26. Организация как система

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

26. Организация как система

27. Социальная организация, хозяйственные организации

28. Организация и управление

29. Теория организации и ее место в системе научных знаний

30. Закон синергии

31. Закон информированности –упорядоченности

32. Закон самосохранения

33. Закон единства анализа и синтеза

34. Закон развития

35. Законы композиции и пропорциональности

При рассмотрении любой организации как системы могут быть использованы различные аспекты. 1.Производственно-технический (организационный) аспект. В таком аспекте организация —это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. В данной системе представляют интерес материальные и энергетические связи, объединяющие указанные элементы в единую систему. Цель управления в данной системе — достичь получения заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качественными характеристиками.

2.Экономический аспект. Рассмотрение организации в данном аспекте предполагает понимание организации как системы, включающей в себя такие элементы, как ресурсы, которыми в данный период обладает организация. Основными связями и отношениями между элементами выступают финансово-экономические, объединяющие элементы системы в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции и услуг в планируемом периоде. Основными параметрами системы, кроме ресурсов, в данном случае являются: тип производства продукции и (или)услуг (единичный, серийный, массовый], уровень специализации и кооперирования производственных процессов, уровень и формы организации производства (поточное, непрерывно-поточное, прямоточное).

Все параметры экономической системы делятся на эндогенные (внутренние: объем выпуска продукции и (или) услуг в натуральной и стоимостной формах, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов) и экзогенные (внешние: ресурсы, инвестиции, ставки налогов, минимальный размер оплаты труда).

Цель системы управления состоит в обеспечении постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей (клиентуры) товарами адекватно определенного ассортимента с высоким уровнем качества.

3.Правовой аспект. В данном аспекте организа­ция представляет собой юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды, обла­дающее той или иной организационно-правовой формой и статусом (правами и обязанностями).

4 стр., 1873 слов

Система специальных образовательных услуг для лиц с нарушением слуха

Оглавление Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Медико-социально-педагогическая помощь лицам с нарушением слуха…………………………………………………………………………………5 1.1. Медико-социально-педагогический патронаж детей с нарушением слуха…………………………………………………………………………….5 1.2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь детей с нарушением слуха……………………………………………………………8 1.3. Программы ранней помощи ...

Дру­гими словами, организация является системой субъектов права, связанных между собой (на право­вой основе) и с внешней средой. Деятельность таких организаций регламентируется Гражданским, Трудо­вым, Таможенным и Земельным кодексами РФ и ее субъектов, постановлениями Правительства РФ, ука­зами Президента РФ и специальными записями в таких документах, как устав организации и договор учредителей организации. В организации с такой позиции целью системы управления является обес­печение соблюдение прав организации в ходе веде­ния производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.

4.Социально-психологический аспект. Рас­сматривая организацию в таком аспекте, под ней понимают коллектив людей со своими личностными и психологическими характеристиками, связанных системой неформальных коммуникативных отноше­ний. Любая организация представляет собой систему, элементами которой выступают отдельные индивидуу­мы, объединенные между собой социально-психоло­гическими связями, проявляющимися в ходе производ­ства продукции и услуг, а также е процессе управления. В таком понимании цель системы управления органи­зации состоит в обеспечении комфортного социально-психологического микроклимата, позволяющего предот­вращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе, способствовать реализации личностных и профессиональных качеств работающих и направлять деятельность каждого члена и коллектива в целом на достижение главной стратегической цели хозяйствующего субъекта.

27. Социальная организация, хозяйственные организации

Понятие социальной организации связано с объединением людей. Вообще, объединении людей принято называть группами или (при определенных условиях) организациями. Эти объединения делятся на первичные и вторичные группы.

Объединение людей в виде первичных групп связано с личностными отношениями, эмоциями, взаимными симпатиями, общими увлечениями. К этим объединениям принято относив семью, друзей, спортивные и творческие коллективы, некото­рые религиозные общины и т.д. Вторичные группы образуются, как правило, для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах обычно стро­го распределены, и эмоциональные отношения между людьми уходят на задний план. Базовую основу вто­ричных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели.

10 стр., 4852 слов

Организация классного коллектива

29 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Понятие о ученическом коллективе. Основные стадии его развития. 4 Структура ученического коллектива в школе. 7 Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива. 8 Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко. 12 Воспитание коллектива по методике И.П.Иванова 20 Характеристика коллективной трудовой деятельности. 25 ...

Для выявления понятия социальной организации рассмотрим основные понятия подходы толкованию термина «организация».

1. Организация как объект представляет со­бой искусственное объединение людей, которое яв­ляется элементом или частью общественной струк­туры и выполняет определенные функции. Данное понимание относится к таким формациям, как пред­приятие, фирма, банк, органы власти и т.д.

2. Организация как процесс представляет со­бой совокупность мероприятий, с помощью которых обеспечивается взаимосвязь между элементами системы в ходе ее существования. Организация — это вид деятельности, который включает в себя рас­пределение функций среди членов коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, осу­ществление контроля за исполнением приказов и рас­поряжений должностных лиц, процесс распределе­ния материальных и денежных фондов и т.д.

3. Организации как воздействие представляет собой упорядочение или налаживание действия ка­кого-либо объекта. В этом смысле понятие «органи­зация» применяется и к предприятию в том случае, если речь идет о разработках схемы организацион­ной структуры или оборганиэационном проектировании.

В теории организации используются все три по­нятия.

1. Социальная организация — это прежде все­го объединение людей, ориентированное на дости­жение определенных целей. Состав членов коллектива и направления его деятельности регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим норма­ми, принятыми в самой организации и обществе в целом.

2. Факторы, влияющие на эффективность социальной организации. Такими факторами вы­ступают нормы поведения в организации, сплочен­ность или конфликтность коллектива, уровень квали­фикации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы, Понятия организационной системы и коллектива взаи­мосвязаны, но они не тождественны. Коллектив представляет собой объединение всея работников организации, осуществляющих совместную трудо­вую деятельность. Любая организация не может су­ществовать без коллектива и включает в себя кол­лектив как основу. Коллектив может быть частично или полностью заменен, тем не менее организация продолжит Свое существование. Основываясь на данном подходе, полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия чело­века, неправомерно называть организацией. Также частное предприятие, на котором работает только один человек, не валяется организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации — коллектива.

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... отношениях образцом для окружающих. В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; проверка ... изд. – М.:2005. 528 с. 7. Воронцова А.Н. Роль мотивации в системе управления персоналом. – М.: МарТ, 2009. 8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ...

Социальные организации, которые занимаются производственной и экономической деятельностью, принято называть деловыми организациями.

Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

К хозяйственным организациям относятся:

– юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;

– неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам — юридическим или физическим.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

7 стр., 3441 слов

Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами 2

... деятельности людей впроцессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основанаучного менеджмента — социальные законы и их действие в процессе управления социальнымипроцессами. Отсюда теория управления социальными ... управлениюлюдьми, практической организации объекта управления социальными процессами.Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и ...

28. Организация и управление

В теории организации встречается различное понимание сущности организации: социальные, деловые, хозяйственные, организация как процесс, Кро­ме того, в отношении организаций всех типов могут рассматриваться такие аспекты, как открытость, развитие, функциональность, стабильность и т.д. Актуаль­ные результаны исследования для теории и практики дает рассмотрение организации как управлнемой системы. При том рассмотрение организации как управляемой системы предполагает ее понимание именно как социальной организации.

Социальная организация представляет собой сложную, открытую, управляемую, динамическую систему с целенаправленным действием. В отноше­нии социальной организации можно сказать, что она представляет собой искусственно созданный набор взаимодействующих элементов и подсистем, кото­рый предназначается для достижения определенной цели.

Системный подход к определению органи­зации. Рассмотрение социальной организации как управляемой системы требует использования систем­ного подхода, который представляет собой мето­дологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и отдельные части в организации любого типа выступают в диа­лектическом единстве и взаимосвязи.

Организации присущи все признаки системы: множество элемен­тов; единство главной цели для всех элементов; относительная самостоятельность элементов; нали­чие связей между элементами; целостность и един­ство элементов структуры; четко выраженное управ­ление.

Цель организации как управляемой систе­мы. Цель является основой деятельности любой организации. Под целью понимают желаемое состоя­ние системы в результате управляемого процесса ее развития. В идеале цель должна иметь конкрет­ные сроки исполнения и допускать возможность кор­ректировки при изменении внешних и внутренних условии.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах: экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость. Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе ...

Управление — это процесс целенаправленного воздействия на систему, который обеспечивает по­вышение ее организованности, получение того или иного полезного эффекта. Система управления — это система, в которой протекает процесс управления.

В менеджменте управление представляется как вид человеческой деятельности. В процессе разде­ления труда управленческий труд постепенно отде­лился or рутинного физического труда. По содержа­нию управленческий труд более ответсвен, чем труд производственных рабочих. Кроме того, он характе­ризуется более высокими психологическими нагруз­ками.

Высокая психологическая нагрузка управленче­ского труда связана с тем, что руководитель, как пра­вило, в своей деятельности постоянно принимает решения, касающиеся судьбы всех членов трудового коллектива.

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями Выполнение принципов управления меняется залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления. С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, поло­жений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

29. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Теория организации — это наука, являющая­ся, по сути, междисциплинарной, объединяющей многие сферы научных исследований Между тем индивидуальность теории организации проявляема в том, что как наука она имеет свои объект, предмет, методы и принципы исследования.

Теория организации связана со следующи­ми науками:

7 стр., 3252 слов

Теория социальных конфликтов

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА 2. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 2.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС 2.2 РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ 3. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ социальный конфликт противоречие В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы ...

1) наукой об управлении. Разграничение сфер интересов с данной наукой неоднозначно. Одни авторы считают, чго организация — это отдель­ный раздел теории управления, другие — что управ­ление описывается категориями теории орга­низации. Общепринятой является точка зрения, что «организация» отвечает на вопрос, чем управ­лять, а «управление» — зачем и как воздейство­вать на объект;

2) психологией. В теории организации присутствует тематика, связанная с поведением людей и организации. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. Рассматривают­ся приемы восприятия, обучении и тренировки,

выявления нужд и разработка мотивационных ме­тодов, степень удовлетворенности работой, пси­хологические аспекты процессов принятия реше­ний и т.д.;

3) социологией. Принципы и методы социологии используются е теории организации при изуче­нии социальных систем, при изучении группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Для теории opганизации научную значимость приобретает изучение мотивации че­ловеческой деятельности, места и роли челове­ка в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограниче­нии, социальных перемещений, мобильности, идентификации;

4) социальной психологией. Поведение людей особенно в формате группового общения, интересно для теории организации постольку, при изучении межличностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. В разделах по коммуникациям используется инструментарий социальной психологии;

5) антропологией. В теории организации рассматривается функция (культуры общества, т.е. механизм отбора ценностей и норм прошлых периодов, передачи их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознании и поведения Теория организации изучает социальную память прошлого для выявления различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций;

6) экономической наукой. В тории организации важную роль играет механизм формирования цели и стратегии организации как основ для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. В теории организации в целях достижения комплексности и системности курса рассматриваются отношения собственности, рыночное и государственное регулирование, макро- и микроэкономические аспекты функционирования субъектов хозяйствования;

7) юридической наукой. Влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. В последнее время особенно популярно корпоративное право. В теории организации рассматривается отдельным разделом система правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения;

8) информатикой. Роль информатики проявляется в том, что в теории организации отдельным разделом изучаются законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в организационных, социальных и хозяйственных системах.

30. Закон синергии

Синергия — это совместное и однородное функ­ционирование элементов системы.

Закон синергии. В любой организации возмож­ны как прирост энергии, так и снижение общего энер­гетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. Благодаря закону синергии социальная организа­ция имеет существенное отличие от объектов ма­териального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохра­нения и превращения энергии, в соответствии с ко­торым в любой замкнутой системе при любых ее из­менениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоя­тельство объясняется тем, что в социальных орга­низациях в качестве энергетического ресурса рас­сматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы коллектива величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональ­ной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействии членов коллектива в реа­лизации общей цели организации.

Синергетический эффект. В социальных орга­низациях энергетический потенциал может быть, как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, опре­деляющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организации может быть из-за отсутствия в коллективе лиде­ра, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, ис­пользования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается а том, чтобы найти нуж­ный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия а организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении со­циальных организаций при рассмотрении закона синергии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.

Приростом энергии в социальных организациях можно управлять. Такое управление может быть реализовано путем целенаправленного регулирова­ния энергетического и производительно го потенциа­ла. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объе­мов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального экономического эффекта.

Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разра­ботаны единицы измерении энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном на­правлении ведутся, их актуальность объясняется со­временными задачами управления. Широко распространенным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяйственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки не­обходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.

Показатели созидательного синергетического эффекта: высокий уровень показателей экономической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменении во внешней среде; использо­вание прибыли в цепях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организа­ции; использование современных технологий комму­никации и управления; повышенный спрос на продук­цию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа: здоровый моральный кли­мат и т.д.

31. Закон информированности –упорядоченности

В условиях острой конкурентной борьбы достигает своих целей тог, кто обладает информацией. Именно поэтому ценность информации для деловой органи­зации особенно высока. На современном этапе ин­формация признается одним из важнейших видов ресурсов организации. Все организации ведут свою хозяйственную деятельность в условиях информа­ционной среды, которая включает в себя совокуп­ность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране.

Закон информированности и упорядоченно­сти. Этот закон указывает на важность информации в процессе управления: любая социальная организа­ций способна к выживанию только тогда, когда она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. Для характеристи­ки информации используется следующие параметры:

1) полнота. Данный параметр характеризует воз­можность доступа к ресурсам информационного пространства, в’условиях которого функциониру­ет организация, а также состояние внешних и внут­ренних коммуникационных связей. Современная практика работы многих организаций показывает, что для принятия правильного решения менедже­ру необходимо осуществлять работы не только по ее сбору, но и обработке и систематизации. Кро­ме того, в условиях конкуренции часть необходи­мой для менеджера информации переводится в разряд конфиденциальной;

2) достоверность. Этот параметр также является необходимой характеристикой информации и, сле­довательно, необходимым условием использова­ния полученных данных в деятельности организации. Чтобы информация была достоверной, источники информации должны быть надежными. Такая ситуа­ция требует осуществления специальной проверки получаемой информации для управления органи­зацией;

3) упорядоченность. Данное свойство информа­ции предполагает структурирование или распределение всего потока информации по степени тс важности для решения задач управления органи­зацией. Систематизацию информации в организа­ции можно реализовать различными способами; использованием труда специальных секретарей, разграничением степени доступа к различным ви­дам информации;

4) оперативность получения информации. Данная характеристика информации признается необхо­димой, поскольку запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по специальным каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, всегда отрицательно сказывается на ее работе. Чем больше уровней в организации, тем ниже скорость прохож­дения информации. В результате руководители часто вынуждены принимать решения, касающиеся перспективы, на основе устаревшей информации, что снижает эффективность подобных решений.

Сущность информационного обмена орга­низации. Каждая организация находится в постоян­ном взаимодействии с внешней информационной средой. В информационном обмене организацион­ной системы с окружающей средой выделяются два основных вида информации; входная информация и выходная. В практике хозяйствования используют­ся различные способы получения и распространения информации, а также разные способы защиты внут­ренней информации от несанкционированного доступа.

Входная информация по содержанию описыва­ет структуру рынка, характеризует деятельность госу­дарственных органов и социально-экономическое состояние общества. Получение такой информации является первоочередной задачей управленческого звена организации.

Выходная информация представляет собой сред­ство, которое обеспечивает создание имиджа органи­зации, также она способствует вхождению организа­ции в рынок.

Информационным обменом необходимо управ­лять, осуществляя целенаправленный информацион­ный менеджмент.

32. Закон самосохранения

Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) эа счет оптимального использования кадровых, ма­териальных и финансовых ресурсов.

Самосохранение организаций. Для хозяй­ственных организаций самосохранение приобрета­ет несколько иное значение, чем дли биологических И технических систем.

В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противо­вес целям других организаций. Конкуренция способствует развитию естественно­го отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям. Организации, которые не удовлетворяют потреб­ностям общественного развития, разоряются. В этих условиях выбор целей и социальной миссии организации является первым и самым oответственным моментом в стремлении к выживанию.

Оценка потенциала самосохранения органи­зации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития. Для постановки подобных целей, отвечающих требованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации. Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации. Данная оценка должна представлять собой опи­сание всех возможных факторов внутренней и внеш­ней среды анализируемой организации.

Все выявленные факторы необходимо объединить а группы: позитивные и негативные факторы. После того как все факторы сгруппированы по степе­ни и механизму воздействия, составляется баланс со­зидательного и разрушительного потенциала. Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой органи­зации позитивные и негативные факторы. Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидатель­ных) факторов превышает соответствующий показа­тель негативных (разрушительных) факторов.

Трудности оценки. Несмотря на высокую ак­туальность подобной оценки, ее проведение сопряже­но с:

1) сложностью учета социально-психологи­ческих факторов. В данном случае сюда следу­ет отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, пока­затели общей психологической атмосферы в кол­лективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т.д.);

2) сложностью анализа организационного по­тенциала. Организационный потенциал органи­зации зависит от многих показателей личности менеджера, а числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организа­торские способности, стремление к использова­нию новаций в управленческой деятельности и т.д.;

3) сложностью определения устойчивого состоя­ния. После нахождении баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосох­ранение организации, следует определить, на­сколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить т.н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так во внешней среде.

Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервно­го денежного фонда; увеличение доли высоколиквид­ных материальных фондов; диверсификация дея­тельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой сре­ды обитании; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совер­шенствование структуры управлении; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизации маркетинго­вых исследований с целью выявлении новых возмож­ностей организации.

33. Закон единства анализа/синтеза

Необходимость поиска эффективных рецептов достижения высокой результативности функциониро­вания организаций требует постоянного изучения их составных частей (элементов), взаимосвязей меж­ду ними, целей их развития. При этом процесс изуче­ния организаций как системы должен проводиться на основе анализа и синтеза. Более того, данное усло­вие выполняется само собой, поскольку в реальном процессе изучения анализ и синтез как методы ис­следования постоянно переплетаются, их существо­вание друг без друга не представляется возможным.

Закон единства анализа и синтеза раскрыва­ет механизм системного подхода: благодаря исполь­зованию в процессах управления организацией комп­лекса процедур анализа и синтеза достигается обеспечение настройки организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.

Анализ представляет собой разделение целого на части либо представление сложного объекта в виде простых составляющих его частей. В данном случае анализ причинно-следственных связей между выяв­ленными частями предполагает нахождение необхо­димых и достаточных условий поддержания требуемо­го уровня взаимодействия между данными частями целого.

Синтез состоит в объединении нескольких простых составляющих частей объекта в некое единое целое. Подобное объединение в процессе синтеза осуществляется на основании взаимной необходи­мости и взаимосвязи.

Место анализа и синтеза в управлении. Глав­ной проблемой аналитической работы выступает сложность определения элемента, до уровня кото­рого следует производить разделение целого объекта. В данной работе обычно опираются на опыт и интуицию, причем опыт, как правило, помогает при повторяющих­ся ситуациях, а интуиции используется при новых об­стоятельствах. Необходимо, чтобы в процессе деком­позиции не потерялись особенно важные свойства составных частей анализируемого целого. В управлении принятие решений является стержнем управ­ленческой деятельности. Использование анализа и синтеза является обязательной составляющей лю­бой процедуры принятия решения по управлению организацией. На практике управление организацией в рамках закона единства анализа и синтеза осуществляется в форме суммарного воздействия отдель­ных управленческих решений, которые принимаются по результатам проведенных исследований в отноше­нии как отдельных ее звеньев и элементов (процеду­ра анализа), так и всей организации в целом (процеду­ры синтеза).

В процессе использования методик принятия решений, основанных на использовании за­кона анализа и синтеза, оценка эффективности выбор наиболее оптимального решения осуществляют­ся с точки зрения не только объекта, по поводу которого принимается решение, но и интересов всей организации в целом.

Закон единства анализа и синтеза организа­ционных систем предполагает использование ис­следовательского метода, который состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как систе­ма, абстрактно или реально разбивается на состав­ные элементы. Применение такого подхода позволя­ет выделить каждый элемент в отдельности с целью выявления его роли и места в системе. Далее отдель­ные элементы, изученные в процессе анализа, подвергаются синтезу. Это позволяет на принципиаль­но новом уровне знания продолжить и углубить уровень исследования системы путем анализа ее нового состояния. Следовательно, в рамках закона единства анализа и синтеза происходят непрерыв­ный цикл совершенствования системы управления организацией и постоянная корректировка ее орга­низационной структуры. Вся совокупность аналити­ческих работ в организации основана изданном за­коне, несмотря на внешнее название, выделяющее только анализ.

34. Закон развития

Организация представляет собой систему, состоя­щую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться призна­ком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон раз­вития.

Закон развития говорит о следующем: в про­цессе жизнедеятельности любой организации проис­ходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использова­ние ее энергетического потенциала для достижения поставленной цепи организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.

Энергетический потенциал любой организа­ции определяется не только и не столько потенциа­лом материальных ресурсов, сколько возможностя­ми коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.

Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.

Этапы оценки цели организации:

1) анализ возможностей организации. На дан­ном этапе следует осуществить комплексный ана­лиз энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответство­вать существующим возможностям организаци­онной системы и предполагать дальнейшее ее раз­витие;

2) анализ внешней среды. Этот этап предполага­ет выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных органи­заций, состояния рынка и т.д. На данном этапе оправдано использование маркетингового анали­за и анализа инвестиционного потенциала орга­низаций;

3) выявление набора подцелей путем прогно­зирования. Содержанием данного этапа являются выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направ­лению деятельности, являющемуся главной целью организации;

4) морфологический анализ. Данный анализ необ­ходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменении (раз­рыва) в выявленных траекториях развития как са­мой организации, так и окружающей среды;

5) анализ исходной позиции. Такой анализ на­правлен на выявление перспектив развитии орга­низации в плане достижения поставленной цепи. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: cooтветствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае небла­гоприятного развития событий.

Взаимосвязь цели организации и ее разви­тия. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалекти­ческое взаимодействие. В результате функциониро­вания организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию орга­низации. Часто внешняя среда заставляет органи­зацию ставить цели, которые в рамках текущих качест­венных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэто­му для достижения новых поставленных целей орга­низация должна развиваться, улучшая свои качест­венные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т.к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.

35. Законы композиции и пропорциональности

Организация может рассматриваться как систе­ма. В данном случае она будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Такое понимание организации приводи! к необходимости рассмотрения характера поведения всех ее элементов. Важной характеристикой взаимо­действия элементов организации как системы явля­ется стремление их к объединению.

Закон композиции и пропорциональности описывает процесс формирования объединений раз­личного типа: в ходе достижения единой цели орга­низациями наблюдается объективная тенденция организаций к формированию устойчивых объедине­ний, создаваемых на основе принципов соразмер­ности и пропорциональности. Закон проявляется в том, ч го организации стремятся выбрать оптималь­ную структуру и создать благоприятную среду обита­ния, что особенно характерно для современных де­ловых организаций. Во всем мире происходит активное формирование организаций мировою масш­таба.

Их принято называть надорганизациями, т.к. они регулируют или влияют на работу таких масштабных организационных систем, как целые государства.

Наиболее известные мировые объедине­ния: международная ассоциация «1-й Интернацио­нал» (потом — 2-й, 3-й и 4-й Интернационалы); Орга­низация объединенных наций (1945 г.); Организация объединенных наций по вопросам образования, на­уки и культуры — ЮНЕСКО (1946 г,J; Организа­ция американских государств—ОАГ( 1948 г.); Военно-политический союз — НАТО (1949 г.).

Объекты действия закона композиции и про­порциональности. В качестве объектов проявле­ния закона применительно к деловым организациям могут рассматриваться организации, осуществляю­щие различные виды деятельности: производство, сбыт, оказание услуг, консалтинг, финансы, марке­тинг. В данном контексте стремление к пропорцио­нальности будет обусловлено сильно выраженной специализацией основной деятельности предприятий, в результате чего остальные функции могут быть переданы другим организациям.

Цели создания объединений: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, сни­жение рисков, создание устойчивой среды функцио­нирования для организаций. Применительно к деловым организациям закон композиции и пропорционально­сти выражается в стремлении к работе с добросовест­ными и надежными партнерами. Когда речь идет об организациях производственного типа, в качестве таких партнеров выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий либо организации, осуществ­ляющие сбыт продукции. В этом случае обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов новой объединенной организационной системы.

Современные тенденции объединений орга­низаций в России. Опыт функционирования объеди­нений хозяйственных организаций показывает, что они достаточно эффективны во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в современных условиях про­цесс объединения приобретает особую актуальности и становится необходимым фактором борьбы за выжи­вание для любой деловой организации. В условиях эко­номической нестабильности и резких колебаний рыноч­ной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода развития экономики России, соз­дание объединений позволяет их участникам более эффективно продвигаться к поставленным целям.

Причины вхождения организаций в объеди­нения: возможность доступа к свободным инвести­ционным ресурсам, получение профессиональной управленческой консультации, достижение контроля над рынком, стремление к снижению издержек за счет минимизации ряда административных расходов и т.д.