Лекция 15. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.

Биография. Тенденция выживания и тенденция самоактуализации. Мотивация роста и дефцитарные мотивы. Последствия отказа от самоактуализации. Эго защиты. Особенности самоактуализирующейся личности (результаты исследования).

Иерархия потребностей. Эупсихика. Синергия.

Методические рекомендации к изучению темы.

Изучая материалы данной темы, обратите внимание на то, что А.Маслоу интересовался проблемой личного роста и развития. По его мнению, адекватная и жизнеспособная теория личность должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Работы А.Маслоу исследователи характеризуют как собрание мыслей, точек зрения и гипотез, нежели развитую теоретическую систему. Самоактуализация это последовательность ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваясь с определенными проблемами, принимая вызов, и, прилагая усилия для их решения, выбирает для себя еще более трудные (но соответствующие силам и возможностям) проблемы. Когда происходит отказ от приложения усилий в решении жизненных проблем, «Я» сталкивается с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества. Именно тогда требуется психологическая, социальная или медицинская помощь. А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации. Наблюдения, которые А.Маслоу использует для построения теории, основываются на исследовании нормальных и здоровых людей, а не на данных психопатологии и психотерапии. А. Маслоу разрабатывал свою теорию в течение многих лет. Его взгляды во многом схожи с идеями Г.Олпорта и К.Роджерса. Однако, некоторые важные вопросы он освещает подробнее и на более высоком уровне, чем эти два исследователя. Эклектичный подход А. Маслоу к написанию работ делает его позицию во многом неопределенной, но в то же время он пытается взяться за проблемы, которым другие авторы не уделяют внимания.

 

«Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» А.Маслоу.

Биография. Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 г. Он учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук — в 1931, доктора — в 1934. А.Маслоу изучал поведение приматов под руководством Харии Харлоу и бихевиоризм — под руководством Кларка Халла. После получения докторской степени А.Маслоу продолжал исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. А. Маслоу занимался с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни. Большое влияние оказал на него Макс Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, блестящий культур-антрополог. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреидеиский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти в 1970 году. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. — Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии.

13 стр., 6464 слов

Абрахам Маслоу — самоактуализация

... ;   I.3. Истоки изучения самоактуализации   У Маслоу изучение самоактуализации не было запланировано как научное исследование, и начиналось оно не как таковое ... от них.   Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет ...

Тенденция выживания и тенденция самоактуализации

Тенденция выживания поддерживает жизнь и предполагает обеспечение определенного уровня удовлетворения биологических потребностей.

Тенденция самоактуализации состоит в полном использовании талантов, способностей, возможностей. Она обеспечивает выражение индивидуальности и ценности человека, способствует насыщенной и глубоко осмысленной жизни. Физиологический источник самоактуализации – это стремление соматических систем организма функционировать в соответствии со своим предназначением. Психологическое сопровождение самоактуализации – это стремление человека делать удовлетворяющие его выборы. Удовлетворение как ориентир показывает, что выбор сделан в согласии с функционированием организма. Человек не актуализирует свои потенциальные возможности, исходя, из осмысленного желания использовать себя наилучшим образом. Напротив, тот, кто действительно актуализирует свои потенциальные возможности, просто ощущает благополучие; в этом нет никакой особой целенаправленности.

Тенденция актуализации сильна и энергична, только когда тенденция выживания удовлетворена. Действительно, перед тем, как человек сможет приступить к самоактуализации, должен быть обеспечен необходимый уровень жизнедеятельности. Это не означает, что стремление к выживанию важнее тенденции актуализации. Первая — может только поддержать жизнь, а вторая — улучшить ее. Тенденции выживания и актуализации не противостоят друг другу. Если тенденция выживания не приводит к определенной степени удовлетворения, тенденция актуализации не будет ярко выражена, но это не значит, что одна тенденция подавляет другую или противодействует ей. Главная задача детства – удовлетворить тенденцию выживания, хотя, как только здесь достигнут стойкий результат, выраженность тенденции актуализации нарастает, однако это положение верно и для любого момента жизни. Например, человек, достигший значительного проявления тенденции актуализации, может обнаружить, что в силу внешних обстоятельств его выживание вновь оказалось под угрозой, тогда он на определенное время вернется к реализации тенденции выживания. Тенденция актуализации представлена мотивами роста, а тенденция выживания – дефицитарными мотивами.

 

Мотивация роста и дефцитарные мотивы.

Дефицитарная мотивация — побуждение снизить боль и дискомфорт и достичь необходимого состояния комфорта. Цель дефицитарной мотивации состоит в том, чтобы снизить напряжение в организме, возникшее в результате отклонения от гомеостатического равновесия.

Для выживания организма необходимы питательные вещества, и поэтому, когда пища некоторое время не поступает, деятельность внутренних органов продуцирует все возрастающее напряжение, психологически переживаемое как голод, результатом чего является инструментальная деятельность, направленная на достижение искомого состояния. Искомое состояние здесь – сытость, которая считается нормальным, гомеостатическим состоянием, характеризующимся отсутствием напряжения.

Мотивация роста, относится к стремлениям обогатить существование, расширить жизненный опыт, повысить наслаждение от ощущения себя живым. Мотивация роста предполагает скорее не восполнение дефицита, а расширение горизонта. Ее целевые состояния, если они вообще существуют, очень общие по своей природе. Она не начинается с резкого дискомфорта, который необходимо снять. Ее цель не столько снизить напряжение, сколько повысить его. Удовлетворение связано с реализацией способностей или идеалов посредством процесса, в ходе которого организм становится более сложным, дифференцированным и сильным.

Последствия отказа от самоактуализации

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала грозит возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией.

Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

Эго защиты

Эго-защиты — это внутренние препятствия росту. Их необходимо осознать и постараться минимизировать искажения, создаваемые этими защитами. К традиционному психоаналитическому перечню А. Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Десакрализация — это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью.

«Комплекс Ионы» — это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как пророк Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних целей, не требующих особых усилий, отказываясь от целей, требующих полноты собственного развития.

Особенности самоактуализирующейся личности (результаты исследования)

Для эмпирического исследования А. Маслоу выбирал испытуемых по двум критериям.

Ø Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем.

Ø Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

Группа состояла из восемнадцати человек: девяти современников и девяти исторических личностей — Авраама Лиякольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хакслй и Баруха Спинозы.

Характеристики самоактуализирующихся людей: 1. «более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней»; 2. «принятие (себя, других, природы)»; 3. «спонтанность, простота, естественность»; 4. «центрированность на задаче» (в отличие от центрированности на себе); 5. «некоторая отъединенность и потребность в уединении»; 6. «автономия, независимость от культуры и среды»; 7. «постоянная свежесть оценки»; 8. «мистичность и опыт высших состояний»; 9. «чувства сопричастности, единения с другими 10. «более глубокие межличностные отношения»; 11. «демократическая структура характера»; 12. «различение средств и целей, добра и зла»; 13. «философское, невраждебное чувство юмора»; 14. «самоактуализирующееся творчество»; 15. «сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры».

А. Маслоу отмечал, что люди, которых он изучал, не были совершенны. Они допускали ошибки. Сильная приверженность работе и своим идеи делали их достаточно независимыми. Свою независимость они могли доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могли быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

 

Пути самоактуализации 1. Опыт полного живого переживания, с полной концентрацией и полным впитыванием, состояние повышенного интереса. 2. Решение в пользу роста при выборе между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. 3. Научиться со-настраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других. 4. Честность и принятие ответственности за свои действия, искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. 5. Развивать новую способность — «лучшего жизненного выбора» в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия. 6. Развивать свои потенциалы. Использование свои способности и разум и делать хорошо то, что хочешь делать. 7. Позволять себе испытывать «Пик-переживания» . В такие моменты можно думать, действовать и чувствовать наиболее ясно и точно. 8. Обнаружить свои защиты и проводит работу отказа от них . Сознавать, как действуют искажающие механизмы посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.

Иерархия потребностей

А.Маслоу разработал перечень потребностей, организованный на основе степени, в которой удовлетворение каждой является предпосылкой для стремления к удовлетворению следующей. Он перечисляет физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви и потребности в уважении. Чем ближе к началу списка, тем в большей степени потребность является физиологической и в меньшей – психологической. Но даже потребности в конце списка, будучи глубоко психологическими, теснее связаны с выживанием или с восполнением дефицита, чем с реализацией потенциальных возможностей. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей приводит к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться.

Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации.

 

 

Виды потребностей:

Ø физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

Ø потребность в безопасности (стабильность, порядок)

Ø потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

Ø потребность в уважении (самоуважение, признание)

Ø потребности самоактуализации (развитие способностей)

Обратите внимание, что здесь идет речь об иерархической организации. Другими словами, когда физиологические потребности удовлетворены, потребности в безопасности становятся заметны и требуют удовлетворения; когда удовлетворены как физиологические потребности, так и потребности в безопасности, на первый план выступают потребности в принадлежности и любви и так далее.

В своих работах А.Маслоу называет еще две потребности, располагающиеся выше. Это потребность в самоактуализации, за которой следует потребность в когнитивном понимании. То, как Маслоу располагает эти две потребности в иерархии, свидетельствует о том, что они не только независимы друг от друга, но также и о том, что потребность в когнитивном понимании – это даже более высокое выражение человеческой природы, чем самоактуализация. Эти две потребности относятся к различным сторонам врожденных потенциальных возможностей, которые развертываются благодаря реализации тенденции актуализации. Потребность в когнитивном понимании можно рассматривать как психологическое отражение врожденной функции нервной системы, а именно обработки информации. Самоактуализация происходит вследствие жажды стимуляции, характерной для нервной системы.

Эупсихика

Эупсихика – это идеальное общество как объединение здоровых,самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личному развитию, к исполнению своей работы и совершенству в своей жизни. Хорошее общество и хорошие люди нуждаются друг в друге. Просвещенное управление предполагает, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничении и контроле администрации.

Синергия
Термин «синергия» означает степень межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное действие или «кооперацию». Это объединенное действие, в котором общий результат больше, чем был бы у всех элементов, если бы они действовали по отдельности. Отождествление с другими способствует высокой индивидуальной синергии. Если успех других является источником подлинного удовлетворения для индивидуума, то помощь предлагается свободно и великодушно. Здесь в некотором смысле соединяются «эгоистический» и альтруистический мотивы. Помогая другому, индивидуум получает и сам удовлетворение.

Синергия может также существовать внутри индивидуума как единство между мыслью и действием. Принуждение себя к действию указывает на определенный конфликт мотивов. В идеале человек делает то, что ему следует делать.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Основная потребность, которая мотивирует устанавливать разумный порядок, структуру и прогнозируемость ситуаций (по А. Маслоу), называется:

а) потребность в безопасности;

б) инстинктоид;

в) структурализм;

г) потребность в самоуважении

Ответ: а) потребность в безопасности

2. По мнению А. Маслоу, «комплекс Ионы» состоит в:

а) отказе от реализации собственного призвания;

б) тенденции преувеличивать собственную значимость;

в) символическом выражении целостности «Я»;

г) уникальной конфигурации личностных черт и отличии от других.

Ответ: а) отказе от реализации собственного призвания;

3. Эупсихея – это

а) идеальное гуманистически ориентированное общество.

б) психологическая защита личности

в) психическая болезнь

г) теория личности.

Ответ: а) идеальное гуманистически ориентированное общество.

 

Дополнительная литература:

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 2002, — 432 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 2001, -480 с.

 

Глоссарий:

Бытийнаямотивация.Удовлетворение и удовольствие от настоящего или желание найти достойную цель для реализации.

Десакрализация .Обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям, по причине страха глубоких эмоций.

Дефицитарнаямотивация-мотивация, истоки которой в фрустрированных потребностях, в чувстве неудовлетворенности.

Иерархия потребностей.Модель расположения человеческих потребностей, согласно которой основные физиологические потребности должны удовлетворяться прежде психологических. Каждый уровень потребностей основывается на предшествующем. На вершине этой иерархии находятся потребности личностного роста и самоактуализации.

КомплексИоны.Нежелание полностью использовать свои способности из-за страха перед трудностями. Человек не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного существования, боится всего нового, опасается потерять то, что имеет.

Психологические потребности.Это человеческие устремления, которые не могут быть удовлетворены прежде физиологических потребностей. К психологическим потребностям относятся потребности безопасности и защищенности, принадлежности и любви, самоуважения и уважения окружающих и самоактуализации.

Самоактуализация-это продолжительный процесс, при котором способности человека используются творчески, радостно и полностью. Это путь неустанной работы, активной жизни и осознания своей связи со всем миром.

Физиологические потребности.Самые базовые человеческие желания. Сюда входят физиологические потребности в кислороде, пище, воде, сне и сексе.

 

 

Презентация

 

Основные положения теории А.Маслоу
В иерархии потребностей физиологические нужды (голод, сон, секс и т. д.) должны удовлетворяться прежде психологических
К основным психологическим потребностям относятся: безопасность (стабильность, порядок), любовь (принадлежность), уважение (самоуважение, известность) и самоактуализация (развитие способностей).
Если человек не имеет возможности самоактуализироваться, он будет ощущать фрустрацию, даже если все остальные его потребности более-менее удовлетворены. Фрустрация основных потребностей может стать причиной невроза или плохой адаптации
Самоактуализирующиеся люди посвящают свою жизнь избранному делу или призванию. Для личностного роста необходимы два условия: человек должен посвятить себя чему-то большему, чем его собственное «я», и он должен хорошо справляться с поставленными задачами.
Выделено восемь особенностей поведения, ведущих к самоактуализации: собранность, способность выбрать свой путь личностного роста, самосознание, честность, здравость суждений, саморазвитие, вершинные переживания и отсутствие «защит эго».
Пока не удовлетворены потребности базового уровня и потребность в безопасности и уважении, человек не может заниматься самоактуализацией.
Стремление удовлетворить потребности более высоких ступеней является показателем психического здоровья индивида.
На самоактуализацию может влиять прошлый опыт и сформировавшиеся в результате этого опыта вредные привычки, а также давление общества, влияние группы и внутренние защиты, которые мешают индивиду познать свое собственное «я».
К традиционному психоаналитическому списку защит Маслоу добавил десакрализацию и комплекс Ионы.