Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности

Оглавление

Введение 3

1. Основы теории деятельности в психологии 5

1.1. Деятельность и ее роль в изучении психики 5

1.2. Ведущая деятельность и ее роль в развитии психических процессов 9

2. Память, мнемические способности и мнемическая деятельность 12

2.1. Память как психический процесс 12

2.2. Мнемические способности и мнемическая деятельность 16

2.3. Развитие памяти в школьном возрасте в учебной деятельности 19

3. Исследование развития памяти подростков в учебной деятельности 23

3.1. Организация исследования 23

3.2.Результаты исследования 25

Заключение 40

Список литературы 42

Введение

Актуальность изучения памяти обусловлена широкими возможностями практического применения полученных знаний. Трудно представить грамотно построенный процесс обучения, создания новых обучающих и развивающих технологий, а также программ, направленных на коррекцию и компенсацию познавательных способностей, без учета закономерностей запоминания и забывания материала.

Память – это основа психической жизни человека и его сознания. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Память и ее проявления разнообразны, что осложняет процесс ее изучения и понимания.

В ходе развития у человека формируются разные формы памяти: ранняя непроизвольная, переходная, произвольная и метапамять. Раскрыть процесс их формирования, развития и смены возможно при учете того, что структуры ранних форм памяти развиваются вместе с усложнением системного строения осваиваемых ребенком деятельностей, удовлетворяющих его нужды, и вместе с внутренней системной организацией их регуляции.

Развитие памяти и движущие его противоречия не могут рассматриваться в абстракции от системы противоречий, детерминирующих развитие личности в целом. Они образуют в этой системе свою специфическую сферу действия и специфическую область их разрешения, определяемую условиями построения и воспроизводства опыта личности.

Поэтому изучение развития памяти невозможно без анализа ведущего на каждом этапе развития типа деятельности, т.е. такой деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития.

8 стр., 3915 слов

Память как репродуктивный и продуктивный процесс

... пионерской работе утверждал принципиальную функциональность и социальность процессов памяти. Он создал методики повторной и сериальной репродукции. ... иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Существенную роль в запоминании играет ... в свет в этот период развития западной психологии, когда репродуктивный аспект памяти считался единственным, заслуживающим внимания ...

Действительно, для формирования когнитивных процессов основным фактором, обусловливающим развитие в дошкольном возрасте, является преимущественно игровая деятельность, в которой формируются воображение и символическая функция, обостряется внимание, а в школьном возрасте учебная деятельность, связанная с усвоением понятий, навыков и умений, оперированием с ними (обучение ведет за собой развитие).

Поэтому целью данной работы стало изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности. Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:

1. Рассмотреть основы теории деятельности

2. Дать характеристику памяти, мнемических способностей и мнемической деятельности

3. Раскрыть роль различных видов деятельности в формировании памяти в онтогенезе

Объект исследования: факторы запоминания в подростковом возрасте.

Предмет исследования: установки личности и осмысленность запоминаемого материала как факторы запоминания в подростковом возрасте.

Гипотезы исследования:

1. Установка личности влияет на запоминание слов подростками

2. Осмысленные пары слов запоминаются лучше, чем бессмысленные пары слов

Результаты работы представляют теоретическую ценность, поскольку раскрывают значение различных типов деятельности в формировании памяти и позволяют раскрыть картину связей непроизвольной и произвольной памяти. Онтогенез памяти рассматривается не как эволюционный процесс накопления и расширения опыта, направленный на его сохранение, но как процесс становления и перестройки внутренней организации систем деятельности, обеспечивающей личности актуализацию опыта в соответствии с предстоящим.

1. Основы теории деятельности в психологии

1.1. Деятельность и ее роль в изучении психики

Теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 60 лет. У истоков данной теории лежат работы: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других [6, с. 153].

В отличие от зарубежных теорий (бихевиоризма, писхоанализа, гуманистической психологии) авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева [3, с.5]. В его работах определены основные характеристики строения, или макроструктуры, деятельности. Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.

Деятельность человека имеет сложное и иерархическое строение и состоит из нескольких «слоев», или уровней. К элементам деятельности как системы относятся: мотив, цель, предмет, ориентировочная основа, операционный состав или состав действий, когда речь идет о деятельности, то всякую деятельность можно разложить на действия. Если речь идет о действии, то это образование тоже системно, но там уже вместо действий обнаруживаются операции. И в деятельности, и в действии четыре функциональных блока, характерных для любой системы – это управляющий, или ориентировочный, рабочий, или исполнительный, контрольный и корректировочный. Они есть и в действии, и в деятельности. Можно добавить к элементам деятельности еще орудия [22].

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... определенную часть опыта других людей, которые даются человеку в виде умений, навыков и знаний. Память - это основа всей психической деятельности человека. Только благодаря памяти можно понять основы формирования ... к запечатлению того, что «осталось в прошлом». Никакое актуальное действие невозможно вне процессов памяти, так как протекание любого, пусть даже самого простого психологического акта ...

Действие — это основная единица, анализа деятельности, которая представляет собой процесс, направленный на реализацию цели. Цель — это образ желаемого результата т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Стоит сразу заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие [16].

Цель не дана человеку изначально, ставить цели побуждают человека потребности и мотивы. Потребность—это исходная форма активности живых организмов. Потребности есть у всех живых существ. Они активируют организм, направляют его на поиск того, что в данный момент необходимо организму. Основными характеристиками потребностей являются: сила; периодичность возникновения; способы удовлетворения; предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена) [19, с. 374].

Потребность — только предпосылка деятельности, но сама по себе она еще не придает деятельности определенную направленность. Реальная же направленность деятельности задается предметом, отвечающим потребности, т.е. мотивом. Общий механизм развития потребности заключается в процессе опредмечивания потребностей, их конкретизации в предмете, постепенный переход в мотив [25, с. 24].

Характеристика понятие «действие» предполагает четыре основных момента [3, с. 78]:

1. Сознание не отделимо от деятельности, поскольку проявляется и может быть выведено только в ней.

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

3. Принцип активности, который гласит, что деятельность представляет собой активный, целенаправленный процесс.

4. Принцип предметности, согласно которому действия человека предметны; они реализуют социальные—производственные и культурные — цели.

Если действия позволяют раскрыть содержание деятельности (что человек делает), то второй элемент – операции — обращается к анализу способов реализации действий (как это делается).

Поэтому далее речь пойдет об операциях, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия. Например, перемножить два двузначных числа можно в уме или письменно (столбиком).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

В данном случае рассматриваются два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия — две разные операции [6, с. 157].

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. «Техника», ловкость, сноровка относятся почти исключительно к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта, так и внешние обстоятельства.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описание процесса решения задач предполагает указание действий, и операций, их реализующих. Рассуждение о действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, возможно, только на этапе планирования [25, с. 26].

Операции отличаются от действий тем, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операций практически полностью состоит из автоматических действий и навыков. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Всякое сложное действие состоит из нескольких действий и слоя «подстилающих», их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности — психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно, и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т.п.[6, с. 159]

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни [17, с. 8].

Понятно, что граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно ус…

**************************************************************