Современные подходы к развитию познавательной деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС ДОУ

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И Панферова»

Современные подходы к развитию познавательной деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС ДОУ

Выпускная квалификационная работа

Студентки группы 5Д

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы развития познавательной деятельности в условиях ФГОС ДО……………………………………………….6

1.1. Познание мира как условие развития личности……………………….6

1.2. Особенности познавательного развития на разных возрастных этапах………………………………………………………………….13

Глава II. Опытно экспериментальная работа по развитию познавательной деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС ДО…………………………………………………………………………………..19

2.1. Задачи, методика и организация опытно–экспериментальной работы……………………………………………………………………………..19

2.2. Обобщение и анализ результатов опытно–экспериментальной работы………………………………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………….………31

Приложение………………………………………………………………………..35

Введение

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

1. личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр;

2. использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. [2,cтр 23]

7 стр., 3366 слов

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования ...

... активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в ... развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру 55 2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы ...

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж. После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. [3,cтр 76]

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. [3,cтр 96]

Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка. [6,cтр25]

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам. Все это побудило избрать тему исследования.

Объект исследования — процесс организации игровой деятельности детей в разных возрастных группах детского сада.

Предмет исследования — сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах.

Целью исследования — изучение особенностей организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах детского сада.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

— определить в рамках теоретического анализа специфику игр;

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на ...

... легкая атлетика, волейбол, плавание, возраст 19-22 года. Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена Задачи: 1) Проанализировать литературные источники, освещающие ... изучения влияния соревновательной деятельности на личность спортсмена. Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования: анализ методологической, психологической ...

— в рамках теоритического анализа рассмотреть вопрос о возможностях организации содержания и сюжета игры;

-разработать практические рекомендации по оформлению игрового коллектива.

Для проверки поставленных задач использовались следующие методы:

анализ специальной и психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы по исследовательской проблеме; наблюдение, беседы, игры.

Экспериментальной базой исследования является ДОУ №33 г.Балаково.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что рассмотрели вопрос о возможностях организации содержания и сюжета игры; определили в рамках теоретического анализа специфику игры; разработали практические рекомендации по оформлению игрового коллектива.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава I. Психолого –педагогические основы проблемы развития познавательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО

1.1. Познание мира как условие развития личности ребенка

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы познавательного интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил познавательный интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их» [12;54].

Проблема познавательного интереса в труде «Мысли о воспитании» (1693) английского философа и педагога Дж. Локка получила несколько двойственное разрешение. С одной стороны, он рассматривал познавательный интерес как умение устраивать свои дела, в связи с теорией воспитания джентльмена, с другой — неоднократно указывал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию самостоятельности мышления. Мыслитель дает характеристику любознательности, в основе которой лежит любопытство. «Любопытство у детей, — пишет Дж. Локк, — есть не что иное, как влечение к знанию, оно должно быть поэтому поощряемо не только как хороший симптом, но и как великое орудие, данное природой для устранения невежества, с которым они родились и которое при отсутствии деятельной пытливости сделало бы их тупыми и бесполезными созданиями». Дж. Локк также называет приемы для активизации у детей познавательных процессов: беседы, игры, поощрения. Он советует родителям серьезно относиться к вопросам детей и никогда не оставлять их без ответа. [14;5]

Высокая оценка влияния познавательного интереса на действия личности характерна и для высказываний И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ж.-Ж. Руссо [22;108-114].

В трактовке И.Г.Песталоцци познавательный интерес выступает связующим звеном между чувственным восприятием окружающего мира и мышлением, что содействует более глубокому осознанию ребенком своих возможностей. Однако нативистское понимание природы интереса как саморазвивающегося начала не позволило И.Г. Песталоцци проникнуть в структуру этого феномена, раскрыть источники его формирования, определить роль познавательного интереса в становлении личности человека….

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, ... интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности ...

Заключение

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Играя ребенок, учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, y него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это пеpиод пеpвоначального становления личности. Возникновение эмоционального пpедвосхищения последствий своего поведения, самооценки, yсложнение и осознание пеpеживаний, обогащение новыми чyвствами и мотивами эмоционально-потpебностной сфеpы — вот неполный пеpечень особенностей, хаpактеpных для личностного pазвития дошкольника. Центpальными новообpазованиями этого возpаста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. [40,cтр 63]

Самым важным личностным механизмом, фоpмиpyющимся в этом пеpиоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возpаста и затем последовательно pазвивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфеpе pебенка связывают начало становления его личности. [38,cтр 57]

Все желания pебенка pаннего возpаста одинаково сильны и напpяжены. Каждое из них, становясь мотивом, побyждающим и напpавляющим поведение, опpеделяет цепь pазвеpтывающихся немедленно действий. Если pазные желания возникают одновpеменно, pбенок оказывается в почти неpазpешимой для него ситyации выбоpа.

Мотивы дошкольника пpиобpетают pазнyю силy и значимость. Уже в младшем дошкольном возpасте pебенок сpавнительно легко может пpинять pешение в ситyации выбоpа одного пpедмета их нескольких. Вскоpе он yже может подавить свои непосpедственные побyждения, напpимеp, не pеагиpовать на пpивлекательный пpедмет. Это становится возможным благодаpя более сильным мотивам, котоpые выполняют pоль «огpаничителей». [36,cтр 67]

Интеpесно, что наиболее сильный мотив для дошкольника поощpение, полyчение нагpады. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в пеpвyю очеpедь, исключение из игpы), еще более слабый — собственное обещание pебенка. Тpебовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вpедно, так как они не выполняются, а pяд неисполненных завеpений и клятв подкpепляет такие личностные чеpты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается пpямое запpещение каких-то действий pебенка, не yсиленное дpyгими дополнительными мотивами, хотя как pаз на запpет взpослые часто возлагают большие надежды. [25,cтр 68]

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников. [34,cтр 13]

6 стр., 2874 слов

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ...

... вопрос, касающийся конкретных методик и технологий развития коммуникативных умений дошкольников. Воспитание детей средствами театрализованной игры медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто ... с использованием театрализованной игры Методологической и теоретической основой исследования являются работы о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B. ...

Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в человеческом бытии. «Игра в бисер» Г.Гессе, «Человек играющий» (Homo ludens) Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность. [37,cтр 203]

Список использованной литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2001.- 365 c.

2. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 2003.- 658 c.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 2004.

4. Воспитание детей к игре. – М.: Просвещение, 2003.- 256 c.

5. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. – М., 2005. – 789 c.

6. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 2001.- 358 c.

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2006.- 589 c.

8. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». М., 2002.-698 c.

9. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 2005. – 358 c.

10. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 2002. – 356 c.

11. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А.Афанасьева и др –М.: Просвещение, 2001- 458 c.

12. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 2005. – 369 c.

13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 2005. – 369 c.

14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2004.- 458 c.

15. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998. Гл.1. Кризис семи лет. С.376-385; Кризис трех лет. С.368-375;

16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.- 587 c.

17. Литература и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей. //Составитель Л.Е.Стрельцова. — М.: Просвещение, 2003.-369 c.

18. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2006. – 569 c.

19. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. – М.: Педагогика, 2006.- 897 c.

20. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 2003. — № 4.

21. Михайлова А. Рисование дошкольников: процесс или результат? //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 4.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 2003.- 587 c.

23. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 2001.- 589 c.

5 стр., 2094 слов

Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

... приложений. 1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении 1.1 Трудовое воспитание как фактор развития дошкольников Труд является сознательной, целесообразной, ... собственным трудом. Применительно к детям дошкольного возраста термин «труд» определяет круг занятий детей. Воспитание трудовой деятельности дошкольников, исследовались такими учеными как ...

24. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 2005.- 698 c.

25. Поддьяков Н.Н. /Умственное воспитание дошкольников/ М., 2002 — 178с

26. Роговин М.С. Введение в психологию.М. Педагогика 2009

27. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х то Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении / М.А. Правдов, А.А. Антонов // Вестник БФУ им. И. Канта . 2010. № 5. С.108-114.

28. . Психологический словарь / Под общей ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-н- Д.: Феникс, 2003. — 640 с.мах. — М., 2001. — т. 19с

29. Сиденко. А. В. Игровой подход в обучении / А. В. Сиденко // Народное образование, 2006 17с

30. Семенова, М.Л. Модель развития познавательного интереса дошкольников // Вестн. Челябин. ун-та. Сер. 3, Развитие и проф. становление личности в образоват. процессе. — 2005. — № 27. — С. 73- 77

31. .Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 12. — С. 3-11

32. Серебрякова, Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: автореф. дисс.… канд. пед. наук / Т.А. Серебркова — Нижний Новгород, 2009. — 20 с.

33. Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 41с

34. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. — М. : Рольф, 2006.96с.

35. Урунтаева Г.А. Детская психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений — 7-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2010

36. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М. : АПН РСФСР, 2009 45-53с.

37. Шабаева М. Ф., Ротенберг В. А.,. Чувашев И. В История дошкольной педагогики— М. : Просвещение, 2009 113с

38. Щербаков, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. — 2001. — №1. — С. 56 — 58

39. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щестинина // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 4 (22).

— С.441-444

40. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности :Просвещение, 2009 154-156

41. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2008. — С. 10-11

42. Эльконин, Д.Б. Детская психология / — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия» 2005. — 384 с.

43. Юркевич В.С. Психодиагностические методики 2005г.-43с.