ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Требования к организации практики определяются в соответствии с образовательным стандартом.
Производственная практика проводится на третьем курсе в шестом семестре и направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.
Прохождению учебной практики предшествуют учебные курсы: «Психология», «Введение в специальность», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Методы психологической диагностики», «Методы диагностики развития в норме и патологии», обще-профессиональные дисциплины такие как: «Психология детей с нарушениями слуха», «Психология детей с нарушениями зрения», «Психология детей с задержкой психического развития», «Психология детей с умственной отсталостью» и др. В рамках указанных курсов у студентов формируется теоретико-методологическая база восприятия проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, имеющих отклонения в развитии, закладываются исходные представления о коррекционной и воспитательной работе детей с отклонениям развития, а так же формируются представления о специфике интеграции, реабилитации и социально-психологической адаптации их.
С помощью данных курсов у студентов формируется представление о специфике углубленного психологического изучения детей данных категорий, а также о программах коррекционного обучения, позволяющее студентам быть компетентными при прохождении учебной практики.
Производственная практика проводится на базе учреждений сферы специального обучения и воспитания различной ведомственной подчинённости.
В некоторых случаях учебная практика может сочетаться с волонтёрской деятельностью студентов в специальных учреждениях и организациях.
Продолжительность практики составляет 2 недели.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Ведущей целью учебной практики является овладение навыками психологической диагностической работой в специальном учреждении.
Частные цели:
— сформировать умение определять области применения психодиагностической работы в специальных учреждениях;
Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...
... Подведение итогов Педагогической практики Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме. 1. С ... _______________________ _______________________________________________ ________________________ _______________________________________________ ____________ ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Учебная работа по предмету Дата Класс Тема урока ...
— развить умение разрабатывать программу психодиагностической работы;
— сформировать навыки по ведению психодиагностической работы в специальных учреждениях.
Задачи практики:
1. Развитие умения выделить основные психологические проблемы ребенка, группы детей согласно специфике отклонения в развитии.
2. Формирование навыков проектирования психодиагностической работы.
3. Развитие навыков групповой/ индивидуальной диагностики согласно принципам диагностики отклонений.
4. Развитие умений осуществлять психодиагностическую работу.
5. Совершенствование рефлексивной деятельности в ходе практической работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Организация производственной практики студентов осуществляется руководством факультета психологии и социальной работы (деканом, менеджером образовательной программы), кафедрой специальных психолого-педагогических дисциплин, научными руководителями, руководителями практики в принимающей организации.
Декан факультета психологии и социальной работы осуществляет общий контроль за организацией и прохождением практик студентами факультета.
Руководитель практики проводит организационные собрания со студентами по вопросам организации практики, осуществляет контроль за организацией и прохождением практик студентами факультета психологии и социальной работы, осуществляет контроль за методическим обеспечением практики; определяет места прохождения практики; разрабатывает и выдает студентам задания практики; устанавливает связь с руководителями практики в принимающих организациях и совместно с ними определяет пути и методы выполнения рабочей программы практики; осуществляет контроль за прохождением студентами учебной практики и выполнением программы практики; проверяет отчеты студентов по итогам прохождения практики;
Руководитель практики в принимающей организации: назначается руководителем принимающей организации и осуществляет непосредственное руководство практикой студентов: знакомит студента с правилами внутреннего трудового распорядка, действующими в принимающей организации; определяет последовательность и порядок прохождения практики; обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания на прохождение практики; заверяет своей подписью дневник практики; по окончании практики дает характеристику практиканту.
Ведущий документовед деканата обеспечивает выдачу студентам направлений на практику установленного образца.
Учебная практика проводится на базе специальных учреждений различной ведомственной подчинённости, осуществляющих обучение и воспитание детей, имеющих отклонения в развитии и осуществляющих программы социально-психологической адаптации людей данной категории, а именно:
— в специальных детских дошкольных учреждениях;
— в специальных коррекционных школах I-VIII вида;
— в домах-интернатах;
— в приютах для детей и подростков;
— в реабилитационных центрах;
— детских учреждениях комбинированного типа;
— в психиатрических больницах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...
... учреждения 2.2 Заведующий - организатор и руководитель дошкольного учреждения 2.3 Педагогический совет дошкольного учреждения 3. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников 4. Организация дошкольных учреждений в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы ...
На третьем курсе практика имеет прикладной характер, ориентирующий на будущую профессию и предполагает получение практического опыта осуществления самостоятельной профессиональной деятельности в различных типах учреждений специального характера, а также углубленное знакомство со спецификой психодиагностической работы специального психолога.
На третьем курсе практика имеет характер с ориентацией на психодиагностическую работу. Студенты знакомятся с различными категориями детей, нуждающихся в помощи и поддержке специального психолога, с их проблемами, а также с типологией учреждений, призванных решать данные проблемы.
Для выполнения ее целей и задач студенты получают углубленные знания в технологиях психодиагностической работы, систематизируют теоретические и методические знания в применении к практике.
В данном виде практики он под руководством специального психолога овладевает умением проектировать психодиагностическую работу с определенным ребенком или группой, учится применять различные технологии при работе с разными категориями детей, выполнять профессиональные функции специалиста в комплексе.
В процессе практики студенты работают на базе одного учреждения, осуществляют сбор информации относительно актуальных проблем учреждения и его клиентов с последующим анализом результатов деятельности.
Знакомство студентов со спецификой данных учреждений проходит в предварительно запланированные сроки. Студенты собирают информацию об основных направлениях деятельности, формах и методах работы, работают с нормативно-правовой документацией.
Программа прохождения практики на третьем курсе предусматривает несколько этапов.
Этапы практики:
Подготовительный.
Знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов. Решение организационных вопросов.
Рабочий.
Знакомство с условиями прохождения практики. Выполнение программы практики.
Аналитический.
Анализ результатов наблюдений, полученных в ходе прохождения практики. Анализ документации (методической, правовой, организационной) учреждений. Рефлексия результатов собственной практической деятельности.
Итоговый.
Подготовка отчета по практике. Подведение итогов практики.
1. Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, которая проводится представителями факультета, отвечающими за организацию и проведение практики.
На конференции уточняются программа и сроки проведения практики, формы отчетности. В рамках установочной конференции представители учреждений, в которых будет проходить практика, знакомятся с ее программой, согласовывают с руководителями практики из вуза требования к деятельности студентов, режиму их работы, формам отчетности по практике (отзыву о работе студента, документам по оплате практики), решают другие необходимые вопросы.
Студенты знакомятся с задачами, программой и отчетной документацией по практике, с распределением по объектам, со своими руководителями практики — представителями администрации тех учреждений, где они будут ее проходить, и групповыми руководителями — преподавателями вуза.
2. Рабочий этап практики включает:
— знакомство студентов с учреждением, в котором они будет работать;
— составление каждым практикантом индивидуального плана работы;
— практическую деятельность в соответствии с этим планом;
— предварительную разработку мероприятий с детьми и/ или родителями;
-консультации с методистами и преподавателями — руководителями практики.
3. В течение аналитического этапа студент анализирует результаты выполненных заданий практики: приобретенные знания, умения, навыки; трудности, возникшие при выполнении заданий и их причины. Излагают собственную оценку результатов проведенной работы. Вносят предложения по организации практики.
Обсуждает с руководителями полученные результаты, определяет тему своего выступления на заключительной конференции.
4. В ходе итогового этапа студент в установленные сроки оформляет отчет по практике, получает письменный отзыв группового руководителя, в который вносится оценка работы практиканта. Все отчетные материалы предъявляются для контроля руководителю практики из вуза.
Завершает практику итоговая конференция. Ее дата объявляется заранее. Студенты готовят выступления, выставку стендов, газет, отражающих ход и результаты практики, выставку работ детей. На конференцию приглашаются групповые руководители, которые совместно с руководителями практики из вуза подводят итоги работы студентов, выносят свою оценку, высказывают замечания и пожелания.
В форме устных выступлений студентов и в стенгазетах, которые каждая рабочая группа готовит к конференции, происходит обмен информацией о специфике деятельности педагогов — психологов в различных учреждениях.
Содержание практики отражено в программе в форме заданий для практической деятельности студентов.
Основные задания, предлагаемые студентам в рамках производственной практики:
Задание | Виды деятельности |
Ознакомление с программой практики. | Обсуждение программы практики с руководителем на организационном собрании. |
Составление индивидуального плана работы. | Определение порядка и сроков выполнения намеченных заданий практики. |
Ознакомление с особенностями специального учреждения. | Сбор информации об учреждении, его структуре и основных направлениях деятельности |
Сбор информации о составе специалистов, их функциональных обязанностях. | Изучение штатной и функциональной структур учреждения. Анализ регламентирующих документов. |
Изучение должностных обязанностей специального психолога, специального педагога, специфика планирования и содержания его деятельности. | Беседа со специалистом, анализ документации, наблюдение за деятельностью специального психолога, специального педагога. |
Выявление психолого-педагогических и социальных проблем воспитанников учреждения | Экспертный опрос, систематическое наблюдение за детьми, беседа с детьми, анализ документов |
Овладение приемами индивидуальной/групповой диагностики с детьми/подростками данного учреждения | Подбор психологического диагностического инструментария. Составление программы психологического обследования ребенка. |
Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода. | Составить психолого-педагогические рекомендации по результатам психодиагностического обследования. Отразить в рекомендациях специфику индивидуального подхода по дальнейшему развитию психических процессов и функций. |
Проведение анализа практической деятельности | Рефлексия, самоотчеты, анализ возникших в ходе работы трудностей |
Обобщение полученных практических результатов. | Анализ результатов. Оформление отчета по практике. |
При выполнении заданий практики студенты осуществляют следующие виды деятельности: организационная, методическая, аналитическая, психодиагностическая.
Содержание практики включает в себя рассмотрение следующих вопросов (с примерным планом действий по каждому из вопросов):
1. Организация деятельности и структура специального учреждения.
Специфика деятельности специального психолога в конкретном учреждении. Сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности. Состав специалистов, их обязанности. Проблемы учреждения. Нормативно-правовая база деятельности специального психолога в учреждении
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
Должностные обязанности специального психолога. Специфика его работы. Требования к профессиональной деятельности. Основы профессиональной компетентности специального психолога. Документация, регламентирующая деятельность специального психолога. Квалификационная характеристика специалиста. Документы, регламентирующие деятельность социально-психолого-педагогической службы и порядок отчетности: положение службы, правила внутреннего распорядка, положение о повышении квалификации. Другие документы внешнего и внутреннего характера, подчеркивающие особенности деятельности специального психолога именно в учреждении данного типа.
Назначение документов. Срок действия документов. Структура и основные положения документов.
Практическое задание:
· Ознакомление с условиями работы, направлениями деятельности и структуре учреждения, материально-технической обеспеченностью базы-практики
· Изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения, деятельность специалистов
· Перечисление в дневнике перечень всех документов; оформление в дневнике практиканта анализа деятельности учреждения
2. Статус и функциональные обязанности специального психолога в учреждении.
Задачи, решаемые в ходе реализации деятельности социально-психолого-педагогической службы учреждения. Границы компетенции специального психолога, его место и роль в трудовом коллективе учреждения. Функциональные обязанности и основные виды деятельности специального психолога. Профессиональная грамотность специального психолога, основы взаимодействия с различными органами.
Основные вопросы для рассмотрения и анализа:
Статусное положение специального психолога в трудовом коллективе. Функциональные обязанности его, основные направления работы: диагностическая работа, консультирование, методическая работа, взаимодействие вне учреждения и др. Профессиональные знания, умения и навыки специального психолога, требующиеся для эффективной работы в учреждениях разного типа.
Практическое задание:
Оформление в дневнике анализа функциональных обязанностей специального психолога учреждения.
3.Особенности контингента – воспитанников специального учреждения.
Характеристика основных категорий людей, с которыми работает данное учреждение (трудные подростки, дети-инвалиды, дети-сироты, инвалиды, дети, имеющие отклонения в развитии и пр.).
Анализ основных направлений, форм, методов и приёмов работы с разными категориями людей, в зависимости от их возраста, индивидуальных особенностей.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
Анализ документов, систематическое наблюдение за детьми, беседа со специалистами учреждения как методы исследования ведущих психолого-педагогических и социальных проблем воспитанников. Организация и реализация этих методов. Условия проведения исследования данного характера. Возможности реализации этих методов. Опрос и его содержание. Беседа и его содержание. Критерии наблюдения и условия его проведения. Параметры наблюдения.
Практическое задание:
• Составить программу изучения ведущих психолого-педагогических и социальных проблем детей с особыми образовательными потребностями на основе трех методов: беседа, наблюдение, анализ документов.
• реализовать данную программу
4. Разработка программы психодиагностического обследования.
Особенности организации индивидуально/групповой диагностики с детьми с особыми образовательными потребностями. Программа обследования. Условия проведения психологической диагностики. Требования к ее проведению. Методы исследования: стандартизированные и малоформализованные. Преимущества их и недостатки. Основные принципы диагностики отклоняющегося развития. Психодиагностическое заключение.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
Специфика проведения психологического диагностического исследования. Выбор оптимальных методов для исследования. Возможности отдельных видов методов при изучении отдельных конкретных проблем. Причинная диагностика. Стмптоматическая диагностика. Заключение по результатам психологического диагностического обследования.
При составлении программы обследования необходимо учитывать следующие моменты:
· сформулировать цель работы;
· определить круг задач, которые конкретизируют цели обследования;
· выбрать стратегию и тактику проведения обследования;
· отобрать методики психодиагностической работы;
· определить общее время, необходимое для реализации обследования;
· разработать программу обследования;
· реализовать психодиагностическую программу осбледования;
· подготовить необходимые материалы и оборудование.
Изучение особенностей детей с различными нарушениями развития по следующим направлениям (на выбор):
1) особенности познавательной деятельности воспитанников с нарушениями развития
2) особенности эмоционально-волевой сферы воспитанников с нарушениями развития
3) особенности речи воспитанников с нарушениями развития
4) особенности личностной сферы воспитанников с нарушениями развития
5) особенности готовности к школе детей снарушениями развития
Студенты сопоставляют полученные в ходе проведения методик результаты с имеющимися в научной литературе данными о развитии тех или иных психических функций и процессов у детей (сопоставление проводится с той же группой аномального развития, что изучалась на практике).
Необходимо сделать выводы о том, насколько особенности психических процессов обследованных детей являются характерными или нет для данного варианта дизонтогенеза.
Практическое задание:
· подбор диагностического инструментария
· составление программы исследования исходя из выявленных ранее ведущих психолого-педагогических/социальных проблем
· реализация ее
· Проанализировать результаты исследованительской работы
· Отрефлексировать проведенную психодиагностическую работу.
5. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода.
Практическое задание:
· Составить психолого-педагогические рекомендации по результатам психодиагностического обследования
· Отразить в рекомендациях специфику индивидуального подхода по дальнейшему развитию психических процессов и функций.
КРАТКИЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРАКТИКИ
План работы студента-практиканта, заполненный по следующей схеме для каждого дня практики.
№ | Содержание работы | Длительность |
Организационное собрание. Ознакомление с программой. | 1 день | |
Составление индивидуального плана работы. | 1 день | |
Работа в учреждениях: — ознакомление со спецификой работы специального учреждения — ознакомление с функциональными обязанностями специального психолога — анализ документации учреждения | 1 день | |
Выявление ведущих психолого-педагогических и социальных проблем воспитанников учреждения. | 3 дня | |
Овладение приемами индивидуальной/групповой диагностики с детьми/подростками данного учреждения согласно принципам диагностики отклонений. | 4 дня | |
Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода. | 1 день | |
Анализ проведенной практической деятельности, обобщение итогов практики | 1 дня | |
Составление отчета по практике | 2 дня |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ
Руководство факультета выполняет следующие функции:
— организует все виды практики, предусмотренные действующими учебными планами, осуществляет систематический контроль за ее проведением;
— составляет распоряжение по факультету о распределении студентов по местам практики;
— организует обсуждение и утверждение рабочих программ практики на советах факультетов и представляет в учебный отдел для окончательного утверждения проректором по учебной работе;
— заключает договор с образовательным, социальным или медицинским учреждением;
Руководитель практики выполняет следующие функции:
— проводит установочную конференцию, на которой:
· сообщает студентам точные сроки практики;
· доводит до сведения студентов все особенности прохождения практики в учреждениях, выбранных в качестве базовых площадок;
· разъясняет, какие документы должны иметь студенты для отчета по практике;
· сообщает требования по ведению дневников и составлению отчетов по практике;
· знакомит студентов с другими руководителями практики.
— обеспечивает выполнение мероприятий по подготовке студентов к выезду на практику;
— систематически контролирует выполнение программы практики, графика ее проведения, консультирует студентов по вопросам выполнения программы практики;
— организует практические семинары для студентов и совещания руководителей практики, где обсуждаются конкретные проблемы, связанные с выполнением программы практики;
— осуществляет подготовку и проводит итоговую конференцию по практике;
— оформляет отчетную документацию по практике.
Руководитель учреждения:
— знакомит студентов с учреждением, его историей, развитием, со спецификой деятельности;
— назначает куратора практикантов из штата работников учреждения;
— обеспечивает оптимальные условия для прохождения практики студентами.
Куратор- это специалист учреждения или организации, где студенты проходят практику, обладающий достаточным практическим опытом и способный учитывать интересы и индивидуальные особенности студентов, которых он курирует.
Критерии отбора кураторов как руководителей практики в конкретном учреждении могут быть следующими: большой практический опыт и стаж работы; владение методикой и технологией психолого-педагогической деятельности, использование их в собственной работе (либо применение собственных авторских программ и методик); творческий подход к работе; желание и умение передавать свой жизненный и профессиональный опыт студентам, совершенствовать методику работы с практикантами.
Кураторвыполняет следующие функции:
— получает от факультетского руководителя программу практики, учебно-методическую документацию по практике, знакомится с ней;
— участвует в проведении установочной конференции;
— проводит организационный семинар со студентами, где уточняются:
— списки студентов,
— сроки проведения практики,
— знакомит студентов со специалистами, с которыми им придется работать во время практики;
— выставляет отметки по практике и оформляет характеристики на студентов.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ
По окончанию ознакомительной практики студенты должны составить индивидуальный отчет, в котором предоставляют анализ деятельности социальных организаций, где они проходили практику.
Отчет состоит из следующих документов:
1. Дневник практики, в котором приводятся индивидуальный план работы, ежедневные психолого-педагогические наблюдения практиканта.
2. Отчет о практике отражает результаты выполнения всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий.
3. Характеристика на студента куратора практики в учреждении.
4. Справка с места прохожденияпрактики (в случае самостоятельного выбора базы практики).
Документы студент сдает на выпускающую кафедру в течение двух недель после окончания практики.
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРАКТИКИ
Аттестация студентов проводится в форме дифференцированного зачета с аттестационными оценками (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Необходимым условием допуска студента к зачету является предоставление им на кафедру отчета по практики, оформленного в соответствии с требованиями.
В соответствии с общими требованиями студент по результатам практики получает оценку, которая должна быть внесена в его зачетную книжку. Определяется она значительно сложнее, чем оценка знаний по любому учебному предмету.
Это связано с тем, что общая оценка за практику выводится на основе ряда отметок, выставленных за различные виды работы:
— первая отметка выставляется руководителем, который оценивает выполнение студентом программы практики, учитывая фактор общей организованности студента. За отсутствие студента на практике без уважительных причин, а также несвоевременное составление и сдачу документации оценка по практике снижается;
— вторая отметка выставляется куратором и вносится в характеристику, который он дает на студента;
— третья отметка выставляется за представление студентом своей практической и научно-методической работы в ходе итоговой конференции.
Итоговая конференция является заключительным этапом практики, на котором подводятся ее итоги и анализируются результаты, в большинстве вузов проходит в форме итоговой конференции, и обычно она носит отчетный характер. Сроки конференции объявляются заранее, и на нее приглашаются также студенты других курсов, факультетов, сотрудники вуза, все желающие.
Подготовка к конференции длится одну-две недели после окончания практики. Студенты оформляют свои дневники, получают отзыв-характеристику от руководителя, готовят выставки детских поделок, творческие выступления своих воспитанников, свои собственные выступления, видеоматериалы.
Обязательный элемент итоговой конференции – представление результатов работы в форме компьютерной презентации.
В структуре конференции две части: собственно научно-практическая и творческая.
Первая часть — научная — предполагает выступления студентов от каждой рабочей группы с докладами. Для подготовки докладов в программе практики дается перечень вопросов, подлежащих обсуждению на конференции.
Однако эти вопросы служат лишь ориентиром для студентов. Темы своих выступлений практиканты формулируют самостоятельно. Рождение темы происходит во время практики, в обсуждениях с групповыми руководителями тех проблем, на которые наталкиваются студенты в реальной практической деятельности.
Накануне конференции составляется ее программа. В каждом выступлении студенты дают краткую справку об учреждении, о специалистах, работающих в нем, о контингенте детей и подростков, а затем раскрывают проблему. Работая над научным докладом, студент формирует умение вычленять и формулировать проблему, анализировать технологии ее решения с позицией разных специалистов и их взаимодействия, осмысливать их профессиональные обязанности, сопоставлять то, что он узнал на лекциях и семинарах, с тем, что есть в реальной практике. Несомненно, все это способствует профессиональному становлению будущего специалиста.
После докладов студентов слово предоставляется кураторам из учреждений практики. Они имеют возможность оценить работу студентов.
Лучшие выступления студентов оформляются в виде тезисов и рекомендуются для публикации в студенческих научных сборниках, в вузовской или факультетской газете, если она есть.
Вторая часть конференции — творческая. Студентам дается возможность представит наиболее значимые и яркие моменты их практической деятельности.
Оценка по практике приравнивается к оценкам результатов теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ
1.Бодолев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб,2005.
2.Гуревич Н.М. Основы психодиагностики. – М, 2004.
3. Семаго Н.Я. , Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб, 2006.
4. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М., Р-н-Д: «Феникс», 2005.
5. Блейхер В.М., Крук И.В. Практическая патопсихология. — Р-н-Д: «Феникс», 1996.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2003.
7. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование (Тесты по исследованию высших психических функций).
– М.: В. Секачев, 2007.
8. Дружинин В.Н.. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2000.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2002.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – М., СПб и др.: Питер, 2004.
11. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» — 1996.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: “Бахрах-М”, 2001.
13. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб: Питер, 2001.
14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М, 2001.
15. Словарь психолога-практика/ сост. С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2005.
16. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М, 2005.
17. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М, 1989.
18. Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт психотерапии, 2002.
19. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М, 2006.
20. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная схема оформления отчетных документов по практике
Титульный лист
Российский государственный университет им. И. Канта Факультет психологии и социальной работы Кафедра специальных психолого – педагогических дисциплин Дневник практики Студента (-ки) ________курса д/о специальности Ф.И.О Научный руководитель Ф.И.О., должность, звание Практика проводилась в__________________________________ название учреждения Адрес учреждения_________________ Телефон _____ |
2. Программа практики:
— цель практики
— задачи практики
— задания практики.
3. Индивидуальный план работы студента.
4. Содержание работы (по каждому дню практики),, ее краткий анализ.
Подпись студента-практиканта
Дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерная схема оформления отчетных документов по практике
Титульный лист
Российский государственный университет им. И. Канта Факультет психологии и социальной работы Кафедра специальных психолого – педагогических дисциплин Отчет по практике Студента (-ки) ________курса д/о специальности Ф.И.О Научный руководитель Ф.И.О., должность, звание Практика проводилась в__________________________________ Название учреждения Адрес учреждения_________________ Телефон _____ |
1. Место прохождения практики.
2. Должность, фамилия, имя, отчество куратора практики в учреждении.
3. Общие сведения об учреждении (образовательная, социальная и т.д. направленность, особенности и условия деятельности, организационная структура и пр.)
4. Данные о выполнении индивидуального плана работы; перечень проведенных мероприятий, диагностических процедур и т.д. с анализом.
5. Выводы, комментарии по итогам практики.
Подпись студента-практиканта
Дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
[УГЛОВОЙ ШТАМП]
ХАРАКТЕРИСТИКА
Студент (ки) факультета психологии и социальной работы РГУ им. Канта д/о специальности «Специальная психология»
__________________________________________________________________проходил (а) ____________________________________ практику в учреждении
_________________________________________________________________
в должности _____________________ с «___» ____200 г. по «___» ____200 г.
Далее следует указать, насколько полно и качественно в ходе прохождения практики студентом отработаны все пункты индивидуальной программы, отметить уровень его теоретической подготовки и умение использовать на практике теоретические знания. Охарактеризовать уровень развития организационных и коммуникативных навыков практиканта, отношение к будущей профессии, степень проявления инициативности, ответственности, самостоятельности при выполнении запланированных мероприятий.
Отметить наиболее ярко выраженные черты характера, волевые и нравственные качества, дисциплинированность и исполнительность, а также общий и культурный уровень студента (ки).
Оценка прохождения практики (по пятибалльной системе).
Куратор практики (должность)
________________ Ф. И. О.
[ПЕЧАТЬ]