условия формирования личности дошкольников.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности развития детей дошкольного возраста 7

2. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 15

3. Условия формирования личности в дошкольном возрасте 21

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Введение

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности.

Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.

Смена парадигмы современного образования — гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека — делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

(12; 8)

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных моти-вов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечело-веческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев).

Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Основой нравственного развития личности является оптимальная со-циализация дошкольника (Е.О.Смирнова).

По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями меж-личностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества

2 стр., 958 слов

Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

... .С. Выготский); представления отечественных и зарубежных психологов о морально-нравственном развитии в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л. Коль-берг, Э. Хиггинс др ... с. 5. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология. – Кемерово, 2003. – 410 с. 6. Апресян Р ...

На современном этапе возникает потребность в переосмыслении под-ходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении необходимо совершенствовать способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей и мир культуры (Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, B.C. Мухина).

Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между социальной значимостью формирования детей дошкольного возраста и недостаточным анализом данного процесса в нормативно-правовых документах, отражающих специфику возраста.

Актуальность на научно-педагогическом уровне обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития и формирования личности дошкольников и отсутствием необходимых развивающих программ, направленных на формирование личности педагогическими средствами.

Актуальность на научно-методическом уровне определяется противоречием между психолого-педагогическими условиями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и недостаточным применением нетрадиционных приемов, педагогических и психологических механизмов, способствующих позитивной динамике формирования личности.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка.

Период от рождения до поступления в щколу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... формирования и развития личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности ... осуществляется постоянно, не прекращаясь в зрелом возрасте. Таким образом, это - бесконечный ... социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ребенок воспринимает не только то, что ...

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... в том, что обобщен и систематизирован материал по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики ... ощущений в пении. - Учить детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки. - Научить читать стихи, тексты песен нараспев в медленном темпе ...

Это положение определило тему нашей работы: «Формирование личностных качеств дошкольника».

Цель работы: теоретически проанализировать особенности формирования личностных качеств дошкольника.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: условия формирования личности дошкольни-ков.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование личности ребенка в дошкольном возрасте происходит под влиянием внешних и внутренних факторов и во много определяется социальной ситуацией развития ребенка дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание понятия «дошкольный возраст», «лич-ность ребенка дошкольного возраста».

3. Проанализировать возможности использования средств и условий в процессе формирования личности дошкольника.

В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

3 стр., 1104 слов

направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

... Мыслюк, В.В. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. - Минск ... 3 1. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью…...4 Заключение………………………………………………………………………….13 2. Сформулируйте ...

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противо-речию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [3].

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад-шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про-стые предметы. Известно, что аппликация …

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академический Проект, 2001. — 704 с.

2. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. Семицветик [Текст]: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова и др. — М.: Владос, 1997. — 340 с.

3. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 102−109.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в ус-ловиях детского сада [Текст] / М.В. Бениаминова. — М.: Медицина, 1991. — 300 с.

3 стр., 1122 слов

Психология и педагогика 19

... поведения. СПб., 2000. Немов Р.С.Психология.М., 2001. Психология и педагогика:М.-Новосибирск,2001. Психология индивидуальных различий. Тексты.: М., 1982. Реан А.А., Борждовская ... Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб ...

5. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. — С. 54−63.

6. Братусь Б.С. Нравственное познание личности. — М., 1985.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М.: Просвещение, 1979

8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Академия, 2007. — 316 с.

9. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько — Мн.: Университетское, 1988

10. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова //Управление ДОУ. — 2009. — № 8. — с.43

11. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хре-стоматия по педагогике. — Барнаул, 1999.

12. Козлова, С. А. Дошкольная психология [Текст] / С.А. Козлова: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издат. Центр «Академия», 2001. — 336 стр.

13. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова. — М.: ИКЦ, 2005 — 448с.

14. Коджаспирова, Г. М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю, Коджаспиров. — М.:Академия, 2001.- 590 с.

15. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. — Барнаул, 1999.

16. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: ИКЦ, 2005. — 54 с.

17. Котелевская, В.В., Анисимова, Т.Б. Дошкольная педагогика. Раз-витие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / В.В. Котелев-ская. — Ростов н/Дону.: Феникс, 2002. — 108 с.

18. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.1999.

3 стр., 1054 слов

Педагогика, психология и правоохранительная практика. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

... . пособие. Ростов н/Д, ... работы является выявление проявлений взаимосвязи между педагогикой, психологией и правоохранительной практикой. С целью ... психология: Тексты. / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб ...

19. Мир детства. Дошкольник [Текст]. — М.: Развитие, 1987. — 462 с.

20. Михайленко, Н., Короткова, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [Текст] / Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. -1992. — № 5−6. — С. 17−19.

21. Мухина В.С. Психология дошкольника, Москва, 1975 г.

22. Рабочая книга воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Г. И. Смирновой. — Ростов н/Дону: Феникс, 2004. — 300 с.

23. Репина, Е.А. Общение детей и детском саду и семье [Текст] / Е.А. Репина. — М.: Педагогика, 1990. -152с.

24. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1998.

25. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии. — Ростов н/Дону: Феникс, 2003. — 672 с.

26. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М., 1989.

27. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. — М., 1991.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector