условия формирования личности дошкольников.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности развития детей дошкольного возраста 7

2. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 15

3. Условия формирования личности в дошкольном возрасте 21

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Введение

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности.

Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.

Смена парадигмы современного образования — гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека — делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

(12; 8)

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных моти-вов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечело-веческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев).

Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Основой нравственного развития личности является оптимальная со-циализация дошкольника (Е.О.Смирнова).

По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями меж-личностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества

2 стр., 958 слов

Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств ...

... принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский); представления отечественных и зарубежных психологов о морально-нравственном развитии в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л. Коль- ... СПб., 2001. – 288 с. 5. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности // Сибирская психология. – Кемерово, 2003. – 410 с. 6. Апресян Р.Г. ...

На современном этапе возникает потребность в переосмыслении под-ходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении необходимо совершенствовать способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей и мир культуры (Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, B.C. Мухина).

Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между социальной значимостью формирования детей дошкольного возраста и недостаточным анализом данного процесса в нормативно-правовых документах, отражающих специфику возраста..

Актуальность на научно-педагогическом уровне обусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития и формирования личности дошкольников и отсутствием необходимых развивающих программ, направленных на формирование личности педагогическими средствами.

Актуальность на научно-методическом уровне определяется противоречием между психолого-педагогическими условиями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и недостаточным применением нетрадиционных приемов, педагогических и психологических механизмов, способствующих позитивной динамике формирования личности.

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу — способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка.

Период от рождения до поступления в щколу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

4 стр., 1607 слов

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

... первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с ... вании игры над остальными видами деятельности в психологиче­ском развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благо­приятные условия для совершенствования ...

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

Это положение определило тему нашей работы: «Формирование личностных качеств дошкольника».

Цель работы: теоретически проанализировать особенности формирования личностных качеств дошкольника.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольников.

Предмет исследования: условия формирования личности дошкольни-ков.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование личности ребенка в дошкольном возрасте происходит под влиянием внешних и внутренних факторов и во много определяется социальной ситуацией развития ребенка дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть содержание понятия «дошкольный возраст», «лич-ность ребенка дошкольного возраста».

3. Проанализировать возможности использования средств и условий в процессе формирования личности дошкольника.

В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противо-речию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [3].

21 стр., 10079 слов

Тексты к теме факторы психического развития, детерминация психического ...

... деятельности будет рассмотрена ниже) Текст 2 Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности       Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, ... внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).    Другая теория ...

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад-шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про-стые предметы. Известно, что аппликация ……..

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. Семицветик [Текст]: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова и др. — М.: Владос, 1997. – 340 с.

3. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. — № 3. – С. 102-109.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в ус-ловиях детского сада [Текст] / М.В. Бениаминова. – М.: Медицина, 1991. – 300 с.

5. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. — С. 54-63.

6. Братусь Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979

8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2007. – 316 с.

9. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988

10. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей в ДОУ [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова //Управление ДОУ. — 2009. — № 8. – с.43

11. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хре-стоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

12. Козлова, С. А. Дошкольная психология [Текст] / С.А. Козлова: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издат. Центр « Академия», 2001. – 336 стр.

13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ, 2005 — 448с.

14. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.:Академия, 2001.- 590 с.

15. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

16. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: ИКЦ, 2005. – 54 с.

17. Котелевская, В.В., Анисимова, Т.Б. Дошкольная педагогика. Раз-витие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст] / В.В. Котелев-ская. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002. – 108 с.

8 стр., 3702 слов

Организация нетрадиционных форм по здоровьесбережению детей в ...

... для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А. Петровского .-М.: Аспект- Прес, 1995.-152с. 19. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ... комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного ...

18. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.1999.

19. Мир детства. Дошкольник [Текст] . — М.: Развитие, 1987. – 462 с.

20. Михайленко, Н., Короткова, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания [Текст] / Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. –1992. — № 5-6. — С. 17-19.

21. Мухина В.С. Психология дошкольника, Москва, 1975г.

22. Рабочая книга воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Г.И. Смирновой. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 300 с.

23. Репина, Е.А. Общение детей и детском саду и семье [Текст] / Е.А. Репина. — М.: Педагогика, 1990. -152с.

24. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1998.

25. Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 672 с.

26. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.

27. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.