Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений в дидактической игре 7

1.1. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7

1.2. Дидактическая игра и ее роль в развитии личности дошкольника 14

1.3. Специфика формирования и развития элементарных математических представлений через дидактическую игру 21

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 27

2.1. Диагностика исходного уровня развития элементарных математических представлений 27

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру 33

2.3. Динамика развития элементарных математических представлений у дошкольников 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….46

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание всесторонне развитой личности является главной целью в системе педагогических наук, поэтому для успешного обучения, воспитания и развития дошкольников, важно формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности. В связи с чем, для детей дошкольного возраста создаются специально организованные условия с целью формирования у них элементарных понятий, являющихся фундаментом для математического развития личности. Так, математическое развитие является определяющим, поскольку оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности), за счет чего вырабатываются не только навыки поисково-исследовательской деятельности к решению различного рода проблем, но и способствуют развитию познавательного интереса личности ребенка.

14 стр., 6612 слов

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

... и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений; -разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного ...

Детские сады и подготовительные классы, учитывая интерес детей дошкольного возраста к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), пытаются расширить знания детей в этой области. В связи с этим важно стимулировать способности детей к продуктивному оперированию математическим содержанием за счет постепенного усложнения по содержанию, структуре, методам и форме работы дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений, даже если занятия педагогов будут носить спонтанный, а не систематический характер.

Проблема формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре является актуальной, что и предопределило выбор темы.

Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Предмет исследования: развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если:

· в процессе учебно-познавательной деятельности будут использованы дидактические игры с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

· будет осуществлена взаимосвязь специально организованной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми, ситуации взаимодействия родителей с детьми, педагогическое просвещение родителей и педагогов ДОУ.

Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить сущность, значение и место дидактической игры в процессе формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать комплекс дидактических игр и занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

4. Провести опытно-экспериментальную работу для подтверждения гипотезы исследования.

Методологическую основу исследования составили методы и приемы проблемно-игровой технологии являющиеся основой обучения детей дошкольного возраста математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм и игровым упражнениям, экспериментированию, решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности в работах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.В. Выготского, З.А. Михайловой, И.В. Сумина, И.Н. Чеплашкина.

В программе «Детство» З.А. Михайловой уделено немаловажное внимание методам и приемам, обеспечивающим развитие элементарных математических представлений у дошкольников, а также подробно описана диагностика представлений и умений детей старшего возраста по разделу программы «Первые шаги в математику» [38, С.20].

6 стр., 2628 слов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАР-НЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ...

... проявления непосредственного интереса к математическим понятиям в дошкольном возрасте. Объект исследования: формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игры В.В. Воскобовича, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и ...

Отбирая методы и приемы, важно помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология, поэтому преимущество отдается игре, как основному методу обучения дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр. Наблюдение за воспитательным процессом, педагогический эксперимент и метод анализа продуктов деятельности.

Исследование проводилось с сентября 2009 по апрель 2010 года.

На 1 этапе (сентябрь 2009г.) — осуществлялось изучение, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования в психолого-педагогической литературе, что позволило определить исходные позиции исследования, сформулировать гипотезу и проанализировать специфику формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

На 2 этапе (октябрь-январь 2010 года) — был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ полученных данных, а также был разработан и проведен формирующий эксперимент по развитию элементарных математических представлений УК детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

На 3 этапе (апрель 2010 года) — были осуществлены анализ и обработка результатов исследования, получены данные о динамике развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обобщены итоги исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки» города Нижневартовска. В исследовании принимали участие 15 детей старшей группы А (экспериментальная группа, ЭГ) и 15 детей старшей группы Б (контрольная группа, КГ).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практике ДОУ при разработке педагогической технологии обучения, направленной на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в качестве методического пособия студентами и педагогами дошкольных образовательных учреждений при подготовке к занятиям по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений в дидактической игре

1.1. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Формирование математических представлений у дошкольников является длительным интеллектуальным этапом в развитии личности. Оно включает в себя не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики, но и является основной составляющей в системе педагогических знаний.

4 стр., 1811 слов

Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста ...

... игра. Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей дошкольного возраста (Л. М. Боришевский, А. И. Запрягалова, А. И. Липкина, Л. Г ... Л. Шнирман и другие). В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н. Е. ...

Дети в дошкольном возрасте не обладают достаточными интеллектуальными способностями, поскольку их сознание обладает определенным жизненным опытом, который недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности.

Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие мыслительных процессов дошкольников возможно лишь при особой организации обучения, в процессе которого у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства и объяснять то или иное наблюдаемое ими явление. Педагог, вовлекая детей в разные виды математических операций, способствует развитию и совершенствованию у них элементарных математических представлений — счет, время, форма, объем и т.д. Так в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Следует отметить, что не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при формировании элементарных математических представлений, ребенок особо нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых, поскольку «математика», являясь сложной наукой, может вызвать определенные трудности, в связи с чем, у дошкольника на этом фоне может снизиться интерес. Этого не следует допускать, поскольку в современном обществе все стремительнее развиваются и активно внедряются в нашу жизнь новые технологии, например, во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами элементарных математических представлений и информатики уже в дошкольный период.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.

Формирование элементарных математичес­ких представлений — это целенаправленный и организован­ный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов ум­ственной деятельности, предусмотренных программными требовани­ями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овла­дению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности [8, С.286].

За последнее десятилетие в системе ДОУ наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и однопредметных программ. Все эти изменения связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей.

На сегодняшний день в системе ДОУ имеется ряд альтернативных комплексных программ, каждая из которых предлагает и разрабатывает свою версию решения проблемы предматематического образования ребенка. Несмотря на это, в дошкольном образовании крайне не хватает программ, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим, остроактуальной проблемой для педагогов ДОУ является самостоятельное проведение анализа новой программы по математическому обучению детей дошкольного возраста.

12 стр., 5536 слов

Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ...

... исследования: 1. Проанализировать теоретические концепции психического развития детей дошкольного возраста 2. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста 3. Подобрать методы исследования 4. Провести исследование ... ведет» за собой это развитие. 1.2 Игра как источник развития детей дошкольного возраста В дошкольном детстве (примерно с трех лет до начала школьной жизни) ...

В психолого-педагогической литературе главной и существенной проблемой в формировании элементарных математических представлений является ответ на вопрос — как обеспечить математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

При обучении ребенка счету, как необходимому процессу изучения чисел, важно помнить о том, что счет в дошкольном возрасте бессознательный, а потому сам процесс счета является условным. Если число предметов, находящееся перед глазами, превосходит ограниченный предел, то такое узнавание числа становится затруднительным и даже невозможным. Потому счет, как более трудный вид для понимания детей, должен опираться на пространственные элементы действительности — действительные предметы, которые можно не только потрогать, но и выполнить с ними определенные действия (отнимать, прибавлять).

Наиболее трудным для дошкольников является усвоение ориентировки во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. В этом случае важно знать возрастные особенности развития. Так, в раннем детстве ребенок хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Для него определенный конкретный предмет является центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление, и лишь к концу дошкольного возраста у него появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. При организации занятий с детьми, направленных на изучение ориентировки во времени, педагогу следует помнить о том, что, ребенок, осваивая представления о времени суток, главным ориентиром для себя считает свои собственные действия. И на основании этого, педагогу следует предлагать конкретные примеры из жизни ребенка, например: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются аналогично, по мере знакомства с сезонными явлениями природы.

Следующим немаловажным элементарным представлением является эталон. Эталон — форма, цвет, название предмета. При этом дети в этом возрасте с большим трудом усваивают представления о величине предметов, поскольку к началу дошкольного возраста они имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. Постепенно от усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться и различаться. Педагог при организации занятий по этому направлению должен создать такую специально организованную деятельность, в которой будут четко прослеживаться различия. Например, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях — длине, ширине, высоте.

Используя творческие приемы (рисование, конструирование, аппликации), педагог будет способствовать закреплению представлений. Так, при попытке соотнести эти модели с предметами, ребенок будет замечать ошибки, несоответствия, а, следовательно, будет стремиться их исправлять.

7 стр., 3135 слов

роль воспитателя в процессе адаптации дошкольников раннего возраста ...

... экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника; - качественный и количественный анализ полученных результатов был осуществлен с ...

При формировании элементарных математических представлений и понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей дети получают возможность отделять друг от друга разные параметры: длина, площадь, объем, вес — все это абсолютно разные величины, имеющие определенную единицу измерения. Педагог, грамотно организовывая переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме, путем постепенной замены внешних действий словесными образами, способствует развитию у дошкольников отвлеченного числа характеристики количественных отношений предметов, действий с числами и математическими знаками без опоры на образы. Такой переход является важной составляющей умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте в наибольшей степени способствует изучению начал математики развитие элементарных математических представлений. Педагогическая практика свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста педагоги, как правило, формируют мыслительные операции, необходимые для овладения основами научных понятий, создавая тем самым, внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения. Отметим, что для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Однако ребенок дошкольного возраста еще не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности, включать их в более широкую систему отношений. Он способен лишь отражать действительность на уровне представлений, которые усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними, поэтому к практическому результату элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста относятся: счет, время, длина, объем, геометрические представления и величина.

В значительной степени дети в дошкольном возрасте развивают их самостоятельно, независимо и спонтанно. На практике часто возникают случаи, когда взрослые пытаются преждевременно навязать ребенку математические понятия, тогда он выучивает их только словесно, поскольку в отличие от взрослых, ребенок еще не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Выготский Л.С. отмечал, что формирование количественных представлений у детей сводится лишь к восприятию определенного множества, когда ребен……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева И.А. 30 уроков счета. / Андреева И. — Мн.: Современный школьник (серия: Золотые прописи)., 2007. — 32с.

2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479с.

3. Бантикова С. Геометрические игры // Дошкольное воспитание — 2006 — №1 — С.60-66.

4. Беженова М.А.. Веселая математика. М.: ИНФРА -М. 2004. — 104 с.

5. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. — 2002. — №8. — С. 30-39.

6. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 352 с.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...

... проблему привыкания дошкольников раннего и младшего возраста к условиям детского сада особенно актуальной. Объект исследования - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Предмет ... работы по исследованию процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста, создание экспериментальной ситуации, наблюдение, анкетирование; методы математической и статистической обработки данных. ...

7. Белошистая. А.В. Современные программы математического образования дошкольников. М.: ИНФРА-М, 1999. — 234 с.

8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 400с. — С.286.

9. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990. — С. 373-392.

10. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение 1989 г. — 154 с.

11. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей дошкольников как овладение опосредствованными формами познания // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. М., 1986.

12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96с.

13. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: Просвещение 1981г.- 143 с.

14. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г. — 132с.

15. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: ИНФРА — М. 2002. — 154 с.

16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». — М.: ИНТОР, 1996.

17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой и др. Изд. 2-е, переработанное. — СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.

18. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. — М.Педагогика, 1995. — 318с.

19. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. — М.: Просвещение, 2004. — 271 с.

20. Ерофеева Т.И.. Математика для дошкольников. М.: ИНФРА — М. 2002. — 154 с.

21. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.138-142.

22. Ерофеева Т.И.. Математика для дошкольников. М.: ИНФРА — М. 2002. — 154 с.

23. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб., 1997 — 224с.

24. Зак А.З. Путешествие в страну Сообразилию, или как помочь ребенку стать смышленым. В 7-ми частях. — М., 1993.

25. Запорожец А.В. Избранные труды: В 2- х т.1.Психологическое развитие ребенка — М.:Педагогика, 1986 — 320с.

26. 3вонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

27. Истоки: Базисная программа развития ребенка — дошкольника. Алиева Т.И. Научн. ред.: Л.А. Парамонова и др. — М.: Карапуз, 1997. — 288 с.

28. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 80 с.

29. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1999.- №6. — С.58.

13 стр., 6177 слов

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

... перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Среди педагогов и психологов, занимавшихся проблемами адаптации детей-дошкольников возраста двух- ... в дошкольном учреждении, а с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной в данное время. К сожалению, проблемы, связанные с ...

30. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Прогресс, 1981. — 398с.

31. Логинова В.И., П.Г. Саморукова. Дошкольная педагогика, ч.1. М.: ИНФРА -М. 2002. — 154 с.

32. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. — Л. : 1990г. С..24-33.

33. Малашихина И.А., Мурадханова И.И. Педагогика детства. — Ставрополь: СГПУ, 1996.- 458c.

34. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. / Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д.; Сост. Данилова В.В. — М.: Просвещение, 1987. — 175с.

35. Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.

36. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М., 1984.

37. Михайлова, З.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / З.А.Михайлова, Л.М.Гурович, Т.И.Бабаева. — Спб.: Детство-Пресс. — 2000. — 244с.

38. Михайлова З.А., Сумина И.В., Чеплашкина И.Н. Первые шаги в математику: проблемно-игровые ситуации для детей 5-6 лет. — СПб.: Детство-Пресс, — 2007 г. — 20c.

39. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.-384 с.

40. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

41. Носова Е.А. Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. — Л. : 1990г. стр.47-62.

42. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. — Л.: 1990г. стр.24-37.

43. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с. — С. 147.

44. Панасюк А.Ю. Использования адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1973. — № 10. — С.24.

45. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? — СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. — 287 с.

46. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: ИНФРА -М. 2000. — 94 с.

47. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. — Киев: 1985г. стр. 39-42.

48. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — С.34.

49. Романова Е.С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е.С. Романова. — СПб: Питер, 2006. — 400с.

50. Савенков А.И. Обучение мышлению. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.

51. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.

52. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейн. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с. — С. 194-196.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... и ее значение в деятельности организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. ... процесса мотивации .1 Мотивация - понятие и сущность Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что ...

53. Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80с.

54. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, техноло-гии: учеб. для студ. — М.: изд. центр «Академия»,2001.

55. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1993.- 95 с.

56. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». — М.: Просвещение, 1999. — 160с.

57. Столяр А.А. Формировние элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. Столяра А.А. — М.: Просвещение, 1988. — 330с.

58. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 — 544с.

59. Сумина И. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г. — с.45-48

60. Тарабарина Т.И., Н.В. Елкина. И учеба, и игра: математика. М.: ИНФРА -М. 2000. — 57 с.

61. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. — Ярославль: Академия развития, 1966. — 240с.

62. Усова А.П. Обучение в детском саду — М.: Просвещение, 2003 — 98с.

63. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. — М.: ИД «Форум», Инфра-М, 2006. — 208с.

64. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / Под общей редакцией В.И. Черновой. — Хабаровск, 2003. — 155с. — С.53-57.

65. Шангина И.И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство-СПб., 2000. — С. 117

66. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. — М.: Академия, 2000. — 272с.