Основные проявления детской лени и способы борьбы с ней

Введение

Лень мы можем смело назвать «болезнью цивилизации», ведь она так рано проявляется в человеке, что педагоги, сложили даже известную поговорку, что «лень родилась прежде человека», или, другими словами, что человек уже вносит с собою в сознательную жизнь стремление к лени как прирожденную склонность.

По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Во-первых, общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства. А это требует воспитания трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас.     Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. В-третьих, лишенный трудолюбию школьник оказывается не адоптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности.   

Великие педагоги, понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему: и великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой, и Горький и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.

У педагогов принято делить  причины лени человека на: физические, психофизические и психические.

В своей контрольной работе я рассматриваю, некоторые основные проблемы детской лени и поверьте, порой их трудно отнести к той или иной (физической, психофизической или психической) причине.

Основные проявления детской лени и способы борьбы с ней

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить ... являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить ...

Во-первых, это чрезвычайная заботливость родителей. Очень многие родители, считают свой труд тяжелым и обременительным. Поэтому они полагают, что их детям до периода самостоятельной трудовой деятельности следует отдыхать от тягот жизни. Такие родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. А на деле они сами воспитывают из них лентяев. В такой ситуации учителю требуется, прежде всего, разубедить родителей: ведь ребенку еще не от чего отдыхать. А для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка просто необходимо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самим ленивым ребенком. При этом важно не уронить авторитет родителей в его глазах. Нередко родители, внушающие своим детям пренебрежительное отношение к физическому труду, объясняют свое поведение стремлением подготовить своего ребенка к «интеллигентной» профессии. Таким родителям следует объяснить, что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда. В противном случае ребенок станет не только ленивым, но мало работоспособным человеком.

Ушинский подчёркивал весьма положительное влияние физического труда на развитие ребенка. А одним из главных условий для развития, как умственного, так и физического, Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и составляет суть отдыха: отдых после умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переменить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного».

Некоторые родители ограждают своих детей от физического труда из-за их слабого здоровья. В таких случаях школьный врач должен проверить правильность таких утверждений и в случае необходимости дать указание преподавателям (в первую очередь труда и физкультуры) и родителям об индивидуализации методов физического воспитания данного ребенка. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников — совершенно здоровые люди. У таких школьников чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый призывает ребенка. Так, нередки случаи, когда ребенку предъявляются требования и на него обрушивается множество обязанностей, нисколько для него не интересных, к выполнению которых он не готов, но которые он должен выполнить как долг. Постоянное внушение ребенку его обязанностей, требований долга может вызвать обратное действие. На мой взгляд, это объясняет, почему многие гениальные люди и великие писатели были лентяями в гимназиях и университетах; и, конечно, это только кажущаяся лень.

Но у некоторых учащихся лень все-таки есть одно из проявлений патологии, вызванная различными заболеваниями в детском и юношеском возрасте. Хронический тонзиллит, малокровие, эндокринные расстройства, которые порождают астенический синдром (состояние, проявляющееся повышенной утомляемостью и истощаемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению), снижают сопротивление организма утомлению, отражаются на успеваемости девочек и мальчиков, юношей и девушек, и часто являются препятствием к плодотворной трудовой деятельности. Однако не может быть речи об избавлении здорового ребенка от каких-либо систематических физических нагрузок вообще. Родителям необходимо объяснять что, легкий труд и лечебная физкультура, полезны для физического здоровья, они помогут ребенку в борьбе с недугом. Детям, у которых есть отклонения в состоянии здоровья, следует обеспечить индивидуальный подход и щадящий режим.

10 стр., 4502 слов

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении ...

... создает реальные предпосылки развития различных качеств детей как художественно-эстетических, так и нравственных. Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и ... Теоретическую основу работы составляют работы психологов Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников», педагогов-хореографов Настюкова Г.А. «Сюжетный танец», Захарова Р. «Сочинение танца». ...

Лень нередко возникает, когда родители выполняют все желания и капризы ребенка. Неужели непонятно, что это не побуждает его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не усидчивы на уроках, они не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.

Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов своих родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье. Поэтому важно, чтобы в семье был порядок и дисциплина, каждый ее член имел определенные домашние обязанности, а посильный труд детей поощрялся и уважался. Часто происходит, что школьники просто не понимают, почему именно, они должны что-либо делать в семье. И считают эти поручения капризом взрослых, ненужным бреднем, отвлекающим их от интересных дел. Ребенку следует разъяснить, что физический труд по дому полезен, прежде всего, ему. Ребенок делает также нужное дело и для семьи, помогая родителям и т. д. Конечно, ребенку необходимо на собственном примере показывать, как следует выполнять ту или иную работу.

Сильным отрицательным фактором, во-вторых, может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Многие хотят получить практический результат от учебы уже сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из таких детей перестают интересоваться учебой в школе, становятся ленивыми учениками.     Воспитательное воздействие в таком случае, следует предпринимать с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей. Например, у младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков важно преодолеть мнение, что учеба – это деятельность для маленьких детей и «зубрил», а также предоставить им возможность проявить свою взрослость на уроках в школе.

3 стр., 1373 слов

Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности

... развиваются вместе с усложнением системного строения осваиваемых ребенком деятельностей, удовлетворяющих его нужды, и вместе с внутренней ... работы стало изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности. Данная цель была конкретизирована в ... многих других [6, с. 153]. В отличие от зарубежных теорий (бихевиоризма, писхоанализа, гуманистической психологии) авторы теории деятельности ...

Поэтому, я считаю, нужно учить школьников применять получаемые ими знания в опыте текущей жизни: материал по физике и математике — для технических поделок, географии — для туристских походов, иностранного языка — для переписки со сверстниками за границей и т.д. Бесперспективность и лень могут отмечаться, когда ученик затрудняется определить свое место в жизни, выбрать профессию. Здесь большую роль призвана сыграть профориентационная работа, умение педагога своевременно выявить умственные задатки школьника, сформировать определенные интересы и развить способности.

Однако не редко, бывают и такие ситуации, что ученик начинает определять свое место в жизни и решает лучше учиться. Учитель в свою очередь, решает, что этот ответ на уроке был «случайным», и не ставит более высокие отметки, а ждет, пока ответы станут устойчиво высокими. А в итоге дети начинают лениться. Специалисты по психологии и педагогике справедливо считают, что начинающему проявлять инициативу школьнику надо помогать и поощрять его даже в большей мере, чем других. 0пасность нежелательных последствий от переоценки, такого ученика значительно меньшая, чем предвзятая недооценка их.

Систематические неудачи в значимой для ребенка деятельности подрывает его веру в себя, он отказывается от усилий, что приводит к появлению негативных качеств. Одним из таких качеств Ушинский  и называет детскую лень. По определению Ушинского, лень – это бездеятельность, и ее причины различны. Надо организовать учение так, чтобы оно было «интересным не только по своему внутреннему содержанию, но и по легкости успеха».

Хотелось бы отметить и школьные перегрузки – как проблему, которая способная сломать не только ребенка, но и его родителей. Детям трудно. Многие ощущают себя загнанными лошадьми, и пословица «ученье и труд все перетрут» приобретает зловещий смысл. Российская школа, становится в буквальном смысле, опасна для жизни. Те, у кого дети еще не учатся, вряд ли могут до конца прочувствовать этот кошмар, когда вся семья до поздней ночи решает, проверяет, пересказывает, переводит, чертит, рисует… А по нормам — детям от 5 до 12 лет нужно ложиться спать часов в девять. Существуют нормативы для выполнения домашнего задания, которые не меняются уже несколько десятков лет. По этим нормативам в первом классе дети должны работать дома 1 час, в средних классах — 1,5-2, в старших — 3,5-4. Сегодня этот режим нереален: на дом задают объемы в несколько раз большие. По официальным данным, нагрузки в российских школах превышают норму на 300-400%.

Обиднее всего, что нагрузки часто просто бессмысленны. Недавно была проведена независимая экспертиза школьных учебников. Вошедшие в состав комиссии педагоги и медики признали бесполезной до 70% информации, заложенной в учебниках. Гигантское количество теоретических знаний не добавляют ни жизненного опыта, ни шансов на успех в карьере. Британские школьники, например, учатся не так, как наши. Их система образования не так широка, как российская, но в ней очень много практики. В нашей программе слишком много теории. Это одна из причин, по которой учиться скучно.

2 стр., 885 слов

Культурно воспитательная работа с детьми и подростками

... а) характеристику описываемого вида культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками; б) описать содержание этой деятельности; в) выявить проблемы и недостатки описываемой ... страниц печатного текста.  Тематика контрольных работ: 1.Специфика педагогического руководства игровой деятельностью детей и подростков в процессе культурно – воспитательной работы с ними. (Игротерапия ...

Способствует так же возникновению лени у детей, в-третьих, отсутствие контроля над  их поведением со стороны воспитателей или наоборот, слишком пристальное наблюдение и постоянное морализирование по поводу укоренившейся лени. Например, некоторые мамы, не только помогают  советом своим детям, но и неусыпно следят за их поведением, наказывая за каждое отступление от режима дня. Ребенок в отчаянии думает: «Ничего у меня не получится! Мама все время говорит, что я ленивый». А. С. Макаренко правильно советовал воспитателям не реагировать на любой проступок ребенка, а воздействовать на него после нескольких таких случаев. Да и нужно ли морализирование по незначительному проступку?! Иногда достаточно строгого, молчаливого взгляда со стороны взрослого, и ребенок все поймет.        

Лень может возникнуть, в-четвертых, в результате отрицательного влияния товарищей. Известны случаи, когда отличника прикрепляли к отстающему ученику для исправления последнего, а в результате знакомства забрасывал учебу сам отличник. Просто подшефный предлагал ему более интересные виды времяпрепровождения. Значительное количество ленивых подростков, негативно влияющих на настроение всего класса учащихся, обнаруживается среди восьми- и девятиклассников. Это обычно те ребята, которые решили не продолжать учиться в старших классах и с выбором будущей профессии окончательно не определились. Нередки случаи лености учебным занятиям в школе при вовлечении молодых людей интересный для него внеклассный коллектив (спортивный, художественной самодеятельности и пр.).

Во всех случаях важно найти воспитательные средства воздействия не только на одного ученика, но и на всех членов референтной группы, стараясь связать или гармонически сочетать их вне учебные интересы с учебными.
         Лень, в-пятых, закрепляется у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических фактов. Так, заметная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов, даже не делают самостоятельных попыток преодолеть свою лень, считая себя безвольными. Они полагают, что лень — врожденное качество. Один, дескать, родился человеком с сильной волей, а другой — со слабой. Поэтому школьникам данных возрастов надо разъяснить, что воля воспитуема, хорошо тренируется, но требует систематических и подчас трудных усилий. Кроме того, им надо рассказать о приемах ее воспитания и предупредить от серьезных ошибок при выработке нужных волевых качеств.
         Последние несколько лет заметное число подростков и старшеклассников открыто демонстрируют свою лень к учебным занятиям, даже похваляются ею и презирают старательных учеников за прилежание.

Объясняют они свое отношение тем, что образованные, интеллигентные люди мало получают денег на производстве. В то же время многие граждане с низким образовательным уровнем зарабатывают значительно больше благодаря коммерческой деятельности. Надо отметить, что большое количество таких подростков сами занимаются продажей и перепродажей газет, сигарет и прочего. Здесь следует объяснить и убедить подростков, что положение с оплатой людей умственного труда в нашей стране временное, вызванное трудностями переходного периода. Ведь в развитых странах оплата труда работников, которые заняты профессиональной интеллектуальной деятельностью (учителей, врачей, инженеров, ученых), не меньше, а то и значительно больше (в 2 с лишним раза) размера средней заработной платы по стране. Кроме того, не лишним будет сказать школьникам, что так называемая коммерция у нас носит части весьма примитивный, а то и криминальный характер. По мере укрепления в России современных форм рыночного хозяйства требования к деловым людям из различных сфер экономической деятельности будут существенно возрастать, в том числе к качеству общей и специальной образовательной подготовки. Начнет расширяться и усложняться деятельность в непосредстственно производственной сфере.

9 стр., 4160 слов

Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных ...

... приводящее к асоциальным поступкам . Можно вывести последующие ключевые свойства досуга детей, подростков и юношества: досуг имеет ярко воплощенные физиологический, психологический и соц. нюансы; ... созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разнообразной творческой деятельности. Ребенок сам создает радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из ...

Достаточно широкие и глубокие знания будут необходимы не только менеджерам, но также квалифицированным рабочим и фермерам.
Случай нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже, чем проявления лени в определенных условиях. Например, некоторые школьники учатся по настроению: то увлеченно и продолжительно, получая отличные и хорошие отметки, то охладевают к учебе и забрасывают учебные занятия, даже пропускают уроки. Таких людей и подростков надо учить умению побеждать свое плохое, настроение, a не быть его рабом. Многие учащиеся включаются или выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку.

Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Без такой потребности бесполезно укорять лентяя за несделанные дела: воспитателю в этих условиях не на что опереться. Напомним, что трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включаться в процесс труда и учебы. При устойчивости у учащегося подобного психического состояния возникают условия для возникновения и развития у него таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность. Во многом помогают здесь, убеждения и разъяснения. Часто бывает нельзя обойтись без методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться в то же время, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной и трудовой деятельности и ее результатов. Упорное сохранение лени не должно остаться без наказания. В качестве такового здесь используются лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Однако наказание не должно быть устрашающим и принижающим достоинство ребенка. В первую очередь надо исключить физическое воздействие на школьника. Насильственное побуждение ребенка к учебе и труду может вызывать обратный эффект, а именно снижение работоспособности или вообще отказ от деятельности. Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

20 стр., 9524 слов

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего ...

... обучения. 2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как ... ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности. "Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно ...

Заключение

В заключении, я хочу отметить, что надо предостерегать учителей и родителей от ложного понимания лени. Следует стараться отличать кажущееся стремление  к ней от действительного стремления. Мы должны  с самого начала освоения новой для ребенка деятельности, помогать ему. Надо понимать, что, систематические неуспехи могут пугать его и делать ленивым и безразличным к этой, и в последствии другой любой деятельности.

 Нельзя считать ленивым ребенка, не знающего зачем, почему и как ему надо заниматься каким-либо делом. На мой взгляд, одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы «…готовить дитя к труду». Человек, по мнению К. Д. Ушинского, утративший или не нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой недовольства жизнью, мрачной апатии, либо оказывается жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до детских прихотей или скотских наслаждений.

Свою контрольную работу, я бы хотела закончить словами, выдающегося педагога К. Д. Ушинского – «Труд должен быть деятельностью сложной, иметь препятствия, он должен быть труден. И только по пути к достижению таких трудных трудовых целей человек может быть счастлив».

Список литературы:

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995

2. Петровский А. В. /Популярные беседы о психологии. М., «Педагогика», 1976.

3. Подвласный И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

4. Психические особенности слабоуспевающих школьников. /Под ред. И. Ломпшер: Пер. с нем.-М.: Педагогика, 1984

5. Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.