П.А.Румянцев,Г.А.Потемкин,А.В.Суворов,адмирал Ф.Ф.Ушаков.

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВОСПИТАНИЕ ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ПАТРИОТИЗМУ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА К ВООРУЖЕННЫМ ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ.

3 БЫТЬ ВЕРНЫМ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ,ДОРОЖИТЬ ЧЕСТЬЮ РОССИЙ­СКОГО ВОИНА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ц е л и:

1. Ознакомить слушателей с вопросами воспитания верности во­инскому долгу и чести российского воина в России до Октябрьской

Революции 1917 года.

2. Довести до слущателей основные современные требования воо­руженному защитнику Родины.

3. Привить у личного состава любовь к Родине,верность воинс­кому долгу,соблюдению чести и достоинства воина.

5. В ходе занятия показать солдатам и сержантам,что в жизни всегда есть место подвигу.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Законы России:»Военный пакет».

3.»О долге и чести воинской в Российской армии».Москва, Воениздат,1991г.

4.Ф.Н.Глинка «Письма русского офицера».

5.Патриотическое сознание:Сущность и формирование.Новоисбирск,

Наука,1985г.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Реалии развития нашего государства,совершенствования Во­оруженных Сил не оставляют никаких сомнений в целесообраз­ности формирования у личного состава армии и флота верности воинскому долгу,готовности к защите Отечества и других ка­честв,необходимых воинам.Сегодня даже самые ретивые критики готовы признать,что воспитательная работа в войсках — один из важнейших факторов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих,повышения боевой готовности Воору­женных Сил.

В то же время если исходить из того,что суть и мера любых реформ -Человек,то,согласитесь,врядли найдется более сложная проблема современного строительства,чем воспитание,духовная и морально-психологическая закалка личного состава новой Российской армии.

Думается,что правильному решению задач воспитания в совре­менных условиях будет способствовать критическое осмысление и умелое,творческое использование исторического опыта воспи­тательной работы, накопленного как в дореволюционной россий­ской армии,так и в Советских Вооруженных Силах.

Обращение к опыту прошлого и настоящему по вопросам воспи­тания воинов,изучение и научное обобщение этого опыта важны не только в аспекте теоретической разработки данной проблемы, но и для практического решения этих вопросов в условиях рефор­мирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

15 стр., 7265 слов

Отношение молодёжи к службе в армии

... Определить какие социальные институты существуют в обществе 2. Рассмотреть армию как социальный институт 3. Определить престиж российской армии среди молодежи 4. Провести собственное исследование на тему « ... уклонение Глава 2. Особенности отношения молодежи к институту армии в современной России 2.1 Имидж армии в современном обществе Обсуждение данных проблем становится бессмысленным, если не ...

ВОСПИТАНИЕ ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ПАТРИОТИЗМУ

В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

Многие государственные деятели России,выдающиеся военно­начальники,полководцы и флотоводцы,военные ученые и педагоги прошлого хорошо понимали значение воспитательной работы в

войсках-важнейшего фактора укрепления морального духа защит­ников Отечества -и в своей повседневной деятельности уделяли

Ей большое внимание.

Так,царь Петр1,первый российский император,полководец и дипломат,создавая регулярную армию,большое значение придавал воспитанию солдат и офицеров.Он указывал,что все материальное условия есть не более как ветвьдля будущих плодов,корень же есть нравственный элемент.Решающую роль в воспитании отводил дисциплине,твердому характеру,сознательному отношению к во­инскому долгу и личному примеру офицера в служении Отечеству.

Большое значение воспитанию у солдат и матросов высокого морального духа придавали выдающиеся русские полководцы

П.А.Румянцев,Г.А.Потемкин,А.В.Суворов,адмирал Ф.Ф.Ушаков.

А.В.Суворов сформировал положение о том,что успех в бою зави­сит не столько от числа солдат,сколько от их морального дух­ка,готовности защищать Отечество. Целью воспитания он считал привитие воинам таких качеств,чтобы «всякий при всяком слу­чае» был «бодр,смел и мужественен и на себя надежен.» Вместе с тем, А.В.Суворов указывал:» Не подлежит мыслить,что слепая храбрость дает над неприятелем победу,но единственно смешан­ное с оною военное исскуство.»

Идеологическую основу воспитания в российской армии сос­тавили идеи провославия,самодержавия и народности,воплощен­ные в призыве «За Веру,Царя и Отечество!»В дореволюционной России Русская Провославная Церковь и военное духовенство играли очень важную роль в формировании морального духа вои­нов. Ими был накоплен значительный опыт воспитания у личного состава патриотизма,верности воинскому долгу,готовности сра­жаться за свой народ,за Родину.

Военные священники оказывали огромное воздействие на созна­ние и поведение воинов. Перед боем они с напутствием обходили войска,а после сражения через слова утешения и молитвы об­легчали страдания раненых и отпевали погибших. В трудные мо­менты боя оказывали воздействие на воинов крепостью своего духа и личным примером.»Бывает,что дрогнет полк.Но если свя­щеннник тут,да еще и станет впереди с крестом,да и про Бога, про долг полку вспомнит -сразу отлетает страх и робость,и полк опять на своем месте,опять он отважный и грозный для

врага,»-рассказывал очевидец.

Помимо религиозных обрядов военные священники проводили военно-нравственные беседы с рядовыми и младшими командира­ми, используя в этих целях как религиозную, так и специально подготовленные брошюры под названием:»Военно-нравственные беседы с нижними чинами,»в которых просто и понятно для сол­дат и матросов, большинство из которых было неграмотным, из­лагались суть провославия,предназначение воина и основные нравственные понятия.

Многие командиры Российской армии стремились следовать и воплощать в жизнь в повседневной службе христианские запове­ди, передовые идеи русских военноначальников и полководцев о нравственном воспитании и роли морального фактора. Хотя и были и такие,кто пренебрегал ими,и все воспитание нижних чи­нов сводил к насаждению муштры,палочной дисциплины,основан­ной на страхе и наказании,унижении человеческого достоинства солдат и матросов. Не было редкостью для российской армии ру-

12 стр., 5860 слов

Письмо брату в армию от сестры. Письмо солдату в армию от сестры ( )

... «Письмо солдату в армию...» Давайте вспомним как мы писали письма в армию сыну, брату, любимому, другу… а может быть Вы поищите в кладовке в коробочке перевязанные ленточкой конверты Ваших писем, которые вы писали в армию… ... напишу. Очень рад получать от тебя письма. Они как будто согревают душу. Передавай привет родителям. Люблю тебя, сестрёнка. Здравствуйте. Я друг вашего брата. Я видел, как вы ...

коприкладство,сословная замкнутость офицеров,их оторванность

от солдатской массы. Только в 60 -х годах Х1Х столетия отме­нили телесные наказания для солдат и матросов.

Однако,несмотря на наличие этих и других недостатков,а по­рой и извращений в деятельности отдельных командиров и началь­ников,воспитательная работа в российской армии в целом обес­печивала моральную стойкость и психологическую прочность лич­ного состава в боевой обстановке. Даже в тех войнах,где рус­ская армия терпела поражение,она в морально-психологическом отношении проявляла себя с самой лучшей стороны.ЕЁ солдаты и офицеры в сложной и напряженной ситуации боя демонстрировали образцы высокого боевого духа,верность воинскому долгу,при­сяге,Отечеству,готовность не жалея своей жизни,сражаться с врагом. Так,анализируя итоги русско-японской войны / 1904 — 1905гг./,А.И.Деникин,занимавший в то время должность началь­ника штаба  казачьей дивизии,писал впоследствии:»Много было причин неуспеха…Только не отсутствие доблести русских войск. Ибо и в этом сражении,как и в предыдущих,история отмечает ряд высоких подвигов отдельных частей и лиц…»

Чувство единой РОДИНЫ,подлинный патриотизм -именно это сплачивало воедино российское общество,превращало многонацио-

нальное население в единый народ,создавало ту обстановку

социального согласия,которое позволяло стране выходить об­новленной и оздоровленной из тягчайших испытаний войны,смут,

чужеземного ига. Это и сегодня остро необходимо нашему обществу.

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА К ВООРУЖЕННЫМ

ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации,Закона «О воинской обязанности и военной службе,»в котором прямо

сказано:»Гражданин Российской Федерации в соответствии с за­коном обязан защищать Отечество- Российскую Федерацию.»

В наших Вооруженных Силах весной и осенью происходит «рота­ция»личного состава.На смену опытным специалистам военого де­ла прихо дят молодые солдаты и матросы.

Наше государство исходит сегодня из того,что в современном мире-после окончания «холодной войны»-не существует опасности глобального военного противоборства мировых систем,мировой войны.Но остается опасность региональных конфликтов,возникаю­щихна территориальной,националистической,этнической,сепара­тиской и иной посчве.Они подчас остро затрагивают государс­твенные интересы Российской Федерации,ставят о её территори­альной целостности,как это случилось,к примеру,в Чеченской Республике.

По оценке руководства России,ее Вооруженные Силы в целом отвечают современным требованиям обеспечения военной безопас­ности страны. Российская армия потверждает это не только на крупных учениях и тренировках стратегического уровня.Её части и подразделения успешно осушествляют миротворческие функции в соответствии с международными обязательствами нашей стра­наны в Югославии,Абхазии,Таджикистане,Приднестровье,они с че­стью выполняют поставленные задачи по восстановлению консти­туционного строя на территории ЧеченскойРеспублики.

14 стр., 6662 слов

Солдаты в Великой Отечественной войне

... чем "разъяснения", армейское руководство использовало жесткие репрессивные меры, исходя из принципа: "солдат должен бояться собственного начальства больше, чем врага". Классическим примером борьбы с паникой ... остановить отступление, которое грозило гибелью стране. Приказ № 227 призывал установить в армии "строжайший порядок и железную дисциплину", для чего создавались штрафные батальоны, в которых ...

Магистральное направление военной политики России -рефор­мирование Вооруженных Сил.Они должны и впредь отвечать реаль­ным потребностям необходимой и достаточной обороны страны.В составе Вооруженных Сил РФ формируются мобильные войска как

новое,межвидовое оперативно-стратегическое обьединение.Завер­шается создание группировок войск /сил/ и военной инфра­структуры на территории Российской Федерации.Осуществляется дальнейший переход на смешанную систему комплектования Воору­женных Сил личным составом,все шире распостраняется служба по контракту.

Успешное выполнение поставленных перед армией задач будет и впредь зависеть от того,как каждый из числа призванных в её ряды военнослужащих станет выполнять свой воинский долг,свои профессиональные обязанности.Вступая под Боевое Знамя войс­ковой части,молодой воин принимает Военную присягу,отражающую основные требования государства к своим вооруженным защитни­кам.Текст её вытекает из Закона «О воинской обязанности и военной службе»,предельно ясен и лаконичен:»Я /фамилия,имя, отчество/,торжественно присягаю на верность своей Родине— Российской Федерации.Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы,строго выполнять требования воинских уставов,приказы командиров и начальников .Клянусь достойно выполнять воинс­кий долг,мужественно защищать свободу, независимость и кон­ституционный строй России,народ и Отечество.»

Более конкретно эти требования изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации,утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года.

Свои уставные обязанности солдат/матрос/ должен в первую очередь тщательно изучить и повседневно руководствоваться ими

при выполнении служебного долга,всех практических задач.

Данные обязанности перечислены в Уставе внутренней службе в статьях 154-155.Там говориться:«Солдат /матрос/ в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач,а также за исправное состояние своего оружия,вверенной техники и сохранность выданного ему имущества.Он подчиняется коман­диру отделения. Солдат /матрос/обязан:

-глубоко осознать свой долг воина Вооруженных Сил,образ­цово выполнять обязанности военной службы,овладевать всем,

чему обучают командиры /начальники/.

-знать должности,воинские звания и фамилия своих прямых начальников до командира дивизии включительно.

-оказывать уважение командирам /начальникам/ и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе,соблюдать правила воинской вежливости,поведения и воинского приветсвия.

26 стр., 12712 слов

Организация и управление морально-психологическим обеспечением Вооруженных Сил

... гарантировать реализацию всех его прав в военное время. Рис. 1. Виды обеспечения боевой деятельности войск ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ оперативное морально-психологическое техническое тыловое ... определяющими не только в военное, но и в мирное время. Практика доказала, что, руководствуясь высшими интересами России, мы обязаны иметь в Вооруженных силах эффективные органы ...

-повседневно закаливать себя,совершенствовать свою фи­зическую подготовку,соблюдать правила личной и общественной

Гигиены.

-постоянно быть по форме и аккуратно одетым.

-в совершенстве знать и иметь всегда исправное,вычищенное, готовое оружие и военную технику.

-бережно носить одежду и обувь,своевременно и аккуратно их чинить,ежедневно чистить и хранить,где указано.

-строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием,работе с техникой и в других случаях,а также требова­ния пожарной безопасности.

-при необходимости отлучиться в пределах расположения полка,спросить на это разрешения у командира отделения,а после возвращения доложить ему о прибытии.

-при нахождении вне расположения полка вести себя с дос­тоинством и честью,не допускать нарушения общественного по­рядка и недостойных поступков по отношению к гражданскому на-

Селению.

Быть верным воинскому долгу для солдата /матроса/означа­ет прежде всего неукоснительно выполнять требования Военной присяги,общевоинских уставов,российских законов,все свои зна­ния,силы и способности отдавать делу повышения боевой готов­ности подразделения,части,корабля,укрепления в них организо­ванности и дисциплины.

Верность бойцов Великой Отечественной войны своей священной клятве потверждена бесчисленными подвигами на

земле, в небе и на море.Вот как об этом сказал известный

снайпер Герой Советского Союза Василий Зайцев:»Верность

клятве руководила моими мыслями и поступками всегда и везде:

заступал ли я в наряд или готовился к стрельбам в мирные дни,

лежал ли под обстрелом в холодном блиндаже или прорывался

сквозь огонь вперед в уличных боях за Сталинград.»

Сознание воинского долга,чести российского воина-это соз­нание не умозрительного,а деятельное целеустремленное.Оно обостряет у военнослужащего чувство ответственности за каждый

свой шаг и поступок,определяет его творческий поиск,инициа­тиву,умение с позиций высокой требовательности оценивать ус­пехи,критически анализировать недостатки и просчеты.

Верность воинскому долгу формируется и укрепляется в про­цессе службы — у пультов ракетных комплексов,за рычагами бое-

вых машин,у индикаторов радиолакационных станций,в кабинах

реактивных самолетов,в отсеках боевых кораблей.Именно здесь

в рещающей мере определяется реальная боевая выучка личного

состава.Известная истина «солдатами не рождаются,ими стано­вяться» постигается в ходе всей службы воина.

Ныне во много крат возросло значение боевой обученности войск,каждого воина. Ведь на вооружении войск теперь высоко­точное оружие,ракетные комплексы,другие современные,обладаю­щие большой разрушительной силой средства вооруженной борьбы. И зачастую ошибка одного человека,промедление в действиях,в докладе старшему начальнику о полученных разведданых,боевой обстановке,показаниях приборов или возникших неисправностях могут привести к непоправимым последствиям.

Надо помнить,что как бы ни была высока техническая оснащен­ность армии,человек все равно остается главной,решающей силой на войне.Люди,в совершенстве владеющие оружием,сильные не только физически,но и нравственно,обладающие высокими морально­психологическими качествами решают судьбу любой войны,любого вооруженного конфликта.

25 стр., 12245 слов

Психологические особенности адаптации офицера на начальном этапе военной службы

... - профессиональное становление офицеров и их адаптация на начальном этапе военной службы. Предмет исследования - психологические особенности профессионального становления и адаптации офицеров на ... начальном этапе военной службы. Цель исследования - на основе изучения динамики профессионального становления в должности ...

Вот почему солдату /матросу/так важно в короткий срок овла­деть своей воинской специальностью,научиться в совершенстве владеть специальностью,научиться в совершенстве владеть своим оружием и вверенной техникой,уметь в сложной обстановке в полной мере использовать ит тактико-технические возможности для достижения победы в бою./На занятии уместно назвать фамилии воинов,_______________ _которые в совершенстве овладели своей специальностью,стали мастерами военного дела,чей опыт следует перенимать остальным/.

Другими важнейшими требованиями к вооруженным защитникам Родины является дисциплинированность,организованность,исполни-

.Воинскй коллектив создан для боя,где все построено на ис­полнительности,на четком выполнении каждым солдатом /матросом/

своих функциональных обязанностей,приказов,распоряжений и ко-

манд старшего начальника. Малейшеее нарушение общего плана действий,сбой в каком-то одном звене,чья-то неисполнительность,

халатность-и выполнение поставленнной задачи может оказаться под угрозой срыва. Воинский коллектив должен быть единым,сла­женным организмом,где воля каждого человека подчинена успешному

решению учебных или боевых задач,уставному порядку.В армии и на флоте нет и быть не может оговорок:не хочу»,»не желаю»,

«не могу».Раз есть приказ-надо и хотеть ,и желать,и быть в состоянии выполнить его любой ценой.Таков великий закон воинской

службы,требования долга и чести,смысл беззаветного служения Родине.В дисциплине нет и не может быть мелочей.Глубоко оши­бочны рассуждения по принципу:в пустяках можно и поблажку себе

сделать,главное -проявить себя в большом,важном.Опыт показы­вает,что серьезный просчет,грубое нарушение порядка и дисцип­лины обычно начинаються смалого,с незначительной вроде бы поблажки самому себе.Трижды Герой Советского Союза прослав­ленный летчик Иван Кожедуб в своей книге «Служу Родине»писал: «Вначале,когда наш строевой командир отчитывал кого-нибудь из курсантов за слабо затянутый ремень или плохую заправку койки,

нам казалось,что он чересчур придирчив.Но мы скоро поняли,что и ремень,и заправка койки только на первый взгляд кажуться ме­лочами,что отсюда-то и начинается воспитание дисциплины,собран­ности,воинского долга.»

Участники Великой Отечественной войны нередко говорили,что от дисциплины до геройства-один шаг.Ведь дисциплинирован­ность-черта нравственная.Она включает в себя понятие более ши­рокое,чем просто послушание,исполнительность.Военная служба пос

тоянно как бы оттачивает грани личности воина.У него развивают­ся такие качества как честность,правдивость,бдительность,спо­собность превозмогать страх и растеренность,решительность действий,стремление и навыки быстро и в срок выполнять приказы и команды.То есть все те качества,которые высоко ценятся в че­ловеке и которые делают его по-настоящему военным,а в боевой обс­тановке-способным на подвиг,геройский поступок.

6 стр., 2864 слов

Афганский синдром: советско-афганская война 1979-1989 гг. и судьбы ...

... быстрее. Десант в аэропорт Праги, молниеносный ввод общевойсковых соединений Советской армии и армий стран Варшавского договора, отсутствие сопротивления со стороны национальных вооруженных сил ... Амина. Десант захватывает аэропорт Кабула. В страну вводятся общевойсковые части Советской армии. «Чистая хирургическая интервенция для стабилизации клиентского режима», по выражению американского ...

Воин,всем сердцем осознавший свой священный долг по защите Родины,рассматривает воинскую службу не как принудительную повинность,а как почетный долг.А это окрыляет человека,прида­ет службе возвыщенный характер,особое благородство.Мужество и

героизм,воинская честь и гордость за порученное дело,беспре­кословное повиновение и многое другое становятся неотъемлемой частью его морального облика.

Вспоминая годы своей армейской юности,Герой Советского Союза генерал армии И.И.Федюнинский отмечал,что глубже осознать во­инский долг ему и его товарищам помагало чувство ответственно­сти за защиту Родины,необходимость беречь честь и достоинство воина, как зеницу ока.»Все мы безмерно гордились своей профес­сией,званием,дорожили честь бойца Красной Армии,честью полка, соединения.С чистой совесть могу сказать:казарма была для нас родным домом,а воинский коллектив семьей,скрепленной узами не­расторжимого братства.Эта дружная семья жила по строгим армей­ским законам.Уважение к старшим по званию,исполнительность были доведены до высших пределов.»

ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ И ЧЕСТЬ РОССИЙСКОГО ВОИНА.

С ЦЕЛЬЮ КАЧЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

предлагаю организовать встречу слушателей группы с офицерами, прапорщиками,солдатами и сержантами: участвовавщих в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан,в ликвидации

последствий на Чернобыльской АЭС,в разооружении незаконных вооруженных вормирований в Республике Чечня,а также принимавщих

участие в миротворческой мисси вооруженных сил РФ в странан

СНГ и Югославии.

Любовь к Отечеству,казалось бы,вполне понятное чувство.Почти нет такого человека,который безразлично относился бы к своей семье,а между тем к Родине,своей второй семье,многие относятся более чем с нелюбовью. Сегодня наш народ в своем отношении к Родине можно разделить на несколько групп.

ПЕРВАЯ-«Новые русские»Всвязи с переоценнкой ценностей в мировоззрении эта группа ориентируется на все иностранное,ос-

новная массса данной категории старается доказать,что чувства

патриотизма,любви к Родине нет.Они имеют вклады на сче­тах,недвижимость в дальнем зарубежье и им Россия нужна сейчас,

как средство обогащения.

ВТОРАЯ-«Борцы за права человека»Данная категория в целом не отрицает чувства патриотизма и любви к Родине на словах,но

пугает призывную молодежь наличием в воинских коллективах не­уставных взаимоотношений.

Представители вышеуказанных групп,радетели «прав человека» по существу стремяться лишить молодежь патриотического созна­ния,представить службу в Вооруженных Силах,внутренних войсках, как пустую трату времени,к тому же «опасную для здоровья.»

Лишь представители ТРЕТЬЕЙ группы:-это люди ,обладающие нормальным,здоровым патриотизмом,люди,которые искренно любя Родину,не закрывая на недостатки и не провозносят все русское, осуждая все иностранное. Армии необходимы люди данной катего­рии.И как показали события в Чечне, молодежь способна быть верной воинскому долгу.По-прежнгему живут в народе и молодом поколении,в частности,идеии служения Отечеству,а честь и долг повелевают юношам не прятаться от военной службы,а отважно сражатьсяв армейских рядах с теми,кто поднял руки на законные интересы России.Многие военнослужащие,в том числе солдаты срочной службы,совершили при выполнении государственного зада ния в Чеченской Республике боевые подвиги,награждены орденами и медалями,а некоторые удостоены Золотых звезд Героев Россий­ской Федерации.Вот два примера: 27 января 1995 года механик­водитель танка рядовой Виктор Величко принимал участие в штурме президентского дворца в Грозном в составе экипажа стар­шего лейтенанта Юрия Сулименко.После того,как танк был подбит и стал гореть,экипаж подвергся нападению группы боевиков чис­ленностью до ста человек.Рядовой Величко занял место наводчика в горящем танке и открыл огонь по нападавшим.Израсходавав весь боезапас,рядовой Величко покинул пылающую машину,которая через минуту взорвалась.При этом, рискуя собственной жизнью, Виктор Величко вынес из-под огня раненного командира.Отважный солдат удостоен звания Героя Российской Федерации.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Старший механик -водитель танка рядовой Карен Шишкин 1 ян­варя 1995 года во время боя был ранен,но поле боя не покинул. После второго ранения продолжал вести танк,чем позволил бро­негруппе выйти на указанный рубеж.После того,как танк его был подажжен,вывел пылающую машину из-под обстрела,освободив про­ход для бронегруппы. При попытке покинуть горящую машину ря­довой Карен Шишкин был сражен пулей снайпера.Удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Но героями становяться не в один день.Чтобы стать настоя­щим воином-умелым,мужественным,духовно закаленным,дисциплини­рованным -нужно немало потрудиться.Для этого требуется отдача всех сил и энергии,старание и настойчивость в преодалении различных преград на пути.

Преграды бывают разные:обьективные,вызванные естественными трудностями самой службы, и субьективные,связанные со всякого рода негативными проявлениями,недоброй памяти традициями,вро­де злополучной»дедовщины».Эта застарелая болезнь нанесла боль­шой урон моральному авторитету нашей армии.

С начала 1995 года в Главной военной прокуратуре создан от­дел по надзору за расследованием уголовных дел о гибели и трав-

матизме военнослужащих.Именнно в его сферу и входит»Дедовщина».

Помогут решить эту проблему и дальнейшая профессионализация армии,призыв людей на службу в более зрелом возрасте.

Говоря о «ДЕДОВЩИНЕ» в её печальных уроках,следует отме­тить,что эта проблема имеет самое прямое отношение к защите

чести и достоинства военнослужащих.Ведь это зло отнють не яв­ляется каким-то фатальным.В армии и на флоте есть множество подразделений и частей,где это позорное явление или не воз-

+   никло вовсе,или усилиями изжито.

Очень многое зависит от личной позиции каждого солдата,мат­роса,его нравственного выбора:терпеть унижения и оскорбления,а потом самому вымещать прежние обиды на более молодых сослужив­цах или открыто выступить против несправедливости,отстаивать солдатскую,человеческую честь и достоинство,не взирая на уг­розы и запугивания.

7 стр., 3374 слов

Влияние современного боя на психику воинов

... убедительно показывает, что в сражениях чаще побеждает та армия, воины которой видят в противнике лютого и ненавистного врага, ... народа. Во-вторых, боевая готовность воинов в большой степени определяется отношением народа к своей армии. В-третьих, солдаты заражаются ... и активности отдельных военнослужащих. В последнее время в армиях ведущих государств мира большое внимание уделяется созданию в ...

Вот один из них.В Северо-Кавказском военном округе не так давноь уволился в запас сержант яАлександр Еременко.С особой благодарностью провожали его молодые солдаты.Ведь он практи­чески в одиночку выступил против носителей неуставных взаимо­отношений в своем коллективе-сержанта Коцюры,рядовых Балакире­ва,Скуризхина и своей активной позицией изменил нравственный климат в подразделении к лучшему.Во многом благодаря его неп­римеримости к злу «дедовщина»вподразделении исчезла,установи­лись отношения и товарищества между военнослужащими различных сроков призыва.Как говориться,и один в поле воин,если это че-

ловек,дорожащий своей честью,достоинством,порядочностью,Оказы-

вается,что вовсе не обязательно ждать каких-то глобальных из­менений сверху,принятия более строгих законов,чтобы побороть это казарменное зло,добиться порядка в воинском коллективе.

Россияне привыкли видеть в военнослужащем образец вежливости и внимательности,решительности и умения защитить слабого, прийти на выручку нуждающемуся в помощи.Именно таким хочет видеть народ своего вооруженного защитника.Но всегда ли воен­нослужащие помнят об этом?К сожалению не всегда.

Еще бывают случаи,когда солдат,матрос,находясь в отпуске, увольнении или по каким-то иным обстоятельствам оказавшись среди местного населения ведет себя развязно,нарушает форму одежды,груб с окружающими,не уступит место женщине или пожи­лому человеку в общественном транспорте,сквернословит.Не трудно представить,как унижает и оскорбляет все это в глазах окружающих высокое звание российского воина.

Хорошо воспитанный солдат,матрос,никогда,ни при каких усло­виях не позволит себе отступать от нравственных норм ни в большом,ни в малом,не допустит непорядочного поступка ни к своим сослуживцам,ни к посторонним людям.Он дорожит Честью и Достоинством российского воина,и потому внутренне готов,как бы ни было трудно,выполнить свой почетный воинский долг перед Отечеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Защищать Родину с Достоинством и Честью,не щадя своей крови и самой жизни -добрая традиция всех поколений россиян,воинов Российской армии и флота.Автор «Письма русского офицера»Федор Николаевич Глинка,участник Бородинского сражения,писал:»Засто­нала земля и пробудила спавших воинов.Дрогнули поля,но сердца спокойны были.Так началось беспримерное Бородинское сражение 26 -го августа.Туча ядер,с визгом пролетавшая над шалашом на­шим,пробудила меня и моих товарищей….Мужество наших войск было неописуемо.Они казалось,дорожили каждым вершком земли и бились до смерти за каждый шаг.«

Таких исторических примеров за многовековое существование России -неисчислимое множество.Эта традиция жива и сегодня. Быть верным воинскому долгу,дорожить честью российского воина

означает формировать у себя высокие морально- психологические

качества,необходимые при защитите Родины,настойчиво овладевать

сложной современной военной техникой и оружием,быть честным и

правдивым,всемерно укреплять дисциплину и воинский порядок,ни в

большом,ни в малом не отступать от нравственных норм.

Все эти усилия принесут наивысший результат лишь в том слу­чае,если каждый военнослужащий будет стараться пропускать через сердце все,чему учит его командир,к чему призывает присяга и уставы,будет стремиться расширять свои знания и навыки,всегда помнить старую солдатскую заповедь:»ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ -ЧЕСТНО СЛУЖИТЬ ОТЧИЗНЕ.»

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ»-эта давняя русская поговорка сохраняет особую значимость и в наши дни.И тот,кто всем сердцем воспри­нял эту народную мудрость,станет настоящим патриотом своего Отечества,его умелым и надежным защитником.

Воспроизвожу фонограмму песни «С чего начинается Родина».

Даю психологическую установку данным фрагментом на добросовестное выполнение воинского долга и личную ответственность каждого воина к защите своего дома,своих близких и своего Отечества.

—- Подвожу итоги проведения занятия. Напоминаю тему и цель занятия.

Даю задание на допо лнительное чтение художественной и мемуарной литературы по данной теме.