29 Гуманистические теории

Вопрос 29. Гуманистические теории личности.

Основные положения гуманистической психологии.

1.Акцент на уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Человек сам ответственен за все, что происходит у него в жизни.

2. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления (из экзистенционализма).

3. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. 

4.Неуместность экспериментов на животных. 

5. От природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. 

6.Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. 

7. Акцент на психическом здоровье. Пока неизвестно что является нормой изучать патологию бессмысленно.

Позиция А. Маслоу.

Особенности строения личности. В качестве центральной характеристики личности он выделяет иерархию уровней потребностей. Причем все потребности врожденные. Потребности в порядке их очередности: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Физиологические – биологическое выживание человека. Безопасности и защиты – организация стабильности, закон, порядок, предсказуемость событий, свобода от угрожающих сил (заинтересованность в долговременном выживании).

Принадлежности и любви – привязанность к другим (семья или группа).

Дефицитарная любовь – из-за недостатка чего-то, бинарная – ценность другого. Самоуважение – самоуважение (компетентность, уверенность, достижения, свобода) и уважение другими (престиж, признание, репутация, статус).

Самоактуализация – желание человека стать тем, чем он может стать. Раскрытие своего потенциала.

Принципы и направления развития личности. Личность сравнивается с природным организмом. Это метафора, которую можно понять так: личность развивается сама, у нее есть собственные возможности для развития. Понятие развития личности как самодвижение, развитие, у которого есть, в самом субъекте, естественные движущие силы. Здесь слово естественный значит существенный для развития и саморазвития. В качестве движущих сил существования выделяет две мотивации: дефицитарную мотивация и мотивацию роста. Вторая рассматривается как движущая сила развития личности. Дефицитарные или Д-мотивы — единственной их целью является удовлетворение дефицитарных состояний (голод, опасность), она направлена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. Д-жизнь – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. 

2 стр., 958 слов

Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств ...

... взаимоотношений, нравственная культура выступает в качестве специфического типа регуляции отношений людей, направленного на их гуманизацию. В ... Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1998. – 352 с. 9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ... старших дошкольников. Объект исследования: нравственные нормы поведения личности. Предмет исследования: особенности формирования нравственных норм ...

Второй тип мотивов – мотивы роста (бытийные мотивы, Б-мотивыметапотребности).

Эти мотивы имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Они предполагают не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (то есть увеличение напряжения).

Они приобретают актуальность только после того, как удовлетворены Д- мотивы. Примеры метапотребностей – целостность, совершенство, активность, простота, красота, доброта, истина. Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Маслоу отмечал, что образ жизни в Б-реальности часто сопровождается таким качеством, как отсутствие стремлений, потребностей или желаний.

Представления К. Роджерса.

Структура личности и поведение. Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию». Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности. Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Роджерс использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость — это «представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, — один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, — признак душевного здоровья. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека — одно из препятствий личному росту.

Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы, согласованы . Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу. Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас!

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других. Неконгруентность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае — как внутреннее замешательство. Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как «Я не могу принять решения», «Я не знаю, чего я хочу», «Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном». Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... удовлетворить потребность – есть ценность. Социум является механическим устройством и предназначено для управления людьми через способы удовлетворения потребностей человека Отношения как ключевое понятие ... сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. В целом же, сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных ...

Особенности развития.

Тенденция к самоактуализации. Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. «Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость». Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. По Роджерсу тенденция к самоактуализации — не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе.

Препятствия росту. Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. То, чему ребенок научается на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Мотивы, преобладающие в раннем детстве, могут препятствовать развитию позже. Поведение, или отношение, которое отрицает некоторым аспект самости, называет «условием ценности»: «Когда опыт себя избегается (или, наоборот, намеренно ищется) только потому, что он менее (или более) заслужит награждения себя, индивидуум оказывается в состоянии условия ценности». Условие или состояние ценности — основное препятствие для точного восприятия и реалистического сознавания. Это избирательные бленды и фильтры, создаваемые, чтобы обеспечить непрекращающийся приток любви от родителей и от других. Мы набираем определенные состояния, отношения и действия, которые, как мы полагаем, должны делать нас ценными. В той мере, в какой выдумываются эти отношения и действия, они являются областью личной неконгруентности. В крайнем проявлении условие ценности характеризуется предпосылкой, что «я должен быть любим или уважаем каждым, с кем я вхожу в соприкосновение». Условие ценности создает разрыв между самостью и представлением о самости. Чтобы поддерживать условие ценности, человек должен отрицать какие-то стороны себя. Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Рост задерживается в той мере, в какой человек отрицает импульсы, отличающиеся от искусственно созданного представления о себе. Чтобы поддерживать ложный образ себя, человек продолжает искажать опыт, а чем больше искажение, тем больше возможности ошибок и создания дополнительных проблем. Возникающее в итоге поведение ошибки и замешательство, — это проявление более фундаментального первоначального искажения. Ситуация оказывается замкнутым кругом. Каждый опыт неонгруентности между самостью и реальностью ведет к возрастающей уязвимости, которая, в свою очередь, ведет к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруентности. Иногда защиты не срабатывают, и человек оказывается сознающим очевидный разрыв между своим поведением и своими представлениями. Результатом может быть паника, хроническая тревожность, бегство или даже психоз. Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруентными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруентность или задерживать ее.

Конгруэнтность – верное представление о другом, о социальном контакте. Выделяет 3 вида значений:

  • Субъективное – личное мнение, собственная оценка другого и результат взаимодействия с ним, неконгруэнтно
  • Объективное – экспертная оценка, оценка для многих, м.б. некогруэнтной
  • Интерперсональное, субъект-субъектное знание, на нем основаны техники открытого общения.

Конгруэнтность может быть достигнута только в группе. Знание передается от одного к другому, пока не будет достигнуто конгруэнтное, интерперсональное знание. Условие понимания себя – понимание других, эмпатия.

Роджерс полагает, что взаимодействие с Другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. Роджерс полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

Теория личности Г. Олпорта.

Личностные диспоцизиции.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличие от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Принцип развития.

Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

ТЕОРИЯ ФРОММА

Тенденция ядра

Стремление выразить свою человеческую природу. Человеческая природа и животная природа личности радикальным образом различаются. Однако в действительности они не вступают в конфликт между собой, во-первых, потому, что животная природа играет лишь второстепенную роль, и, во-вторых, потому, что животная природа обычно не испытывает особых лишений.

Характеристики ядра

Содержание человеческой природы выражается через потребность в установлении связей (контакте с людьми и физическим окружением), потребность в преодолении (отделении от других людей и мира), потребность в корнях (ощущении принадлежности), потребности в идентичности (знании, кто ты и каков ты) и потребности в системе взглядов (способе восприятия и понимания мира).

РАЗВИТИЕ личности

Существует три типа взаимоотношений между родителями и ребенком: симбиотическая связь (взаимозависимость, невозможность достичь самостоятельности), отчужденно-деструктивная (большая дистанция, равнодушие друг к другу) и любовь (взаимное уважение, поддержка и принятие).

Развитие больше зависит от типа отношений между родителями и ребенком, нежели от прохождения каких-то стадий.

ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ориентации (или типы) как совокупности черт

Рецептивная ориентация формируется на основе мазохистических паттернов поведения, которым научается ребенок, играющий пассивную роль в симбиотических отношениях с родителями. При такой ориентации человек предполагает, что источник всего хорошего находится вне его самого, и пребывает в состоянии пассивного ожидания. Типичные черты личности с такой ориентацией – это пассивность, слабохарактерность, склонность подчиняться и малодушие.

Эксплуатирующая ориентация проистекает из садистских паттернов поведения, которым научается ребенок, будучи доминирующей стороной в симбиотических отношениях с родителями. При этой ориентации человек уверен в том, что источник всего хорошего находится вне его самого, однако не столько ожидает его получения, сколько пытается взять его силой. Черты, типичные для личности с такой ориентации, – это агрессивность, эгоцентризм, склонность к лести и заносчивость.

Накапливающая ориентация основывается на поведенческих паттернах деструктивности, которым ребенок научился, реагируя на отчужденность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. Личность с такой ориентацией мало верит в то, что из внешнего мира может быть почерпнуто что-то новое; она чувствует себя в безопасности, накапливая и сохраняя то, чем уже обладают. Типичные личностные черты при такой ориентации включают в себя упрямство, подозрительность, язвительность, отсутствие воображения, собственнический инстинкт.

Рыночная ориентация формируется на основе поведенческих паттернов отчужденности, которым ребенок научился, реагируя на деструктивность родителя при отчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. При такой ориентации человек воспринимает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять, который обладает определенной ценностью на рынке. Для такой личности характерны оппортунизм, противоречивость, беспринципность, отсутствие целей, расточительность.

Продуктивная ориентация проистекает из поведенческих паттернов, которым научился ребенок, чьи отношения с родителями строились на любви. При этой ориентации человек уважает самого себя и других, чувствует себя защищенным и находится в ладах с самом собой. Типичные черты такой личности отражают и потенциально благоприятные аспекты других ориентации (например, скромность, адаптивность, доверие, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпение, преданность, гибкость, открытость к миру и новому опыту, дух экспериментаторства).

Очевидно, что этот тип Фромм считает идеальным.

Критика: большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Теория Франкла. главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзис­тенциальным вакуумом или чувством бесцельности и пустоты. Имен­но экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos — смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие опре­деляющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, выз­ванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смыс­ла жизни. Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пу­стоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апа­тии. Скука — свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обре­сти гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от невро­зов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.