Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении детей младших школьников в хореографическом коллективе

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Выполнила:

студентка III курса

ФТБКиСИ, 320Э группы

Жданова Е.А.

Научный руководитель:

Еремеенкова Т.Н.

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА

.1 Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива.

.2Хореография в воспитании и развитии личности ребёнка.

.3Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младших школьников… МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

.1 Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива.

.2 Репертуарный план для младшей возрастной категории в хореографическом коллективе с учётом всех аспектов.

.3.Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана. Психолого-педагогические рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая общность, членом которой является ребенок, должна на основе специфики своего функционирования развивать его разносторонне, обеспечивать гармоничное соответствие всех его личностных качеств.

При таком понимании проблемы очевидным становятся те неповторимые возможности, которыми обладают творческие хореографические коллективы детей. Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей как художественно-эстетических, так и нравственных. Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.

2 стр., 957 слов

развитие творчества участников хореографического коллектива

... личности. Предмет исследования: развитие творчества участников хореографического коллектива Гипотеза исследования: дети, занимаясь искусством, развивают творческие способности: ... Важнейшая задача эстетического воспитания в хореографическом коллективе – развитие в детях творческого начала. Особое значение творческая ... . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 96 ...

Одной из основных целей работы детского хореографического коллектива является развитие хореографических способностей детей с обязательной демонстрацией их на сцене. Для этого руководитель коллектива готовит танцевальный репертуар. Основой репертуара являются хореографические постановки, которые имеют воспитательное и образовательное направления. Формируя репертуар для каждой возрастной группы детей, руководитель обязан учитывать его воспитательное значение, так как только высокохудожественные постановки репертуарного плана имеют большое влияние на зрителей и исполнителей. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работы. Пред тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цели. Хореографические постановки должны создаваться грамотно, исходя из основного закона драматургии. Постановки обязаны соответствовать трём главным требованиям — идейности, художественности и доступности.

Цель исследования: изучить методы работы над формированием репертуарного плана детского хореографического коллектива.

Объект исследования: процесс работы над содержанием репертуарного плана в детском хореографическом коллективе.

9 стр., 4026 слов

Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними

... реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ... 2 Курсовая рбота Тема: Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава ... детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Детского ...

Предмет исследования: методы и приёмы создания репертуарного плана детского хореографического коллектива.

А так же выработаны задачи:

.Исследовать психолого-педагогические аспекты работы над репертуаром.

.Проанализировать образовательные и воспитательные задачи репертуара детского хореографического коллектива.

.Изучить методы и приёмы формирования репертуара детского хореографического коллектива.

Теоретическую основу работы составляют работы психологов Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников», педагогов-хореографов Настюкова Г. А. «Сюжетный танец», Захарова Р. «Сочинение танца».

Использовались методы: метод анализа психолого-педагогической и научно-методической литература, анализ учебных материалов, метод сравнения, метод эмпирический — наблюдение, изучение детского хореографического коллектива, детского творчества.

База исследования: образцовый ансамбль эстрадного танца «Антре».

.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА

1.1 Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива

При выборе репертуара руководителю следует учитывать сроки обучения, возраст и возможность исполнителей. Танец удачен в том случае, когда он имеет в основном единый танцевальный язык и исполнители выразительно передают его идею, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию. Не интересных танцев не должно быть и поэтому задача руководителя — сочинить и показать наиболее выигрышный, специфический, для данной группы детей, вариант танца. Сложность сочинения хореографической лексики зависит от хореографических и технических возможностей детей-исполнителей. Детям не следует исполнять танцы, предназначенные для взрослых. В первый год занятий не следует разучивать больше одной танцевальной постановки. В течение второго года обучения руководитель может подготовить еще 2−3 танца, учитывая, что возможности коллектива после усвоения пройденного материала расширяются. Группы, занимающиеся не первый год, в течение учебного года работают над постановкой двух-трех новых танцев, каждый из которых продолжается не более 2−3 минут. Если же постановка перерастает в танцевальную сюиту или хореографический спектакль, подготовка ее продолжается в течение всего учебного года.

5 стр., 2345 слов

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

... технологии, формы и методы работы с детьми на основе применения основ классического танца в творческом коллективе; - провести опытно-экспериментальную работу. Методологическая основа исследования. Общенаучную ... педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без ...

Музыкальный материал является основой танца. Особое значение имеет музыкальное воспитание детей. Если музыка интересна, то и исполнять детям движения под эту музыку будет в удовольствие. Участники должны понимать содержание музыки, тему и идею, предложенную руководителем. Научившись рассказывать содержание танца для зрителей, дети приобретают все положительные качества, впитывая их как губка, учась через действие в танце, действиям в жизни. Работая над репертуаром, следует помнить, что национальность или стиль изучаемого танца должен соответствовать желанию и духовному развитию детей на данный момент. При составлении репертуарного плана должно учитываться мнение участников коллектива. Большую роль играет микроклимат в коллективе, если интересы детей в коллективе одинаковы, то будет доступно взаимопонимание их с руководителем. С другой стороны руководитель должен эмоционально и умело убедить, заинтересовать исполнителей в создании и воплощении своей идеи. Грамотный руководитель-постановщик должен уметь составлять композиционный план для своих танцев. Если у детей нет навыков для сложных, композиционно-эмоциональных построений, то руководителю следует создавать репертуарный план, используя другие части общей композиции танца. Рекомендуется максимально приближать идеи и темы постановок к интеллектуальному и духовному развитию исполнителей. В репертуарный план должны входить: а) массовый танец; б) сольный танец; в) парный танец; г) мелкогрупповые танцы, смешанные или раздельные, д) групповые. Исполнители танцев, поставленных другими хореографами, также требуют от руководителя предварительной работы. Приступая к осуществлению записанной постановки, руководитель должен до мельчайших подробностей все продумать, разобрать и проверить каждое движение и только после этого приступать к работе с детьми. При разучивании записанных постановок необходимо вносить изменения в соответствии с данным составом исполнителей. Методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии [4, c.57−59].

4 стр., 1551 слов

Тема:"Влияние коллектива на формирование личности спортсмена"

... работы и её содержание Основные выводы, сделанные в работе Заключение, общий вывод Список использованной литературы 1.Влияние коллектива на развитие личности спортсмена.Деятельность ... Индивидуальное творческое задание по дисциплине «Психология спорта». Тема:«Влияние коллектива на формирование личности спортсмена». Подготовил студент 26 группы ФФВ Золотаренко Дмитрий Бердянск ...

Реализацию репертуарного плана обеспечивает постановочная деятельность. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работе. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цель. Задача руководителя состоит в том, чтобы правильно истолковать и язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерный яркостью, точностью, выразительностью, соответствием единому замыслу [5, c.80].

Руководитель должен обязательно представлять себе предлагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, т. е. уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она воплощена в данной хореографической постановке. Участники коллектива, не обладающие достаточным мастерством, не смогут передать характер, а это плохо отразится на качестве постановки [7, c.117−120].

Закончив подготовленную часть работы над постановкой, руководитель приступает к практическим занятиям с детьми. В процессе постановочной работы руководитель рассказывает участникам коллектива о своем замысле, о содержании танца, т. е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

... ­устремленность). Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным ... навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни­ки еще затрудняются. Легче они выделяют предметы ... время после приема пищи. Следует учитывать, что чем младше ребе­нок, тем в большей степени его самочувствие ...

Беседа для школьников младших классов должна быть короткой и понятной. В работе с детьми младшего возраста большое значение имеет использование наглядности, включающее как отчетливый и красивый показ движений, так и демонстрацию иллюстрированного материала — рисунков, фото, картин, имеющих отношение к данной постановке.

После беседы детям предлагается послушать музыку для намеченной постановки, слушание музыки, беседа о ней, анализ музыки изменяют отношение к ней ребенка. Он видит большую роль музыки в работе над танцем, начинает понимать, что она служит не только сопровождению к танцу, но и предает танцу выразительность и эмоциональность, т. е. сообщает им то, что должно помочь творчески осмыслить свою работу над танцем [3, c.200−201].

Руководствуясь изложенным, можно сделать вывод, что репертуарный план следует строить учитывая:

.Сроки обучения, возраст и возможности детей;

.Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале;

.Содержание танца;

.Хореографическую лексику;

.Возможность раскрытия индивидуальных способностей;

.Актерскую и эмоциональную выразительность.

Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.

1.2 Хореография в воспитании и развитии личности ребёнка

11 стр., 5186 слов

Профилактика приобщения младших школьников к деятельности деструктивных организаций (на примере группировок, издевающихся над животными)

... контакта между животными и детьми. Задачи занятия: . Способствовать развитию сострадания и сопереживания. .Способствовать приобщению младших школьников к волонтерской деятельности. Форма работы: экскурсионное занятие ... уродливое порождение инстинкта самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы. Понятие жестокости неотделимо от понятия ...

хореографический воспитание личность обучение

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».[8]

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.

Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».[10, с. 112] Дети воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование — процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек — в руках у мальчиков. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т. д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Соприкосновение с прекрасным, позволит ребенку раскрыться как личности, укрепит и разовьет его положительный потенциал, приобщит его к культурным ценностям.

.3Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младших школьников

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки.

Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

Важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей.[1, с. 127] Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение? Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т. е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60−70-с гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т. д.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».[11, с.211]

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

II.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ПЛАНА ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2.1 Методы и приемы работы над созданием репертуара детского хореографического коллектива

В практической части мы рассмотрим аспекты подбора репертуара при обучении детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе. В исследовании участвуют дети 6−7 лет на базе образцового ансамбля эстрадного танца «АНТРЕ».

Методика исследования:

Составляя репертуарный план, следует помнить, что национальность и стиль будущего танца должен соответствовать желаниям и духовному развитию детей на данный момент, поэтому был проведены тесты (Приложение 1, 2).

По итогам тестов можно максимально приближать идеи и темы постановок интеллектуальному развитию исполнителей и формируем репертуар по форме танца (Приложение 3):

.Массовый танец (от 10 человек)

.Сольные танцы (1 — 3человека)

.Мелкогрупповые танцы (4 — 8 человек)

.Групповые танцы (8 — 16 человек)

.Смешанные и раздельные по гендерному подходу танцы.

При формировании репертуарного плана используем следующие методы:

.Метод анализа учебных материалов

.Метод анализа детского творчества

.Метод изучения детского хореографического коллектива

.Метод беседы, рассказа

.Метод изучения психологического состояния коллектива

Репертуарный план следует строить учитывая:

.Сроки обучения, возраст и возможности исполнителей.

.Заинтересованность и мнение участников коллектива в изучаемом материале (Приложение 4).

.Содержание танца.

.Хореографическую лексику.

.Возможность раскрытия индивидуальностей.

.Актерские и эмоциональные возможности.

Примерная схема репертуарного плана:

Название танцаТеме номераФорма танцаКоличество исполнителей

Далее следует большая подготовительная работа руководителя (выбор темы постановки, подбор музыки, составление сценария, изучение литературы; подбор движений, композиция танца).

Изучив методы формирования репертуара, рассмотрев различные формы и жанры, делаем вывод, что в работе танцевальных коллективов разного возраста следует полнее использовать такие сценические формы, как тематический или сюжетный танец, так как именно они являются для учащихся школой актерского мастерства, которая впоследствии позволяет им овладеть техникой исполнения.

2.2 Репертуарный план для младшей возрастной категории в хореографическом коллективе с учётом всех аспектов

Проведённое исследование показало интересы детей, что и привело к такому итогу в формировании репертуара с учётом всех аспектов обучения младшего школьника в хореографическом коллективе:

Репертуарный план для младшей возрастной категории образцового ансамбля эстрадного танца «Антре» (третий год обучения).

Название танцаТеме номераФорма танцаКоличество исполнителейОсенний листопадДень учителяМассовый танец16Снежинки (эстрадный)Новый годМассовый танец16Новогодний сюрприз (эстрадный)Новый годМассовый танец16Оловянные солдатики23 февраляМелкогрупповой танец8Подснежники (эстрадный)8 мартаМассовый танец16Подснежники (эстрадный)Отчетный концертМассовый танец16Оловянные солдатикиПоследний звонокМелкогрупповой танец8

Подбор репертуара в современной хореографической деятельности — дело не простое, хотя конечно, выработаны и приняты единые категории и принципы его оценки.

2.3 Дифференцированный подход руководителя детского хореографического коллектива к формированию репертуарного плана. Психолого-педагогические рекомендации

Формирование репертуара, в конечном счете, зависит от руководителя коллектива. Он та личность, вокруг которой концентрируются на больший или меньший срок интересы участников коллектива. Но для того чтобы создать этот своеобразный, в идеале, творческий организм, он должен чутко понимать интересы детей [2, c.111].

Необходимым методическим условием выступает, прежде всего, плановая организация работы и поэтапность освоения репертуара, обеспечивающая рост коллектива. Каждая новая работа — ступень, но для этого необходимо в обозримом будущем видеть этапную площадку. Тогда задачи становятся ясными, их решение цельным, результаты зримыми.

Этапы подготовки репертуарного плана детского хореографического коллектива.

Руководитель детского хореографического коллектива всем своим умением, талантом и интуицией формирует такой исполнительский стиль учащихся, который имеет ярко выраженные черты эстетического воздействия: шлифует технику исполнения движений, манеру и характер передачи образа [9, c.87].

В формировании хореографической культуры учащихся каждый педагог руководствуется субъективными критериями, определяемыми его собственной культурой и профессиональным уровнем знаний. Руководитель со временем накапливает индивидуальный опыт в области методики преподавания и формирования репертуара коллектива.

В подготовке репертуарного плана выделяется пять основных этапов:

.Этап анализа художественно-творческих возможностей коллектива, цели подготовки концертной программы коллектива.

.Этап планирования программного репертуара, сроков проведения, ответственных за определенную задачу, определенную составную программы. Постановка конкретных задач и обоснование способов их решения.

.Этап подготовки программы. Подбор музыкального материала, разработка идеи, замысла и других компонентов хореографической драматургии. Привлечение художника, модельера, для сценического оформления эскизов костюмов, сцены и т. д.

.Этап непосредственного осуществления программы. Работа над постановкой танцев, изготовлением костюмов, декораций, созданием художественного образа, техникой исполнения.

.Этап рекламно-информационный. Премьера концертной программы, отчетного концерта, спектакля.

В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

В игре происходит важнейшие изменения психики ребёнка, складываются основные формы отношения с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности учению.

Каждая ритмическая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное заведение — музыкальное или организующее. Игровая форма этих заданий удовлетворяет потребности ребенка в свободном самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим правилам игры. Некоторые игры строятся с введением танцевальных движений.

В занятиях с младшими школьниками необходимо следить за тем, чтобы образы в играх и танцах были близки и понятны детям [12, c.88−91].

Основным репертуаром в занятиях с детьми младшего школьного возраста являются наиболее доступными народные танцы (русский, белорусский, украинский), а так же легкие массовые и бальные танцы. Танцы могут быть поставлены и на сюжеты из детской или школьной жизни.

По мнению Настюкова Г. А., в танце могут быть использованы сюжеты знакомых детям литературных произведений. Сказки К. Чуковского «Бармалей» и «Айболит», написанные им для детей дошкольного возраста, легли в основу сценария балета «Доктор Айболит», который с интересом смотрели школьники всех возрастов. При подборе тематики танцевальных этюдов и постановок, а также ритмических игр следует помнить о том, что интересы и склонности у детей данного возраста не всегда бывают одни и те же [6, c.92].

Таким образом, в младшей возрастной категории можно использовать следующую тематику постановок:

.Сказочная

.Спортивная

.Школьная

.Бальная

.Народная

.Образная

.Игровая

Сюжетные танцы особенно ярко воспринимаются детьми, так как в них идея облачена в увлекательный и динамически развертывающийся сюжет. Чем яснее сюжет, чем убедительнее форма, тем сильнее воздействие на зрителей.

Выбирая сюжеты для танцевальной постановки, руководитель может использовать песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения классиков и современных писателей [4, c.78].

Вывод по прикладной части:

Рассмотрев этапы подготовки репертуарного плана, можно сделать вывод, что работая над созданием репертуарного плана, руководитель детского хореографического коллектива должен учитывать возрастные особенности и возможности детей, определять задачи репертуарного плана, осуществлять дифференцированный подход к формированию репертуара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для обеспечения нормальной деятельности коллективу необходим свой репертуар, соответствующий его специфическим особенностям и выполняемым им функциям.

Рассмотрев принципы работы руководителя хореографического коллектива над формированием репертуара, можно сделать вывод, что методически правильный подбор репертуара играет очень большую роль в творческом росте коллектива и правильном его развитии.

.Развитие познавательных интересов;

.Укрепление здоровья;

.Воспитание нравственных качеств (ответственность, доброта, коллективизм, взаимовыручка, решительность, воля);

.Формирование эстетических идеалов;

.Воспитание уважения к высокохудожественным ценностям и произведениям искусства.

А также можно выделить, не менее важны при построении репертуарного плана образовательные задачи:

.Усвоение основного хореографического материала;

.Развитие физических и хореографических данных;

.Формирование и укрепление мышечной системы организма;

.Развитие основных двигательных качеств и сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции.

Главная задача руководителя — это создание хореографических произведений, которые несут в себе актуальные и волнующие мысли. Любой танец должен воспитывать лучшие качества характера, культуру общения и художественный вкус, как у участников коллектива, так и у зрителей.

Таким образом, формирование репертуара должно соотноситься с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, а так же с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности. А это значит, что руководитель должен опираться на возможности коллектива, состоящего из индивидуальностей, создавать условия для их творческого проявления и развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский, Л.С. «Развитие личности и мировоззрение ребенка»./Л.С.Выготский // М.: 2006. — 316 с.

.Захаров Р. «Сочинение танца»./ Р. Захаров// М.:1989. — 155с.

.Иващенко Ф.И. «Психология воспитания школьников»./ Ф.И. Иващенко// М.:1985. — 259с.

. Морозов, А.Н. «Постановочная деятельность хореографа»./А.Н. Морозов// М.:Искусство, 1994. — 158с.

. Мухина, В.С. «Возрастная психология: феноменология развития детства». Учебник для студентов вузов 2-е издание исправления и дополнения./ В.С. Мухина // М.: «Академия» 1989. — 354с.

. Настюков, Г. А., «Сюжетный танец»./ Г. А. Настюков// М.:1960. — 180с. 7. Неминущий, Г. П. Дукальская А.В. «Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования»./Г.П. Неминуший// М.:1996. — 286с.

. Неменский, Б.М. «Мудрость красоты»./Б.М. Неменский// М.: Просвещение, 1987. — С. 205.

.Петрова, О.О. «Возрастная психология."/О.О. Петрова// М.:1994. — 374с.

. Спарджер, С. «Телосложение и балет» /С.Спаджер// Лондон, 1958.

. Ушинский, К.Д. «Человек как предмет воспитания» /К.Д. Ушинский// М.: 2008. — 328 с.

.Шахматова, Л.П. «Сценические этюды». Учебное пособие./Л.П.Шахматова// М.:1996. — 340с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для определения развития детей на данный момент. Они должны набрать как можно больше баллов. Каждый правильный ответ 1 балл.

Ассорти из вопросов.

vНазовите самую близкую к земле звезду. (Солнце)

vНазовите самого первого космонавта. (Ю. Гагарин)

vНазовите самое распространённое лиственное дерево в России. (Берёза)

vНазовите самую крупную ягоду. (Тыква)

vНазовите самое популярное транспортное средство в Беларуси. (Автобус)

vНазовите самый распространённый напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода)

vНазовите самый большой на планете остров. (Гренландия)

vНазовите самую весёлую цирковую профессию. (Клоун)

vКак называется самый сильный ветер. (Ураган)

vНазовите самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит)

vНазовите самый распространённый праздник во всём мире. (Новый Год)

vНазовите животное, обладающее самой маленькой скоростью передвижения. (Улитка)

vНазовите самого верного друга человека. (Собака)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Направлено на внимательность детей. Проводится в зале со всеми детьми.

Загадки-Обманки.

.Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот? (Собака)

.В норке холодно и сыро —

Ветер кружит хлопья… (Снег)

.Охранять крупу и рис

Пригласим домашних… (Кошек)

.Не чуя ног от страха

Несется… (Заяц)

.В меду, в малине знает толк

Этот зверь — конечно … (Медведь)

.Стемнело, солнца свет потух,

Крадётся царь зверей… (Лев)

.Знает даже иностранец:

Всех в лесу хитрее… (Лиса)

.Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две — всего… (пять)

.Помидор большой и спелый

Погляди, какой он … (красный)

.В Новый год до объеденья

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка,

Его звали… (Карлосон)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экспликация танцевального номера «Жадина»

ОПИСАНИЕ ТАНЦА

Идея: о дружбе.

Тема: эстрадный танец.

1.воспитать чувство ответственности, коллективизма, щедрости и бескорыстия.

2.отработать строение и перестроение фигур в танце.

3.развить координационную растанцованность, ритмичность и музыкальность исполнения танца.

В номере участвует 10 исполнителей и 2 солиста.

Номер предназначен для младшей возрастной группы.

В номере используется песня «Барабрики» вокального ансамбля «Барабрики».

Драматургия танца

.Экспозиция: Выход пар навстречу друг другу.

2.Завязка: Выход солистов. Девочка дразнит мальчика конфетой.

.Развитие действия: Дети стараются примерить солистов, вовлекая их в общий танец.

.Кульминация: Подразнив мальчика, девочка угощает его конфетой.

.Развязка: Финальная картина.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Что бы узнать заинтересованность и мнение детей в будущей постановке каждому были даны на выбор несколько смайликов, в конце занятия они скидывали один из них в конвертик при выходе из зала.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector