План семинарских занятий

Базовый модуль I. Концептуальные основы этики в психолого-педагогической деятельности.

Семинар 1. Этика отношения педагога к своему труду

Практическое задание № 1: проанализируйте проблемные ситуации и определите, какие этические принципы в деятельности педагога-психолога в них нарушаются. Аргументируйте свой ответ (письменная форма отчетности).

  1. Николай интересуется психологией. Чтобы познакомиться с этой наукой ближе, он захотел принять участие в психологическом исследовании в качестве испытуемого. Николай решал задачи, отвечал на вопросы, выполнял рисунки. Через некоторое время в одном из научных журналов, которые он время от времени из любопытства просматривает, он случайно увидел свой рисунок и прочитал комментарий, в котором он был представлен как человек неуверенный в себе, тревожный, зависимый от других. Читать это было крайне неприятно. Хорошо, что нигде не фигурировала его фамилия.
  2. Н.П., научный сотрудник научно-исследовательского института, прочитал в журнале статью своего коллеги Т.И., который резко критиковал его последнюю работу. С критикой Н.П. Был совершенно не согласен. «Ясное дело, – подумал он, Т.И. мне завидует. Сам то он не может придумать ничего оригинального». В разговорах с заведующим лаборатории и другими коллегами он обсудил выпады своего недоброжелателя. Кое-кто согласился с доводами Н.П.
  3. Марина, ученица 7 класса, вдруг стала плохо учиться. Классный руководитель попросила помочь ей разобраться в том, что происходило с девочкой. Марина была рада, что ее сняли с уроков, и с удовольствием рассказывала психологу о себе. В процессе беседы стала ясна основная причина плохой учебы. Родители Марины год как расстались. В доме начал появляться друг мамы. Марина его возненавидела, потому что считала, что из-за него ушел папа. Последнее время этот друг стал жить в доме постоянно, да еще пытался контролировать учебу девочки. Марину это возмущало, она практически перестала выполнять домашние задания.

Через некоторое время к директору школы пришла мама Марины и пожаловалась, что психолог без ее ведома проводил с ее несовершеннолетней дочерью, и, пользуясь наивностью ребенка, выведывал

семейные тайны.

Практическое задание № 2: разработайте одну психолого-педагогическую ситуацию, в которой реализовывались некоторые принципы профессиональной этики или не реализовывались (ситуацию оформите на листе формата А — 4).

1 стр., 471 слов

Задание по этнопсихологии

... нет. Однако исключать этот вариант полностью нельзя. Ситуация 2 Марина приехала в Японию в гости к подруге Джун ... подругой, приехавшей издалека. Интерпретация: Ответ маловероятен, так как в ситуации не указана информация по данному поводу. Ответ возможно верный. ... общественном месте. Интерпретация: Ответ является вероятным, так как в ситуации не обозначено его отношение к новым знакомым. Ответ возможно ...

Примечание: с оборотной стороны листа напишите анализ разработанной ситуации.

Практическое задание № 3: Необходимо выделить три-пять наиболее характерных для профессии педагога-психолога положительных мотиваций (ради чего представители данной профессии вообще живут; что для них самое главное в жизни, работе и т.д.).

Затем по очереди каждому студенту необходимо аргументировано доказать свою позицию.

Практическое задание № 4: Подготовиться к игре «Гостиница».

В гостинице есть три свободных номера, администратору дано указание поселить туда учителей. Однако информация, которой он владеет нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов». Вместе с тем, он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить место в гостинице, прибегают к разным уловкам. Ему необходимо быть начеку. Что является ключевым в оценивании человека как педагога?

Контрольная работа

Базовый модуль I.

1 вариант:

1. Понятие этика, мораль и нравственность и их соотношение.

2. Свобода и ответственность в деятельности педагога.

3. Нравственные оценки педагогического труда.

2 вариант

1. Разведите понятия ценность, цели, общечеловеческие ценности, ценностные ориентации.

2. Модернизация воспитания.

3. Характеристика основных нормативных государственных и образовательных документов по проблеме духовно-нравственного воспитания.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; ред. А. С. Роботова. — 4-е изд., перераб.. — М.: Академия, 2007. — 224 с.

2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник для студ. проф. сред. учреждений / Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ, 2003. – 208 с.

3. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 176 с.

4. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. — М.: Академия, 2008. — 160 с.

5 стр., 2499 слов

Общие требования к оформлению и срокам сдачи психологических ...

... педагогической деятельностью учителя. Поэтому объектом наблюдения будет также и деятельность педагога. ... одного задания к другому. 3. Организация деятельности мышления. Создание проблемных ситуаций; четкая ... существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам. 5. Организация ... школьнику предлагаются списки мотивов. Инструкция: «Учеба занимает в вашей школьной жизни ...

5. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 304 с.

6. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. — Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. — 200 c.

7. Чернокозова В. Н. Этика учителя: педагогическая этика/ В. Н. Чернокозова, И. И. Чернокозов. — Киев: Радянська школа, 1973. — 173 с.

8. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни / Щуркова Н.Е.. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.

9. Этика и деонтология педагога в обновлённом образовании: учебно-методическое пособие / Н. А. Эверт. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. — 340 с.

Б) Дополнительная литература

10. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика: Конспект лекций / Е.Н. Каменская. — 2-е изд.. — Ростов н / Д: Феникс, 2005. — 256 с.

11. Мир этикета: Энциклопедия / Сост. А.П. Мирзоян. — Челябинск: Урал LTD, 2000. — 406 с.

12. Наумчик В. Н. Этика педагога: учебно-методическое пособие / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. — Мн.: Университетское, 1999. — 216 с.

13.Рождественнский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 88 с.

14. Энциклопедия этикета Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]: энциклопедия. — Электрон. дан.. — М.: Кирилл и Мефодий, 2001. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

— Б.ц.

15. Этика: Энцеклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики: 2001. – 671 с.

16. Южин В. И. Полная энциклопедия этикета: энциклопедия / В. И. Южин. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2009. — 512 с.

Базовый модуль II. Практический аспект решения этических проблем в психолого-педагогической деятельности.

Семинар 2. Этика и культура межличностного общения. Этикет в профессиональной культуре педагога — 2 часа.

Практическое задание № 5: тренинговое задание по теме: «Культура речи делового человека».

В ряде ситуаций деловой человек не может себе позволить открыто и резко сказать собеседнику, что он о нем думает. Однако, находясь в рамках приличий, свое отношение можно выразить интонацией.

Слушателям предлагается выполнить задания на карточках.

1. Произнести одну и ту же фразу, придавая ей прямой и прямо противоположный смысл средствами интонирования:

Рад вас видеть.

Спасибо за работу.

Приходите завтра.

Я в восторге.

Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

10 стр., 4823 слов

Этика как учение о морали и нравственности

... сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос» обозначавшего ... с определенными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики. Этика — это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались ...

Приятно было с вами поговорить.

Спасибо за комплимент.

Очень вам признателен.

Ценю вашу настойчивость.

Мне это очень нравится.

2. Произнести фразу с разными интонациями:

Умница! молодец! (с благодарностью; с восторгом; иронично; огорченно; гневно).

Я этого никогда не забуду (с признательностью; с обидой; восхищением; гневом).

Спасибо, как это вы догадались! (искренне; с восхищением; с осуждением).

Ничем не могу вам помочь (искренне; с сочувствием; давая понять бестактность просьбы).

Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво; сухо; официально; с угрозой).

До встречи! (тепло, нежно; холодно, сухо; решительно; резко; безразлично).

Это я! (радостно; торжественно; виновато; грозно; задумчиво; небрежно; таинственно).

Я не могу здесь оставаться (с сожалением; значительно; обиженно; неуверенно; решительно).

Здравствуйте! (сухо, официально; радостно; грозно; с упреком; доброжелательно; равнодушно; гневно; с восторгом).

Практическое задание № 6: тренинговые задания по теме: «Культура речи делового человека»

Задание 1. Найти аргументы, которые могут убедить.

1. Заниматься бегом по утрам:

а) даму средних лет;

б) пожилого мужчину.

2. Бросить курить:

а) шестиклассника;

б) тридцатилетнюю женщину.

3. Сдавать одежду в химчистку:

а) малообеспеченного гражданина;

б) преуспевающего.

4. Застраховать имущество:

а) многодетную семью;

б) одинокого мужчину;

в) директора фирмы.

5. Изучить курс «Технология публичного выступления»:

а) выпускника Педагогического университета;

б) выпускника Политехнической академии;

в) сотрудника фирмы;

г) директора фирмы.

6. Сделать пожертвование в общество защиты бездомных

собак:

а) обычную женщину;

б) преуспевающего директора фирмы.

Задание 2. Кто из студентов убедительнее докажет.

1. а) должно быть свободное посещение лекций;

б) нельзя разрешать свободное посещение лекций.

2. а) дачный участок — это прекрасно;

б) дача — это чемодан без ручки.

3. а) нужно срочно приватизировать жилье;

б) нет никакого смысла приватизировать жилье.

4. а) счастье в браке возможно только, если молодые

люди страстно любят друг друга;

б) счастье в браке невозможно, если молодые

люди страстно любят друг друга.

Задание 3. Представьте, что вы продавец на базаре.

11 стр., 5302 слов

Особенности работы по развитию речи первоклассников в период обучения грамоте

... в период обучения грамоте, которые необходимо учитывать для эффективного совершенствования речи. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. педагогический ... 1 Особенности периодизации обучения грамоте первоклассников .2 Развитие речи младших школьников .3 Организация работы по развитию речи в период обучения грамоте Глава 2. Эмпирическое исследование ...

Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) белую ручную мышку;

г) учебник по «Профессиональной этике в психолого-педагогической деятельности»;

д) большой оранжевый зонт.

Практическое задание № 7: «Цена поступка». Прочитайте рассказ-воспоминание Ю.Л. Львовой «Спросите у моей учительницы», обращая внимание на такие вопросы при его анализе:

  1. Почему на Ваш взгляд учитель решил рассказать своим молодым коллегам эту историю?
  2. Что испугало учителя? Какие важные выводы он сделал для себя?
  3. Что обрадовало учителя в данной конкретной ситуации?
  4. Как мог учитель отреагировать на поведение ученика во время подготовки спектакля? Что мог ему сказать? К каким последствиям это могло бы привести?

Практическое задание № 8: «Ученик опоздал на урок».

Студенты делятся на три группы. Всем предлагается одна и та же ситуация: «Ученик опоздал на урок» (возраст определяется самостоятельно).

I группа продумывает как можно больше характеристик ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе и др.);

II группа предлагает как можно больше причин опоздания;

III группа продумывает возможные реакции учителя на опоздание ученика.

При анализе сложившихся ситуаций необходимо придерживаться следующей схемы анализа педагогической ситуации: Мотивы — Ситуация (поступок) — Реакция на поступок — Последствия.

Контрольная работа

Базовый модуль II.

1 вариант:

1. Дайте обоснование сущности педагогической этики.

2. Разведите понятия этика и этикет и дайте характеристику понятию этикет.

3. Этикет: исторические корни и современный смысл.

2 вариант:

1. Барьеры общения и их преодоление.

2. Роль этикета в деловом общении.

3. Правила поведения за столом.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — 2-е изд., исправл. — Мн.: Новое знание, 2001. — 328 с; ил.

2. Кукушин В.С. Деловой этикет: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс; М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 304 с. – (Новые технологии).

3. Мунин А.Н. Деловое общение: курс лекций / А.Н. Мунин. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 376 с.

4. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

15 стр., 7351 слов

Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи

... теоретический анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в ... социализацию детей и поддержание существования членов семьи . То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет ...

Б) Дополнительная литература

5. Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству: учебное пособие / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.: ил.

7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — 22-е изд.. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 539 с. — (Высшее образование).

— Библиогр.: с. 497.

8. Введенская А.Л. Русский язык и культура речи: Для студентов вузов / А.Л. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 256 с. — (Шпаргалки).

9. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Десяева Н.Д. и др.. — М.: Академия, 2003. — 192 с.

10. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 336 с.

11. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. / Иванова Т.Ф.. — М.:

русский язык, 2004.- 912 с.

12. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. — 3-е изд. / Иванова-Лукьянова Г.Н.. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 200 с.

13. Искусство жестов в деловых переговорах [Электронный ресурс]: тренинг. — Прогр.. — Минск: Медиум, 2004 эл. опт. диск (CD-DV): портр., фото.цв.: цв., зв.. — (Мультимедиа тренинги).

— Систем. требовани: 64 Mb RAM ; CD-ROM 4x ; WINDOWS 95/98/2000/XP и выше ; звуковая карта ; ОЗУ 256 Mb. — (в кор.).

14. Лосева О.А. Культура делового общения [Электронный ресурс] / О. А. Лосева. — Прогр. . — М.: Равновесие, 2006 эл. опт. диск (DVD-ROM): зв.. — (Электронный учебник).

— Систем. требования: Pentium II ; 256 МБ ОЗУ ; 24-х CD-ROM ; 98/NT/2000/XP. — (в кор.)

15. Львов М.Р.  Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. гуманитар. фак. Вузов / Львов М.Р.. — М.: Академия, 2003. — 272 с. Имеются экземпляры в отделах: ОБИФ(5), АУЛ(30), ОБИМФИ(6)

16. Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студ. Вузов / Сост. И.Н. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 431 с. — (Cogito ergo sum).

17. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. пособие / М.И. Ханин. — СПб.: паритет, 2002 Имеются экземпляры в отделах: ЧЗ(1), АНЛ(2)

4 стр., 1613 слов

Укажите причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой

... связана 3. Никак не связана Укажите причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой __________________________________________________________________ 10. Почему Вы выбрали для обучения именно МГГЭИ? 1. ... Интернет и др.) Другие формы ____________________________________________________ 27. Имеется ли в нашем вузе возможность?     Да Нет Затрудняюсь ответить Обучения по индивидуальным ...

Методические рекомендации по оформлению контрольной работы по дисциплине «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

Контрольная работа представляет собой краткое изложение в пись­менном виде содержания научных трудов, отражающих решение тех или иных профессионально и социально-значимых проблем. Это – самостоятельная учебно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приво­дит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Выполненная студентом работа должна свидетельствовать о наличии глубоких теоретических знаний по избранной теме; умении проблемно излагать теоретический материал; умении изучать и обобщать литературные источники, делать выводы.

При оценке работы используются следующие критерии:

— целевая направленность и четкость построения;

— логическая последовательность материала;

— глубина исследования;

— убедительность аргументаций и краткость, четкость формулировок;

— актуальность и степень самостоятельности;

— соблюдение структуры работы и правильность оформления;

— оригинальность выводов и предложений;

— качество используемого материала;

— уровень общей и специальной грамотности.

Структура реферата:

1)      титульный лист (1 стр.)

2)      содержание (1 стр.)

3)      введение (1 стр.)

4)      основная часть (10 страниц)

5)      заключение (1 стр.)

6)      список литературы (1 стр.)

7)      приложения (не ограниченно)

При работе необходимо придерживаться стандартных требований к структурным элементам реферата. Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель и задачи работы; указываются историография и источниковая база исследования.

Основная часть реферата раскрывает содержание определенной проблематики.

В заключении логически излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании работы. Пишутся они тезисно, должны отражать основные выводы по всем пунктам.

Оформление работы производится согласно принятым нормам. Обычно реферат сдается на проверку в напечатанном и брошюрованном виде. При компьютерном наборе используется 14 кегль, полуторный межстрочный интервал, шрифт TimesNewRoman, поля 2,0 – 2,5 со всех сторон, выравнивание по ширине.

10 стр., 4723 слов

Контрольные материалы по теме «Представление информации»

... контрольных заданий. Цель исследования: ввиду недостаточно разработанных материалов возникла необходимость разработать контрольные материалы по теме «Представление информации» Задачи исследования: 1. Описать методики разработки контрольных ... учителя. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов. При грамотной и правильной организации ...

При подготовке и выполнении работы необходимо пройти несколько этапов:

  1. Выбрав тему, следует подобрать рекомендуемую литературу и обзорно познакомиться с ней для составления предварительного плана работы и вычленения основных проблем изучения. Работа должна опираться не менее чем на 2-4 источника (не считая учебники и учебные пособия).
  2. Познакомившись обзорно с литературой, можно приступать к разработке плана работы.
  3. Создав план работы, приступайте к отбору материала. Изучение литературы сопровождайте составлением выписок. Накопленные материалы систематизируйте по вопросам темы.
  4. Собрав и систематизировав материал, приступайте к написанию чернового варианта работы. Избегайте сплошного цитирования. Сноски на приводимые в тексте статистические данные, цитаты должны быть правильно оформлены (или в квадратных скобках внутри текста, или внизу в подстрочнике, или после текста под соответствующей нумерацией).
  5. При написании контрольной работы следует знать, что каждый пункт должен заканчиваться выводами по изученному вопросу.

Студенту предоставляется право выбора варианта контрольной работы из числа предложенных преподавателем. Если автор работы предлагает свой вариант, он должен обязательно представить обоснование данного выбора.

9