Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками в младших классах

Министерство образования и науки Российской Федерации

ВЫБОРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АОУ ВПО

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ПЦК частных методик,

педагогики и психологии

Сарамуд Н.Г.

Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками в младших классах

Курсовая работа по педагогике

Трофимова Дарья Валерьевна

специальность 050709.52

«Преподавание в начальных

классах», II курс

Руководитель КР Черных А.В.

Выборг 2013.

Содержание.

Введение

.Роль и место взаимодействия родительской общественности и учащихся в школе на современном этапе образования

.1 Родители как участники учебного процесса

.2 Функции родителей как первых воспитателей детей

.3 Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников

. Родительский комитет как совещательный орган, координирующий учебную и учебно-воспитательную деятельность класса

.1 Функции родительского комитета

.2 Формы работы родительского комитета

.3 Попечительская деятельность родительского комитета

. Воспитательная функция родительского комитета

.1 Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей силами родительского комитета

.2 Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета

. Социальная роль родительского комитета

.1 Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на уровне родительского комитета

.2 Меры материальной и социальной помощи, возможные в рамках деятельности родительского комитета на современном этапе деятельности средней школы

Заключение

Список литературы

Введение

«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами»

В.А. Сухомлинский

С самого рождения ребенок учится и воспитывается, тем самым в процессе его воспитания и обучения формируется его личность. В процессе формирования личности, принимают участие разные люди: учителя, родители, друзья семьи и просто окружающие люди. Когда ребенок учится в школе, он становится членом школьного коллектива. У родителей появляется новая задача — помочь ему спокойно, безболезненно войти в необычную для него социальную среду.

3 стр., 1335 слов

Различия взглядов о роли родителей у юношей и девушек

Введение родительство отцовство социальный представление Общеизвестно, что в современной России семья переживает острый кризис, который выражается в том, что ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родительства. Разрушение традиционных устоев семьи происходит из-за модного нынче направления на самоутверждение и автономность. При этом родительство становится ...

Вполне понятно, что при этом возникает необходимость в сотрудничестве с педагогами и школьными психологами. Даже самые лучшие педагоги не всегда могут самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания, родительские комитеты, частные беседы в которых учитель и родители могут поделиться знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.

Учителя должны сформировать у родителей правильное представление о воспитании детей, о необходимости участия родителей в любой деятельности класса и их ребенка, а также о сотрудничестве школы и семьи. Все основы воспитания закладываются в семье, а в школе они совершенствуются, тем самым облегчая работу школе, учителям, психологам. Родители для ребенка являются главным авторитетом, примером для подражания. Все усилия, слова и поступки учителя не принесут никакой пользы, если родители не будут принимать никакого участия в воспитании ребенка. Многие родители считают, что их задача это накормить и одеть ребенка, а воспитание это задача школы, но родители, которые так считают, имеют неверное представление о воспитании ребенка.

Когда дети приходят в первый класс, учитель проводит беседы с родителями, тем самым занимаясь воспитанием родителей для того, чтобы так или иначе убедить их в совместной работе. Если ребенок будет чувствовать себя некомфортно в новой социальной среде, то родители с помощью учителя должны сделать все возможное, что бы приспособить ребенка к новой среде. Имея конфликты в классе, ребенку становится тяжело учиться, иногда эти конфликты приходят и в семью. Для того, чтобы этого избежать, создаются родительские комитеты, функция которых заключается в координировании усилий семьи и школы в плоскости обучения, воспитания и развития личности школьников.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка. 1. Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает ... приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается ...

1.Роль и место взаимодействия родительской общественности и учащихся в школе на современном этапе образования

.1Родители как участники учебного процесса

Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семьей. Семья как социальный институт общества особенна, чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной деятельности. Семья -структурная единица общества, закладывающая основы личности; социальная педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей. Семейное воспитание — это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье бывают наиболее глубокими и продолжительными. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрения, развитие детей как личностей может ускориться, стать более успешным, чем при использовании запретов.

1.2 Функции родителей как первых воспитателей детей

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Эта функция присуща семье со времен первобытнообщинного строя, когда уже между членами общины распределялись функции по воспитанию детей, живших в этой общине. Воспитание в семье существует во всем мире, вне зависимости от культурной, религиозной или иной принадлежности государства или социума к той или иной конфессии, вероисповеданию или модели политического устройства.

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания Введение Во все времена роль семьи в формировании уникальной для социальной ситуации развития каждого ребенка является одним из основных факторов, определяющих характер ребенка. Стиль семейного воспитания, который идентифицирует ценностные ориентации, отношения, эмоциональное ...

Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества. Воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в общество является важной функцией семьи. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становлении характера растущего человека, в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Таким образом, семья является главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существует уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребёнку воспринимать осваивать её с максимальной заинтересованностью и полнотой.

Семья как социальный институт наделена рядом функций по отношению к воспитанию следующего поколения. Перечислим основные из них.

. осуществление социализация личности;

. закладывание основы отношений между людьми;

. формирование ориентации на всю оставшуюся жизнь человека (трудовую и социальную);

. обеспечивает преемственность традиций;

. воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

1.3 Роль родителей в контроле за успеваемостью школьников

Главная трудность детей- их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Однако нельзя в двух словах объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так, как ему говорят старшие. Это уже проблемы воспитания, влияние окружающей среды и т.д.Обучение не ограничено работой в классе. С ребенком, особенно на начальном этапе обучения, нужно непрерывно работать, помогать ему постигать знания. А если с самого начала «забросить» ребенка, трудно ожидать от него больших успехов в дальнейшем учении.

Более того, это чревато возникновением такого состояния, как педагогическая запущенность, т.е. несоответствия уровня образования и личностного развития в связи с отсутствием контроля за воспитанием или допущенными в нем ошибками, прежде всего, со стороны родителей. К сожалению, на сегодняшний день нередко сами родители убеждают детей, что учеба — это далеко не самая важная в жизни вещь, и что раньше люди получали всего пятилетнее образование и при этом добивались успеха в жизни.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. Психолого - педагогические подходы в воспитании детей с ограниченными возможностями 1.1. Взгляды исследоватей на проблему воспитания и обучения детей с особыми нуждами 1.2.Компетентность родителей, как условие успешного воспитания особого ребенка 2. Психолого - педагогическая помощь семьям воспитывающим детей с особыми нуждами 2.1 Социально-психологическая реабилитация ...

Очевидно, что подобное утверждение — глубоко несостоятельно и даже опасно тем, что оно может сформировать у ребенка ложные представления о роли и месте образования в их дальнейшей жизни. Лишь только полноценное развитие личности, самосовершенствование и раскрытие заложенных способностей может являться залогом жизненного успеха, а все это достигается лишь в процессе обучения и воспитания, и школа здесь является центральным звеном.

Родители должны терпеливо ждать успехов. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают за те нравственные качества, которые в нем есть, и за то, что он старается овладевать знаниями, несмотря на то, что это далеко не всегда дается ребенку легко.

Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, родители не должны его ругать и тем более провоцировать конфликты. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может, а также это чревато развитием болезненного состояния, которое называется школьным неврозом и уже требует медицинского вмешательства, часто дорогостоящего и длительного. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Необходимо выражать одобрение каждого даже совсем крошечного успеха, безусловно, не за что — то, а вопреки всему.

2. Родительский комитет как совещательный орган, координирующий учебную и учебно-воспитательную деятельность класса

.1 Функции родительского комитета

Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей — это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию. Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Также многие родители решают хозяйственно-бытовые вопросы в классе: ремонт кабинета, мебели, питание детей в школьной столовой, соблюдение гигиенических мер учащимися и школой — это и многое другое должно находиться в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это может быть выражено в посещении семей таких учащихся, профилактических беседах с их членами и оказание посильной гуманитарной помощи в случае необходимости в этом.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, а также инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета — один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель должен предупредить родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении. Как правило, обязанности в родительском комитете распределяются между председателем родительского комитета, его заместителями, отвечающими за определенные участки работы, и родителями, которые будут осуществлять финансирование его деятельности и отчетность в использовании полученных средств. Последняя группа родителей иногда называется попечительским советом класса.

13 стр., 6418 слов

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к обучению в школе детей 6-7

Содержание Введение 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских отношений 1.2 Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет 1.3 Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 2. Экспериментальное ...

2.2 Формы работы родительского комитета

Существуют разные формы работы родительского комитета. Одной из распространенных из них является оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе: это — посещение театров, музеев, организация туристических и познавательных поездок. Также речь может идти и об организации классных праздников, например, «День Знаний», «День открытых дверей», «концерт-капустник», Масленица, Новый год, Дни рождения. Родительский комитет должен разнообразить список мероприятий, чтобы школа являлась не только тем местом, где осуществляется обучение, но и местом, где может быть повышен социально-культурный уровень развития личности ребенка, его эрудиция, кругозор, система взглядов, навыки жизни в коллективе, в том числе и через правильно спланированные формы досуга.

Известно, что нередко классному руководителю становится сложно организовать то или иное мероприятие из-за нехватки времени и больших нагрузок. В таком случае родительский комитет должен помочь педагогам, такая помощь становится неоценимой.

2.3 Попечительская деятельность родительского комитета

В каждой школе имеется как родительский комитет, так и попечительский совет, деятельность которого осуществляют общественные деятели, родители, и который, как и было сказано выше, как правило, находится в составе родительского комитета.

У каждого совета, комитета, группы людей имеющие те или иные обязанности имеются функции которые они обязаны выполнят, и здесь попечительский совет — не исключение. Попечительский совет наделен рядом существенных функций. Рассмотрим основные из них подробнее.

1) Социальная — к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая — без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг. Имущественная база Попечительского совета — это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая — муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

В современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений, просто необходимо. Никакое государство не в состоянии содержать школу и осуществлять полномасштабный контроль за ее деятельностью самостоятельно. Попечители могут стать влиятельной силой не только в образовании, но и стать первой гуманитарной общественной ассоциацией, первой гражданской властной структурой в России. При этом следует отметить, что попечительские советы создаются не только на базе родительских комитетов классов и школ, но и в высших учебных заведениях и школах негосударственного сектора, где, в силу сравнительно небольшого количества учеников, речь идет уже о попечительском совете не отдельного класса, а всей школы.

3. Воспитательная функция родительского комитета

.1 Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей, силами родительского комитета

Многие родители обмениваются опытом воспитания детей на протяжении многих веков. В школе создаются специальные семинары, где собираются родители, родительский комитет, учителя и они обмениваются опытов о том, как лучше воспитать своего ребенка. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Многие родители сталкиваются с такими проблемами: как привить ребенку желание учиться, как рассказать ребенку, что хорошо и что плохо, как предостеречь ребенка от негативных социальных явлений, их окружающих (плохая компания, неблагонадежные друзья, которые склоняют к совершению асоциальных поступкам), понимание того, что является позитивным жизненным проявлением, а что — наоборот, негативным. Одни родители прошли через такие проблемы, а другие не могут найти подходящий вариант или выбрать адекватный метод воспитания ребенка.

На такие мероприятия приходят педагоги с многолетним стажем работы с детьми, психологи, а также дедушки и бабушки, которые сами обладают богатым жизненным опытом и уже давно знают, как нужно воспитывать ребенка, и при этом готовы поделиться своим опытом с другими, помочь им.

Родители у которых имеются какие-то проблемы в воспитании ребенка, очень тщательно изучают информацию, и после стараются найти более приемлемый способ воспитания своего ребенка. Иногда такие встречи нужно проводить регулярно, а иногда ни один из предложенных методов не подходит из-за неверного подхода к воспитанию ребенка, его психологического состояния. Таких детей называют трудновоспитуемыми. И в таких случаях родителям и детям нужна помощь специалистов (психологов, юристов, медиков — медицинских психологов, невропатологов и психиатров, а также социальных работников).

3.2 Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета

Культурное развитие личности ребенка — одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи — повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чувства коллективизма, сознания ценности дружбы, взаимоуважения между людьми.

В данном аспекте основными задачами комитета является содействие администрации школы в следующем:

в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий,

в организации культурных, досуговых, оздоровительных мероприятий за пределами образовательного учреждения,

в организации и проведении общих внеклассных мероприятий.

Родители должны заинтересовать детей и разнообразить их характер пребывания в стенах школы, которая должна восприниматься не только как учебное заведение в прямом смысле слова, но и то место, где можно получить личностное развитие, воспитание, приобрести новых друзей и научиться тому доброму и прекрасному, что присутствует в жизни общества. То есть не только, что бы дети сидели за партами, а также посещали расширяли свой кругозор и повышали степень нравственного самосознания.

Если родительский комитет решил вывести детей за город, в музей, театр или другое культурное общественное место, он должен заняться сбором средств на поездку, организовать транспорт и обеспечить надлежащую дисциплину детей путем организации предварительной групповой беседы с ними и с их родителями, договориться с администраций школы о выделении времени для поездки, договориться или забронировать билеты на мероприятия и транспорт, места в театрах, концертных залах и стадионах для учащихся, родителей и сопровождающих педагогов. В каждом классе имеются дети из неблагополучных семей, в этом аспекте задача родительского комитета — помочь такой семье в том, чтобы их ребенок не остался в стороне, а тоже принял участие во внеклассной жизни школы и не перенимал те негативные явления и привычки, которые присутствуют в семье.

Следует отметить, что неблагополучная семья — крайне опасное социальное явление в жизни общества, поскольку пребывание ребенка в ней ведет не только к возникновению педагогической запущенности, но и нередко является опасным для его здоровья и жизни. Поэтому важно на уровне родительского комитета своевременно выявлять такие семьи и немедленно информировать об этом администрацию школы, органы опеки и попечительства и иные органы государственной власти и самоуправления, компетентные в данных вопросах.

4. Социальная роль родительского комитета

.1 Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на уровне родительского комитета

В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками.

Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, создание всем школьникам, обучающимся в классе, на всех возрастных этапах условий для развития их личности и способностей к саморазвитию в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями, содействие в осуществлении психологического консультирования учителей, родителей и учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками силами профессиональных психологов.

Если в классе имеется возможность создания психологической службы, то это должно быть сделано незамедлительно. В работе психологической службы используется как традиционные формы и методы работы (индивидуальные и групповые развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, семинары, лекции), так и новые интерактивные методы (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации, интегрированные уроки).

4.2 Меры материальной и социальной помощи, возможные в рамках деятельности родительского комитета на современном этапе деятельности средней школы

Материальная и социальная помощь — это огромная ответственность, и несомненно, что родители, состоящие в родительском комитете, должны быть честными и ответственными, чтобы вовремя оказывать материальную и социальную помощь семьям учащихся и самим школьникам. Говоря о материальной помощи, напомним о семьях неблагополучных или просто материально необеспеченных. В некоторых семьях бывают такое время, когда средств не хватает, а ребенок, учащийся в начальной школе, требует немало, так же как и школьные нужды. Это может быть как ремонт школы, обеспечение ее охраны, так и познавательная поездка, поход, праздник в школе или внутри класса. В таких случаях родительский комитет должен по возможности оказать материальную помощь таким семьям, собрать нужную суму денег при помощи остальных родителей или оказать гуманитарную помощь. Ребенок, если случилась такая проблема в семье, ни в коем случае не должен чувствовать себя обделенным.

Также родительский комитет обеспечивает и социальную помощь классу, родителям, учителям, школе. Это могут быть материальные вложения, финансово-техническая помощь в ремонте школы, а также и личное содействие в организации праздников, посещение семей, требующих особого педагогического внимания, возможно создание такого списка и в дальнейшем проверка его, контроль за занятостью и поведением учеников в вечерние время, принятие участия в озеленении школы, проведение и организация встреч с работниками общественности и администрации как школы, так и города, принятие участия и организация встреч с интересными людьми.

родительский комитет учащийся попечительский

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что в каждой школе и в каждом классе должен быть родительский комитет. Он выполняет очень важные задачи и функции, которые помогают ученикам не только учиться, но и с пользой проводить время, ведь в школе они проводят большую часть своего времени.

И именно в этот период они познают мир, учатся не только каким-либо учебным предметам (например, математике или русскому языку), но и правилам этикета, формируют мировоззрение, навыки общения со взрослыми людьми и со сверстниками.

Если родительский комитет, в свою очередь, будет работать правильно и своевременно, то это может облегчить учебу ребенку. Ведь родители провожают нас в первый класс и встречают в старших.

Список литературы

1.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М. : Большая рос.энцикл., 2002.

2.Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» — М.: Педагогика, 1972

.Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» — М.: Педагогика, 1988

.. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» — М.: Педагогика, 1993

.. Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» — М.: Просвещение, 1994

. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. «Психологическое обследование младших школьников» — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

. Занков Л.В. «Обучение и развитие». — М.: Педагогика, 1992

.. Немов Р.С. «Психология» кн. 3 — М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002

.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.: «Проспект», 1998.

.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1992.

.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — Том. 2. — М.: «Терра», 1995

.Кулик Л.А., Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

.МантепчекЗденяк. Родители и дети. — М., 1992.

.Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.

.Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И.,

.Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.

. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.

.Игошвв К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М., 1989.

. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.

.Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 1985.

. Конвенция о правах детей.- М.,1946

. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

.В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Педагогика, 5 издание.- М., издательский центр «Академия» 2013.

.Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. под редакцией Н.М. Назоров. Специальная педагогика,10 издание — М. издательский центр «Академия»2010.

. Козлова С.А. Дошкольная педагогика 13 издание, — М., издательский центр «Академия» 2012.

. Азаров Ю.П. Семейная педагогика ., серия «Мастер псих»-М., 2011