Содержание
Введение 3
ГЛАВА I Теоретические основы проблемы
самостоятельной двигательной деятельности ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Двигательное развитие ребенка-дошкольника в
психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Специфика, содержание и руководство самостоятельной
двигательной деятельностью детей дошкольного возраста 10
Вывод по 1 главе 17
Глава 2 Экспериментальное исследование
организации и руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей в дошкольном учреждении 19
2.1 Диагностика двигательного развития детей младшего
дошкольного возраста в самостоятельной деятельности 19
2.2 Организация и руководство самостоятельной двигательной
деятельностью детей младшего дошкольного возраста 24
Вывод по 2 главе 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения 38
Введение
Двигательное развитие — одна из основных линий развития детей дошкольного возраста. Помимо собственной значимости — это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка.
Традиционно двигательное развитие рассматривается в теории и практике дошкольного образования как формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень их физической подготовленности (ФП), который во многом отражает функциональные возможности систем организма.
Однако феномен ФП стал постепенно превращаться в самоцель и выступать чуть ли не единственным критерием оценки не только двигательного развития детей, но и физического воспитания в целом. В ДОУ появилась тенденция «подтягивания» детей к установленным нормативам без учета особенностей их здоровья и физического развития. В научных исследованиях проблем физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками увеличение показателей ФП часто стало рассматриваться в качестве основного доказательства их успешности. Замечания по этому поводу появляются все чаще в высказываниях ученых, что вполне справедливо [9, с. 42].
Признавая в целом наработки науки и практики по проблеме ФП, мы поддерживаем озабоченность авторов по поводу необоснованного форсирования этого направления физического воспитания и предлагаем новые подходы к оценке двигательного развития дошкольников, основанные на результатах многолетнего исследования.
Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста — задача первостепенной важности.
1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины
... собственными информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информ.потоков. -логическая модель.наука изучается как логическое развитие идей.при этом подходе самостоятельное значение приобретает ... страны изучается как демографическая задача. Особую актуальность приобретает проблема возраста научного коллектива. -модель научный работник-творчески активный индивидуум.данная модель ...
Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения организма к условиям дошкольного учреждения">детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно -психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.
Недостаточный объем двигательной деятельности в дошкольном возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.
Фактором, положительно влияющим на физическое развитие ребенка является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода с учетом уровня двигательной деятельности детей. Данная проблема находит отражение в работах таких исследователей как В.А. Шишкина, М.А. Рунова, О.С. Филиппова, Н.А. Ноткина и др.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
Объект исследования — двигательное развитие.
Предмет исследования — особенности использования самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей дошкольного возраста.
Цель работы — определить эффективность двигательного развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Разработка и экспериментальная проверка эффективности методики развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режиме работы детского сада.
2. Изучить особенности организации самостоятельной двигательной активности в дошкольном учреждении.
3. Определить педагогические условия самостоятельной двигательной активности в дошкольном учреждении.
Методы исследования теоретические:
Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся
... Психологические характеристики, особенности личности, способности: Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности. ... подходы в обучении, которые помогут детям сформировать свою, активную, самостоятельную позицию для дальнейшего развития за пределами школы. Для решения ...
целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностика двигательного развития детей, педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ходе её проходят практическую проверку ряд тестовых методик и коррекционных приёмов. Данные тестовые методики и приемы позволяют в интересной для дошкольников форме решать диагностические и коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем при исследовании особенностей физического развития детей на что в настоящее время, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания в детском саду.
ГЛАВА I Теоретические основы проблемы самостоятельной двигательной деятельности ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Двигательное развитие ребенка-дошкольника в психолого-педагогических исследованиях
Современная наука располагает объективными данными, свидетельствующими об исключительно важной роли двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья в разные возрастные периоды. Целым рядом исследований показано благотворное влияние движений на развитие и нормальное функционирование всех систем организма ребенка-дошкольника: скелетно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, терморегуляционной. Установлено, что жизненная емкость легких у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями, на 61-73% выше. Психологическими исследованиями доказано, что через посредство формирования произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения (А. В. Запорожец, И. К. Котырло).
Одним из условий нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Двигательная активность как биологическую потребность рассматривает ряд авторов. От степени удовлетворения этой потребности, подчеркивают они, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения считаются специфическим средством физического воспитания, и они в единстве с физическими упражнениями обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей [21, с. 37].
Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Двигательное развитие — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [16, с. 7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).
Периоды развития теории управления
... справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и его двигательной активности, пути улучшения общего состояния рабочего, научный отбор и изучение ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2, с. 5].
Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают, что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т. к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».
Физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд считают, что «двигательная активность — кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» [4, с. 6]. Таким образом, по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие и здоровье» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.
В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма» [21, с. 5].
Ю.Ф. Змановский указывает, что двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение ДА благотворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений. Доказано положительное влияние воздействия корригирующих программ физического воспитания на психомоторное развитие ребенка. Чисто лечебные программы, основанные на движениях, постепенно совершенствовались и включались в качестве обязательных в образовательные программы [6, с. 45].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его ... мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, ...
Двигательная деятельность обусловлена многими факторами:
— социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).
— природными (климат, сезоны года)
— биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия, функциональные особенности центральной нервной системы и высшей нервной деятельности) [19, с. 26].
Целым рядом исследований доказана важная роль двигательной активности в развитии и нормальном функционировании всех систем организма ребенка раннего возраста. У родившегося младенца отсутствуют готовые движения — двигательная сфера ребенка воспитывается с рождения [8, с. 19]. Движения стимулируют рост костей, правильное формирование изгибов позвоночника. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Под влиянием движений нормализуется частота дыхания, увеличивается емкость легких. Установлено, что жизненная емкость легкость у детей, систематически занимающихся физическими упражнениями на 61-73% выше. Дети, получающие гимнастику с полутора месяцев, уже на третьем месяце жизни выгодно отличаются от не получающих ее в весе, росте, объеме грудной клетки. Эта разница сохраняется на втором и третьем году жизни [23, с. 48]. В результате движений развивается мышечная масса; чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению. Недостаточный объем двигательной активности изменяет соотношение мышечной и жировой ткани в пользу последней, и масса нарастает за счет увеличения жироотделения.
Установлено, что при достаточном объеме двигательной активности происходят значительные изменения в функционировании сердечнососудистой системы: увеличивается удельный объем сердца, уменьшается частота сердечных сокращений; увеличивается физическая работоспособность ребенка.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной активности малышей, избирательное отношение к отдельным движениям, каждый раз с поступлением новых детей в дошкольное учреждение приходится искать и новые возможности для оптимизации двигательного режима. Поэтому необходимо знать некоторые правила его разработки:
1. общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;
2. содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;
3. определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
4. периоды активности чередуются со «спокойными» видами деятельности;
5. каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно [21, с. 38].
Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и ... них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является ...
Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.
Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов).
Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.
Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам после дневного сна. В то время нецелесообразны организованные физические упражнения.
Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав для этого условия.
Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера [33, с. 46].
В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Основными критериями оценки двигательного режима являются объём, продолжительность, содержание, интенсивность двигательной активности.
Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38-41 у детей двух лет, 41-50 — двух с половиной, 44-51 — трёх лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.
Движения ребенка можно измерить в условных шагах. Для этого используется специальный прибор-шагомер, который вкладывается в специальный мешочек (чтобы ребенок его не трогал) и прикрепляется к поясу (на бедро).
Шагомером измеряется так называемый объем движений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен 5,5 тысячам шагов, двух с половиной и трех лет 6,3 и 6,8 тысячам [23, с. 8].
Для измерения естественной двигательной активности шагомером регистрируется двигательная активность за одинаковый временной интервал (например, с 8 до 17 или 19 час).
В этот день не стимулируется активность ребенка — лучше предоставить ему полную свободу деятельности, создав необходимые условия [19, с. 48].
Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка без шагомера, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой. Необходимо внимательно наблюдать за детьми, обращая внимание на самых подвижных; на тех, кто сидит большую часть времени, не решается взять мяч; определить вид деятельности, какие движения преобладают, кто умеет «завоевывать» пространство для своих игр, кто его боится.
Получив дополнительно к своим наблюдениям данные о здоровье и физическом развитии детей от медицинских работников, родителей необходимо составлять диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей группы. После графы «фамилия, имя ребенка» идет графа «физическое развитие». В ней отмечается гармоническое соотношение роста, веса, окружности груди или отклонения (завышенный/заниженный вес).
Формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста в игровой деятельности
... Анализ результатов, проведенных исследователями, показал, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками. У них складываются ... возраста. Предмет исследования - взаимоотношения в процессе игровой деятельности у дошкольников. Гипотеза курсовой работы: развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: ...
В графе «двигательное развитие» отмечается двигательная активность [14, с. 65].
Можно условно выделить три группы детей:
-поведение детей средней подвижности (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.
— Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной напр……..
Список использованной литературы
1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004. — С.331-332.
2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. — М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
3. Вавилова, Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. — М.: Просвещение, 2003.- 245 с.
4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез. 2007. — 240 с.
5. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. — М.: Владос, 2000. — 262 с.
6. Горелова, Л. Игра и личность дошкольника. // Пралеска. — №1. — 2008. — С. 30-34.
7. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры : пособие для педагогов и родителей / М. Н. Дедулевич. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002.
9. Дедулевич, М. Н., Шишкина, В.А. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста / М.Н. Дедулевич // Вектор науки ТГУ. — 2010. — №3. — С. 42-45.
10. Зайченко, Е. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре / Е. Зайченко // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4. — С. 11-13
11. Игра в мире детства. Материалы Республиканской конференции. // Пралеска. — №1. — 2008. — С. 12-16.
12. Кузнецов, М.Н. Здоровье ищем в движениях. // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. / Авторы-составители: Антонов Ю.Е, Кузнецова М.М., Пронина Е.И. — М.: АРКТИ, 2001. — С. 14-17.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...
... и педагогическим сообществом. ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Красавина Анна Викторовна - педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 330», действительный ... В докладе рассматривается опыт успешной социализации детей с ОВЗ в дошкольном учреждении, методы и приемы взаимодействия психолога с детьми, а также даны методические рекомендации для ...
13. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей// Теория и практика физ. культуры. — 1987. — № 2. — с. 56-58.
14. Мащенко, М. В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. — Минск : Зорны верасень, 2000. — 184 с.
15. Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
16. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч.получение дошкольного образования, с русским языком обучения/Е.А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
17. Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1976.
18. Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. — Мн.: Зорны верасень, 2006.
19. Шишкина, В. А. Здоровый малыш : Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни. Пособие для педагогов дошк. учреждений. — Минск : Полымя, 2009. — 176 с.
20. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. — Минск : Зорны верасень, 2007. — 160 с.
21. Шебеко, В.Н Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. Для пед. Колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. — Минск: Універсітэцкае, 1998. — 184 с.
22. Яковлева, В.Г. Игры для детей. — М.: ИНФРА-М, 2002.
23. Яковлева, Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” / Л. Яковлева // Дошкольное воспитание. — 2009.- № 6. — С. 8-12.