденных от нее. Необходимость расширения состава политических партий, общественных объединений и организаций, привлечение граждан к электоральному процессу потребовали и новых теоретических подходов. Такой ответ на актуальный запрос был найден в ролевом подходе к анализу политики.

Ролевая теория политики в адекватном к складывающейся политической ситуации и условиям состоянии явится эффективной для решения многих современных задач. Для этого важно привлечь продуктивный потенциал современный науки и практики, а также возможности организационно-управленческого, социально-психологического, информационного, математико-моделирующего и другого обеспечения.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

Для определения состояний расстроенного созна­ния чаще всего используют набор критериев, предложенных немецким психиатром К.Ясперсом: отрешенность от реаль­ного внешнего мира, выражающаяся в том, что больные отры­вочно, фрагментарно, неотчетливо воспринимают действитель­ность; нарушение ориентировки во времени, месте, ситуации, реже в собственной личности; нарушение стройности мышления, вплоть до ...

Политическая практика последних десятилетий показала, что на современное понимание поведения человека в политике оказали немалое влияние идеи и разработанные в соответствии с ними функционалистские модели политики. В рамках данной концепции в основном анализируются и учитываются макрофакторы. Применяемые методы исследования и практические рекомендации практически неприемлемы для решения более частных политических задач. Для этого понадобились более психологизированные теории политики, обеспечивающие раскрытие закономерностей, механизмов и условий поведения и самореализации в политике конкретного человека. Предпосылкой для такой теоретической ориентации стал политический бихевиоризм. Основной его задачей следует признать изучение индивидуального поведения в политике. Для этого были привлечены собственно психологические методы, которые явились основой политических психотехнологий.

Из классического бихевиоризма была трансформирована идея непосредственного влияния среды на поведение конкретного человека в соответствии с формулой: S — R (стимул — реакция).

В соответствии с ней политические бихевиористы феномен политического отчуждения объясняют: приемлемые социально-экономические условия — требуемое политическое поведение человека. Исследователям остается замерить первый и второй показатели и найти корреляцию между ними. При этом подходе значение ситуационных факторов явно превалирует над внутренней активностью индивида.

Наряду с выделенными предпосылками современной целостной теоретико-методологической и прикладной основы политической психологии следует признать также полезность антипозитивистских концепций. В европейской политической психологии этот поворот шел под влиянием идей феноменологов, экзистенциалистов и других теоретических школ, поставивших под сомнение позитивистские трактовки проблемы личности. В США и Великобритании критика позитивистских концепций исходила не столько от теоретиков, сколько от практиков, нуждавшихся в более эффективных моделях управления поведением человека. Будучи разочарованными методами воздействия непосредственно на поведение, эти специалисты обратились к изучению сознания (когнитивизм и гуманистическая психология) и бессознательных структур психики (психоанализ).

6 стр., 2724 слов

Деструктивные технологии, как метод манипуляции сознанием людей

... данной работе речь пойдет об одном из методов манипуляции сознанием людей - деструктивных технологиях или как их еще называют « ... за технологии, и какое влияние они оказывают на сознание людей? Итак, во-первых, все существующие избирательные технологии ... политических наук Солдатченкова Н.С. проверила: доц., к.фил.н. Дьяченко И.Н. Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием ...

Когнитивистское направление политической психологии, прежде всего, исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы, выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи основное внимание здесь уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура.

В рамках когнитивистского направления показано, что в странах со стабильной политической системой, где у избирателей действительно есть привычка голо­совать за определенную партию, политическое сознание граждан заполняется определенными «пакетами идей». На уровне индивидуальной психологии идеология, ставшая частью сознания человека, предстает в виде связки идей. Так, установки англичан по вопросам атомного оружия коррелировали с их отношением к национализации общественного транспорта и системы здравоохранения, иммиграции и смертной казни.

Для политической психологии является конструктивной идея о возможности проникнуть вглубь личностных механизмов формирования политического сознания и поведения через систему потребностей. Ученые исходили из того, что важнейшим мотивом политического участия является не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат в свою очередь фундаментом собственно политических установок.

  1. Типы политической власти.

В наши дни в большинстве случаев используется однолинейная схема типологизации: либо по вертикали — разграничение и сравнение «низших» и «высших» форм правления (рабовладельческие — феодальные), либо по горизонтали (диктаторские — либеральные).

В большинстве современных государств государственная власть делится на три ветви: исполнительная, законодательная и судебная. Родоначальником теории разделения властей является Дж. Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти. Он различает законодательную, исполнительную и федеративную власти, но последняя рассматривается им в единстве с исполнительной, так как они находятся в одних руках. Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной она выполняет следующие функции: финансовую, распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов; контроль за деятельностью исполнительной власти. Исполнительная власть — один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно — правовых актов на всей территории страны. Судебная власть — один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющих правосудие. В различных политических режимах эти ветви государственной власти обладают разной степенью независимости друг от друга.

  1. Политическое сознание.
    1. Понятие и структура.

Политическое сознание — одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многогранное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком аспекте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.

С точки зрения субъекта политического сознания в мировой политологии выделяется массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание — особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурное массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и «общих ориентацией») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (справедливость, демократичность, равенство, стабильность, порядок и т. д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т. д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания — опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Во втором измерении политическое сознание рассматривается как общественное сознание тех или иных более определенных и организованных, чем масса, конкретных-больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, «правительственная военная хунта» политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т. п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания — анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике -как способов, используемых индивидом для овладения массовыми и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционирование политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения).

Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания — личностно-психологические исследования, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

  1. Специфика и динамика.

Помимо такого ракурса, прежде всего центрирующегося на субъекте политического сознания, выделяются направления, связанные с исследованием динамических аспектов политического сознания. Они изучают последовательные этапы и трансформации политического сознания, процессы перехода от тоталитарного к авторитарному, как в рамках одного общества, так и в сравнительно-политологическом, с помощью «метода резов», анализа типов и видов политического сознания, существующих в разных обществах (сопоставительные исследования такого рода).

Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях — массовом, групповом и индивидуальном, что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционирование политической системы.

Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода нерациональностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания обыденной политическое сознание может продолжать определять такое поведение. В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющего окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.