26. Организация как система

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

26. Организация как система

27. Социальная организация, хозяйственные организации

28. Организация и управление

29. Теория организации и ее место в системе научных знаний

30. Закон синергии

31. Закон информированности -упорядоченности

32. Закон самосохранения

33. Закон единства анализа и синтеза

34. Закон развития

35. Законы композиции и пропорциональности

При рассмотрении любой организации как системы могут быть использованы различные аспекты. 1.Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация —это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления в данной системе — достичь получения заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.

2.Экономический аспект. Рассмотрение организации в данном аспекте предполагает понимание организации как системы, включающей в себя такие элементы, как ресурсы, которыми в данный период обладает организация. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово-экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде. Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае являются: тип производства продукции и (или)услуг (единичный, серийный, массовый], уровень специализации и кооперирования производственных процессов, уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное).

Все параметры экономической системы делятся на эндогенные (внутренние: объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов) и экзогенные (внешние: ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).

Цель системы управления состоит в обеспечении постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами адекватно определенного ассортимента с высоким уровнем качества.

4 стр., 1873 слов

Система специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха

... 32 Введение Данная работа посвящена вопросу о системе специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха. Будут ... работу государственных структур, они продвигают новые подходы к организации социального пространства помощи детям с нарушением слуха, которое ... спорт, 2004. - 304 с. 8. Водоватов, Ф.Ф. Организация детальности коррекционных образовательных учреждений; под ред. Ф.Ф. Водоватова, ...

3.Правовой аспект. В данном аспекте организа­ция представляет собой юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды, обла­дающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями).

Дру­гими словами, организация является системой субъектов права, связанных между собой (на право­вой основе) и с внешней средой. Деятельность таких организаций регламентируется Гражданским, Трудо­вым, Таможенным и Земельным кодексами РФ и ее субъектов, постановлениями Правительства РФ, ука­зами Президента РФ и специальными записями в таких документах, как устав организации и договор учредителей организации. В организации с такой позиции целью системы управления является обес­печение соблюдение прав организации в ходе веде­ния производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.

4.Социально-психологический аспект. Рас­сматривая организацию в таком аспекте, под ней понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отноше­ний. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуу­мы, объединенные между собой социально-психоло­гическими связями, проявляющимися в ходе производ­ства продукции и услуг, а также е процессе управления. В таком понимании цель системы управления органи­зации состоит в обеспечении комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего предот­вращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе, способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих и направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта.

27. Социальная организация, хозяйственные организации

Понятие социальной организации связано с объединением людей. Вообще, объединении людей принято называть группами или (при определенных условиях) организациями. Эти объединения делятся на первичные и вторичные группы.

6 стр., 2702 слов

Некоторые способы организации отношений в коллективах в IT

... изложил некоторые соображения по применению соционики для организации управления коллективами программистов, хотя здесь мой опыт пока что ... книге «Мифический человеко-месяц или Как создаются программные системы» Ф. Брукс писал, что команду по ... них отводится вопросам мотивации персонала, умению договариваться с людьми, проводить совещания, вырабатывать решения, удовлетворяющие все заинтересованные ...

Объединение людей в виде первичных групп связано с личностными отношениями, эмоциями, взаимными симпатиями, общими увлечениями. К этим объединениям принято относив семью, друзей, спортивные и творческие коллективы, некото­рые религиозные общины и т. д. Вторичные группы образуются, как правило, для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах обычно стро­го распределены, и эмоциональные отношения между людьми уходят на задний план. Базовую основу вто­ричных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели.

Для выявления понятия социальной организации рассмотрим основные понятия подходы толкованию термина «организация».

1. Организация как объект представляет со­бой искусственное объединение людей, которое яв­ляется элементом или частью общественной струк­туры и выполняет определенные функции. Данное понимание относится к таким формациям, как пред­приятие, фирма, банк, органы власти и т. д.

2. Организация как процесс представляет со­бой совокупность мероприятий, с помощью которых обеспечивается взаимосвязь между элементами системы в ходе ее существования. Организация — это вид деятельности, который включает в себя рас­пределение функций среди членов коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, осу­ществление контроля за исполнением приказов и рас­поряжений должностных лиц, процесс распределе­ния материальных и денежных фондов и т. д.

3. Организации как воздействие представляет собой упорядочение или налаживание действия ка­кого-либо объекта. В этом смысле понятие «органи­зация» применяется и к предприятию в том случае, если речь идет о разработках схемы организацион­ной структуры или оборганиэационном проектировании.

5 стр., 2136 слов

1. Основные принципы организации труда в научной деятельности

... трудности в процессе управления. Успех в деятельности научного коллектива во многом зависит от соблюдения следующих принципов организации работы с людьми. Принцип информированности о ... отношения с другими сотрудниками на работе. Лицам со слабой нервной системой особенно необходимо планирование режимов труда и отдыха. Иногда происходят конфликты ...

В теории организации используются все три по­нятия.

1. Социальная организация — это прежде все­го объединение людей, ориентированное на дости­жение определенных целей. Состав членов коллектива и направления его деятельности регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим норма­ми, принятыми в самой организации и обществе в целом.

2. Факторы, влияющие на эффективность социальной организации. Такими факторами вы­ступают нормы поведения в организации, сплочен­ность или конфликтность коллектива, уровень квали­фикации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы, Понятия организационной системы и коллектива взаи­мосвязаны, но они не тождественны. Коллектив представляет собой объединение всея работников организации, осуществляющих совместную трудо­вую деятельность. Любая организация не может су­ществовать без коллектива и включает в себя кол­лектив как основу. Коллектив может быть частично или полностью заменен, тем не менее организация продолжит Свое существование. Основываясь на данном подходе, полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия чело­века, неправомерно называть организацией. Также частное предприятие, на котором работает только один человек, не валяется организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации — коллектива.

Социальные организации, которые занимаются производственной и экономической деятельностью, принято называть деловыми организациями.

Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

К хозяйственным организациям относятся:

— юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.;

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... организации и регулирования. Их содержательная сторона. Управление как рефлективная форма воспроизводственной деятельности. ... государственного управления. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления. Цели государственного управления. ... «Теория и практика государственного управления» Необходимость и актуальность управления обществом. Управление как деятельность, ...

— неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т. д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

28. Организация и управление

В теории организации встречается различное понимание сущности организации: социальные, деловые, хозяйственные, организация как процесс, Кро­ме того, в отношении организаций всех типов могут рассматриваться такие аспекты, как открытость, развитие, функциональность, стабильность и т. д. Актуаль­ные результаны исследования для теории и практики дает рассмотрение организации как управлнемой системы. При том рассмотрение организации как управляемой системы предполагает ее понимание именно как социальной организации.

Социальная организация представляет собой сложную, открытую, управляемую, динамическую систему с целенаправленным действием. В отноше­нии социальной организации можно сказать, что она представляет собой искусственно созданный набор взаимодействующих элементов и подсистем, кото­рый предназначается для достижения определенной цели.

Системный подход к определению органи­зации. Рассмотрение социальной организации как управляемой системы требует использования систем­ного подхода, который представляет собой мето­дологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и отдельные части в организации любого типа выступают в диа­лектическом единстве и взаимосвязи.

6 стр., 2735 слов

Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии

... УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА Факультет психологии Реферат на тему: «Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии» Работу выполнила: студентка 46гр Кубрак Екатерина ... осуществления самостоятельной работы студентов со специальной литературой, а также воспитание социальных личностных качеств, требующих для этой работы. В число последних включает ...

Организации присущи все признаки системы: множество элемен­тов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; нали­чие связей между элементами; целостность и един­ство элементов структуры; четко выраженное управ­ление.

Цель организации как управляемой систе­мы. Цель является основой деятельности любой организации. Под целью понимают желаемое состоя­ние системы в результате управляемого процесса ее развития. В идеале цель должна иметь конкрет­ные сроки исполнения и допускать возможность кор­ректировки при изменении внешних и внутренних условии.

Управление — это процесс целенаправленного воздействия на систему, который обеспечивает по­вышение ее организованности, получение того или иного полезного эффекта. Система управления — это система, в которой протекает процесс управления.

В менеджменте управление представляется как вид человеческой деятельности. В процессе разде­ления труда управленческий труд постепенно отде­лился or рутинного физического труда. По содержа­нию управленческий труд более ответсвен, чем труд производственных рабочих. Кроме того, он характе­ризуется более высокими психологическими нагруз­ками.

Высокая психологическая нагрузка управленче­ского труда связана с тем, что руководитель, как пра­вило, в своей деятельности постоянно принимает решения, касающиеся судьбы всех членов трудового коллектива.

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями Выполнение принципов управления меняется залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления. С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, поло­жений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

7 стр., 3394 слов

Организация и управление в сфере туризма

... работа по дисциплине "Управление организацией" тема "Организация и управление в сфере туризма" Выполнила ... экологией, технологиями, политикой и социальной системой. Перечисленные системы общественного окружения ... отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование ... университет издательство, 2014 - 28с. 2. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". - ...

29. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Теория организации — это наука, являющая­ся, по сути, междисциплинарной, объединяющей многие сферы научных исследований Между тем индивидуальность теории организации проявляема в том, что как наука она имеет свои объект, предмет, методы и принципы исследования.

Теория организации связана со следующи­ми науками:

1) наукой об управлении. Разграничение сфер интересов с данной наукой неоднозначно. Одни авторы считают, чго организация — это отдель­ный раздел теории управления, другие — что управ­ление описывается категориями теории орга­низации. Общепринятой является точка зрения, что «организация» отвечает на вопрос, чем управ­лять, а «управление» — зачем и как воздейство­вать на объект;

2) психологией. В теории организации присутствует тематика, связанная с поведением людей и организации. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. Рассматривают­ся приемы восприятия, обучении и тренировки,

выявления нужд и разработка мотивационных ме­тодов, степень удовлетворенности работой, пси­хологические аспекты процессов принятия реше­ний и т. д.;

3) социологией. Принципы и методы социологии используются е теории организации при изуче­нии социальных систем, при изучении группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Для теории opганизации научную значимость приобретает изучение мотивации че­ловеческой деятельности, места и роли челове­ка в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограниче­нии, социальных перемещений, мобильности, идентификации;

4) социальной психологией. Поведение людей особенно в формате группового общения, интересно для теории организации постольку, при изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. В разделах по коммуникациям используется инструментарий социальной психологии;

5) антропологией. В теории организации рассматривается функция (культуры общества, т. е. механизм отбора ценностей и норм прошлых периодов, передачи их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознании и поведения Теория организации изучает социальную память прошлого для выявления различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций;

6) экономической наукой. В тории организации важную роль играет механизм формирования цели и стратегии организации как основ для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. В теории организации в целях достижения комплексности и системности курса рассматриваются отношения собственности, рыночное и государственное регулирование, макро- и микроэкономические аспекты функционирования субъектов хозяйствования;

7) юридической наукой. Влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. В последнее время особенно популярно корпоративное право. В теории организации рассматривается отдельным разделом система правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения;

8) информатикой. Роль информатики проявляется в том, что в теории организации отдельным разделом изучаются законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в организационных, социальных и хозяйственных системах.

30. Закон синергии

Синергия — это совместное и однородное функ­ционирование элементов системы.

Закон синергии. В любой организации возмож­ны как прирост энергии, так и снижение общего энер­гетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. Благодаря закону синергии социальная организа­ция имеет существенное отличие от объектов ма­териального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохра­нения и превращения энергии, в соответствии с ко­торым в любой замкнутой системе при любых ее из­менениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоя­тельство объясняется тем, что в социальных орга­низациях в качестве энергетического ресурса рас­сматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы коллектива величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональ­ной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействии членов коллектива в реа­лизации общей цели организации.

Синергетический эффект. В социальных орга­низациях энергетический потенциал может быть, как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, опре­деляющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организации может быть из-за отсутствия в коллективе лиде­ра, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, ис­пользования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается, а том, чтобы найти нуж­ный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия, а организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении со­циальных организаций при рассмотрении закона синергии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.

Приростом энергии в социальных организациях можно управлять. Такое управление может быть реализовано путем целенаправленного регулирова­ния энергетического и производительно го потенциа­ла. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объе­мов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального экономического эффекта.

Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разра­ботаны единицы измерении энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном на­правлении ведутся, их актуальность объясняется со­временными задачами управления. Широко распространенным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяйственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки не­обходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.

Показатели созидательного синергетического эффекта: высокий уровень показателей экономической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменении во внешней среде; использо­вание прибыли в цепях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организа­ции; использование современных технологий комму­никации и управления; повышенный спрос на продук­цию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа: здоровый моральный кли­мат и т. д.

31. Закон информированности -упорядоченности

В условиях острой конкурентной борьбы достигает своих целей тог, кто обладает информацией. Именно поэтому ценность информации для деловой органи­зации особенно высока. На современном этапе ин­формация признается одним из важнейших видов ресурсов организации. Все организации ведут свою хозяйственную деятельность в условиях информа­ционной среды, которая включает в себя совокуп­ность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране.

Закон информированности и упорядоченно­сти. Этот закон указывает на важность информации в процессе управления: любая социальная организа­ций способна к выживанию только тогда, когда она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. Для характеристи­ки информации используется следующие параметры:

1) полнота. Данный параметр характеризует воз­можность доступа к ресурсам информационного пространства, в’условиях которого функциониру­ет организация, а также состояние внешних и внут­ренних коммуникационных связей. Современная практика работы многих организаций показывает, что для принятия правильного решения менедже­ру необходимо осуществлять работы не только по ее сбору, но и обработке и систематизации. Кро­ме того, в условиях конкуренции часть необходи­мой для менеджера информации переводится в разряд конфиденциальной;

2) достоверность. Этот параметр также является необходимой характеристикой информации и, сле­довательно, необходимым условием использова­ния полученных данных в деятельности организации. Чтобы информация была достоверной, источники информации должны быть надежными. Такая ситуа­ция требует осуществления специальной проверки получаемой информации для управления органи­зацией;

3) упорядоченность. Данное свойство информа­ции предполагает структурирование или распределение всего потока информации по степени тс важности для решения задач управления органи­зацией. Систематизацию информации в организа­ции можно реализовать различными способами; использованием труда специальных секретарей, разграничением степени доступа к различным ви­дам информации;

4) оперативность получения информации. Данная характеристика информации признается необхо­димой, поскольку запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по специальным каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, всегда отрицательно сказывается на ее работе. Чем больше уровней в организации, тем ниже скорость прохож­дения информации. В результате руководители часто вынуждены принимать решения, касающиеся перспективы, на основе устаревшей информации, что снижает эффективность подобных решений.

Сущность информационного обмена орга­низации. Каждая организация находится в постоян­ном взаимодействии с внешней информационной средой. В информационном обмене организацион­ной системы с окружающей средой выделяются два основных вида информации; входная информация и выходная. В практике хозяйствования используют­ся различные способы получения и распространения информации, а также разные способы защиты внут­ренней информации от несанкционированного доступа.

Входная информация по содержанию описыва­ет структуру рынка, характеризует деятельность госу­дарственных органов и социально-экономическое состояние общества. Получение такой информации является первоочередной задачей управленческого звена организации.

Выходная информация представляет собой сред­ство, которое обеспечивает создание имиджа органи­зации, также она способствует вхождению организа­ции в рынок.

Информационным обменом необходимо управ­лять, осуществляя целенаправленный информацион­ный менеджмент.

32. Закон самосохранения

Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) эа счет оптимального использования кадровых, ма­териальных и финансовых ресурсов.

Самосохранение организаций. Для хозяй­ственных организаций самосохранение приобрета­ет несколько иное значение, чем дли биологических И технических систем.

В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противо­вес целям других организаций. Конкуренция способствует развитию естественно­го отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям. Организации, которые не удовлетворяют потреб­ностям общественного развития, разоряются. В этих условиях выбор целей и социальной миссии организации является первым и самым oответственным моментом в стремлении к выживанию.

Оценка потенциала самосохранения органи­зации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития. Для постановки подобных целей, отвечающих требованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации. Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации. Данная оценка должна представлять собой опи­сание всех возможных факторов внутренней и внеш­ней среды анализируемой организации.

Все выявленные факторы необходимо объединить, а группы: позитивные и негативные факторы. После того как все факторы сгруппированы по степе­ни и механизму воздействия, составляется баланс со­зидательного и разрушительного потенциала. Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой органи­зации позитивные и негативные факторы. Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидатель­ных) факторов превышает соответствующий показа­тель негативных (разрушительных) факторов.

Трудности оценки. Несмотря на высокую ак­туальность подобной оценки, ее проведение сопряже­но с:

1) сложностью учета социально-психологи­ческих факторов. В данном случае сюда следу­ет отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, пока­затели общей психологической атмосферы в кол­лективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.);

2) сложностью анализа организационного по­тенциала. Организационный потенциал органи­зации зависит от многих показателей личности менеджера, а числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организа­торские способности, стремление к использова­нию новаций в управленческой деятельности и т. д.;

3) сложностью определения устойчивого состоя­ния. После нахождении баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосох­ранение организации, следует определить, на­сколько достигнутое состояние является устойчивым, т. е. оценить т.н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так во внешней среде.

Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервно­го денежного фонда; увеличение доли высоколиквид­ных материальных фондов; диверсификация дея­тельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой сре­ды обитании; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совер­шенствование структуры управлении; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизации маркетинго­вых исследований с целью выявлении новых возмож­ностей организации.

33. Закон единства анализа/синтеза

Необходимость поиска эффективных рецептов достижения высокой результативности функциониро­вания организаций требует постоянного изучения их составных частей (элементов), взаимосвязей меж­ду ними, целей их развития. При этом процесс изуче­ния организаций как системы должен проводиться на основе анализа и синтеза. Более того, данное усло­вие выполняется само собой, поскольку в реальном процессе изучения анализ и синтез как методы ис­следования постоянно переплетаются, их существо­вание друг без друга не представляется возможным.

Закон единства анализа и синтеза раскрыва­ет механизм системного подхода: благодаря исполь­зованию в процессах управления организацией комп­лекса процедур анализа и синтеза достигается обеспечение настройки организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.

Анализ представляет собой разделение целого на части либо представление сложного объекта в виде простых составляющих его частей. В данном случае анализ причинно-следственных связей между выяв­ленными частями предполагает нахождение необхо­димых и достаточных условий поддержания требуемо­го уровня взаимодействия между данными частями целого.

Синтез состоит в объединении нескольких простых составляющих частей объекта в некое единое целое. Подобное объединение в процессе синтеза осуществляется на основании взаимной необходи­мости и взаимосвязи.

Место анализа и синтеза в управлении. Глав­ной проблемой аналитической работы выступает сложность определения элемента, до уровня кото­рого следует производить разделение целого объекта. В данной работе обычно опираются на опыт и интуицию, причем опыт, как правило, помогает при повторяющих­ся ситуациях, а интуиции используется при новых об­стоятельствах. Необходимо, чтобы в процессе деком­позиции не потерялись особенно важные свойства составных частей анализируемого целого. В управлении принятие решений является стержнем управ­ленческой деятельности. Использование анализа и синтеза является обязательной составляющей лю­бой процедуры принятия решения по управлению организацией. На практике управление организацией в рамках закона единства анализа и синтеза осуществляется в форме суммарного воздействия отдель­ных управленческих решений, которые принимаются по результатам проведенных исследований в отноше­нии как отдельных ее звеньев и элементов (процеду­ра анализа), так и всей организации в целом (процеду­ры синтеза).

В процессе использования методик принятия решений, основанных на использовании за­кона анализа и синтеза, оценка эффективности выбор наиболее оптимального решения осуществляют­ся с точки зрения не только объекта, по поводу которого принимается решение, но и интересов всей организации в целом.

Закон единства анализа и синтеза организа­ционных систем предполагает использование ис­следовательского метода, который состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как систе­ма, абстрактно или реально разбивается на состав­ные элементы. Применение такого подхода позволя­ет выделить каждый элемент в отдельности с целью выявления его роли и места в системе. Далее отдель­ные элементы, изученные в процессе анализа, подвергаются синтезу. Это позволяет на принципиаль­но новом уровне знания продолжить и углубить уровень исследования системы путем анализа ее нового состояния. Следовательно, в рамках закона единства анализа и синтеза происходят непрерыв­ный цикл совершенствования системы управления организацией и постоянная корректировка ее орга­низационной структуры. Вся совокупность аналити­ческих работ в организации основана изданном за­коне, несмотря на внешнее название, выделяющее только анализ.

34. Закон развития

Организация представляет собой систему, состоя­щую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться призна­ком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон раз­вития.

Закон развития говорит о следующем: в про­цессе жизнедеятельности любой организации проис­ходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использова­ние ее энергетического потенциала для достижения поставленной цепи организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.

Энергетический потенциал любой организа­ции определяется не только и не столько потенциа­лом материальных ресурсов, сколько возможностя­ми коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.

Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.

Этапы оценки цели организации:

1) анализ возможностей организации. На дан­ном этапе следует осуществить комплексный ана­лиз энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответство­вать существующим возможностям организаци­онной системы и предполагать дальнейшее ее раз­витие;

2) анализ внешней среды. Этот этап предполага­ет выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных органи­заций, состояния рынка и т. д. На данном этапе оправдано использование маркетингового анали­за и анализа инвестиционного потенциала орга­низаций;

3) выявление набора подцелей путем прогно­зирования. Содержанием данного этапа являются выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направ­лению деятельности, являющемуся главной целью организации;

4) морфологический анализ. Данный анализ необ­ходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменении (раз­рыва) в выявленных траекториях развития как са­мой организации, так и окружающей среды;

5) анализ исходной позиции. Такой анализ на­правлен на выявление перспектив развитии орга­низации в плане достижения поставленной цепи. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: cooтветствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае небла­гоприятного развития событий.

Взаимосвязь цели организации и ее разви­тия. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалекти­ческое взаимодействие. В результате функциониро­вания организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию орга­низации. Часто внешняя среда заставляет органи­зацию ставить цели, которые в рамках текущих качест­венных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэто­му для достижения новых поставленных целей орга­низация должна развиваться, улучшая свои качест­венные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т.к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.

35. Законы композиции и пропорциональности

Организация может рассматриваться как систе­ма. В данном случае она будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Такое понимание организации приводи! к необходимости рассмотрения характера поведения всех ее элементов. Важной характеристикой взаимо­действия элементов организации как системы явля­ется стремление их к объединению.

Закон композиции и пропорциональности описывает процесс формирования объединений раз­личного типа: в ходе достижения единой цели орга­низациями наблюдается объективная тенденция организаций к формированию устойчивых объедине­ний, создаваемых на основе принципов соразмер­ности и пропорциональности. Закон проявляется в том, ч го организации стремятся выбрать оптималь­ную структуру и создать благоприятную среду обита­ния, что особенно характерно для современных де­ловых организаций. Во всем мире происходит активное формирование организаций мировою масш­таба.

Их принято называть надорганизациями, т.к. они регулируют или влияют на работу таких масштабных организационных систем, как целые государства.

Наиболее известные мировые объедине­ния: международная ассоциация «1-й Интернацио­нал» (потом — 2-й, 3-й и 4-й Интернационалы); Орга­низация объединенных наций (1945 г.); Организация объединенных наций по вопросам образования, на­уки и культуры — ЮНЕСКО (1946 г, J; Организа­ция американских государств—ОАГ (1948 г.); Военно-политический союз — НАТО (1949 г.).

Объекты действия закона композиции и про­порциональности. В качестве объектов проявле­ния закона применительно к деловым организациям могут рассматриваться организации, осуществляю­щие различные виды деятельности: производство, сбыт, оказание услуг, консалтинг, финансы, марке­тинг. В данном контексте стремление к пропорцио­нальности будет обусловлено сильно выраженной специализацией основной деятельности предприятий, в результате чего остальные функции могут быть переданы другим организациям.

Цели создания объединений: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, сни­жение рисков, создание устойчивой среды функцио­нирования для организаций. Применительно к деловым организациям закон композиции и пропорционально­сти выражается в стремлении к работе с добросовест­ными и надежными партнерами. Когда речь идет об организациях производственного типа, в качестве таких партнеров выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий либо организации, осуществ­ляющие сбыт продукции. В этом случае обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов новой объединенной организационной системы.

Современные тенденции объединений орга­низаций в России. Опыт функционирования объеди­нений хозяйственных организаций показывает, что они достаточно эффективны во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в современных условиях про­цесс объединения приобретает особую актуальности и становится необходимым фактором борьбы за выжи­вание для любой деловой организации. В условиях эко­номической нестабильности и резких колебаний рыноч­ной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода развития экономики России, соз­дание объединений позволяет их участникам более эффективно продвигаться к поставленным целям.

Причины вхождения организаций в объеди­нения: возможность доступа к свободным инвести­ционным ресурсам, получение профессиональной управленческой консультации, достижение контроля над рынком, стремление к снижению издержек за счет минимизации ряда административных расходов и т. д.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector