1. Личность как предмет научного познания

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

2. Предмет психологии личности

Предметом психологии личности является человек.

Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.

Универсальным определением личности явл-ся следующее:

Личность – это чел-к, наделённый сознанием.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич­ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна­чимые для людей поступки.

11 стр., 5012 слов

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...

... отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот именуется индивидом. В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко ... "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. ...

Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.

Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.

3. Методы исследования личности

Существуют исследовательские и прикладные методы.

К исследовательским м. относят качественные и количественные.

Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.

К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ.

Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты.

Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:

1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)

2) аналоговые м., связ. с использ. образов

3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания.

4. Цели и задачи исследования личности

Цели: познавательная и практическая

Познавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье.

Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту.

Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 Имя Татьяна Пол женский ... случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение оказалось верным, при конфликтах ...

5. Практическое применение психологии

личности

Диагностика, профотбор, психотерапия, консультирование

— Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Такие разные области, как антропология, искусство, криминалистика, история, экономика, образование, философия, социология и религия, испытали на себе ее влияние.

— понимание природы неврозов, а также смягчение их клинических проявлений с помощью предложенной Адлером терапии

— выявление ценностей

— Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:

1) психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение;

2) образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;

3) психолингвистика и формирование вербального поведения;

4) промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих;

5) терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).

— развитие самоконтроля (борьба с алкоголизмом, ожирением) – практическое применение теории Бандуры

— развитие самоактуализации – Маслоу

6. Место психологии личности в структуре психологической науки

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Личность — высший уровень интеграции системы психических процессов. Объединение этих данных необходимо для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, объединяющее, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

Психологические теории поведения человека в организации 1. Бихевиоризм как поведенческая концепция возник в начале 20 века ( ... человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. Когнитивисткая психология делает попытку объяснить социальное поведение личности исходя из положения о том, что все поступки и действия ...

Также важный вклад в психологию личности вносят такие дисциплины и направления как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.

7. Основные направления в исследовании личности

— ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда

Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. – влечение, желание).

Эта энергия направлена, во — первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во – вторых, на разрушение (агрессивное влечение).

Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное.

— РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

+Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера

Каждый из нас ощущает собственную неполноценность. Каждый из нас будет бороться чтобы преодолеть собств. неполноценность. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств.

+Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов.

— ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ

Эго-теория личности Эрика Эриксона

Социокультурная теория личности Карен Хорни

С позиции Эриксона, именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация.

— ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Диспозиционная теория личности Гордона Олпорта

+Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

... типы темперамента, часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов, "чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Мы предлагаем вам рассмотреть основные типы темперамента и поведение людей в ... из причин поведенческих различий у людей одного типа личности. Эмоции составляют очень важную сторону внутренней жизни человека. Человек в каждый момент времени находится ...

+Теория типов личности Ганса Айзенка

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).

Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга, подчеркивая существование характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.

— НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности

— СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандура

+Теория социального научения Джулиан Роттер

По мнению представителей этого направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детермированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Роттер для объяснения поведения человека вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные.

— КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Когнитивная теория личности Джорджа Келли

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт», которое включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи).

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В ...

— ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

+Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу

+Феноменологическая теория личности Карла Роджерса

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Цель жизни — реализовать весь свой врожденный потенциал.

8. Понятие о темпераменте

Темперамент – это динамическая подструктура личности характеризует темп и характер реакций человека.

Темперамент проявляется в поведении, особенностях реагирования, скорости, резкости реакций, быстроте переключений, стабильности выполнения операций, в силе, частоте эмоционального реагирования.

Впервые понятие «темперамент» ввёл др. греч. философ Эмпедокл, предложил выделить 10 типов темперамента. Создателем учения о темпераменте является Гиппократ. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей лежит в основе 4-х типов темперамента (преобладание): сангвиники (кровь), холерики (желчь), меланхолики (чёрная желчь) и флегматики (слизь, флегма).

В настоящее время у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны психики. Нет также единого мнения по поводу места темперамента в структуре личности. Одни видят в нем синоним личности, другие – как составную часть, некоторые рассматривают темперамент как канву, на которой надстраивается и развивается личность.

Темперамент обусловлен функционированием сложных физиологических механизмов и оказывает влияние на человеческие действия и реакции в 2-х основных измерениях: энергетического уровня (сила реакции) и временной характеристики поведения (скорость действия).

Он является устойчивой особенностью, благодаря которой психические и психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее.

Свойства темперамента полностью или частично определяются основными физиологическими механизмами организма и системами организма: 1) эндокринной; 2) вегетативной нервной системой; 3) центральной нервной системой.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирова­ние характера и поведения человека.

9. Нейрогуморальные теории темперамента

Начиная с Гиппократа появились первые гуморальные теории темперамента.

Гиппократ считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой).

Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по преобладанию главных жидкостей в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), холерик (от гр. chole — желчь), меланхолик (от гр. melaina — черная желчь) и флегматик (от гр.. phlegma — слизь).

9 стр., 4468 слов

ВОПРОС 22 — Понятие о характере, физиологические основы ...

... условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, ... притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека. Теперь можно перейти к раскрытию понятия характер. Люди по-разному относятся к окружающему миру: к ...

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.

Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. Калибром сосудов и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.

В настоящее время особенности темперамента связывают с гормональным регулированием.

10. Морфологические теории темперамента

Конституциональные теории темперамента. Эти теории направлены на выявление связи между строением тела человека и его психическими свойствами, его характером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Он выделяет 3 типа телосложения: атлетик, пикник, астеник, и в соответствии с ними 3 типа темперамента. Астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный (шизотемический) темперамент (холерики и меланхолики).

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает циклоидный (циклотимический) темперамент. Атлетическое телосложение – сангвиники.

К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных «соматотипа»: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР ...

... I. ТЕМПЕРАМЕНТ 1.1. Общее понятие о темпераменте В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею ... всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного; во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Нельзя ...

11. Психофизиологические теории темперамента

Связывают особенности поведения со свойствами НС, со скоростью формирования УР и скорости перестройки УР, силой НС (способностью выдерживать сильные продолжительные воздействия).

Основу создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах НС. Павлов выделил три основных свойства НС: силу, уравновешенность и подвижность. Из возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный, подвижный тип НС – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; сильный, неуравновешенный — холерик; слабый —меланхолик.

Психологическая теория темперамента Рубинштейна выводит эти типы темперамента из соотношения 2 качеств: впечатлительность и импульсивность. Сильная впеч. + большая имп. = холерик. Слабая впеч. + большая имп. = сангвиник.

Слабая впеч. + малая имп. = флегматик. Сильная впеч. + малая имп. = меланхолик.

В работах Теплова и Небылицына подходы Павлова и Рубинштейна были развиты, и на основе их операциональности с помощью факторного анализа была получена детальная хар-ка темпераментов, вкл. 32 типа.

12. Понятие о характере

В подходах западных психологов хар-р – это ядро личности. Он является врожденным и не изменяется даже в условиях психич. заболевания. А отечественные психологи считают, что хар-р воспитывается, его можно изменить.

Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Выделяют симптомокомплексы св-в хар-ра:

1. отношение к контактным группам

2. отношение к своей деят-ти

3. отношение к вещам

4. отношение к самому себе

Выделяют структурные св-ва хар-ра:

— глубина

— устойчивость

— сила

— пластичность

13. Структурная единица характера и её компоненты

Впервые понятие хар-р использовал Александр Бэн. Он определил черту хар-ра как единицу измерения характера. Для него черты хар-ра выступали как побуждение к действию. т.е. имели мотивационную природу. В наибольшей степени теория черт была развита Олпортом.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... биологические, социальные и духовные. То, что может удовлетворить потребность – есть ценность. Социум является механическим ... многочисленными трудностями. Потребность– это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребности человека бывают ...

Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Синонимами понятия черта явл-ся установка, диспозиция, отношение. Во всех случаях, независимо от названия, черты имеют след. структуру:

когнитивный компонент (знание)

аффективный компонент (эмоции и чувства)

конативный компонент (умение и навыки)

Некоторые авторы заменяют конативный компонент экзисциональным.

Понятие черта используется в патологии. Выделяют нормальные, акцентуированные, препатологический и патологические черты.

Черты характера достаточно показательные для человека и позволяют с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

14. Акцентуации характера

Выделяют черты хар-ра: нормальные, акцентуированные, препатологические и патологические.

Нем. учёный Леонгард ввёл понятие «акцентированные черты», которые чрезвычайно развиты у каждого конкретного чел-ка, кот. бросаются в глаза, осложн./облегч. его адаптацию, но не явл-ся патологическими. Акцентуация остаётся в пределах нормы.

Леонгард выделил 4 характерологических фактора (демонстративные, педантичные, застревающие, возбудимые) и 6 темпераментных (дистивные, циклотивные, экзальтированнеы, тревожные, эмотивные).

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

В зависимости от степени выраженности было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

15. Природа и классификация психопатий

Наличие препатологических и паталогических черт составляет так называемый патос, т.е. предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Наличие патос не явл-ся болезнью. Если предрасположенности нет, то чел-ка никогда нельзя сделать больным. Развитие заболевания наз-ся назос, а учение о различных видах болезни – назология. Патос даёт негативную симптоматику, а назос – продуктивную, т.е. создаёт новые симптомы. Наличие патологических черт может быть выявлено с помощью психофизиологич. исследований. Для большинства больных хар-но наличие на ЭЭГ биполярных симметричных тэта-волн, свидетельствующ. о задержке развития гол. мозга. Различные препатологические черты определяют хар-р невроза. Если изменить среду, невроз исчезнет.

Психопатии – расстройства личности, обусловленные наличием патологических черт.

Выделяют ядерные и краевые психопатии. Ядерные явл-ся врождёнными, а краевые – рез-том невротич. развития личности. Ядерные психопатии в МГБ-10 наз-ся специфич. расстройствами личности. Их осн. признаки:

1. Аномальные черты хар-ра и поведения проявляются с раннего детства и остаются всю жизнь

2. Дисгармония душевной жизни проявл-ся практически во всех сферах, а не только в аффективных р-циях и поведении. Может быть необычный, оригинальный образ мышления, в кот. романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям. Богатство знания и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми прагматическими навыками. Поэтому при экспериментально-психологич. исследовании уровень интеллекта заниженный.

3. Под влиянием психогении неоднократно в течении жизни возникают декомпенсации, проявл. невротич. или психотич. стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями.

Классификация типов расстройств личности:

1. Параноидное личностное расстройство (паранойяльная психопатия) застревающий тип, склонен к образованию сверх-ценных идей (бредовых), чаще всего это бред отношения или преследования, могут быть и др. формы. Вся жизнь подчинена этим идеям.

2. Эмоциональн. нестабильное личностное расстройство (эпилептоидн., возбудительн. психопатия) – подозрительны, мстительны, требуют поддержания вокруг себя строго порядка, за нарушение порядка и за неуважение к себе мстят, способны на любую подлость.

3. Гистрионическое личностное расстройство (истероидная психопатия) – декомпенсация проявляется в виде истерич. невроза или психоза. Отличается повышенной способностью к вытеснению. Поэтому истероидные психопаты прекрасные актёры, становятся жуликами. Отличаются эмоциональностью, черствостью, главное быть в центре внимания.

4. Шизотическое расстройство личности (шизоидная психопатия) – чел-к аутичен, неконтактен, замкнут в себе, его речь имеет стр-ру внутренней, очень злопамятные и агрессивные, отличаются салонным слабоумием (запоминают длинные научные фразы, смысла кот. не понимают и произносят их с умным видом).

5. Ананкастическое личностное расстройство (психостеническая психопатия) – декомпенсация в виде обсессивно-компульсивных расстройств (невроз навящевых состояний).

Обсессии – навящевые мысли, Компульсии – навящевые действия. Слабые, безвольные, ранимые, склонные подчиняться (орально-пассивный тип).

6. Тревожное (избегающее) личностное расстройство (психопатия тормозного типа, астеническая психопатия) – демонтср. агрессивный, весёлый, оптимистичный, бодрый, но всегда готов сдаться при первом нажиме.

7. Циклоидное личностное расстройство – хар-ся сменой настроений от возбуждения к депрессии.

8. Расстройства личности, связанные с нарушением половой дифференциации и половой ф-ции: транссексуализм, трансвистизм, фетишизм. эксгибиционизм, педофилия, садомазохизм.

16. Я-концепция личности

В совр. психологии личности под понятием Я-концепции понимают с-му представлений чел-ка о себе, которые в свою очередь мотивируют его поведение.

Наиболее ярко представлена в работах Роберта Бернса. Выделяют следующие образы «Я»:

1. «Я идеальное» – то, каким я хочу быть. Это понятие присутствует у Хорни, Роджерса, Столина и Налчаджана.

2. «Я зеркальное» – как я думаю, каким меня воспринимают другие. Это понятие ввёл ам. психолог Чарльз Кули. «Я зеркальное» не означает, что оно адекватное. Большое расхождение между «Я идеальным» и «Я зеркальным» приводит к неврозу.

3. «Я социальное» – умение воспринимать (видеть) себя глазами других людей. Это понятие ввёл Мид (групповая терапия).

4. «Я физическое» (схема тела) – мой представление о своём теле, о своей физической внешности. Это понятие ввёл Лермит, Клейст, Соколова, Макеева. Это может быть очень травматично. Люди часто представляют себя другими, либо переоценивают, либо недооценивают себя. В основном женская психология.

5. «Я реальное» – соответствует сущности человека, говорит о том, кто он есть, чем явл-ся. Понятие ввёл Роджерс. «Я реальное» может быть скрыто от человека.

6. «Я виртуальное» – возникает в интерактивной среде (Интернет).

Здесь можно многое скрыть.

Всё это вместе и составляет «Я-концепцию».

17. Понятие когнитивного стиля: классификация и основные характеристики

Когнитивный стиль — относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов человека, предопределяющие использование различных познавательных стратегий; устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Хар-ки когнитивного стиля:

1. полизависимость – полинезависимость

2. когнитивная сложность – когнитивная простота

Когн. простота – стремление всё оценить в категориях «хорошо» или «плохо».

3. пластичность – регидность

Регидность – неспособность вырабатывать новые мысли, склонность к стереотипам, штампам, негибкость, костность мышления.

Классификация когн. стилей Харрисона и Бремсона:

1. синтетический (обобщающий) стиль – стремится мыслить общими категориями.

2. аналитический – акцент на детали, логику, определённость.

3. идеалистический – доминируют потребности, мотивы, ценности,

4. прагматический – годится всё, что работает в данной ситуации.

5. реалистический – факты есть факты.

Коммуникативные позиции (стили) — это способы передавать инф-цию. Их есть всего несколько. Предложил Сейтир.

1. Дистрактор (отстранённый) – испытывает чувство тоски и уныния.

Слова: неадекватные, или не имеют смысла или касаются отвлечённой темы. Тело: неловкое, я нахожусь где-то ещё. Внутри: никому я не нужен, нигде мне нет места. Вызывает: если вы сможете меня развеселить, вам будет легче меня терпеть.

2. Лакатор (заискивающий) – его поведение вызывает чувство вины, жалости.

Слова: согласие – всё, что ты хочешь, это хорошо, я здесь только затем, чтобы сделать тебя счастливым. Тело: умиротворяет – я беспомощен, выражено в позе жертвы. Внутри: я чувствую себя ничтожеством, без вас я погибну.

3. Блеймер (обвинитель) – старается вызывать чувство страха и подчинения

Слова: всегда несогласие – ты ничего не делаешь как надо, а я знаю, как надо. Тело: обвиняет – я здесь главный. Внутри: я одинок и неудачлив.

4. Компьютинг (расчётливый) – лишён эмоций, мимики, серьёзен

Слова: супер-рациональные – если внимательно приглядеться, то можно заметить. Тело: считает – я спокоен, холоден и собран. Внутри: я чувствую себя уязвимым.

5. Левеллер – чел-к гармоничный, свободный, гибкий, общительный

20. Сознание и самосознание личности

Процесс становления, человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.

В разных подходах сознание понимается по-разному. В психосемантике, сознание – это весь материал, хранящийся в памяти, который доступен воспроизведению. В философии под сознанием понимают всё информационное содержание психики – знание. Психоанализ понимает сознание также, выводя из сознания тот материал, который не доступен, по определённым причинам, процессам воспроизведения в данный момент, и извлечение которого требует специальной аналитической работы. В патопсихологии сознание рассматривается как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов.

Чаще всего задаваясь вопросом о том, что такое сознание, его связывают с проблемой человеческого «Я». (Пример с карандашом).

Осознание себя как «Я» является результатом развития.

С т.зр. Дж.Г. Мида, единственное правильное научное объяснение сознания возможно лишь в терминах, описывающих соц. деят-ть. Сознание представляет собой аспект или сторону поведения и может быть объяснено только через него. Тем самым объясняется и возникновение человеческого «Я» из поведения чел-ка. «Я» возникает, когда чел-к становится объектом для самого себя, ставит себя на место другого, начинает воспринимать себя его глазами, возействовать на себя с позиции другого. Этот другой представляет для индивида значимого другого (кто-то из родителей, воспитателей или генерализованный другой (семья, группа)).

Интериоризованный значимый другой наз-ся в психоанализе интроектом.

Для того, чтобы такое взаимодействие стало возможным необходимо ещё и общение, т.о. решающую роль в формировании сознания и «Я» играет использование языка.

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим.

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «Я–концепции» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

У.Джемс выделил 2 разновидности «Я» — «Me» и «I». «Me» — это социальное «Я», воспринятый и понятый образ сбя в восприятии другого чел-ка, значимого дургого. «I» — это то я, котрое смотрит сновидения, которое воспринимает «Me», непосредственно не присутствует в нашем опыте, появляется в нём лишь в памяти. «Me» осуществляет соц. контроль за поведением чел-ка, который принимает вид самоконтроля.

Сознание также делает возможным ощущение Я. Способность размышлять об окружающем мире позволяет нам отличать «Я» от «не Я». Рефлексивное самосознание дает человеку способность использовать знания о личных и социальных предпочтениях, целях и обязанностях, осуществляя выбор и совершая какие-либо поступки (например, Edelman, 1992).

Самосознание имеет два аспекта. Объективное самосознание, которым обладают многие существа, связано со способностью выделять себя из окружающего мира. Субъективное самосознание связано с осознанием себя как целеустремленного деятеля и с переживанием эмоциональной значимости целей.

36. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его эмигрировали из России. Всех своих степеней он был удостоен в Висконсинском университете, где изучал поведение приматов. В течение четырнадцати лет (1937-1951) он работал на факультете Бруклинского колледжа. В 1951 году Маслоу перешел в университет Брандейса, где он оставался до 1969 года, когда стал постоянным членом Лафлинского фонда в Менло Парк, Калифорния. Он разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает т.зр. о том, что человек явл-ся рез-том влияния наследственных факторов или окружающей среды, а каждый чел-к сам ответственен за то, кем он становится. Человек сам делает выбор среди предоставляемых возможностей. Человек постоянно находится в процессе становления. Напр. Мужчина из мальчика. Но это не становление биологических потребностей. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Наиболее важным вопросом в гум. психологии является вопророс о мотивации. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

потребности безопасности и защиты (стабильность, порядок);

потребности принадлежности и любви (семья, дружба, любовь);

потребности самоуважения (самоуважение, признание);

потребности самоактуализации, реализация собственных возможностей и способностей.

Пока потребность не удовлетворена, она активирует деят-ть и влияет на неё. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно пока не будут более или менее удовлетворены низшие потребности. Самоактуализация может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все остальные потебности.

Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

Потребности высших уровней Маслоу назвал потребностями роста, а низших – потребностями нужды или дефицитарными. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни и т. д. Высшие потребности генетически более пздние. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. Высшие потребности субъективно воспринимаются как мене насущные.

39. Потребности и мотивы

Потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. Основной функцией потребности является побуждение к активности.

В то же время существуют разные взгляды на понимание сущности потребностей. Рассмотрим наиболее распространенные среди них. Основные подходы:

1. потребность как нужда — потребность как всё то, что явл-ся нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает. Но потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то вредного, т.е. есть потребность избавиться от чего-либо, что в избытке. В отеч. пс. считается, что потребность – не сама нужда, а её отражение в сознании чел-ка, например в виде переживания.

2. потребность как предмет удовлетворения нужды — потребность рассматривается как отраженный в сознании человека предмет, который может удовлетворить нужду.

3. Потребность как отсутствие блага, как ценность.

Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун).

Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Благо — это все то, что необходимо для сохранения и развития человека.

4. потребность как необходимость.

Нужда и небхоодимость – разные вещи. Если нужность в каких-то в-вах обеспечивается регулярно (дыхание), то нужда (особое специфическое состояние, если лишить кислорода) не возникает. Для того, чтобы необходимость отражала потр-ть, она должна стать актуальной в данный момент, стать нуждой.

5. потребность как состояние. Подразумевается состояние напряжения.

Переживание нужды вызывает у чел-ка состояние напряжения.

Необходимо разделять потребности на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на неосознаваемые (неощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые).

Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону. Не всякая нужда организма осознается человеком и превращается в побуждение, часть нужд организма могут не превращаться в потребность личности. Из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании человека и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания. Возникновение потребности лич­ности является механизмом, запускающим активность человека на поиск объекта, способного удовлетворить эту потребность. Потребность личности — это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда.

Потребности личности — это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состо­яние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Этапы формирования и реализации потребности.

Образование потребности — это стадиальный процесс.

Процесс удовлет­ворения потребностей проходит 3 стадии:

1. Стадия напряжения – возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Характерно общее увеличение энергии потребности. Это выражается в возникнове­нии некоторой внутренней напряженности, появлении эмоциональ­ного возбуждения. Процесс этот протекает по законам нервной доминанты (А. Ухтомский)

2. Стадия оценки – появляется реальная возможность обла­дания, например, определенным предметом и человек может удов­летворить свою потребность. Это стадия соотнесения объектив­ных и субъективных возможностей удовлетворения потребностей.

3. Стадия насыщения – до минимума снижаются напряже­ние и активность. Эта стадия отличается разрядкой накопившей­ся напряженности и, как правило, сопровождается получением удовольствия или наслаждения.

Функции потребностей:

сигнальная — возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, нужности чего-то.

побуждающая – побуждение активности, деятельности для удовлетворения потребности с целью устранения или усиления потребностного состояния.

Мотив. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

В общем мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением потребносткй и достижением целей. Леонтьев: мотив – предмет удовлетворения потр-ти. Воспринимаемый предмет (материальный или идеальный) приобретает побудительную ф-цию. Направленность побуждению придаёт именно предмет. Побудителем деят-ти выступает не сам предмет, а его значимость для чел-ка.

Основные функции мотивов:

— побуждающая – мотив вызывает и обусловливает активность чел-ка, его поведение и деятельность;

направляющая — отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей;

регулирующая — мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека значимых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.

Мотивационный процесс. Выделяют смыслообразующие мотивы (побуждают деят-ть, придают ей личностный смысл) и мотивы-стимулы (выполняют роль по­будительных факторов и лишены смыслообразующей функции).

Появление стимула создает предвидение воз­можного удовлетворения, которое запускает по­следовательность актов, направленных на цель. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели.

40. Направленность личности

Направленность – это устойчивая группа мотивов, кот. позволяет личности действовать автономно. Мотивы, изолированные от реальности. Мотивы, кот. представляют собой предмет направленности, называются ценностями. Рациональное объяснение выбранных ценностей наз-ся убеждениями.

Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

37. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.

Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. Другой отличительной чертой является то, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении отличаться друг от друга, автономности и зрелости. Сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям. Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Важнейший мотив жизни человека — это актуализировать (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений тенденция актуализации естественно выразится в разнообразных формах поведения. К. Роджерс не считал, что самоактуализация может стать конечным состоянием совершенства, так как ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все остальные мотивы. Субъективное восприятие мира является не только личной особенностью человека, но и основой для его действий. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения индивидуума.

35.Когнитивная теория личности д.Келли.

Джордж Келли, представил каждого человека своего рода учёным, исследующим себя, общество и мир, выдвигающим гипотезы, чтобы на основании их прогнозировать будущее. Результатами исследований человека-учёного являются личностные конструкты. — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Каждый человек действует исходя из системы своих личностных конструктов. Перемена мировоззрения ведёт и к перемене поведения. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений. Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста).

Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться. Типы личностных конструктов: 1.упредительный-стандартный,не принимающий нового;2. констелляторный- шаблонное мышление; 3.предполагающий- позволяющий личности быть открытой для нового опыта. Типы их классифицирования: 1) диапазон применимости; 2) фокус применимости- наиболее подходящий.3) проницаемость-способность принимать новые элементы, по которой конструкты могут различаться.

31. Теория типов личности г.Айзенка

Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д

29. Диспозициональная теория личности г. Олпорта

В основе лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности. Вторая связана с тем, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции— принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения. Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

28. Социокультурная теория личности к.Хорни

Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный).

Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

31.Эго-теория личности Э.Эриксона.

. Эгоидентичность – то какой я есть. Ввел понятие кризиса идентичности, который связан с точкой выбора между регрессом и прогрессом. Задача личности на каждом возрастном этапе найти баланс между ними. Личностное развитие Эриксон обуславливает 2 факторами: 1. Генетический –развертывание врожденной генетической программы развития. 2. Социальный – фактор отношений. Генетическая программа не реализуется автоматически, для этого необходимы надлежащие социальные условия. Стадии: 1. Орально-сенсорная (надежда) – выбор между доверием и недоверием 0-18мес. 2. Мышечно-анальная (воля) – выбор между автономией и стыдом – самоконтроль, регуляция 18м – 4г. 3. Локомоторная – генитальная – выбор между инициативой и виной, чувство любви к противоположному полу, чувства вины и стыда. 4-6л. 4.Латентная – цель выбор между чувством умелости, компетентности, неполноценности. 6-11л.5. Юность – выбор между обретением положительного я и диффузной идентичностью (неясном представлении о самом себе)11-20.6.Ранняя взрослость – выбор между интимностью (желание слить себя с др человеком) и изоляцией 21-25.7. Взрослость – выбор между продуктивностью и застоем 25-65.8.Зрелость (мудрость) отчаяние или интеграция (принятие своего жизненного пути) 65+.

23. Индивидуальная теория личности а.Адлера.

Компенсация чувства неполноценности, испытываемого в детстве. Уникальности стиля жизни каждого. Типы личности связанные со стилями жизни: управляющий (активны, но не в соц плане), берущий (паразитическое отношение), избегающий тип (нет ни интереса, ни активности), соц полезный (зрелость, сой ориентированность, высокий уровень активности).

3 задачи: работа, дружба, любовь. Порядковая позиция ребенка в семье: первенец (интеллект развит), единственный, средний и последний (алкоголик).

Соц интерес – внутр тенденция человека к участию в создании идеального общества. И степень выраженности этого явления – показатель здоровья. Препятствия к личностному росту: органическая неполноценность, избалованность, отверженность.

30. Структурная теория личности Р. Кеттелла Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.1. Аттитюды — выраженная динамическая переменная, из которой должны выводиться эрги. Аттитюд конкретного индивида в конкретной ситуации — это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много. 2. Эрги- есть конституциональная динамическая исходная черта; выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность. 3. Чувства — динамическая черта, формируемая средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно — результат действия факторов опыта или социокультурных факторов чувства — это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом.

25.Аналитическая теория личности К. Юнга. Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт — интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир).

4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное).