САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I Теоретические основы проблемы

самостоятельной двигательной деятельности ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Двигательное развитие ребенка-дошкольника в

психолого-педагогических исследованиях 5

1.2 Специфика, содержание и руководство самостоятельной

двигательной деятельностью детей дошкольного возраста 10

Вывод по 1 главе 17

Глава 2 Экспериментальное исследование

организации и руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей в дошкольном учреждении 19

2.1 Диагностика двигательного развития детей младшего

дошкольного возраста в самостоятельной деятельности 19

2.2 Организация и руководство самостоятельной двигательной

деятельностью детей младшего дошкольного возраста 24

Вывод по 2 главе 32

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Приложения 38

Введение

Двигательное развитие — одна из основных линий развития детей дошкольного возраста. Помимо собственной значимости — это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка.

Традиционно двигательное развитие рассматривается в теории и практике дошкольного образования как формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень их физической подготовленности (ФП), который во многом отражает функциональные возможности систем организма.

Однако феномен ФП стал постепенно превращаться в самоцель и выступать чуть ли не единственным критерием оценки не только двигательного развития детей, но и физического воспитания в целом. В ДОУ появилась тенденция «подтягивания» детей к установленным нормативам без учета особенностей их здоровья и физического развития. В научных исследованиях проблем физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками увеличение показателей ФП часто стало рассматриваться в качестве основного доказательства их успешности. Замечания по этому поводу появляются все чаще в высказываниях ученых, что вполне справедливо [9, с. 42].

Признавая в целом наработки науки и практики по проблеме ФП, мы поддерживаем озабоченность авторов по поводу необоснованного форсирования этого направления физического воспитания и предлагаем новые подходы к оценке двигательного развития дошкольников, основанные на результатах многолетнего исследования.

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста — задача первостепенной важности.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

... собственными информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информ.потоков. -логическая модель.наука изучается как логическое развитие идей.при этом подходе самостоятельное значение приобретает ... страны изучается как демографическая задача. Особую актуальность приобретает проблема возраста научного коллектива. -модель научный работник-творчески активный индивидуум.данная модель ...

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения организма к условиям дошкольного учреждения">детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно -психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной деятельности в дошкольном возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.

Фактором, положительно влияющим на физическое развитие ребенка является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной деятельности детей. Данная проблема находит отражение в работах таких исследователей как В.А. Шишкина, М.А. Рунова, О.С. Филиппова, Н.А. Ноткина и др.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Объект исследования — двигательное развитие.

Предмет исследования — особенности использования самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей дошкольного возраста.

Цель работы — определить эффективность двигательного развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режиме работы детского сада.

2. Изучить особенности организации самостоятельной двигательной активности в дошкольном учреждении.

3. Определить педагогические условия самостоятельной двигательной активности в дошкольном учреждении.

Методы исследования теоретические:

13 стр., 6271 слов

Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся

... Психологические характеристики, особенности личности, способности: Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности. ... подходы в обучении, которые помогут детям сформировать свою, активную, самостоятельную позицию для дальнейшего развития за пределами школы. Для решения ...

целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностика двигательного развития детей, педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ходе её проходят практическую проверку ряд тестовых методик и коррекционных приёмов. Данные тестовые методики и приемы позволяют в интересной для дошкольников форме решать диагностические и коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем при исследовании особенностей физического развития детей на что в настоящее время, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в детском саду.

ГЛАВА I Теоретические основы проблемы самостоятельной двигательной деятельности ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Двигательное развитие ребенка-дошкольника в психолого-педагогических исследованиях

Современная наука располагает объективны­ми данными, свидетельствующими об исключи­тельно важной роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреп­лении его здоровья в разные возрастные периоды. Целым рядом исследований показано благотвор­ное влияние движений на развитие и нормальное функционирование всех систем организма ребен­ка-дошкольника: скелетно-мышечной, дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, терморегуляционной. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше. Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произволь­ных движений происходит развитие воли ре­бенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, И. К. Котырло).

Одним из условий нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Двигательная активность как биологическую потребность рассматривает ряд авторов. От степени удовлетворения этой потребности, подчеркивают они, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения считаются специфическим средством физического воспитания, и они в единстве с физическими упражнениями обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей [21, с. 37].

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Двигательное развитие — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [16, с. 7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и его двигательной активности, пути улучшения общего состояния рабочего, научный отбор и изучение ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5].

Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т. к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

Физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд считают, что «двигательная активность — кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» [4, с. 6]. Таким образом, по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.

В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма» [21, с. 5].

Ю.Ф. Змановский указывает, что двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение ДА бла­готворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В экспериментальных исследованиях зарубежных авто­ров большое внимание уделяется использованию средств физи­ческого воспитания с целью коррекции психических и психомо­торных отклонений. Доказано положительное влияние воздей­ствия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка. Чисто лечебные программы, основанные на движениях, постепенно совершенствовались и включались в качестве обязательных в образовательные програм­мы [6, с. 45].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его ... мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, ...

Двигательная деятельность обусловлена многими факторами:

— социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).

— природными (климат, сезоны года)

— биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия, функциональные особенности центральной нервной системы и высшей нервной деятельности) [19, с. 26].

Целым рядом исследований доказана важная роль двигательной активности в развитии и нормальном функционировании всех систем организма ребенка раннего возраста. У родившегося младенца отсутствуют готовые движения — двигательная сфера ребенка воспитывается с рождения [8, с. 19]. Движения стимулируют рост костей, правильное формирование изгибов позвоночника. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Под влиянием движений нормализуется частота дыхания, увеличивается емкость легких. Установлено, что жизненная емкость легкость у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями на 61-73% выше. Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от не получающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем году жизни [23, с. 48]. В результате движений развивается мышечная масса; чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению. Недостаточный объем двигательной активности изменяет соотношение мышечной и жировой ткани в пользу последней, и масса нарастает за счет увеличения жироотделения.

Установлено, что при достаточном объеме двигательной активности происходят значительные изменения в функционировании сердечно­сосудистой системы: увеличивается удельный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений; увеличивается физическая работоспособность ребенка.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной активности малышей, избирательное отношение к отдельным движениям, каждый раз с поступлением новых детей в дошкольное учреждение приходится искать и новые возможности для оптимизации двигательного режима. Поэтому необходимо знать некоторые правила его разработки:

1. общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;

2. содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;

3. определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

4. периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;

5. каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно [21, с. 38].

Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и ... них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является ...

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов).

Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения.

Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.

Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера [33, с. 46].

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Основными критериями оценки двигательного режима являются объём, продолжительность, содержание, интенсивность двигательной активности.

Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38-41 у детей двух лет, 41-50 — двух с половиной, 44-51 — трёх лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

Движения ребенка можно измерить в условных шагах. Для этого используется специальный прибор-шагомер, который вкладывается в специальный мешочек (чтобы ребенок его не трогал) и прикрепляется к поясу (на бедро).

Шагомером измеряется так называемый объем движений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен 5,5 тысячам шагов, двух с половиной и трех лет 6,3 и 6,8 тысячам [23, с. 8].

Для измерения естественной двигательной активности шагомером регистрируется двигательная активность за одинаковый временной интервал (например, с 8 до 17 или 19 час).

В этот день не стимулируется активность ребенка — лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия [19, с. 48].

Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка без шагомера, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой. Необходимо внимательно наблюдать за детьми, обращая внимание на самых подвижных; на тех, кто сидит большую часть времени, не решается взять мяч; определить вид деятельности, какие движения преобладают, кто умеет «завоевывать» пространство для своих игр, кто его боится.

Получив дополнительно к своим наблюдениям данные о здоровье и физическом развитии детей от медицинских работников, родителей необходимо составлять диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей группы. После графы «фамилия, имя ребенка» идет графа «физическое развитие». В ней отмечается гармоническое соотношение роста, веса, окружности груди или отклонения (завышенный/заниженный вес).

12 стр., 5958 слов

Формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... Анализ результатов, проведенных исследователями, показал, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками. У них складываются ... возраста. Предмет исследования - взаимоотношения в процессе игровой деятельности у дошкольников. Гипотеза курсовой работы: развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: ...

В графе «двигательное развитие» отмечается двигательная активность [14, с. 65].

Можно условно выделить три группы детей:

-поведение детей средней подвижности (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

— Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной напр……..

Список использованной литературы

1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004. — С.331-332.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с.

3. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. — М.: Просвещение, 2003.- 245 с.

4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез. 2007. — 240 с.

5. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. — М.: Владос, 2000. — 262 с.

6. Горелова, Л. Игра и личность дошкольника. // Пралеска. — №1. — 2008. — С. 30-34.

7. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры : пособие для педагогов и роди­телей / М. Н. Дедулевич. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002.

9. Дедулевич, М. Н., Шишкина, В.А. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста / М.Н. Дедулевич // Вектор науки ТГУ. — 2010. — №3. — С. 42-45.

10. Зайченко, Е. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре / Е. Зайченко // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4. — С. 11-13

11. Игра в мире детства. Материалы Республиканской конференции. // Пралеска. — №1. — 2008. — С. 12-16.

12. Кузнецов, М.Н. Здоровье ищем в движениях. // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. / Авторы-составители: Антонов Ю.Е, Кузнецова М.М., Пронина Е.И. — М.: АРКТИ, 2001. — С. 14-17.

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

... и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна Викторовна - педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 330», действительный ... В докладе рассматривается опыт успешной социализации детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, методы и приемы взаимодействия психолога с детьми, а также даны методические рекомендации для ...

13. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей// Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 2. — с. 56-58.

14. Мащенко, М. В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию / М. В. Мащенко, В. А. Шиш­кина. — Минск : Зорны верасень, 2000. — 184 с.

15. Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

16. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч.получение дошкольного образования, с русским языком обучения/Е.А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007.

17. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1976.

18. Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. — Мн.: Зорны верасень, 2006.

19. Шишкина, В. А. Здоровый малыш : Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни. Пособие для педагогов дошк. учреждений. — Минск : Полымя, 2009. — 176 с.

20. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. — Минск : Зорны верасень, 2007. — 160 с.

21. Шебеко, В.Н Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. Для пед. Колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. — Минск: Універсітэцкае, 1998. — 184 с.

22. Яковлева, В.Г. Игры для детей. — М.: ИНФРА-М, 2002.

23. Яковлева, Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” / Л. Яковлева // Дошкольное воспитание. — 2009.- № 6. — С. 8-12.