1.Понятие об опросных методах
опрос психологический социальный ребенок
Опрос — это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе, свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Первый (корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы (опрашивающего).
Второй (респондент) занимает реактивную позицию дающего ответы (опрашиваемого) [7].
Специфика опроса как психолого-педагогического метода заключается в его значительной опосредованности и больших возможностях массового проведения. Опосредованность в первую очередь заключается в наличии между исследователем и респондентом специального «инструмента» общения — совокупности вопросов, обычно заранее подготовленной и оформленной в целостную систему, именуемую вопросником. В одних типах опроса эта система представлена в явном материальном виде — список вопросов, в других — в неявном, идеальном, виде — в сознании опрашивающего. Но в любом случае вопрос выступает посредником между партнерами по опросу.
В. В. Никандров приводит высказывание Э. Ноэль, который отмечает, что кроме того, роль посредников во многих видах опроса могут играть различные технические средства: телефон, звуко- и видео-записывающая аппаратура, телевидение, печатная пресса (газеты, журналы), средства почтовой и телеграфной связи и т. д. В некоторых случаях, когда исследователь поручает ведение опроса своим помощникам, те выполняют функции посредника, внося во взаимоотношения исследователя с исследуемым свою долю искажений. Особенно характерна такая ситуация для массовых опросов, что даже дало повод некоторым специалистам выдвинуть к этим помощникам требование «обезличенности». Мол, устанавливая контакты с респондентами, эти люди должны действовать, как автоматы, служить лишь «техническими ассистентами», сводя к минимуму свое влияние на опрашиваемых [9].
Опосредованность опроса является и предпосылкой его использования во всех разновидностях групповой формы исследования: собственно групповой, коллективной и массовой. Особое распространение в социологической и психологической практике нашла массовая форма опроса, когда исследователь получает информацию от сотен и тысяч респондентов. И чем совершеннее становится техническая база исследований, тем совершеннее становятся и опросные технологии, что позволяет охватывать все большие и большие контингента: людей.
Специфика методов опроса интервью и беседы
... представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод ... вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами ... литературы по данной тематике. Рассмотрю специфику методов опроса, интервью и беседы. Рассмотрю разновидности этих методов. ...
В/ Фридрих считает, что важной чертой опроса является его «фиктивный характер» и вытекающая из этого обстоятельства «беспоследственность ответа» [13, 240]. Имеется в виду, что реакции (ответы) респондента не ведут ни к каким непосредственным последствиям илисанкциям со стороны опрашивающего. Ситуации, обсуждаемые при опросе, это не актуально реальные ситуации, а воспроизводящиеся либо памятью, либо воображением. Это условные ситуации. Соответственно участие в опросе в принципе не приносит респонденту непосредственно ни пользы, ни вреда. И в значительной мере опрос имеет формальный характер. Возможные опосредованные последствия, т. е. отсроченные во времени и исходящие не от опрашивающего, исключаются обычно анонимностью опроса. И если для интервью соблюсти анонимность удается не всегда, то для анкетирования анонимность — обычная норма.
И. А. Бутенко замечает, что также как и беседу, опрос необходимо рассматривать не просто как метод сбора данных об изучаемом объекте, но и как процесс человеческого общения. В опросе ответы получают «не от некоего среднего респондента, а от реальных живых людей, которые одних вопросов не замечают, других не понимают, на третьи отвечать не хотят» [3, 7]. Отсюда вытекают те же требования к квалификации и личностным качествам опрашивающего что и к ведущему беседу: профессионализм, проницательность, контактность, чуткость. Но если эффект беседы зависит главным образом от ведущего, то плодотворность опроса в не меньшей, а зачастую даже в большей степени зависит от используемого инструмента. Таким инструментом является вопрос, задаваемый респонденту. Причем вопрос может быть сформулирован как в вопросительной форме, так и в повествовательной. В связи с этим для опроса характерно повышенное внимание к «вооруженности» исследователя. Как не без юмора замечает Элизабет Ноэль, известный специалист по массовым опросам, «не интервьюер, а вопросник должен быть хитрым» [9, 82].
Опрос может применяться на любом уровне исследования: предварительное ориентирование в проблеме, разведка; основное исследование, обеспечивающее решение проблемы; контрольное исследование, подтверждающее, опровергающее, уточняющее или дополняющее результаты основного.
Наиболее интенсивно опросные методы используются в сфере социальных отношений. Поэтому главными «потребителями» и «разработчиками» этих методов являются социология и социальная психология. Активно используется опрос и во многих отраслевых социальноориентированных психологических дисциплинах: политическая, экономическая, промышленная, юридическая, медицинская психологии, психология менеджмента, бизнеса, торговли, рекламы и т. д. и т. п. Используется опрос и в исследовательских, и в диагностических целях.
Опросные методы обычно сводят к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью и 2) опосредованный опрос — анкетирование. Е. Е. Данилова этот список дополняет третьей группой методов, а именно тестовыми личностными опросниками [4, 262]. Но в силу особой специфики тестовой процедуры и жесткой направленности этих опросников на изучение личностных характеристик человека у них на первый план выходит признак не технологический (получение ответов на вопросы), а целевой (измерение личностных качеств).
Метод анкетирования в практике психологических исследований
... деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным. В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. ... выводов. 1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому ...
И именно этот признак обычно берется за классификационный критерий при определении места личностных опросников в общей системе психологических методов.
2. Виды опросных методов, их характеристика
К опросным методам в психолого-педагогическом исследовании относят интервью, анкетирование, беседу.
Беседа — это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения [4].
Виды опросных методов: Письменный — заочный, Очный — устный.
Устный вопрос — интервью.
Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.
Интервирование бывает 2 видов:
) По степени формализации — формализованные (есть продуманный вопросник) и неформализованные (нет ничего).
) По количеству опрашиваемых
а) индивидуальное интервирование: клиническое (стрессы); фокусированное (информация об одном событии);
б) групповые в форме дискуссии, диалога;
в) массовые [10].
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо механически (на пленку) [6].
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений — выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) и фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые и индивидуальные интервью.
Письменный опрос — анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. 1) прессовое анкетирование 2) почтовое анкетирование 3) раздаточный (проводиться экспресс опросы).
Вопросы бывают: открытые (получение сразу ответ) и закрытые. По содержанию: Оценочные и фактологические (изложение какого-то факта).
По сбору интерпретации: прямые (становятся прямо) и косвенные (в обход) [3].
Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность опросить сразу всех, это зависит от количества подготовленных бланков анкет. К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими и объективными.
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
... ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем ...
Различают прямое анкетирование (ответы на вопросы в присутствии анкетера) и заочное (ответы на вопросы самостоятельно).
Анкеты в зависимости от характера и ответов на них могут быть открытыми (со свободным вариантом ответов), закрытыми (жестким вариантом ответов), полузакрытыми (со смешанным вариантом ответов).
Тестирование — представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения [1].
Социометрическое тестирование Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими методиками. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы.
Достоинствами опросных методов являются:
) быстрота получения информации
) возможность получения информации в широких пределах заданной тематики
) возможность математической обработки полученной информации
) легкость получения большого количества данных
3.Требования к опросным методам, своеобразие их использования в психолого-педагогических исследованиях детей
Общие требования к опросным методам:
) соответствие вопросов целям и задачам исследования
) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов
) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие объективность ответов
) доступность и понятность вопросов
) самостоятельность ответов
) доверительная психологическая обстановка при опросе [9].
Главной проблемой опросных методов выступает грамотное построение системы вопросов (вопросника).
Первое требование — логика построения вопросника: через него должна доставляться та информация, которая необходима по гипотезе исследования. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. А для получения именно таких ответов требуется задавать и соответствующие по содержанию и форме вопросы. Иначе говоря, адекватность ответов задаче исследования обеспечивается адекватностью вопросов. В. В. Никандров приводит замечания Н. Белнапа и Т. Стила, ссылаясь на К. Хэмблина, «знание того, что считается ответом, равносильно знанию вопроса» [9]. Достижение указанной адекватности порой встает перед исследователем как целая проблема. Дело в том, что вопросы, точно отражающие существо исследовательской задачи, часто трудно воспринимаемы и понимаемы респондентами. Эти вопросы называют исследовательскими или программными вопросами. Если же они и понимаются респондентами, то на их осмысление требуется значительное время. Тогда в целях облегчения восприятия и сокращения времени осознания этих вопросов их преобразуют в более приемлемые для опрашиваемых формы, которые именуют уже анкетными вопросами. Таким образом, программные вопросы «переводят» в анкетные — «формулируют» [9].
Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания ...
... Эмпирический объект: дети младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: Инструкция (пояснения) к заданию будет положительно влиять на процесс запоминания детьми младшего школьного возраста. Методическое ... состоит в том, чтобы исследовать специфику процессов запоминания детей младшего школьного возраста на основе анализа и исследования литературы. А также сравнить результаты эксперимента. ...
Второе требование к вопроснику — надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью вопросов респондентам и откровенностью их ответов. Для выполнения этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.
Обычно рекомендуют при формулировании вопросов придерживаться следующих правил [10]:
1.Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он недолжен быть «множественным», т. е. не должен совмещать(явно или неявно) два или более подвопроса. Например, вопрос «Какие качества личности вы считаете главными для важнейших видов человеческой деятельности?» необходимо разбить на два отдельных вопроса: «Какие виды человеческой деятельности вы считаете важнейшими?» и «Какие качества личности вы считаете главными для этих видов деятельности?».
2.Нежелательно применение малораспространенных слов(в особенности иностранных), узко специализированных терминов, многозначных слов.
.Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
«Анкета — это определенным образом структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Поэтому грамотное построение анкеты требует знаний теории шкалирования и определенного опыта обработки получаемых результатов.
И. А. Бутенко формулирует следующие основные принципы построения анкеты.
Первый принцип — программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип — учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
... и предопределило выбор темы. Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Предмет исследования: развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить ...
Третий принцип — при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.
Четвертый принцип — смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один — два), после чего — завершающая «паспортичка» [3].
Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:
а) введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, фамилия и инициалы исследователя);
б) вступительные вопросы с целью заинтересовать респондента, максимально облегчить вхождение в работу (нельзя вступительные вопросы начинать с паспортных данных, задавать трудные; нельзя острые, интимные вопросы давать во второй части анкеты),
в) заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных, в заключение выразить благодарность респонденту).
При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:
разъяснение цели и практического значения опроса респондентам;
предоставление возможности анонимных ответов (т.е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования);
возможность на вписывание дополнительных данных и сведений помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы [2].
Психолого-педагогическое исследование направлено на изучение результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Целью психолого-педагогического исследования является получение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей.
Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие — устранять.
Всегда следует помнить о том, что все задания, вопросы, анкеты и прочее — должны побуждать ребенка к самоанализу, рефлексии и должны быть рассчитаны на:
б) анализ участия в деятельности;
в) анализ межличностных отношений в группе, отряде;
Периоды развития теории управления
... Элтон Мэйо в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
г) анализ позитивных нравственных приобретений (как результат специального педагогического воздействия) [2].
М. Коновалова отмечает, что проведение беседы и интервью со взрослыми и детьми строится на общих принципах, однако работа с детьми имеет определенную специфику. Это обусловлено в первую очередь их возрастными особенностями, к числу которых относятся недостаточно развитая способность к рефлексии, слабость анализа и синтеза информации, недостатки внимания и утомляемость, сложность вербализации своих переживаний, особенности мотивации и др. Во многих психологических трудах, посвященных проблемам вербально-коммуникативных методов, неоднократно подчеркивалось, что работа с детьми является несравненно более сложным делом, чем со взрослыми. М. Коновалова замечает, что на это, в частности, указывает Й. Шванцара [8].
Степень полноты и достоверности получаемых в процессе опроса данных зависит от того, насколько опрашиваемое лицо способно к самонаблюдению. В этом отношении возможности детей ограничены. Так, способность к сознательному наблюдению собственных эмоциональных реакций и их вербализации у большинства детей в достаточной степени формируется только с 11-12 лет. Однако это не означает, что с детьми можно разговаривать только о каких-то внешних, объективных фактах их жизни и нельзя обсуждать возникающие у них переживания, эмоциональные реакции и т. д. В принципе дети способны описать свои мысли и чувства, но их возможности в этом ограничены, а навыки припоминания событий недостаточно развиты.
Т. Д. Марцинковская подчеркивает, что проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять адекватную позицию. Это непросто, поскольку асимметричность общения в ситуации опроса ребенка усугубляется возрастной дистанцией [5]. М. Коновалова приводит высказывание Й. Шванцары, который считает, что оптимальной в этом случае может быть позиция, выраженная в принципах недирективного подхода. Эти принципы состоят в следующем:
) психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт с ним;
) психолог должен принимать ребенка таким, какой он есть;
) своим отношением психолог должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;
) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом все понимает [8].
Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку проявить свои возможности, «раскрыться» в общении с психологом.
4.Задания
Задание 1.Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.
Роль семьи в формировании математических представлений детей ...
... темы о роли семьи в формировании математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование математических представлений дошкольников. Предмет – влияние семьи на формирование математических представлений у детей с ...
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОБОБЩЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость развития мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Объект исследования: развитие мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Гипотезаисследования: мы полагаем,что развитие мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений будет наиболее эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- проведения целенаправленной систематической психолого-педагогической работы в данном направлении;
- построения программы психолого-педагогических мероприятий в форме комплекса специально разработанных занятий и дидактических игр;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы проблемы развития мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений в психологической и педагогической литературе.
2.Выявить психолого-педагогические условия развития мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного ...
... работы – раскрыть особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития. Объект исследования – формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте. Предмет исследования – особенности формирования фонематических процессов старших дошкольников с задержкой психического развития. Задачи работы: изучить ...
.Разработать, апробировать систему мероприятий по развитию мыслительных операций обобщения и классификации у младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений и выявить ее эффективность.
Задание 2. Разграничить объект, предмет и тему исследования.
1).
Психологического
·объект — Познавательная деятельность дошкольника, направляемая познавательным интересом
·предмет — Индивидуально-типические и индивидуальные особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
·тема — Особенности развития познавательных интересов у детей 5 — 7 лет.
2).
Педагогического
·объект — Обучение, ориентированное на формирование творческой деятельности
·предмет — Совокупность дидактических условий, реализация которых в учебном процессе способствует целенаправленному формированию опыта творческой деятельности учащихся
·тема — Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся.
Задание 3.Определить тип гипотезы.
Дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти детей 6 — 7 лет при следующих условиях:
)проведение подготовительной работы по совершенствованию устойчивости и концентрации внимания;
)специальное обучение детей широкому спектру мнемических приемов;
)активное использование в этом процессе материальных средств в качестве опоры для запоминания;
)осуществление указанной работы путем поэтапного формирования умственного действия с последующим применением в качестве приемов запоминания.
Описательная гипотеза
Задание 4.Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования).
Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)
Структурные компоненты исследования:
1)внедрение результатов исследования в практику
2)определение практической значимости исследования
)организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
)организация и проведение формирующего этапа эксперимента
)выбор и модификация методов
)количественный анализ данных
)обобщение результатов
)формулирование гипотезы
)проведение поисковых экспериментов
)формулирование задач исследования
)качественный анализ результатов
)определение теоретической значимости исследования
)формулирование цели исследования
)изучение истории вопроса
)нахождение и организация базы исследования
)выбор объекта исследования
)проведение контрольного этапа эксперимента
)подготовка инструментария для исследования
)определение предмета исследования
)определение структуры исследования
Ранжирование структурных элементов студентом14, 15, 18, 9, 7Распределение структурных элементов по этапам исследованияпостановочный этап13, 16, 19, 8, 10, 5, 12, 2, 20 собственно исследовательский этап3, 4, 17, 6, 11оформительско-внедренческий этап 1,
Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.
Распределение дошкольников по уровням развития психологической готовности к обучению в школе по итогам констатирующего и контрольного срезов (данные приведены в %)
Контрольная группа
уровеньКонстатирующий срезКонтрольный срезВысокий 06Выше среднего1052Средний2927Ниже среднего469низкий156
Экспериментальная группа
уровеньКонстатирующий срезКонтрольный срезВысокий 021Выше среднего2247Средний7125Ниже среднего77низкий00
Таблица 1 — Распределение дошкольников по уровням развития психологической готовности к обучению в школе по итогам констатирующего и контрольного срезов
УровниГруппаэкспериментальная контрольная группаконстатирую щий этапконтрольный этапконстатирующий этапконтрольный этапабс.%абс.%абс.%абс.%высокий—2121—66выше среднего2222474710105252средний7171252529292727ниже среднего7777464699низкий—-151566
Рисунок 1 — Распределение дошкольников экспериментальной группы по уровням развития психологической готовности к обучению в школе по итогам констатирующего и контрольного срезов (в%)
Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)
Тема «Развитие памяти у детей 5-6 лет»
Список литературы
1.Батаршев, А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога : учебное пособие / А.В. Батаршев. — М. : Дело, 1999. — 240 с.
2.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб. : Питер, 2006. — 351 с.
.Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами / И. А. Бутенко. — М. : Высшая школа, 1989. — 176 с.
.Данилова Е. Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога // Активные методы в работе школьного психолога / Е. Е. Данилова; отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1990.
.Детская практическая психология / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М. : Гардарики, 2000. — 255 с.
6.Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2003. — 320 с.
7.Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Курс лекций. — М. : Издательство МГОУ, 2003. — Глава 4. — С. 38-61.
8.Коновалова М . Экспериментальная психология : конспект лекций / М. Коновалова. — М. : Высшее образование, 2009. — 180 с.
.Никандров В. В. Экспериментальная психология : учебное пособие / В. В. Никандров. — СПб. : Речь, 2003. — 230 с.
.Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова — СПб. : Питер, 2008. — 384 с.
.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : / Д. Я. Райгородский. — Самара : БАХРАМ-М, 2008. — 672 с.
12.Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология. Практический курс. — СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 528 с.
13.Фридрих В. Экспериментальные исследования / В. Фридрих // Процесс социального исследования. — М., 1975. С. 432-468.