П.А.Румянцев,Г.А.Потемкин,А.В.Суворов,адмирал Ф.Ф.Ушаков.

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВОСПИТАНИЕ ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ПАТРИОТИЗМУ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА К ВООРУЖЕННЫМ ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ.

3 БЫТЬ ВЕРНЫМ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ,ДОРОЖИТЬ ЧЕСТЬЮ РОССИЙ­СКОГО ВОИНА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ц е л и:

1. Ознакомить слушателей с вопросами воспитания верности во­инскому долгу и чести российского воина в России до Октябрьской

Революции 1917 года.

2. Довести до слущателей основные современные требования воо­руженному защитнику Родины.

3. Привить у личного состава любовь к Родине,верность воинс­кому долгу,соблюдению чести и достоинства воина.

5. В ходе занятия показать солдатам и сержантам,что в жизни всегда есть место подвигу.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Законы России:»Военный пакет».

3.»О долге и чести воинской в Российской армии».Москва, Воениздат,1991г.

4.Ф.Н.Глинка «Письма русского офицера».

5.Патриотическое сознание:Сущность и формирование.Новоисбирск,

Наука,1985г.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Реалии развития нашего государства,совершенствования Во­оруженных Сил не оставляют никаких сомнений в целесообраз­ности формирования у личного состава армии и флота верности воинскому долгу,готовности к защите Отечества и других ка­честв,необходимых воинам.Сегодня даже самые ретивые критики готовы признать,что воспитательная работа в войсках — один из важнейших факторов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих,повышения боевой готовности Воору­женных Сил.

В то же время если исходить из того,что суть и мера любых реформ -Человек,то,согласитесь,врядли найдется более сложная проблема современного строительства,чем воспитание,духовная и морально-психологическая закалка личного состава новой Российской армии.

Думается,что правильному решению задач воспитания в совре­менных условиях будет способствовать критическое осмысление и умелое,творческое использование исторического опыта воспи­тательной работы, накопленного как в дореволюционной россий­ской армии,так и в Советских Вооруженных Силах.

Обращение к опыту прошлого и настоящему по вопросам воспи­тания воинов,изучение и научное обобщение этого опыта важны не только в аспекте теоретической разработки данной проблемы, но и для практического решения этих вопросов в условиях рефор­мирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

15 стр., 7265 слов

Отношение молодёжи к службе в армии

... Определить какие социальные институты существуют в обществе 2. Рассмотреть армию как социальный институт 3. Определить престиж российской армии среди молодежи 4. Провести собственное исследование на тему « ... уклонение Глава 2. Особенности отношения молодежи к институту армии в современной России 2.1 Имидж армии в современном обществе Обсуждение данных проблем становится бессмысленным, если не ...

ВОСПИТАНИЕ ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ПАТРИОТИЗМУ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

Многие государственные деятели России,выдающиеся военно­начальники,полководцы и флотоводцы,военные ученые и педагоги прошлого хорошо понимали значение воспитательной работы в

войсках-важнейшего фактора укрепления морального духа защит­ников Отечества -и в своей повседневной деятельности уделяли

Ей большое внимание.

Так,царь Петр1,первый российский император,полководец и дипломат,создавая регулярную армию,большое значение придавал воспитанию солдат и офицеров.Он указывал,что все материальное условия есть не более как ветвьдля будущих плодов,корень же есть нравственный элемент.Решающую роль в воспитании отводил дисциплине,твердому характеру,сознательному отношению к во­инскому долгу и личному примеру офицера в служении Отечеству.

Большое значение воспитанию у солдат и матросов высокого морального духа придавали выдающиеся русские полководцы

П.А.Румянцев,Г.А.Потемкин,А.В.Суворов,адмирал Ф.Ф.Ушаков.

А.В.Суворов сформировал положение о том,что успех в бою зави­сит не столько от числа солдат,сколько от их морального дух­ка,готовности защищать Отечество. Целью воспитания он считал привитие воинам таких качеств,чтобы «всякий при всяком слу­чае» был «бодр,смел и мужественен и на себя надежен.» Вместе с тем, А.В.Суворов указывал:» Не подлежит мыслить,что слепая храбрость дает над неприятелем победу,но единственно смешан­ное с оною военное исскуство.»

Идеологическую основу воспитания в российской армии сос­тавили идеи провославия,самодержавия и народности,воплощен­ные в призыве «За Веру,Царя и Отечество!»В дореволюционной России Русская Провославная Церковь и военное духовенство играли очень важную роль в формировании морального духа вои­нов. Ими был накоплен значительный опыт воспитания у личного состава патриотизма,верности воинскому долгу,готовности сра­жаться за свой народ,за Родину.

Военные священники оказывали огромное воздействие на созна­ние и поведение воинов. Перед боем они с напутствием обходили войска,а после сражения через слова утешения и молитвы об­легчали страдания раненых и отпевали погибших. В трудные мо­менты боя оказывали воздействие на воинов крепостью своего духа и личным примером.»Бывает,что дрогнет полк.Но если свя­щеннник тут,да еще и станет впереди с крестом,да и про Бога, про долг полку вспомнит -сразу отлетает страх и робость,и полк опять на своем месте,опять он отважный и грозный для

врага,»-рассказывал очевидец.

Помимо религиозных обрядов военные священники проводили военно-нравственные беседы с рядовыми и младшими командира­ми, используя в этих целях как религиозную, так и специально подготовленные брошюры под названием:»Военно-нравственные беседы с нижними чинами,»в которых просто и понятно для сол­дат и матросов, большинство из которых было неграмотным, из­лагались суть провославия,предназначение воина и основные нравственные понятия.

Многие командиры Российской армии стремились следовать и воплощать в жизнь в повседневной службе христианские запове­ди, передовые идеи русских военноначальников и полководцев о нравственном воспитании и роли морального фактора. Хотя и были и такие,кто пренебрегал ими,и все воспитание нижних чи­нов сводил к насаждению муштры,палочной дисциплины,основан­ной на страхе и наказании,унижении человеческого достоинства солдат и матросов. Не было редкостью для российской армии ру-

14 стр., 6662 слов

Солдаты в Великой Отечественной войне

... физическое самосохранение, а мужество - на моральное". Но среди всего многообразия видов храбрости ... свой долг перед Родиной". Главный способ борьбы с паническими настроениями в советской армии был ... жесткие репрессивные меры, исходя из принципа: "солдат должен бояться собственного начальства больше, чем ... Вызвано это было и общим состоянием духа войск, успевших "привыкнуть" к ударам превосходящих ...

коприкладство,сословная замкнутость офицеров,их оторванность

от солдатской массы. Только в 60 -х годах Х1Х столетия отме­нили телесные наказания для солдат и матросов.

Однако,несмотря на наличие этих и других недостатков,а по­рой и извращений в деятельности отдельных командиров и началь­ников,воспитательная работа в российской армии в целом обес­печивала моральную стойкость и психологическую прочность лич­ного состава в боевой обстановке. Даже в тех войнах,где рус­ская армия терпела поражение,она в морально-психологическом отношении проявляла себя с самой лучшей стороны.ЕЁ солдаты и офицеры в сложной и напряженной ситуации боя демонстрировали образцы высокого боевого духа,верность воинскому долгу,при­сяге,Отечеству,готовность не жалея своей жизни,сражаться с врагом. Так,анализируя итоги русско-японской войны / 1904 — 1905гг./,А.И.Деникин,занимавший в то время должность началь­ника штаба  казачьей дивизии,писал впоследствии:»Много было причин неуспеха…Только не отсутствие доблести русских войск. Ибо и в этом сражении,как и в предыдущих,история отмечает ряд высоких подвигов отдельных частей и лиц…»

Чувство единой РОДИНЫ,подлинный патриотизм -именно это сплачивало воедино российское общество,превращало многонацио-

нальное население в единый народ,создавало ту обстановку

социального согласия,которое позволяло стране выходить об­новленной и оздоровленной из тягчайших испытаний войны,смут,

чужеземного ига. Это и сегодня остро необходимо нашему обществу.

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА К ВООРУЖЕННЫМ

ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации,Закона «О воинской обязанности и военной службе,»в котором прямо

сказано:»Гражданин Российской Федерации в соответствии с за­коном обязан защищать Отечество- Российскую Федерацию.»

В наших Вооруженных Силах весной и осенью происходит «рота­ция»личного состава.На смену опытным специалистам военого де­ла прихо дят молодые солдаты и матросы.

Наше государство исходит сегодня из того,что в современном мире-после окончания «холодной войны»-не существует опасности глобального военного противоборства мировых систем,мировой войны.Но остается опасность региональных конфликтов,возникаю­щихна территориальной,националистической,этнической,сепара­тиской и иной посчве.Они подчас остро затрагивают государс­твенные интересы Российской Федерации,ставят о её территори­альной целостности,как это случилось,к примеру,в Чеченской Республике.

По оценке руководства России,ее Вооруженные Силы в целом отвечают современным требованиям обеспечения военной безопас­ности страны. Российская армия потверждает это не только на крупных учениях и тренировках стратегического уровня.Её части и подразделения успешно осушествляют миротворческие функции в соответствии с международными обязательствами нашей стра­наны в Югославии,Абхазии,Таджикистане,Приднестровье,они с че­стью выполняют поставленные задачи по восстановлению консти­туционного строя на территории ЧеченскойРеспублики.

19 стр., 9465 слов

Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического ...

... высшем образованием. Концептуальные подходы к морально психологическому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации рассмотрены в работах Ю.Н. Арзамаскина, Л.А. Бублика, М.Ю. Зеленкова, А.Г. ... и научно обоснована педагогическая модель организации морально-психологического обеспечения курсантов военных вузов; выявлены педагогические условия способствующие формированию у курсантов компетентности в ...

Магистральное направление военной политики России -рефор­мирование Вооруженных Сил.Они должны и впредь отвечать реаль­ным потребностям необходимой и достаточной обороны страны.В составе Вооруженных Сил РФ формируются мобильные войска как

новое,межвидовое оперативно-стратегическое обьединение.Завер­шается создание группировок войск /сил/ и военной инфра­структуры на территории Российской Федерации.Осуществляется дальнейший переход на смешанную систему комплектования Воору­женных Сил личным составом,все шире распостраняется служба по контракту.

Успешное выполнение поставленных перед армией задач будет и впредь зависеть от того,как каждый из числа призванных в её ряды военнослужащих станет выполнять свой воинский долг,свои профессиональные обязанности.Вступая под Боевое Знамя войс­ковой части,молодой воин принимает Военную присягу,отражающую основные требования государства к своим вооруженным защитни­кам.Текст её вытекает из Закона «О воинской обязанности и военной службе»,предельно ясен и лаконичен:»Я /фамилия,имя, отчество/,торжественно присягаю на верность своей Родине— Российской Федерации.Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы,строго выполнять требования воинских уставов,приказы командиров и начальников .Клянусь достойно выполнять воинс­кий долг,мужественно защищать свободу, независимость и кон­ституционный строй России,народ и Отечество.»

Более конкретно эти требования изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации,утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года.

Свои уставные обязанности солдат/матрос/ должен в первую очередь тщательно изучить и повседневно руководствоваться ими

при выполнении служебного долга,всех практических задач.

Данные обязанности перечислены в Уставе внутренней службе в статьях 154-155.Там говориться:«Солдат /матрос/ в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач,а также за исправное состояние своего оружия,вверенной техники и сохранность выданного ему имущества.Он подчиняется коман­диру отделения. Солдат /матрос/обязан:

-глубоко осознать свой долг воина Вооруженных Сил,образ­цово выполнять обязанности военной службы,овладевать всем,

чему обучают командиры /начальники/.

-знать должности,воинские звания и фамилия своих прямых начальников до командира дивизии включительно.

-оказывать уважение командирам /начальникам/ и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе,соблюдать правила воинской вежливости,поведения и воинского приветсвия.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

-повседневно закаливать себя,совершенствовать свою фи­зическую подготовку,соблюдать правила личной и общественной

Гигиены.

-постоянно быть по форме и аккуратно одетым.

-в совершенстве знать и иметь всегда исправное,вычищенное, готовое оружие и военную технику.

-бережно носить одежду и обувь,своевременно и аккуратно их чинить,ежедневно чистить и хранить,где указано.

-строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием,работе с техникой и в других случаях,а также требова­ния пожарной безопасности.

-при необходимости отлучиться в пределах расположения полка,спросить на это разрешения у командира отделения,а после возвращения доложить ему о прибытии.

-при нахождении вне расположения полка вести себя с дос­тоинством и честью,не допускать нарушения общественного по­рядка и недостойных поступков по отношению к гражданскому на-

Селению.

Быть верным воинскому долгу для солдата /матроса/означа­ет прежде всего неукоснительно выполнять требования Военной присяги,общевоинских уставов,российских законов,все свои зна­ния,силы и способности отдавать делу повышения боевой готов­ности подразделения,части,корабля,укрепления в них организо­ванности и дисциплины.

Верность бойцов Великой Отечественной войны своей священной клятве потверждена бесчисленными подвигами на

земле, в небе и на море.Вот как об этом сказал известный

снайпер Герой Советского Союза Василий Зайцев:»Верность

клятве руководила моими мыслями и поступками всегда и везде:

заступал ли я в наряд или готовился к стрельбам в мирные дни,

лежал ли под обстрелом в холодном блиндаже или прорывался

сквозь огонь вперед в уличных боях за Сталинград.»

Сознание воинского долга,чести российского воина-это соз­нание не умозрительного,а деятельное целеустремленное.Оно обостряет у военнослужащего чувство ответственности за каждый

свой шаг и поступок,определяет его творческий поиск,инициа­тиву,умение с позиций высокой требовательности оценивать ус­пехи,критически анализировать недостатки и просчеты.

Верность воинскому долгу формируется и укрепляется в про­цессе службы — у пультов ракетных комплексов,за рычагами бое-

вых машин,у индикаторов радиолакационных станций,в кабинах

реактивных самолетов,в отсеках боевых кораблей.Именно здесь

в рещающей мере определяется реальная боевая выучка личного

состава.Известная истина «солдатами не рождаются,ими стано­вяться» постигается в ходе всей службы воина.

Ныне во много крат возросло значение боевой обученности войск,каждого воина. Ведь на вооружении войск теперь высоко­точное оружие,ракетные комплексы,другие современные,обладаю­щие большой разрушительной силой средства вооруженной борьбы. И зачастую ошибка одного человека,промедление в действиях,в докладе старшему начальнику о полученных разведданых,боевой обстановке,показаниях приборов или возникших неисправностях могут привести к непоправимым последствиям.

Надо помнить,что как бы ни была высока техническая оснащен­ность армии,человек все равно остается главной,решающей силой на войне.Люди,в совершенстве владеющие оружием,сильные не только физически,но и нравственно,обладающие высокими морально­психологическими качествами решают судьбу любой войны,любого вооруженного конфликта.

25 стр., 12245 слов

Психологические особенности адаптации офицера на начальном этапе военной службы

... - профессиональное становление офицеров и их адаптация на начальном этапе военной службы. Предмет исследования - психологические особенности профессионального становления и адаптации офицеров на ... начальном этапе военной службы. Цель исследования - на основе изучения динамики профессионального становления в должности ...

Вот почему солдату /матросу/так важно в короткий срок овла­деть своей воинской специальностью,научиться в совершенстве владеть специальностью,научиться в совершенстве владеть своим оружием и вверенной техникой,уметь в сложной обстановке в полной мере использовать ит тактико-технические возможности для достижения победы в бою./На занятии уместно назвать фамилии воинов,_______________ _которые в совершенстве овладели своей специальностью,стали мастерами военного дела,чей опыт следует перенимать остальным/.

Другими важнейшими требованиями к вооруженным защитникам Родины является дисциплинированность,организованность,исполни-

.Воинскй коллектив создан для боя,где все построено на ис­полнительности,на четком выполнении каждым солдатом /матросом/

своих функциональных обязанностей,приказов,распоряжений и ко-

манд старшего начальника. Малейшеее нарушение общего плана действий,сбой в каком-то одном звене,чья-то неисполнительность,

халатность-и выполнение поставленнной задачи может оказаться под угрозой срыва. Воинский коллектив должен быть единым,сла­женным организмом,где воля каждого человека подчинена успешному

решению учебных или боевых задач,уставному порядку.В армии и на флоте нет и быть не может оговорок:не хочу»,»не желаю»,

«не могу».Раз есть приказ-надо и хотеть ,и желать,и быть в состоянии выполнить его любой ценой.Таков великий закон воинской

службы,требования долга и чести,смысл беззаветного служения Родине.В дисциплине нет и не может быть мелочей.Глубоко оши­бочны рассуждения по принципу:в пустяках можно и поблажку себе

сделать,главное -проявить себя в большом,важном.Опыт показы­вает,что серьезный просчет,грубое нарушение порядка и дисцип­лины обычно начинаються смалого,с незначительной вроде бы поблажки самому себе.Трижды Герой Советского Союза прослав­ленный летчик Иван Кожедуб в своей книге «Служу Родине»писал: «Вначале,когда наш строевой командир отчитывал кого-нибудь из курсантов за слабо затянутый ремень или плохую заправку койки,

нам казалось,что он чересчур придирчив.Но мы скоро поняли,что и ремень,и заправка койки только на первый взгляд кажуться ме­лочами,что отсюда-то и начинается воспитание дисциплины,собран­ности,воинского долга.»

Участники Великой Отечественной войны нередко говорили,что от дисциплины до геройства-один шаг.Ведь дисциплинирован­ность-черта нравственная.Она включает в себя понятие более ши­рокое,чем просто послушание,исполнительность.Военная служба пос

тоянно как бы оттачивает грани личности воина.У него развивают­ся такие качества как честность,правдивость,бдительность,спо­собность превозмогать страх и растеренность,решительность действий,стремление и навыки быстро и в срок выполнять приказы и команды.То есть все те качества,которые высоко ценятся в че­ловеке и которые делают его по-настоящему военным,а в боевой обс­тановке-способным на подвиг,геройский поступок.

6 стр., 2864 слов

Афганский синдром: советско-афганская война 1979-1989 гг. и судьбы ...

... еще быстрее. Десант в аэропорт Праги, молниеносный ввод общевойсковых соединений Советской армии и армий стран Варшавского договора, отсутствие сопротивления со стороны национальных вооруженных сил и ... взялось это понятие и что оно означает, а также рассказать о судьбах воинов-интернационалистов, страдающих этим синдромом. Разобраться в явлении посттравматического стрессового расстройства очень ...

Воин,всем сердцем осознавший свой священный долг по защите Родины,рассматривает воинскую службу не как принудительную повинность,а как почетный долг.А это окрыляет человека,прида­ет службе возвыщенный характер,особое благородство.Мужество и

героизм,воинская честь и гордость за порученное дело,беспре­кословное повиновение и многое другое становятся неотъемлемой частью его морального облика.

Вспоминая годы своей армейской юности,Герой Советского Союза генерал армии И.И.Федюнинский отмечал,что глубже осознать во­инский долг ему и его товарищам помагало чувство ответственно­сти за защиту Родины,необходимость беречь честь и достоинство воина, как зеницу ока.»Все мы безмерно гордились своей профес­сией,званием,дорожили честь бойца Красной Армии,честью полка, соединения.С чистой совесть могу сказать:казарма была для нас родным домом,а воинский коллектив семьей,скрепленной узами не­расторжимого братства.Эта дружная семья жила по строгим армей­ским законам.Уважение к старшим по званию,исполнительность были доведены до высших пределов.»

ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ЧЕСТЬ РОССИЙСКОГО ВОИНА.

С ЦЕЛЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

предлагаю организовать встречу слушателей группы с офицерами, прапорщиками,солдатами и сержантами: участвовавщих в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан,в ликвидации

последствий на Чернобыльской АЭС,в разооружении незаконных вооруженных вормирований в Республике Чечня,а также принимавщих

участие в миротворческой мисси вооруженных сил РФ в странан

СНГ и Югославии.

Любовь к Отечеству,казалось бы,вполне понятное чувство.Почти нет такого человека,который безразлично относился бы к своей семье,а между тем к Родине,своей второй семье,многие относятся более чем с нелюбовью. Сегодня наш народ в своем отношении к Родине можно разделить на несколько групп.

ПЕРВАЯ-«Новые русские»Всвязи с переоценнкой ценностей в мировоззрении эта группа ориентируется на все иностранное,ос-

новная массса данной категории старается доказать,что чувства

патриотизма,любви к Родине нет.Они имеют вклады на сче­тах,недвижимость в дальнем зарубежье и им Россия нужна сейчас,

как средство обогащения.

ВТОРАЯ-«Борцы за права человека»Данная категория в целом не отрицает чувства патриотизма и любви к Родине на словах,но

пугает призывную молодежь наличием в воинских коллективах не­уставных взаимоотношений.

Представители вышеуказанных групп,радетели «прав человека» по существу стремяться лишить молодежь патриотического созна­ния,представить службу в Вооруженных Силах,внутренних войсках, как пустую трату времени,к тому же «опасную для здоровья.»

Лишь представители ТРЕТЬЕЙ группы:-это люди ,обладающие нормальным,здоровым патриотизмом,люди,которые искренно любя Родину,не закрывая на недостатки и не провозносят все русское, осуждая все иностранное. Армии необходимы люди данной катего­рии.И как показали события в Чечне, молодежь способна быть верной воинскому долгу.По-прежнгему живут в народе и молодом поколении,в частности,идеии служения Отечеству,а честь и долг повелевают юношам не прятаться от военной службы,а отважно сражатьсяв армейских рядах с теми,кто поднял руки на законные интересы России.Многие военнослужащие,в том числе солдаты срочной службы,совершили при выполнении государственного зада ния в Чеченской Республике боевые подвиги,награждены орденами и медалями,а некоторые удостоены Золотых звезд Героев Россий­ской Федерации.Вот два примера: 27 января 1995 года механик­водитель танка рядовой Виктор Величко принимал участие в штурме президентского дворца в Грозном в составе экипажа стар­шего лейтенанта Юрия Сулименко.После того,как танк был подбит и стал гореть,экипаж подвергся нападению группы боевиков чис­ленностью до ста человек.Рядовой Величко занял место наводчика в горящем танке и открыл огонь по нападавшим.Израсходавав весь боезапас,рядовой Величко покинул пылающую машину,которая через минуту взорвалась.При этом, рискуя собственной жизнью, Виктор Величко вынес из-под огня раненного командира.Отважный солдат удостоен звания Героя Российской Федерации.

7 стр., 3374 слов

Влияние современного боя на психику воинов

... убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ненавистного ... показывает, что эргономическим фактором, влияющим на психическую деятельность человека в боевой обстановке является соответствие боевой техники ... любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.), коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх ...

Старший механик -водитель танка рядовой Карен Шишкин 1 ян­варя 1995 года во время боя был ранен,но поле боя не покинул. После второго ранения продолжал вести танк,чем позволил бро­негруппе выйти на указанный рубеж.После того,как танк его был подажжен,вывел пылающую машину из-под обстрела,освободив про­ход для бронегруппы. При попытке покинуть горящую машину ря­довой Карен Шишкин был сражен пулей снайпера.Удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Но героями становяться не в один день.Чтобы стать настоя­щим воином-умелым,мужественным,духовно закаленным,дисциплини­рованным -нужно немало потрудиться.Для этого требуется отдача всех сил и энергии,старание и настойчивость в преодалении различных преград на пути.

Преграды бывают разные:обьективные,вызванные естественными трудностями самой службы, и субьективные,связанные со всякого рода негативными проявлениями,недоброй памяти традициями,вро­де злополучной»дедовщины».Эта застарелая болезнь нанесла боль­шой урон моральному авторитету нашей армии.

С начала 1995 года в Главной военной прокуратуре создан от­дел по надзору за расследованием уголовных дел о гибели и трав-

матизме военнослужащих.Именнно в его сферу и входит»Дедовщина».

Помогут решить эту проблему и дальнейшая профессионализация армии,призыв людей на службу в более зрелом возрасте.

Говоря о «ДЕДОВЩИНЕ» в её печальных уроках,следует отме­тить,что эта проблема имеет самое прямое отношение к защите

чести и достоинства военнослужащих.Ведь это зло отнють не яв­ляется каким-то фатальным.В армии и на флоте есть множество подразделений и частей,где это позорное явление или не воз-

+   никло вовсе,или усилиями изжито.

Очень многое зависит от личной позиции каждого солдата,мат­роса,его нравственного выбора:терпеть унижения и оскорбления,а потом самому вымещать прежние обиды на более молодых сослужив­цах или открыто выступить против несправедливости,отстаивать солдатскую,человеческую честь и достоинство,не взирая на уг­розы и запугивания.

27 стр., 13165 слов

Исторические типы нравственности и нравственного сознания

... -оценочная функция морали заключается в обнаружении нравственного смысла явлений и оценки их как нравственных, безнравственных или нравственно-нейтральных. 4) Воспитательная функция морали заключается ... прежде всего, самой сущностью властных отношений - принципом господства и подчинения. Нравственные проблемы государственной службы, в конечном счёте, обуславливаются противоречиями между интересами ...

Вот один из них.В Северо-Кавказском военном округе не так давноь уволился в запас сержант яАлександр Еременко.С особой благодарностью провожали его молодые солдаты.Ведь он практи­чески в одиночку выступил против носителей неуставных взаимо­отношений в своем коллективе-сержанта Коцюры,рядовых Балакире­ва,Скуризхина и своей активной позицией изменил нравственный климат в подразделении к лучшему.Во многом благодаря его неп­римеримости к злу «дедовщина»вподразделении исчезла,установи­лись отношения и товарищества между военнослужащими различных сроков призыва.Как говориться,и один в поле воин,если это че-

ловек,дорожащий своей честью,достоинством,порядочностью,Оказы-

вается,что вовсе не обязательно ждать каких-то глобальных из­менений сверху,принятия более строгих законов,чтобы побороть это казарменное зло,добиться порядка в воинском коллективе.

Россияне привыкли видеть в военнослужащем образец вежливости и внимательности,решительности и умения защитить слабого, прийти на выручку нуждающемуся в помощи.Именно таким хочет видеть народ своего вооруженного защитника.Но всегда ли воен­нослужащие помнят об этом?К сожалению не всегда.

Еще бывают случаи,когда солдат,матрос,находясь в отпуске, увольнении или по каким-то иным обстоятельствам оказавшись среди местного населения ведет себя развязно,нарушает форму одежды,груб с окружающими,не уступит место женщине или пожи­лому человеку в общественном транспорте,сквернословит.Не трудно представить,как унижает и оскорбляет все это в глазах окружающих высокое звание российского воина.

Хорошо воспитанный солдат,матрос,никогда,ни при каких усло­виях не позволит себе отступать от нравственных норм ни в большом,ни в малом,не допустит непорядочного поступка ни к своим сослуживцам,ни к посторонним людям.Он дорожит Честью и Достоинством российского воина,и потому внутренне готов,как бы ни было трудно,выполнить свой почетный воинский долг перед Отечеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Защищать Родину с Достоинством и Честью,не щадя своей крови и самой жизни -добрая традиция всех поколений россиян,воинов Российской армии и флота.Автор «Письма русского офицера»Федор Николаевич Глинка,участник Бородинского сражения,писал:»Засто­нала земля и пробудила спавших воинов.Дрогнули поля,но сердца спокойны были.Так началось беспримерное Бородинское сражение 26 -го августа.Туча ядер,с визгом пролетавшая над шалашом на­шим,пробудила меня и моих товарищей….Мужество наших войск было неописуемо.Они казалось,дорожили каждым вершком земли и бились до смерти за каждый шаг.«

Таких исторических примеров за многовековое существование России -неисчислимое множество.Эта традиция жива и сегодня. Быть верным воинскому долгу,дорожить честью российского воина

означает формировать у себя высокие морально- психологические

качества,необходимые при защитите Родины,настойчиво овладевать

сложной современной военной техникой и оружием,быть честным и

правдивым,всемерно укреплять дисциплину и воинский порядок,ни в

большом,ни в малом не отступать от нравственных норм.

Все эти усилия принесут наивысший результат лишь в том слу­чае,если каждый военнослужащий будет стараться пропускать через сердце все,чему учит его командир,к чему призывает присяга и уставы,будет стремиться расширять свои знания и навыки,всегда помнить старую солдатскую заповедь:»ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ -ЧЕСТНО СЛУЖИТЬ ОТЧИЗНЕ.»

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»-эта давняя русская поговорка сохраняет особую значимость и в наши дни.И тот,кто всем сердцем воспри­нял эту народную мудрость,станет настоящим патриотом своего Отечества,его умелым и надежным защитником.

Воспроизвожу фонограмму песни «С чего начинается Родина».

Даю психологическую установку данным фрагментом на добросовестное выполнение воинского долга и личную ответственность каждого воина к защите своего дома,своих близких и своего Отечества.

—- Подвожу итоги проведения занятия. Напоминаю тему и цель занятия.

Даю задание на допо лнительное чтение художественной и мемуарной литературы по данной теме.